ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 августа 2021 года Дело №А08-1510/2021
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2021 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аришонковой Е.А.,
судей Малиной Е.В.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мелковой О.А.,
при участии в судебном заседании:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Белгороду: представители не явились, извещена надлежащим образом,
от конкурсного управляющего ООО «КрасАгро» ФИО2 : не явилась, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Белгороду на решение Арбитражного суда Белгородской области от 09.06.2021 по делу №А08-1510/2021 по заявлению конкурсного управляющего ООО «КрасАгро» (ИНН <***>, ОГРН <***>) ФИО2 к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Белгороду о признании незаконным отказа в предоставлении сведений,
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий ООО «КрасАгро» ФИО2 (далее – заявитель, конкурсный управляющий ФИО2) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Белгороду (далее – ИФНС России по г. Белгороду, регистрирующий орган, Инспекция), выразившихся в отказе в предоставлении сведений конкурсному управляющему ООО «КрасАгро» (письмо от 03.02.2021 № 06-13/02929).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 09.06.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Белгороду обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что обязанность налогового органа по предоставлению запрашиваемых сведений не предусмотрена статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации. Также Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Белгороду указывает, что запрашиваемые конкурсным управляющим документы содержат персональные данные и сведения составляющие налоговую тайну, предоставление которых арбитражному управляющему Законом о банкротстве и абз. 2 п. 1 ст. 6 Закона о государственной регистрации без взимания платы не предусмотрено.
В судебное заседание не явились представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
В соответствии с положениями статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся участников процесса.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 05.08.2021 был объявлен перерыв до 12.08.2021.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Белгородской области от 25.12.2019 (резолютивная часть объявлена 18.12.2019) по делу №А08-3654/2019 ООО «КрасАгро» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждена ФИО2.
С целью привлечения к субсидиарной ответственности бывшего руководителя и учредителей должника, конкурсный управляющий ООО «КрасАгро» ФИО2 обратилась в ИФНС России по г.Белгороду с запросом от 21.01.2021 о предоставлении в отношении ООО «КрасАгро» следующих документов и сведений:
- заявления о создании юридического лица от 31.07.2015, решения о создании юридического лица от 31.07.2015 (164 и 166 строка в выписке из ЕГРЮЛ);
- гарантийного письма от 05.08.2015 (171 строка в выписке из ЕГРЮЛ);
- доверенности от 31.07.2015 (176 строка в выписке из ЕГРЮЛ);
- решения о внесении изменений в учредительные документы (202 строка выписки из ЕГРЮЛ);
- заявления об изменениях, вносимых в учредительные документы (197 строка выписки из ЕГРЮЛ);
- документов, подтверждающих, что ФИО3 является учредителем общества и с какой даты.
По результатам рассмотрения запроса регистрирующим органом в адрес конкурсного управляющего направлено письмо от 03.02.2021 N 06-13/02929@, в котором ИФНС России по г. Белгороду указала, что документы не могут быть предоставлены в связи с отсутствием оплаты, а также в связи с тем, что конкурсный управляющий не относится к лицам, перечисленным в абз.2 п.1 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», имеющих право запрашивать сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах.
Полагая, что отказ ИФНС России по г.Белгороду в предоставлении запрашиваемых сведений нарушает права конкурсного управляющего запрашивать во внесудебном порядке у государственных органов сведения, необходимые для проведения процедур банкротства, предусмотренное положениями абзацев седьмого и десятого п. 1 ст. 20.3 Федерального закона от 2610.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», конкурсный управляющий ФИО2 обратилась в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.1 ст.127 Закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего. Полномочия конкурсного управляющего определены статьей 129 Закона о банкротстве.
В соответствии с п. 1 ст. 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены названным Федеральным законом.
В рамках реализации возложенных обязанностей конкурсный управляющий, в том числе, вправе подавать в арбитражный суд от имени должника иски о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) руководителя должника, лиц, входящих в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган или иной орган управления должника, собственника имущества должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника (п.3 ст. 129 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 5 статьи 129 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при наличии оснований, установленных федеральным законом, конкурсный управляющий предъявляет требования к третьим лицам, которые в соответствии с федеральным законом несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
В силу п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет, в числе прочего, право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.
Круг лиц, предусмотренный данной нормой, в отношении которых конкурсный управляющий вправе запрашивать необходимые сведения, носит исчерпывающий характер и не допускает расширительного толкования. Ими, в частности, являются должник, лица, входящие в состав органов управления должника, контролирующие лица.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Федеральный закон №129-ФЗ) содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, а также с Федеральным законом "О международных компаниях".
Как указано в абзаце 2 части 1 статьи 6 Федерального закона N 129-ФЗ, сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов, государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в случаях, предусмотренных федеральными законами, и в порядке, установленном актами Правительства Российской Федерации.
Перечень сведений, содержащихся в записях ЕГРЮЛ, приведен в пункте 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ.
Форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 129-ФЗ предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, а также предусмотренной пунктом 6 статьи 6 настоящего Федерального закона справки осуществляется за плату, если иное не установлено федеральными законами. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений о конкретном юридическом лице или конкретном индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа осуществляется бесплатно.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальным органам (далее - орган регистрации прав), органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, Банку России, а также определенным федеральными законами лицам, в том числе Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.
Таким образом, положения Федерального закона №129-ФЗ не исключают возможность бесплатного предоставления регистрирующим органом содержащиеся в государственных реестрах сведений и документов в том числе, в случаях и в порядке, которые установлены иными федеральными законами.
В указанной связи, учитывая, что полномочия конкурсного управляющего регулируются Законом о банкротстве, которым прямо предусмотрено право последнего на получение необходимых для реализации соответствующих правомочий в рамках дела о банкротстве сведений о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда области о том, что конкурсный управляющий имеет право делать запросы в регистрирующий орган и получать соответствующие сведения и документы о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, в которых, в том числе, могут содержаться сведения, доступ к которым ограничен (абз.2 ч.1 ст. 6 Закона №129-ФЗ).
Судом учтено, что в силу пунктов 3, 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего.
Исходя из названных правовых норм, в их системной взаимосвязи следует, что конкурсный управляющий имеет право на получение запрашиваемой информации. Указанное право предусмотрено законодательством, регламентирующим деятельность арбитражного управляющего в рамках процедур банкротства, и направлено на реализацию им своих полномочий в интересах должника и кредиторов.
Данному праву корреспондирует обязанность физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления по предоставлению запрошенных временным управляющим сведений.
При этом судом учтено, что запрашиваемые арбитражным управляющим документы непосредственно касаются круга лиц, поименованных в ст. 20.2 Закона о банкротстве, ввиду чего произвольного обращения за предоставлением сведений, являющихся конфиденциальной информацией, заявителем не допущено.
Более того, из судебных актов по делу №А08-3654/2019 (опубликованы в свободном доступе на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел») усматривается, что арбитражным судом в рамках рассмотрения дела о банкротстве ООО «КрасАгро» признано обоснованным и удовлетворено в полном объеме ходатайство конкурсного управляющего об истребовании в порядке ст. 66 АПК РФ спорных документов и сведений из ЕГРЮЛ, в предоставлении которых управляющему было отказано регистрирующим органом. При этом необходимость обращения с соответствующим ходатайством в рамках данного дела ввиду оспариваемого отказа Инспекции привела к затягиванию рассмотрения данного дела, невозможности завершения процедуры банкротства в установленный срок.
В указанной связи возможность альтернативного получения испрашиваемой информации арбитражным управляющим в рамках дела о банкротстве не может служить основанием для освобождения регистрирующего органа от обязанности предоставления истребуемой конкурсным управляющим информации в порядке статьи 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ.
На основании изложенного, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в предоставлении запрашиваемых документов и сведений, на основании которых произведены записи в ЕГРЮЛ, при этом соответствующие документы и сведения должны предоставляться конкурному управляющему без взимания платы.
Оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует своевременному получению сведений и документов в отношении должника и его контролирующих лиц, необходимых для реализации заявителем своих правомочий в рамках исполнения обязанностей арбитражного управляющего при проведении процедуры банкротства.
Данные выводы суда подтверждаются правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 08.11.2019 N 301-ЭС19-16035 по делу NА43-33934/2018, постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.01.2018 N Ф02-7135/2017 по делу N А10-1471/2017.
В указанной связи, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Белгороду, выразившихся в отказе в предоставлении сведений конкурсному управляющему ООО «КрасАгро» (письмо от 03.02.2021 № 06-13/02929).
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергают выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что в соответствии с пп.1.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 09.06.2021 по делу № А08-1510/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Белгороду – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячныйсрок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Е.А. ФИО4
Судьи Е.В. Малина
ФИО1