ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 августа 2022 года город Воронеж | Дело № А14-10/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей | ФИО1, ФИО2, ФИО3, |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя ФИО4 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, далее – индивидуальный предприниматель ФИО4 или заявитель): от Управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики администрации городского округа город Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – Управление): | ФИО5 – представитель по доверенности от 01.07.2022 № 01; ФИО6 – представитель по доверенности от 28.03.2022 № 13; |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики Администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.06.2022 по делу № А14-10/2022, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО4 к Управлению развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики Администрации городского округа город Воронеж о признании недействительным решения от 23.11.2021 № 17800686 об отказе в перезаключении договора на размещение нестационарного торгового объекта №00009- 130417 от 13.04.2017 в порядке преимущественного права,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО4 обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики Администрации городского округа город Воронеж о признании недействительным решения от 23.11.2021 № 17800686 об отказе в перезаключении договора на размещение нестационарного торгового объекта №00009- 130417 от 13.04.2017 в порядке преимущественного права.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 03.06.2022 по делу № А14-10/2022 заявленные требования удовлетворены.
Признано недействительным решение Управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики Администрации городского округа город Воронеж от 23.11.2021 № 17800686 об отказе в перезаключении договора на размещение нестационарного торгового объекта № 00009-130417 от 13.04.2017 в порядке преимущественного права.
На Управление развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики Администрации городского округа город Воронеж возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО4.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики Администрации городского округа город Воронеж обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на отсутствие обращений со стороны заявителя относительно представления графического плана, а также на злоупотребление правом с его стороны.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, признавал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что между индивидуальным предпринимателем ФИО4 (субъект торговли) и Управлением развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики (уполномоченный орган Администрации городского округа город Воронеж, Управление развития предпринимательства) был заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта №00009-130417 от 13.04.2017, в соответствии с которым уполномоченным органом субъекту торговли предоставляется право на размещение киоска площадью 16 кв.м. для осуществления деятельности по реализации продовольственных товаров по адресному ориентиру в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ <...> (III-196) на срок с 13.04.2017 по 12.05.2021 (пункт 1.1. договора).
Согласно пункту 2.2.1. договора уполномоченный орган обязан предоставить победителю торгов право на размещение нестационарного торгового объекта по адресному ориентиру в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ город Воронеж, указанному в пункте 1.1 настоящего договора.
Право, предоставленное заявителю, победителю торгов по договору, не может быть предоставлено уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж другим лицам.
Победитель торгов согласно пункту 2.4.1. договора обязан обеспечить размещение НТО и его готовность к использованию в соответствии с архитектурным решением, в срок до 13.07.2017.
Размер платы по договору определен пунктом 3.1. договора и составляет 202 084 руб. 40 коп., в том числе НДС 30 826 руб. 43 коп.
Оплата приобретаемого на аукционе права на заключение договора производится путем перечисления победителем торгов денежных средств на счет, указанный в информационном сообщении о проведении аукциона. График совершения платежей предусмотрен Приложением №1 к договору.
В соответствии с пунктом 2.4.1. договора победитель торгов обязан обеспечить размещение объекта и его готовность к использованию в соответствии с архитектурным решением в срок до 13.07.2017.
Как указывает индивидуальный предприниматель ФИО4, а также подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.06.2021 по делу А14-5020/2020, после заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта №00009-130417 от 13.04.2017 им была выяснена невозможность размещения НТО в соответствии с его условиями и по состоянию на 17.02.2020 альтернативное место размещения НТО предпринимателю предоставлено не было.
15.10.2020 ИП ФИО4 получил дополнительное соглашение от 16.12.2019 к договору от 13.04.2017 № 00009-130417 на размещение НТО по адресу: <...>. Между тем договор №00009-130417 от 13.04.2017 действовал на киоск площадью 16 кв.м., расположенный по адресу: <...> (III-196), при этом дополнительное соглашение заключено на павильон площадью 17.5 кв.м., расположенный по адресу: <...>.
Таким образом, у заявителя имелся графический материал и ситуационный план на киоск меньшей площадью, чем предложенный павильон.
При этом к дополнительному соглашению от 16.12.2019 обновленный ситуационный план приложен не был, о чем ИП ФИО4 сделал соответствующую отметку при получении (т.1 л.д. 84).
Дополнительным соглашением от 06.04.2021 срок договора аренды НТО продлен по 31.08.2021.
В связи с тем, что в дополнительном соглашении от 16.12.2019 отсутствовал графический материал, ИП ФИО4 обратился к заинтересованному лицу с соответствующим ходатайством, изложенным в письме от 19.03.2021 № 7.
В ответ на запрос от 19.03.2021 №7 Управление в письме от 21.05.2021 № 16393233 предложило ИП ФИО4 руководствоваться Типовыми архитектурными решениями нестационарных торговых объектов, размещаемыми на территории городского округа город Воронеж, утвержденными Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 28.05.2012 № 410, либо организовать работу по разработке индивидуального архитектурного решения НТО с последующим согласованием уполномоченного органа.
Поскольку редакция Типовых решений должна была претерпеть внесение изменений, заявитель решил не утверждать архитектурное решение по ранее действующим нормам.
В связи с тем, что в дополнительном соглашении от 16.12.2019 отсутствовал графический материал, ИП ФИО4 повторно обратился к заинтересованному лицу с соответствующим ходатайством, изложенным в письме от 09.08.2021 № 20.
Подписанное ИП ФИО4 дополнительное соглашение от 06.04.2021 поступило в Управление 09.08.2021.
В письме от 09.08.2021 № 20 ИП ФИО4 вновь указал на отсутствие графического материала размещения НТО. Как указывает заявитель, он узнал о новом архитектурном облике лишь из письма Управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики Администрации городского округа город Воронеж от 25.08.2021 № 17093576, которые было получено предпринимателем уже после 31.08.2021.
В уведомлении от 23.11.2021 № 17800686 Управление развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики Администрации городского округа город Воронеж отказало ИП ФИО4 в предоставлении преимущественного права на заключение договора от 13.04.2017 № 00009-130417 на размещение НТО на новый срок, без проведения торгов со ссылкой на пункт 8.2 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 25.04.2012 № 790-III.
Полагая, что уведомление от 23.11.2021 № 17800686 не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, индивидуальный предприниматель ФИО4 обратился в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о том, что поскольку заявитель получил графический и ситуационный материал лишь после 25.08.2021, фактическая возможность по установке павильона по адресу: <...> и предъявления для осмотра приемочной комиссией с целью составления акта в период действии договора, у заявителя отсутствовала.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок и основания размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж определяется Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 25.04.2012 № 790- III (далее – Положение).
Пунктом 5 Положения установлено, что уполномоченным органом на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов, ведение реестра договоров на размещение нестационарных торговых объектов, контроль за исполнением условий договоров на размещение нестационарных торговых объектов, а также на утверждение акта приемочной комиссии о соответствии (несоответствии) размещенного нестационарного торгового объекта (за исключением нестационарных торговых объектов, размещенных на озелененных территориях общего пользования) требованиям, указанным в договоре на размещение нестационарного торгового объекта, и архитектурному решению является Управление развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики администрации городского округа город Воронеж.
Основанием для установки (монтажа) субъектом торговли нестационарного торгового объекта на территории городского округа город Воронеж является заключенный с уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж договор на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа город Воронеж по форме согласно приложению № 3 к настоящему решению (пункт 4.3 Положения).
Пунктом 8.2 Положения предусмотрено, что владельцы нестационарных торговых объектов (за исключением объектов сезонной торговли и организаций, реализующих печатную продукцию), имеющие действующий договор на размещение нестационарного торгового объекта, заключенный в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж от 06.05.2016 № 394, местоположение и группа реализуемых товаров которого соответствует утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов, а внешний вид и размеры - архитектурным решениям, что подтверждено соответствующим актом приемочной комиссии, а также не допускающие на момент истечения срока действия схемы размещения нестационарных торговых объектов случаев, предусмотренных подпунктами «ж», «к» пункта 6.1 Положения, имеют в 2021 году однократное преимущественное право на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии с формой, утвержденной приложением № 3 к настоящему решению, без проведения торгов на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов, по цене, равной начальной (минимальной) цене аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на основании отчета об оценке рыночной стоимости, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, при условии письменного согласия владельцев нестационарных торговых объектов с существенными условиями договора, указанными в пункте 4.3 настоящего Положения, выраженного в волеизъявлении субъекта торговли на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта в порядке преимущественного права на новый срок.
Волеизъявление субъекта торговли на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на новый срок в порядке преимущественного права должно быть выражено в письменной форме и предоставлено уполномоченному органу администрации городского округа город Воронеж не позднее 30 дней до истечения срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта, заключенного в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж от 06.05.2016 № 394.
В случае если в течение 30 календарных дней со дня получения двух экземпляров проекта договора на размещение нестационарного торгового объекта субъектом торговли не будет передан в уполномоченный орган администрации городского округа город Воронеж подписанный экземпляр договора на размещение нестационарного торгового объекта либо будет передан с разногласиями по существенными условиями договора, указанными в пункте 4.3 настоящего Положения, договор на размещение нестационарного торгового объекта является незаключенным, субъект торговли утрачивает преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, а нестационарный торговый объект подлежит демонтажу субъектом торговли в течение 3 дней со дня утраты преимущественного права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, а территория, занимаемая ранее объектом, приведению в первоначальный вид субъектом торговли.
Эксплуатация установленных нестационарных торговых объектов разрешается в случае, если такие объекты размещены в соответствии с требованиями, указанными в Договоре и архитектурном решении (пункт 5.1 Положения).
В целях осмотра нестационарных торговых объектов на предмет соответствия требованиям, указанным в пункте 5.1 настоящего Положения, администрацией городского округа город Воронеж создается приемочная комиссия (пункт 5.2 Положения).
Нестационарный торговый объект (за исключением объектов сезонной торговли), размещенный в соответствии с требованиями, указанными в Договоре и архитектурном решении, предъявляется для осмотра приемочной комиссией не позднее шести месяцев с даты заключения Договора, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8.2 настоящего Положения.
Не допускается установка и эксплуатация нестационарного торгового объекта, не соответствующего требованиям, указанным в Договоре, и архитектурному решению (пункт 5.3 Положения).
Для осмотра нестационарного торгового объекта приемочной комиссией субъект торговли направляет в уполномоченный орган администрации городского округа город Воронеж соответствующее обращение.
Приемочная комиссия в целях осмотра нестационарного торгового объекта (за исключением объектов сезонной торговли) созывается в десятидневный срок со дня поступления обращения или истечения срока, установленного пунктом 5.3 настоящего Положения, для осмотра нестационарного торгового объекта приемочной комиссией.
Приемочная комиссия в целях осмотра объекта сезонной торговли созывается в трехдневный срок со дня поступления обращения или истечения срока, установленного пунктом 5.3 настоящего Положения, для осмотра приемочной комиссией.
По результатам осмотра нестационарных торговых объектов составляется акт приемочной комиссии о соответствии (несоответствии) размещенного нестационарного торгового объекта требованиям, указанным в договоре на размещение нестационарного торгового объекта, и архитектурному решению по форме согласно приложению № 4 к настоящему решению.
Акт приемочной комиссии утверждается уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж (за исключением нестационарных торговых объектов, расположенных на муниципальных озелененных территориях общего пользования) в течение десяти рабочих дней со дня осмотра.
Акт приемочной комиссии в отношении нестационарных торговых объектов, расположенных на муниципальных озелененных территориях общего пользования, утверждается уполномоченным органом на утверждение акта приемочной комиссии в течение 10 рабочих дней со дня осмотра (пункт 5.5 Положения).
Утвержденный акт приемочной комиссии, подтверждающий несоответствие размещенного нестационарного торгового объекта требованиям, указанным в договоре на размещение нестационарного торгового объекта, и архитектурному решению, является основанием для направления (вручения) владельцу нестационарного торгового объекта уведомления об устранении выявленных недостатков в 30-дневный срок со дня получения уведомления, а владельцу передвижного средства развозной и разносной уличной торговли – в 10-дневный срок со дня получения уведомления.
Материалами настоящего дела подтверждается и следует из пояснений представителя Управления, изложенных в судебном заседании суда апелляционной инстанции, что основанием для отказа в предоставлении преимущественного права на заключение договора от 13.04.2017 № 00009-130417 на размещение НТО на новый срок без проведения торгов выступает отсутствие акта приемочной комиссии в отношении спорного НТО.
Вместе с тем, из представленной в материалы дела переписки заявителя и Управления следует, что индивидуальный предприниматель неоднократно обращался в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении графического материала относительно размещения НТО по адресу: <...>, при этом ситуационный план, а также архитектурное решение НТО от 16.12.2019 было направлено предпринимателю лишь с письмом Управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики Администрации городского округа город Воронеж от 25.08.2021 № 17093576.
Кроме того, судом первой инстанции также обоснованно учтено, что вступившим в законную силу 29.09.2021 решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.06.2021 по делу № А14-5020/2020 установлены следующие обстоятельства: схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж на 2016 - 2021 годы была утверждена постановление администрации городского округа город Воронеж от 06.05.2016 № 394.
Судами был объективно установлен факт невозможности размещения нестационарного торгового объекта на предоставленном земельном участке ввиду нахождения на нем нестационарного торгового объекта общества с ограниченной ответственностью «Усмань», о чем сообщено предпринимателю в письме от 19.03.2018 № 9378667.
Впоследствии невозможность размещения нестационарного торгового объекта была обусловлена прохождением в месте размещения нестационарного торгового объекта линий связи ПАО «Ростелеком», которое отказало истцу в согласовании работ по установке торгового объекта в охранной зоне линии связи.
ИП ФИО4 07.12.2018 было подано заявление о переносе места размещения нестационарного торгового объекта на ул. Брусилова, 3 с увеличением площади до 20 кв. м и изменением группы товаров.
Поскольку вопрос об альтернативном размещении ИП ФИО4 нестационарного торгового объекта длительное время разрешен не был, предприниматель в 10.07.2019 вновь обратился к ответчику с требованием предоставить альтернативное место для размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Воронеж, ул. Брусилова, 3.
В ответ на заявление истца управление сообщило (ответ от 17.07.2019 №12267522), что 01.03.2019 на заседании рабочей группы по внесению изменений в схему размещения, утвержденную постановлением администрации городского округа город Воронеж от 06.05.2016 № 394 вопрос о переносе нестационарного торгового объекта по адресу: ул. Ильича, 55 на ул. Брусилова, 3 разрешен положительно.
На основании протокола заседания рабочей группы был подготовлен проект изменений в постановление администрации городского округа город Воронеж от 06.05.2016 № 394, соответствующие изменения вступили в силу 12.11.2019.
Управлением развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики администрации городского округа город Воронеж подготовлено дополнительное соглашение от 16.12.2019 к договору от 13.04.2017 № 00009-130417 о переносе нестационарного торгового объекта с ул. Ильича, 55 на ул. Брусилова, 3, которое подписано предпринимателем 15.10.2020.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по делу № А14-5020/2020, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у заявителя отсутствовала объективная возможность установить НТО по адресу: <...> и предъявить его для осмотра приемочной комиссией с целью составления акта в период действии договора.
Таким образом, суд области пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя о признании недействительным решения от 23.11.2021 № 17800686 об отказе в перезаключении договора на размещение нестационарного торгового объекта №00009- 130417 от 13.04.2017 в порядке преимущественного права.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.06.2022 по делу № А14-10/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики Администрации городского округа город Воронеж – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья | ФИО1 |
Судьи | ФИО2 |
ФИО3 |