ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-4216/16 от 18.08.2016 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«25» августа 2016 года Дело № А08-4114/2014

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2016 года

Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2016 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

Суховой И.Б.,

судей

Ушаковой И.В.,

Щербатых Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевелюхиной М.Д.,

при участии:

от Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области: Маслова А.В., представителя по доверенности №1-120/4374 от 27.11.2015;

от Акционерного общества "КМАпроектжилстрой": Сергеевой С.И., представителя по доверенности №695/07 от 02.09.2015;

от Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АНКОР": Сергеевой С.И., представителя по доверенности №1/3 от 03.03.2016;

от Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области: Шляхова С.И., представителя по доверенности №08/19 от 19.01.2016;

от Правительства Белгородской области: Шляхова С.И., представителя по доверенности №1/13-1070и от 23.11.2015;

от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Управления Росреестра по Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от ООО НПО «Гео-ГИС»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.05.2016 по делу № А08-4114/2014 (судья Коновалов А.И.), по исковому заявлению Акционерного общества "КМАпроектжилстрой" (ИНН 3128001437, ОГРН 1023102357266) и Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АНКОР" (ИНН 3128094495, ОГРН 1133128003425) к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Белгородской области (ИНН 7705401340; ОГРН 1027700485757), Управлению Росреестра по Белгородской области (ИНН 3123113560, ОГРН 1043107046861) об установлении кадастровой стоимости земельных участков,

третьи лица: Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области, Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области, Правительство Белгородской области, ООО НПО «Гео-ГИС»,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «КМАпроектжилстрой» обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к ФГБУ«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице ФГБУ по Белгородской области и к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной:

- земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:0013 (равнозначен кадастровому номеру 31:06:0242001:13) площадью 113322 кв.м., расположенного по адресу: Белгородская обл., г.Старый Оскол, просп. Молодежный, д. 6, категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование «Для строительства Дворца спорта», в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011г., равной 38 982 768 руб., а также удельного показателя кадастровой стоимости равного 344 руб. с 01.01.2013;

- земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:0017 (равнозначен кадастровому номеру 31:06:0242001:17), по адресу: Белгородская обл., г.Старый Оскол, просп. Молодежный, д. 6, категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование «Для строительства Дворца спорта», площадью 9797 кв.м, в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011г., равной 3 370 168 руб., а также удельного показателя кадастровой стоимости равного 344 руб., с 01.01.2013;

и обязании ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 31:06:0242001:0013 (равнозначен кадастровому номеру 31:06:0242001:13) и 31:06:0242001:0017(равнозначен кадастровому номеру 31:06:0242001:17), расположенных по адресу: Белгородская обл., г.Старый Оскол, просп. Молодежный, д. 6, в размере их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011г., а также удельных показателей кадастровой стоимости равных 344 руб., с момента вступления в силу судебного акта.

10.06.2014 ООО «УК «Анкор» обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к ФГБУ«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице ФГБУ по Белгородской области и к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной:

- земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:1162, площадью 87186 кв.м, расположенного по адресу: Белгородская обл., г.Старый Оскол, просп. Молодежный, д. 6, категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование «Для обслуживания объектов Гольф-клуба Дворца спорта», в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011 равной 29 991 984 руб., а также удельного показателя кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости 1 кв.м данного земельного участка, равном 344 руб. с 01.01.2013;

- земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:1163, площадью 24494 кв.м., расположенного по адресу: Белгородская обл., г. Старый Оскол, просп. Молодежный, д. 6, категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование «Для обслуживания Дворца спорта», в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011 равной 8 425 936 руб., а также удельного показателя кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости 1 кв.м данного земельного участка, равном 344 руб. с 01.01.2013;

- земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:480, площадью 1642 кв.м, расположенного по адресу: Белгородская обл., г.Старый Оскол, просп. Молодежный, д. 6, категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование «Для строительства Дворца спорта», в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011г., равной 564848 руб., а также удельного показателя кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости 1 кв.м данного земельного участка равном 344 руб. с 01.01.2013;

- земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:17, площадью 9797 кв.м, по адресу: Белгородская обл., г.Старый Оскол, просп. Молодежный, д. 6, категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование «Для строительства Дворца спорта», в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011 равной 3 370 168 руб., а также удельного показателя кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости 1 кв.м данного земельного участка, равном 344 руб., с 01.01.2013;

обязании ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 31:06:0242001:1162, 31:06:0242001:1163, 31:06:0242001:480, и 31:06:0242001:17, расположенных по адресу: Белгородская обл., г.Старый Оскол, просп. Молодежный, д. 6, в размере их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011, а также удельных показателей кадастровой стоимости равных 344 руб., с момента вступления в силу судебного акта.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены субъект Российской Федерации – Белгородская область в лице Правительства Белгородской области, Администрация Старооскольского городского округа, Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области, ООО НПО «ГеоГИС».

Определением Арбитражного суда Белгородской области от 04.08.2014 дело № А08-4114/2014 и А08-4170/2014 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера А08-4114/2014.

На основании ст. 48 АПК РФ судом области произведена замена истца ОАО «КМАпроектжилстрой» на его правопреемника - АО «КМАпроектжилстрой».

В порядке ст. 49 АПК РФ 23.03.2016 истцы уточнили исковые требования в связи с результатами судебного экспертного заключения ООО «Бел-Консалтинг» № 2016.015 от 03.03.2016 по определению рыночной стоимости спорных земельных участков, просят суд:

- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:480, площадью 1642кв.м, расположенного по адресу: Белгородская обл., г.Старый Оскол, просп. Молодежный, д. 6, из категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием «Для строительства Дворца спорта», равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату определения кадастровой стоимости участка - 14.11.2013 г., в размере 1 548 406 руб.;

обязать ответчиков внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:480, площадью 1642 кв.м, расположенного по адресу: Белгородская обл., г.Старый Оскол, просп. Молодежный, д. 6, из категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием «Для строительства Дворца спорта», по состоянию на 14.11.2013 г., равной его рыночной стоимости в размере 1 548 406 руб., на основании решения суда по данному делу, включая дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости 10.06.2014 с момента вступления решения суда в законную силу;

- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:1162, площадью 87186 кв.м, расположенного по адресу: Белгородская обл., г. Старый Оскол, просп. Молодежный, д. 6, из категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием «Для обслуживания объектов «Гольф-клуба Дворца спорта», равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату установления кадастровой стоимости участка - 03.02.2014 в размере 35 920 632 руб.;

- обязать ответчиков внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:1162, площадью 87186 кв.м, расположенного по адресу: Белгородская обл., г. Старый Оскол, просп. Молодежный, д. 6, из категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием «Для обслуживания объектов «Гольф-клуба Дворца спорта», по состоянию на 03.02.2014 равной его рыночной стоимости в размере 35 920 632 руб. на основании решения суда по данному делу, включая дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости 10.06.2014, с момента вступления решения суда в законную силу;

- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:1163, площадью 24494 кв.м, расположенного по адресу: Белгородская обл., г.Старый Оскол, просп. Молодежный, д.6, из категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием «Для обслуживания Дворца спорта», равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату установления кадастровой стоимости участка - 03.02.2014 в размере 11 242 746 руб.;

- обязать ответчиков внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:1163, площадью 24494кв.м, расположенного по адресу: Белгородская обл., г. Старый Оскол, просп. Молодежный, д. 6, из категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием «Для обслуживания Дворца спорта», по состоянию на 03.02.2014 г., равной его рыночной стоимости в размере 11 242 746 руб. на основании решения суда по данному делу, включая дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости 10.06.2014 с момента вступления решения суда в законную силу;

- установить кадастровую стоимость застроенного земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:17, площадью 9797 кв.м, по адресу: Белгородская обл., г.Старый Оскол, просп. Молодежный, д. 6, из категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием «Для строительства Дворца спорта», равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011 в размере 3 105 649 руб.; обязать ответчиков внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:17, площадью 9797 кв.м., расположенного по адресу: Белгородская обл., г.Старый Оскол, просп. Молодежный, д. 6, из категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием «Для строительства Дворца спорта», по состоянию на 01.01.2011 равной его рыночной стоимости в размере 3 105 649 руб. на основании решения суда по данному делу, включая дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости 10.06.2014 с момента вступления решения суда в законную силу;

- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:0013 (равнозначен кадастровому номеру 31:06:0242001:13), площадью 113322 кв.м, по адресу: Белгородская обл., г. Старый Оскол, просп. Молодежный, д. 6, из категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием «Для строительства Дворца спорта», равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011 в размере 38 982768 руб.;

- обязать ответчиков внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:0013 (равнозначен кадастровому номеру 31:06:0242001:13), площадью 113322 кв.м, расположенного по адресу: Белгородская обл., г. Старый Оскол, просп. Молодежный, д.6, из категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием «Для строительства Дворца спорта», по состоянию на 01.01.2011 равной его рыночной стоимости в размере 38 982 768 руб. на основании решения суда по данному делу, включая дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости 06.06.2014 с момента вступления решения суда в законную силу.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 24.05.2016 исковые требования удовлетворены частично, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:480, площадью 1642 кв.м., расположенного по адресу: Белгородская обл., г. Старый Оскол, просп. Молодежный, д. 6, из категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием «Для строительства Дворца спорта», равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату установления кадастровой стоимости участка - 14.11.2013 в размере 1 548 406 руб.

Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:1162, площадью 87186 кв.м., расположенного по адресу: Белгородская обл., г. Старый Оскол, просп. Молодежный, д. 6, из категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием «Для обслуживания объектов «Гольф-клуба Дворца спорта», равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату установления кадастровой стоимости участка - 03.02.2014 в размере 35 920 632 руб.

Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:1163, площадью 24494 кв.м., расположенного по адресу: Белгородская обл., г. Старый Оскол, просп. Молодежный, д.6, из категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием «Для обслуживания Дворца спорта», равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату установления кадастровой стоимости участка - 03.02.2014 в размере 11 242 746 руб.

Установлена кадастровая стоимость застроенного земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:17, площадью 9797 кв.м., по адресу: Белгородская обл., г. Старый Оскол, просп. Молодежный, д. 6, из категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием «Для строительства Дворца спорта», равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011 в размере 3 105 649 руб.

Суд области обязал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Белгородской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости указанных земельных участков равной его рыночной стоимости с момента вступления решения суда в законную силу.

В остальной части иска отказано.

Не согласившись с состоявшимся решением в части удовлетворения исковых требований, Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель ссылался на то, что нормативно-правовой акт, которым установлена кадастровая стоимость земельных участков не оспорен, исковое заявление не должно было быть принято, так как истцом был представлен только отчет о рыночной стоимости, но не было представлено подготовленное экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение.

Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2016 апелляционная жалоба принята к производству.

Рассмотрение дела откладывалось.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции 18.08.2016 представители ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Белгородской области, Управления Росреестра по Белгородской области, ООО НПО «Гео-ГИС» не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.

Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие их представителей.

Через систему «Мой арбитр» от Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области поступили дополнения к апелляционной жалобе; от истцов поступило дополнение к отзыву на апелляционную жалобу.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции 18.08.2016 представитель Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом представленных дополнений, считает решение в обжалуемой чпсти незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просит отменить его в указанной части, принять по делу новый судебный акт.

Представитель АО «КМАпроектжилстрой» и ООО «Управляющая компания «АНКОР» возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области и Правительства Белгородской области поддержалпозицию Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, просит апелляционную жалобу Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области удовлетворить, отменить решение суда первой инстанции в заявленной части.

В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Учитывая, что в материалах дела отсутствуют возражения участников процесса по поводу проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного акта только в части, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части.

Из материалов дела следует, что ОАО «КМАпроектжилстрой» являлся собственником двух земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 31:06:0242001 по адресу: Белгородская обл., г.Старый Оскол, просп. Молодежный, д. 6:

- земельного участка площадью 113322 кв.м. кадастровый номер 31:06:0242001:0013 (равнозначен кадастровому номеру 31:06:0242001:13), с функциональным использованием «Для строительства Дворца спорта» (свидетельство о государственной регистрации права 31-АБ 718194),

- земельный участок площадью 9797 кв.м. 31:06:0242001:0017 (равнозначен кадастровому номеру 31:06:0242001:17) с функциональным использованием «Для завершения строительства Дворца спорта» (свидетельство о государственной регистрации права 31-АА 897499).

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 20.11.2009 по делу № А08-7397/2009 на Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области возложена обязанность исправить кадастровую ошибку путем внесения соответствующих изменений в государственный земельный кадастр в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 31:06:0242001:13 и 31:06:02:42001:17, расположенными по адресу: Белгородская область, г.Cтарый Оскол, проспект Молодежный,6, исправив их удельные показатели кадастровой стоимости с удельного показателя 3020,15 руб./кв.м., установленного для земель с разрешенным использованием «земли учреждений и организаций народного образования», на удельный показатель 275,50 руб./кв.м., установленный для земель с разрешенным использованием «земли под объектами оздоровительного и рекреационного назначения», а также кадастровую стоимость каждого земельного участка, определив ее из расчета 275,50 руб./кв.м.

Удельный показатель кадастровой стоимости для обоих земельных участков, применявшийся до 01.01.2013 составлял 275,50 руб./кв.м, что соответствовало виду разрешенного использования «Земли под объектами оздоровительного и рекреационного назначения» (графа 10), утв. Постановлением Правительства Белгородской области от 27.04.2007г. № 101-пп.

Кадастровая стоимость земельного участка 31:06:0242001:0013 составляла 31 220 211 руб., а земельного участка 31:06:0242001:0017 - 2 699 073,50 руб. Указанная кадастровая стоимость применялась до 01.01.2013.

Постановлением Правительства Белгородской области от 12.11.2012 № 448-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Белгородской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Старооскольского городского округа по состоянию на 01.01.2011, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка 31:06:0242001:13 составила 450 090 053,16 руб., а земельного участка 31:06:0242001:17 - 38 911 528,66 руб.

Удельный показатель обоих земельных участков определен по 17 – й группе видов разрешенного использования в размере 3971,78 руб./кв.м – «Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии».

Земельный участок с кадастровым номером 31:06:0242001:0013 (равнозначен кадастровому номеру 31:06:0242001:13) площадью 113322 кв.м. с функциональным использованием «Для строительства Дворца спорта», был преобразован путем раздела на два земельных участка: площадью 1642 кв.м с кадастровым номером 31:06:0242001:480; площадью 111681 кв.м с кадастровым номером 31:06:0242001:481.

Полагая, что определенная методом массовой оценки кадастровая стоимость земельных участков, внесенная в государственный кадастр недвижимости, не соответствует их рыночной стоимости, установление кадастровой стоимости в завышенном размере ведет к увеличению налога на землю, что нарушает права лиц, владеющих земельным участком как плательщика земельного налога и его законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и ссылаясь на отчеты № 221/14/1 от 25.04.2014 независимого оценщика ООО "Независимая оценка и право" об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:0013 (равнозначен участку с кадастровым номером 31:06:0242001:13), расположенного по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, пр-т Молодежный, д.6, рыночная стоимость которого по состоянию на 01.01.2011 составила 38 982 768 руб. и № 221/14/2 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:0017 (равнозначен участку с кадастровым номером 31:06:0242001:17), расположенного по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, пр-т Молодежный, д.6, рыночная стоимость которого по состоянию на 01.01.2011 составила 3 370 168 руб. АО «КМАПЖС» обратилось в суд с указанными исковыми требованиями.

На основании протокола заседания Совета директоров ОАО «КМАпроектжилстрой» (Решение единственного учредителя о создании юридического лица) от 31.08.2013 и акта приема-передачи имущества, вносимого ОАО «КМАпроектжилстрой» в оплату доли в уставном капитале ООО «Управляющая компания «Анкор» при создании общества, от 01.09.2013 земельные участки с кадастровыми номерами 31:06:0242001:17, 31:06:0242001:480, 31:06:0242001:481 перешли в собственность ООО «УК «Анкор».

Право собственности ООО «УК «Анкор» на земельный участок с кадастровым номером 31:06:0242001:17 зарегистрировано 04.10.2013, на земельный участок с кадастровым номером 31:06:0242001:480 зарегистрировано 03.10.2013, на земельный участок с кадастровым номером 31:06:0242001:481 зарегистрировано 03.10.2013.

В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:481 площадью 111 680 кв.м, образованы земельные участки с кадастровыми номерами 31:06:0242001:1162 и 31:06:0242001:1163.

Таким образом, ООО «Управляющая компания «Анкор», является собственником четырех земельных участков, расположенных по адресу: Белгородская обл., г. Старый Оскол, просп. Молодежный, д. 6, земель населенного пункта города Старый Оскол, а именно:

- земельного участка площадью 9797 кв.м. кадастровый номер 31:06:0242001:17, с функциональным использованием «Для завершения строительства Дворца спорта» свидетельство о государственной регистрации права 31-АВ 750395 запись регистрации от 04.10.2013;

- земельного участка площадью 1 642 кв.м. кадастровый номер 31:06:0242001:480, с функциональным использованием «Для строительства Дворца спорта» свидетельство 31-АВ 750594, запись регистрации от 03.10.2013;

- земельного участка площадью 87 186 кв.м. кадастровый номер 31:06:0242001:1162, с функциональным использованием «Для обслуживания объектов Гольф-клуба Дворца спорта», свидетельство 31-АВ 837 938 запись регистрации от 26.02.2014;

- земельного участка площадью 24 494 кв.м. кадастровый номер 31:06:0242001:1163, с функциональным использованием «Для обслуживания Дворца спорта», свидетельство 31-АВ 837939, запись регистрации от 26.02.2014.

Определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 №222.

Методические указания применяются и для определения кадастровой стоимости земельных участков в случае образования нового земельного участка путем раздела.

Подпункт 2.1.17 Методических указаний определяет, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемого земельного участка) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.

Кадастровая стоимость земельных участков 31:06:0242001:480, 31:06:0242001:1162, 31:06:0242001:1163, образованных в результате последовательных преобразований земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:13 была определена исходя из кадастровой стоимости преобразованного земельного участка 31:06:0242001:13 и удельного показателя кадастровой стоимости в кадастровом квартале 31:06:0242001, который установлен в размере 3 971,78 руб/кв.м, что соотносится с 17 –й группой видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии».

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:17 определенная по состоянию на 01.01.2011 составила 38 911 528 руб. 66 коп, что подтверждается кадастровой справкой от 09.10.2014;

- земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:480 определенная по состоянию на 14.11.2013 составила 6 521 662 руб.76 коп, что подтверждается кадастровой справкой от 09.10.2014;

- земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:1162, определенная по состоянию на 03.02.2014 составила 346 283 611 руб.08 коп, что подтверждается кадастровой справкой от 27.10.2014;

- земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:1163 определенная по состоянию на 03.02.2014 составила 97 284 779 руб. 32 коп, что подтверждается кадастровой справкой от 28.10.2014.

С целью определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости земельных участков ООО «УК «Анкор» были получены отчеты № 235/14/1, № 235/14/2, № 235/14/3, № 235/14/4 от 30.04.2014 независимого оценщика ООО "Независимая оценка и право" об оценке рыночной стоимости земельных участков, расположенных по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, пр-т Молодежный, д.6 согласно которым по состоянию на 01.01.2011 рыночная стоимость земельных участков: с кадастровым номером 31:06:0242001:1162 составила 29 991 984 руб., с кадастровым номером 31:06:0242001:1163, составила 8 425 936 руб., с кадастровым номером 31:06:0242001:480 составила 564 848 руб., с кадастровым номером 31:06:0242001:0017 (равнозначен кадастровому номеру 31:06:0242001:17) составила 3 370 168 руб.

Полагая, что определенная методом массовой оценки кадастровая стоимость земельных участков, внесенная в государственный кадастр недвижимости, не соответствует их рыночной стоимости, установление кадастровой стоимости в завышенном размере ведет к увеличению налога на землю, что нарушает права лиц, владеющих земельным участком как плательщика земельного налога и его законные интересы в сфере предпринимательской деятельности ООО «УК «Анкор» обратилось в суд с настоящим иском.

Принимая решение по делу, суд области пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда области о частичном удовлетворении исковых требований, в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила).

В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В силу пункта 9 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.

Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Белгородской области по состоянию на 01.01.2011 были утверждены постановлением Правительства Белгородской области от 12.11.2012 № 448-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Белгородской области».

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 275-О-О).

Физические и юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их, в том числе в суде, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке (Федеральный закон от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в новой редакции ФЗ-167 от 22.07.2010 - глава III.1).

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч. 5 ст. 247 и ч. 1 ст. 248 КАС РФ).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 №913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона № 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер арендной платы и выкупную стоимость земельного участка, ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы собственника и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде(действовавшей на момент принятия искового заявления к производству).

Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

В силу статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ к Отчету об оценке должно быть представлено положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной стоимости.

Кроме того, как следует из разъяснений, изложенных в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам. В частности, исходя из положений абзаца первого статьи 4, статьи 15, абзаца четвертого статьи 15.1, статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности отсутствие в отчете сведений об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика и непредставление иных доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, свидетельствует о том, что данное лицо не является субъектом оценочной деятельности, а составленный им отчет не может расцениваться как допустимое доказательство (статья 60 ГПК РФ, статья 61 КАС РФ).

В случае возникновения сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости суд в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ, статьей 62 КАС РФ выносит эти обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.

Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 АПК РФ).

По ходатайству истцов по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту-оценщику Некоммерческого партнерства «Межрегиональный союз оценщиков» Окуневичу Г.Г.

Экспертным заключением № 923 от 20.10.2014 Некоммерческого партнерства «Межрегиональный союз оценщиков» от 30.09.2014 подтверждено соответствие отчета № 221/14/1 от 25.04.2014 (по земельному участку 31:06:0242001:13) и отчета №221/14/2 от 25.04.2014 (по земельному участку 31:06:0242001:17) требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно- правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, подтверждены выводы сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости спорных земельных участков.

Отчеты № 235/14/1 от 30.04.2014, № 235/14/2 от 30.04.2014, № 235/14/3 от 30.04.2014, получили отрицательную оценку эксперта; из заключения НП «МСО» №923 от 20.10.2014 следует, что по земельным участкам 31:06:0242001:1162, 31:06:0242001:1163, 31:06:0242001:480 оценщик неверно определил объект оценки, вводит пользователей отчета в заблуждение, что является нарушением требований п.4 ФСО (принцип однозначности); по состоянию на 01.01.2011 не может быть рассчитана рыночная стоимость земельных участков 31:06:0242001:1162, 31:06:0242001:1163, 31:06:0242001:480, так как на дату оценки 01.01.2011г. указанных объектов (земельных участков) оценки не существовало.

С учетом противоречивых позиций участников процесса о рыночной стоимости земельных участков, по ходатайству истцов по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту-оценщику Зырину А.Н.

Согласно проведенному исследованию и представленному заключению № 2/15 от 17.02.2015 рыночная стоимость спорных земельных участков состоянию на 01.01.2011 составила: с кадастровым номером 31:06:0242001:17 - 9 601 060 руб.; с кадастровым номером 31:06:0242001:480 - 1 865 312 руб.; с кадастровым номером 31:06:0242001:1162 – 70 533 474 руб.; с кадастровым номером 31:06:0242001:1163 – 22 125 423 руб.

Рыночная стоимость земельных участков состоянию на дату образования по экспертному заключению Зырина А.Н. составила: с кадастровым номером 31:06:0242001:480 - 2 689 596 руб.; с кадастровым номером 31:06:0242001:1162 – 97 735 506 руб.; с кадастровым номером 31:06:0242001:1163 – 30 636 192 руб.

Администрация Старооскольского городского округа, Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области и Правительство Белгородской области оспорили заключение эксперта, указав, на наличие сомнений в обоснованности заключения эксперта и противоречий в его выводах, в связи с чем, заключение эксперта не может быть достоверным.

По ходатайству Администрации Старооскольского городского округа по делу назначена повторная экспертиза, проведение которой поручено Белгородской торгово-промышленной палате экспертам-оценщикам Ходыкиной Г.И. и Анищенко Я.В.

Согласно экспертному заключению Белгородской ТПП №067.04.0582 от 24.08.2015 рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2011 составляет: с кадастровым номером 31:06:0242001:17 - 24 394 530 руб.; с кадастровым номером 31:06:0242001:480 – 5 513 836 руб.; с кадастровым номером 31:06:0242001:1162 – 180 910 950 руб.; с кадастровым номером 31:06:0242001:1163 – 69 220 044 руб.

Истцы повторное заключение эксперта оспорили, указав на то, что экспертное заключение не может быть использовано в качестве доказательства по делу как несоответствующее положениям ФЗ от 29.07.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» действующим (действовавшим на дату проведения оценки) федеральным стандартам оценки, требованиям ст. 67 и ст. 68 АПК РФ.

Учитывая наличие оснований, установленных ст. 87 АПК РФ, суд удовлетворил ходатайство истцов и назначил повторную судебную экспертизу по определению рыночной стоимости земельных участков, производство которой было поручено ООО «Бел-Консалтинг» эксперту-оценщику Константиновой С.И.

Из заключения эксперта ООО «Бел-Консалтинг» Константиновой С.И. № 2016.015 от 03.03.2016 следует, что рыночная стоимость застроенных земельных участков, расположенных по адресу Белгородская область, г. Старый Оскол области, проспект Молодежный, 6 составляет:

- земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:17 площадью 9797 кв.м, вид разрешенного использования «Для дальнейшего завершения строительства объектов Дворца спорта», по состоянию на 01.01.2011 - 3 105 649 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:480 площадью 1642 кв.м, вид разрешенного использования «Для строительства Дворца спорта» по состоянию на 14.11.2013 - 1 548 406 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:1162 площадью 87186 кв.м, вид разрешенного использования «Для обслуживания объектов «Гольф-клуба Дворца спорта», по состоянию на 03.02.2014 - 35 920 632 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:1163 площадью 24494 кв.м, вид разрешенного использования «Для обслуживания Дворца спорта», по состоянию на 03.02.2014 - 11 242 746 руб.

От ООО «Бел-Консалтинг» поступило письмо о том, что в заключении эксперта № 2016.015 от 03.03.2016 допущены технические опечатки, которые не искажают результаты исследования, но могут ввести в заблуждение при прочтении, с просьбой приобщить к заключению представленные пояснения.

Определением от 13.04.2016 суд вызвал в судебное заседание эксперта Константинову С.И.

В судебном заседании 25.04.2016 эксперт Константинова С.И. дала пояснения по составленному ею заключению.

Истцами на экспертное заключение ООО «Бел-Консалтинг» № 2016.015 от 03.03.2016 предоставлено рецензионное заключение №248-04/16 от 07.04.2016, выполненное АНО «Судебная экспертиза», из содержания которого следует, что по итогам рецензирования заключение эксперта № 2016.015 от 03.03.2016, выполненное ООО «Бел-Консалтинг» экспертом Константиновой С.И. с учетом письма эксперта Константиновой об исправлении технических ошибок (опечаток), соответствует требованиям федеральных законов, федеральных стандартов оценки, не вводит в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц, не допускает неоднозначное толкование полученных результатов, не содержит арифметических ошибок, содержит обоснованные выводы.

Данное рецензионное заключение лицами, участвующими в деле, не оспорено.

Возражая против рыночной стоимости земельных участков, определенной по результатам проведения экспертного исследования экспертом Константиновой С.И., Администрация Старооскольского городского округа, Департамент и Правительство Белгородской области ссылаются на неправильно примененные корректировки, неправильно подобранные объекты-аналоги, нарушение ФСО № 3,7, ФЗ «Об оценочной деятельности».

Представитель администрации Старооскольского городского округа ходатайствовал о проведении экспертизы имеющихся в деле экспертных заключений. Предоставил Рецензию на экспертное заключение №2016.015 от 03 марта 2016, выполненную оценщиком Подчасовым А.А., с выводами о нарушениях, допущенных экспертом.

Суд области указал, что предоставленный представителем Администрации Старооскольского городского округа документ - «Рецензия на экспертное заключение № 2016.015 от 03 марта 2016 года», выполненная оценщиком Подчасовым А.А., не является надлежащим и достоверным доказательством по делу ввиду его неполноты, неясности, противоречивости и отсутствии выводов, к которым пришел оценщик.

Заявленное 18.05.2016 представителем Администрации Старооскольского городского округа и поддержанное представителем ДИЗО и Правительства области ходатайство о проведении повторной судебной экспертизы на предмет определения рыночной стоимости спорных земельных участков на дату внесения сведений о них в ГКН отклонено судом области ввиду отсутствия оснований предусмотренных ст. ст. 82, 87 АПК РФ.

По сути, третьи лица, заявляя о назначении по делу повторной судебной экспертизы, по существу выражают несогласие с выводами содержащимися в заключении эксперта № 2016.015 от 03.03.2016 в части определения размера рыночной стоимости спорных земельных участков, что само по себе не влечет необходимости в проведении повторной экспертизы.

Проанализировав заключение эксперта № 2016.015 от 03.03.2016 с точки зрения соответствия процессуальным критериям, суд области пришел к выводу о том, что экспертиза проведена лицом, имеющим право на осуществление такой деятельности, оснований для отвода эксперта не имелось, экспертом соблюден порядок проведения экспертизы. По форме и содержанию заключение соответствует требованиям ст. 86 АПК РФ.

Кроме того, суд области сопоставил вывод эксперта с другими доказательствами по делу и полагает, что заключение эксперта может быть принято в качестве доказательства по делу.

Статьей 71 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Какие-либо доказательства, позволяющие суду прийти к выводу о недостоверности заключения эксперта, истцом, ответчиками и третьими лицами в материалы дела не представлены.

В силу ч. 2 ст. 10 АПК РФ доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены арбитражным судом в основу принимаемого судебного акта.

Учитывая изложенное, суд области пришел к выводу о том, что убедительных доводов, опровергающих выводы эксперта Константиновой С.И., или вызывающих сомнение в обоснованности и объективности сделанных выводов не представлено. Возражения третьих лиц, по своей сути, выражают несогласие с установленной в ходе экспертного заключения рыночной стоимостью земельного участка.

Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:

- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Поскольку кадастровая стоимость земли влияет на размер арендной платы, то ее установление в завышенном размере нарушает права и законные интересы арендатора и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.

При таких обстоятельствах, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" суд области счел возможным установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере рыночной в соответствии с заключением эксперта №2016.015 от 03.03.2016 ООО «Бел-Консалтинг»

Поскольку заявленный иск является требованием неимущественного характера, независимо от уточнения истцом исковых требований относительно рыночной стоимости спорных земельных участков, суд должен разрешить спор по существу и установить кадастровую стоимость земельных участков, равную рыночной на основании полного и всестороннего исследования доказательств, имеющихся в материалах дела.

Суд осуществляет оценку законности предъявленного иска на момент его подачи.

Изменение норм материального права не должно ставить под сомнение наличие у лица оспариваемого права в конкретный момент времени, а равно нивелировать обеспечение гарантий его надлежащей защиты судом.

Согласно ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Закон об оценочной деятельности (ни в ранее действовавшей на момент подачи исковых заявлений истцов, ни в ныне действующей редакции) не содержит ограничений по пересмотру кадастровой стоимости преобразованных земельных участков.

В силу ст. 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности.

Объектом налогообложения согласно п.1 ст. 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Налоговым периодом согласно ст. 390, п.1 ст.393 НК РФ является календарный год.

Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

В силу ст. 391 НК РФ сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда в порядке ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, учитываются при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Согласно п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.

АО «КМАПЖС», направившее в арбитражный суд исковое заявления 06.06.2014, плательщиком налога на земельный участок с кадастровым номером 31:06:0242001:13 в 2014 году не является, ООО «УК «Анкор» плательщиком земельного налога по указанному земельному участку в 2014 году также не является.

Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 31:06:0242001:13 снят с кадастрового учета в результате раздела 16.11.2013, суд считает, что требования АО «КМАПЖС» об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной земельного участка с кадастровым номером 31:06:0242001:0013 (равнозначен кадастровому номеру 31:06:0242001:13) удовлетворению не подлежит, также в силу абзаца 2 ст.24.18 Закона об оценочной деятельности не подлежит удовлетворению требование в части установления кадастровой стоимости земельного участка 31:06:0242001:0017.

ООО «УК «Анкор» в 2014 году является плательщиком земельного налога (исходя из кадастровой стоимости и удельных показателей, введенных в действие на территории Белгородской области с 01.01.2013) на земельные участки с кадастровым номером 31:06:0242001:17, 31:06:0242001:480, 31:06:0242001:1162 и 31:06:0242001:1163.

Учитывая изложенное, суд области пришел к выводу о том, что подлежат удовлетворению требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами:

- 31:06:0242001:480, площадью 1642 кв.м., расположенного по адресу: Белгородская обл., г. Старый Оскол, просп. Молодежный, д. 6, из категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием «Для строительства Дворца спорта», равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату установления кадастровой стоимости участка - 14.11.2013 в размере 1 548 406 руб.

- 31:06:0242001:1162, площадью 87 186 кв.м., расположенного по адресу: Белгородская обл., г. Старый Оскол, просп. Молодежный, д. 6, из категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием «Для обслуживания объектов «Гольф-клуба Дворца спорта», равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату установления кадастровой стоимости участка - 03.02.2014 в размере 35 920 632 руб.

- 31:06:0242001:1163, площадью 24494 кв.м., расположенного по адресу: Белгородская обл., г. Старый Оскол, просп. Молодежный, д.6, из категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием «Для обслуживания Дворца спорта», равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату установления кадастровой стоимости участка - 03.02.2014 в размере 11 242 746 руб.

- 31:06:0242001:17, площадью 9797 кв.м., по адресу: Белгородская обл., г. Старый Оскол, просп. Молодежный, д. 6, из категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием «Для строительства Дворца спорта», равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011 в размере 3 105 649 руб.

Согласно правовой позиции, указанной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу № А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости осуществляется ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Белгородской области.

Оснований считать, что полномочия по ведению государственного кадастрового учета недвижимости на момент рассмотрения спора осуществляются Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Белгородской области совместно, не имеется. Этого не следует ни из норм Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости", ни из норм подзаконных нормативных правовых актов. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области не может являться ответчиком по делу в силу передачи соответствующих полномочий кадастровой палате на основании Приказа Росреестра от 11.03.2010 № П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета".

Поскольку Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области не является тем лицом, удовлетворение требований к которому могло бы привести к восстановлению нарушенных прав истца, суд области указал, что исковые требования к указанному лицу удовлетворению не подлежат.

Довод заявителя жалобы о том, что исковое заявление не должно было быть принято, так как истцом был представлен только отчет о рыночной стоимости, но не было представлено подготовленное экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.

Предоставление отчета оценщика и положительного экспертного заключения СРО, а также соблюдение юридическими лицами досудебного порядка урегулирования спора стало обязательным условием при подаче заявления об оспаривании кадастровой стоимости в комиссию после вступления в юридическую силу ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ" 21 июля 2014 года N 225-ФЗ (т.е. 22.07.2014г.), которым «Глава III.1. Государственная кадастровая оценка» Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» была изложена в новой редакции, рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости стало регулироваться статьей 24.18, а не 24.19 закона «Об оценочной деятельности в РФ».

После введения в действие Кодекса административного судопроизводства РФ (15.09.2015г.) дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости являются административными делами и рассматриваются региональными судами общей юрисдикции в соответствии с КАС РФ (Ст. 17, пункт 15 ст. 20 КАС РФ). Предоставление отчета и положительного экспертного заключения СРО является обязательным при обращении в суд в соответствии с КАС РФ (п. 4 и 5 ч. 2 ст. 246 КАС РФ, разъяснения, содержащиеся в п.11 Постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 г. N 28).

Однако, указанные нормы - нововведения не имеют правового значения применительно к данному делу, поскольку не имеют обратной силы, кроме того арбитражный суд обязан был рассмотреть принятые к производству дела по правилам АПК РФ.

Судебная коллегия отмечает, что принятие искового заявление не повлекло принятие незаконного судебного акта.

Довод заявителя жалобы о том, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Белгородской области по состоянию на 01.01.2011г. были утверждены постановлением Правительства Белгородской области от 12.11.2012г. № 448-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Белгородской области», не оспорены и не признаны незаконными в установленном порядке», не принимается судом апелляционной инстанции ввиду следующего.

Предметом спора по настоящему делу является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость, определенную на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.

Оспаривание нормативно-правового акта, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки земель, как непременное условие для заявления требований об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, по законодательству не требуется (ст. 24.19 ФЗ «Об оценочной деятельности» (в редакции до внесения изменений законом №225-ФЗ от 21.07.2014г.) и ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности» (в действующей редакции), п.3 ст. 66 Земельного кодекса РФ), поскольку сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются (Постановление Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. N 913/11).

Довод заявителя жалобы об отсутствии в резолютивной части оспариваемого решения даты подачи соответствующего заявления не является основанием для отмены решения в части удовлетворенных требований.

Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

Нормы материального права судом области применены правильно. Нарушений арбитражным судом области норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса относятся на ее заявителя. Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области от уплаты государственной пошлины освобождена.

Руководствуясь статьями 110, 112, 268, 269 ч. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.05.2016 по делу № А08-4114/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья

И.Б. Сухова

Судьи

И.В. Ушакова

Е.Ю. Щербатых