ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 февраля 2019 года город Воронеж | Дело № А14-3290/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 февраля 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей | ФИО1, ФИО2, ФИО3 |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Насоновым В.А.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя ФИО4 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, г. Воронеж, далее – ФИО4, заявитель) от государственного учреждения – Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Воронеж, далее – отделение ФСС РФ) | ФИО5, представитель по доверенности от 28.01.2016, № 0100/16 ФИО6, представитель по доверенности от 19.10.2018, № 100 |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.12.2018 по делу № А14-3290/2018 (судья Козлов В.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО4 к Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительными решений от 20.12.2017 № 1968, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО4 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения государственного учреждения – Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 20 декабря 2017 года № 1968 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 35 134 рублей. 34 копейки и решения от 20 декабря 2017 года № 1968 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части отказа в выделении средств в сумме 35 134 рублей 34 копейки, а также обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов (с учетом принятого определением от 30 мая 2018 года уточнения заявления).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.12.2018 по делу № А14-3290/2018 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Признаны недействительными решения государственного учреждения – Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 20.12.2017 № 1968 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством как не соответствующее Федеральному закону от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения как не соответствующее Федеральному закону от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения, в размере 35 134 рублей 34 копейки.
На государственное учреждение – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО4.
Не согласившись с принятым судебным актом, государственное учреждение – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на отсутствие доказательств, подтверждающих наличие объема выполняемых работ ФИО7 в качестве повара.
В судебном заседании представитель государственного учреждения – Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования РФ поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель индивидуального предпринимателя ФИО4 возражал против доводов апелляционной жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что отделением Фонда социального страхования была проведена проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя – индивидуального предпринимателя ФИО4 за период с 01.04.2017 по 30.06.2017, итоги которой отражены в акте № 1968 от 20.12.2017.
По результатам рассмотрения материалов проведенной камеральной проверки отделением Фонда социального страхования составлен акт от 02.11.2017 № 1968, согласно которому отделение ФСС РФ пришло к выводу об искусственном создании ситуации для получения необоснованной налоговой выгоды за счет средств фонда социального страхования.
20.12.2017 учреждением приняты решения № 1968 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Не согласившись с указанными решениями, индивидуальный предприниматель ФИО4 обратился в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о наличии условий, необходимых для возмещения страхователю произведенных им расходов по обязательному социальному страхованию, в связи с чем нашел, что заявленные индивидуальным предпринимателем требования подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Согласно статье 9 Федерального закона № 165 отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
На основании статьи 12 Федерального закона № 165 страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
В соответствии со статьей 2.1 Федерального закона № 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе, индивидуальные предприниматели.
Из пункта 1 части 1 статьи 2 Закона № 255-ФЗ следует, что обязательному социальному страхованию в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам. При этом лицами, работающими по трудовым договорам, в целях названного Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством (часть 5 статьи 2 Закона N 255- ФЗ).
Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных названным Федеральным законом, а также Федеральным законом от 19.05.2005 № 81-ФЗ (часть 4 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
Согласно статье 4.6 Закона № 255-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 названного Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей). В этой связи сумма страховых взносов, подлежащих перечислению указанными страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (часть 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в порядке, установленном статьей 4.7 названного Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы.
В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки. В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения.
Кроме того, частью 4 статьи 4.7 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Следовательно, с учетом изложенных норм права, условиями, необходимыми для возмещения страхователю произведенных им расходов по обязательному социальному страхованию, являются постановка страхователя на учет в соответствующем территориальном отделении Фонда социального страхования, исчисление и уплата страховых взносов; наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом; наступление страхового случая и выплата соответствующих видов пособия застрахованному лицу, которые должны быть подтверждены документально.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в рассматриваемом деле условий, необходимых для возмещения страхователю произведенных им расходов по обязательному социальному страхованию.
Из материалов дела следует, что на основании заявления ФИО8 (т. 1, л.д. 33) 01.02.2017 был заключен трудовой договор между индивидуальным предпринимателем ФИО4 и ФИО8 (т. 1, л.д. 63).
На основании заявления от 27.03.2017 (т. 1, л.д. 34) и представленных справки и листка нетрудоспособности (т. 1, л.д. 35-36) приказом от 27.03.2017 ФИО8 был предоставлен отпуск по беременности и родам в период с 27.03.2017 по 13.08.2017.
ФИО4 понес расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию работнику ФИО8 в связи с материнством, в том числе пособия по беременности и родам в размере 35 134 рублей 34 копеек, что подтверждается расчетным листом (т. 1, л.д. 59), реестром выплат (т. 1, л.д. 73), а также платежным поручением от 16.05.2017 № 394 (т. 1, л.д. 74).
Вместе с тем, отделением ФСС РФ было отказано в возмещении расходов на выплату указанного страхового обеспечения и не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения.
Доводы Воронежского регионального отделения ФСС РФ о создании искусственной ситуации получения средств из Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившегося в формальном оформлении трудовых отношений с работником без намерения получения от него исполнения трудовых обязанностей фактически не являются состоятельными.
Материалами дела, а именно штатным расписанием от 30.01.2017 № 1 (т. 1, л.д. 31) подтверждается наличие у индивидуального предпринимателя ставок двух поваров, что является обычным для осуществления деятельности по организации общественного питания.
Согласно представленной в материалы дела должностной инструкции (т. 1, л.д. 40), ФИО8 была ознакомлена со своими обязанностями, а также ранее работала поваром, что подтверждается записью в трудовой книжке (т. 1, л.д. 46).
Табелем учета пользования рабочего времени (т. 1, л.д. 78) подтверждается выполнение ФИО8 своих трудовых обязанностей. При этом, исходя из должностных обязанностей повара, а также положений названного выше приказа Минтруда РФ от 08.09.2015 № 610н, следует возможным исполнение указанных трудовых обязанностей беременной женщиной.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности исчисления и уплаты страховых взносов страхователем, наличия трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом; наступлении страхового случая и выплата соответствующих видов пособия застрахованному лицу.
При таких обстоятельствах требования индивидуального предпринимателя подлежали удовлетворении удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию подателя жалобы при рассмотрении дела судом первой инстанции. Они нашли свое отражение в решении суда первой инстанции, были подробно исследованы и им была дана правильная юридическая оценка.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.12.2018 по делу № А14-3290/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья | ФИО1 |
Судьи | ФИО2 |
ФИО3 |