ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-4152/08 от 15.10.2008 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27 октября 2008 года Дело № А14-5465-2008/170/34

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2008 г. Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2008 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,

судей Осиповой М.Б.,

Сурненкова А. А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Овсянниковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже на решение арбитражного суда Воронежской области от 28.07.2008 г. по делу № А14-5465-2008/170/34 (судья Кораблева Г.Н.),

принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Харина Олега Александровича к государственному учреждению – управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже о признании частично недействительным решения № 1529 от 26.05.2008 г.,

при участии в судебном заседании:

от органа пенсионного фонда – Купцовой Ю.С., ведущего специалиста-эксперта по доверенности № 01-24/14 от 09.01.2008 г.,

от страхователя – Харина О.А., предпринимателя,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Харин Олег Александрович (далее – предприниматель Харин, страхователь) обратился в арбитражный суд Воронежской области с заявлением признании недействительным решения государственного учреждения – управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (далее – орган Пенсионного фонда, управление) № 1529 от 26.05.2008 года, в части взыскания недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 632 руб., пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 662 руб. 44 коп., пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 331 руб. 20 коп. (с учетом уточнений).

Решением арбитражного суда Воронежской области от 28.07.2008 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом в части взыскания недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 632 руб., управление обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и на неправильное применение норм материального права, в связи с чем просит отменить решение арбитражного суда Воронежской области от 28.07.2008 года в оспариваемой части и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы управление ссылается на то, что в нарушение норм действующего законодательства судом первой инстанции при рассмотрении дела не учтено то обстоятельство, что платежи в сумме 632 руб. уплачены Хариным О.А. на код бюджетной классификации, не соответствующий фиксированным платежам на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем они не могут быть учтены в счет погашения задолженности по страховым взносам в виде фиксированных платежей на страховую часть трудовой пенсии за 2007 год.

Также орган Пенсионного фонда ссылается на то, что предприниматель, уплативший спорную сумму на ошибочный код бюджетной классификации, не предпринял достаточных мер для зачета произведенного платежа на соответствующий код бюджетной классификации, не обжаловал действия налогового органа по отказу в проведении зачета, не явился в орган Пенсионного фонда для сверки платежей, в связи с чем он не может считаться лицом, надлежащим образом исполнившим обязанность по уплате фиксированного платежа.

Предприниматель Харин возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле, не заявили ходатайство о проверке законности и обоснованности судебного акта в полном объеме, в связи с чем суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность и обоснованность судебного акта лишь в обжалуемой части.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения страхователя и представителя органа пенсионного фонда, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, 03.04.2008 года управлением в адрес индивидуального предпринимателя Харина О.А. направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

26.05.2008 года органом Пенсионного фонда принято решение № 1529 о взыскании с предпринимателя Харина недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за 2007 год в сумме 632 руб., пени в сумме 1009 руб. 06 коп. за несвоевременную уплату страховых взносов, в том числе 662 руб. 44 коп. – за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии за 2002-2003 годы, 15 руб. 42 коп. – за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии за 2007 год, 331 руб. 20 коп. – за несвоевременную уплату страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за 2002-2003 годы.

Полагая, что указанное решение в части взыскания недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 632 руб., пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 662 руб. 44 коп., пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 331 руб. 20 коп. противоречит законодательству, нарушает его права и законные интересы, предприниматель Харин обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.

При этом предприниматель указывал на то, что недоимка по страховым взносам в сумме 632 руб. была им ошибочно уплачена на код бюджетной классификации, соответствующий штрафам по страховым взносам, он обращался в инспекцию Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа с заявлением о зачете указанной суммы, однако, зачет до настоящего момента не произведен.

В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Закона № 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Статьей 28 Закона № 167-ФЗ предусмотрено, что страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа, размер которого в расчете на месяц устанавливается исходя из страхового года, ежегодно утверждаемого Правительством Российской Федерации. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей – на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14, пунктом 4 статьи 28 Закон № 167-ФЗ индивидуальный предприниматель обязан в срок до 31 декабря текущего года уплатить страховые взносы в виде фиксированного платежа.

Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса определена обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов является основанием для направления ему требования об уплате задолженности.

Статьей 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ установлено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется страхователю территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности с указанием срока его исполнения.

После истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов органом Пенсионного фонда принимается решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в котором указываются основания взыскания и размер взыскиваемой суммы со ссылкой на соответствующие статьи нормативных правовых актов, документы и иные сведения, которые подтверждают наличие недоимки, пеней и штрафов.

Таким образом, основанием для направления страхователю органом Пенсионного фонда требования об уплате недоимки по уплате страховых взносов, соответствующих пеней и санкций, а также для принятия решения о взыскании недоимки является наличие у него неисполненной обязанности по уплате страховых взносов в установленный срок.

Как следует из материалов дела, предпринимателем Хариным по квитанциям от 25.10.2007 г. и от 17.12.2007 г. была произведена уплата сумм 300 руб. и 332 руб. в бюджет Пенсионного фонда. При этом в платежных документах им было указано назначение платежа - фиксированный платеж на обязательное пенсионное страхование за третий и четвертый кварталы, однако, вместо кода бюджетной классификации, соответствующего страховым взносам – 18210202030061000160, был ошибочно указан код бюджетной классификации, соответствующий штрафам по страховым взносам в виде фиксированного платежа – 1821020202030063000160.

Факт поступления спорной суммы в бюджет Пенсионного фонда подтверждается реестром учета платежей страхователя за период с 01.01.2007 года по 31.12.2007 года и не оспаривается управлением Пенсионного фонда.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Кодекса обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.

Согласно пункту 3 статьи 45 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ) обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа или со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В соответствии с абзацем 6 пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 167-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда.

Обязанность по уплате налога не признается исполненной в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 45 Налогового кодекса, в том числе в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации или возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику - физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации, а также в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Таким образом, уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обусловлена поступлением денежной суммы на счет органа Пенсионного фонда.

Поскольку неправильное указание кода бюджетной классификации при уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа на обязательное пенсионное страхование не препятствует зачислению денежной суммы на счет органа Пенсионного фонда, у страхователя не возникло задолженности перед бюджетом Пенсионного фонда в результате такой уплаты.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об исполнении предпринимателем Хариным О.А. обязанности по уплате задолженности по страховым взносам в сумме 632 руб. в бюджет Пенсионного фонда и об отсутствии у органа Пенсионного фонда оснований для возбуждения процедуры принудительного взыскания страховых взносов, признав в связи с этим решение управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже № 1529 от 26.05.2008 года недействительным в части взыскания недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 632 руб.

Ссылка органа Пенсионного фонда на то, что страхователем не были предприняты достаточные меры для зачисления произведенного им платежа на соответствующий код бюджетной классификации не может быть принята судом апелляционной инстанции.

Как следует из материалов дела, 29.02.2008 года страхователь обращался в инспекцию Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа с заявлением о зачете ошибочно уплаченных сумм фиксированных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации с кода бюджетной классификации «штрафы по страховым взносам в виде фиксированного платежа» на код бюджетной классификации «страховые взносы в виде фиксированного платежа».

Решением инспекции № 81 от 12.03.2008 года ему было отказано в проведении зачета в связи с отсутствием у налоговых органов правовых полномочий на осуществление зачета (возврата) платежей по страховым взносам.

Оценивая указанную ситуацию, суд области обоснованно исходил из следующего.

Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 08.12.2006 года № 168н, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним осуществляют администраторы поступлений в бюджет.

Статьей 2 Федерального закона «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.1996 года № 115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 года № 233-ФЗ) установлено, что администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации считаются федеральные органы, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Согласно Приложению 11.1 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации» и Приложению 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 08.10.2006 года № 168н, главным распорядителем средств федерального бюджета, администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, является Федеральная налоговая служба.

Кроме этого, полномочия налоговых органов по осуществлению зачета (возврата) платежей, а также по представлению копий электронных расчетных документов и исполненных органами федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной Министерством по налогам и сборам России, в части платежей, относящихся к Пенсионному фонду Российской Федерации, прямо предусмотрены во второй главе «Обязанности органов МНС России» Соглашения по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации от 02.12.2003 года, действующего с учетом Порядка взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона от 04.11.2005 года № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров», утвержденного распоряжениями Пенсионного фонда Российской Федерации № 282р и Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 231@ от 28.12.2006 года.

При этом Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не урегулирован вопрос зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем зачет должен осуществляться в порядке, установленным главой 12 Налогового кодекса. Согласно пункту 4 статьи 78 Налогового кодекса зачет излишне уплаченной суммы в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика.

Предпринимателем Хариным было подано в налоговый орган заявление о зачете платежа, ошибочно уплаченного по коду бюджетной классификации 1821020202030063000160 на код бюджетной классификации 18210202030061000160, следовательно, у налогового органа не имелось оснований для отказа в проведении зачета.

При этом следует отметить, что Пенсионному фонду Российской Федерации предоставлено право получать у налоговых органов любую информацию, необходимую ему для осуществления обязательного пенсионного страхования, включая налоговую отчетность и информацию, составляющую налоговую тайну в соответствии с Соглашением по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации от 01.12.2003 года № БГ-16-05/189/МЗ-08-32/2-с и Порядком, утвержденным Распоряжениями Пенсионного фонда Российской Федерации № 282р и Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 231@ от 28.12.2006 года.

Согласно пункту 2.1 Соглашения налоговые органы обеспечивают передачу органам пенсионного фонда копий электронных расчетных документов в части платежей, относящихся к пенсионному фонду Российской Федерации; в соответствии с пунктом 2.6 – сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не позднее 30 дней после обработки представленных расчетов по авансовым платежам (деклараций) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование; а также иных сведений, необходимых для осуществления обязательного пенсионного страхования и контроля за достоверностью представления страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета по мотивированным запросам органов пенсионного фонда Российской Федерации, в течение 30-ти дней со дня получения запроса в электронном виде (пункт 2.10 Соглашения).

Таким образом, органы пенсионного фонда в рамках взаимодействия с налоговыми органами имеют возможность получать информацию об уплате страхователем страховых взносов и их зачислении на счета органа пенсионного фонда

В данном случае управление не воспользовалось предоставленным ему правом.

Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое решение принято судом области на основе полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств дела и при правильной их оценке, с правильным применением норм материального и процессуального права.

Апелляционная жалоба убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, не содержит, в связи с чем не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, решение арбитражного суда Воронежской области отмене не подлежит.

Учитывая результат рассмотрения дела, государственная пошлина в сумме 1000 руб., уплаченная органом пенсионного фонда при подаче апелляционной жалобы, возврату не подлежит.

Руководствуясь статьями 16, 17, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Воронежской области от 28.07.2008 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья: Т.Л. Михайлова

Судья М.Б. Осипова

А.А. Сурненков