ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-4594/19 от 06.09.2019 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 сентября 2019 года                                                 Дело №А36-14354/2018

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 6 сентября 2019 года

Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2019 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Протасова А.И.,

судей                                                                                     Осиповой М.Б.,  

                                                                                               ФИО1,      

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,

при участии:

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Липецкой области: ФИО2 –представителя по доверенности №10 от 05.04.2019, ФИО3 – представителя по доверенности №17 от 04.09.2019, ФИО4 – представителя по доверенности  №16 от 04.09.2019;

от Общества с ограниченной ответственностью Торговый дом «Долина овощей»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобуОбщества с ограниченной ответственностью Торговый дом «Долина овощей» на решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.05.2019 по делу №А36-14354/2018 (судья Хорошилов А.А.), по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Торговый дом «Долина овощей», г.Москва к заинтересованному лицу – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Липецкой области, г.Липецк о признании недействительным решения МИФНС России №4 по Липецкой области от 27.03.2018 №3042 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения ФНС России №СА4-9/20298@ от 17.10.2018 в части невключения в расходы сумм естественной убыли в пределах норм на сумму 27 479 969,22 руб. и доначисления налога на прибыль в размере 4 185 513 руб., в том числе федеральный бюджет – 627 827 руб., в бюджет субъекта РФ – 3 557 686 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью Торговый дом «Долина ово­щей» (далее - общество, заявитель, ООО ТД «Долина овощей») обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Липецкой области (далее - МИФНС №4 по Липецкой области, налоговый орган) о признании недействительным решения от 27.03.2018 №3042 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения ФНС России №СА-4-9/20298@ от 17.10.2018 в части не включения в расходы сумм естественной убыли в преде­лах норм на сумму 27 479 969,22 руб. и доначисления налога на прибыль в раз­мере 4 185 513 руб., в том числе федеральный бюджет - 627 827 руб., в бюджет субъекта РФ - 3 557 686 руб.

Решением от 29.05.2019 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ООО ТД «Долина овощей», обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что Инспекцией в нарушение требований статьи 88 НК РФ истребованы у Общества документы по финансово-хозяйственной деятельности, не влияющие на выявленные расхождения в доходах, а подтверждающие суммы расходов, отраженные в декларации по налогу на прибыль. Полагает, что у налогового органа отсутствовали основания для исключения из расходов за 5 месяцев 2017 года суммы естественной убыли. Полагает, что представление в рамках камеральной проверки первичных документов, подтверждающих включение в полном объеме расходов в виде сумм естественной убыли, является правом, а не обязанностью Общества.

В представленном суду апелляционной инстанции отзыве налоговый орган возражает против доводов апелляционной жалобы Общества, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

В судебное заседание представитель Общества не явился.

Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, МИФНС №4 по Липецкой области проведена камеральная налоговая проверка ООО ТД «Долина овощей» на основе уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2017 года, результаты которой оформлены Актом налоговой проверки №27147 от 12.02.2018 (т.3, л.д.3-13).

На основании материалов налоговой проверки МИФНС №4 по Липецкой области принято решение от 27.03.2018 №3042, которым обществу доначислен и предложено уплатить налог на прибыль в сумме 7 996 482 руб. (т.3, л.д.15-28).

Общество обжаловало решение от 27.03.2018 №3042 в апелляционном порядке.

Решением №117 от 28.06.2018 Управление ФНС России по Липецкой области отменило решение от 27.03.2018 №3042 в части предложения обществу уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 2 319 634 руб. 07 коп., в том числе федеральный бюджет - 231 963 руб. 41 коп., в бюджет субъекта РФ -2 087 670 руб. 66 коп. В остальной части решение от 27.03.2018 №3042 остав­лено без изменения (т.2, л.д.117-123).

ООО ТД «Долина овощей» обжаловало решение от 27.03.2018 №3042 в редакции решения №117 от 28.06.2018 в ФНС России.

ФНС России решением №СА-4-9/20298@ от 17.10.2018 отменила решение от 27.03.2018 №3042 в редакции решения №117 от 28.06.2018 в части вывода о неправомерном включении обществом в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, документально неподтвержденных затрат за июнь - сентябрь 2017 года в виде потерь от недостачи и порчи товаров при их хранении и транспортировке в пределах норм естественной убыли, а также доначисление соответствующих сумм налога. В остальной части решение от 27.03.2018 №3042 в редакции решения №117 от 28.06.2018 оставле­но без изменения (т.2, л.д.124-129).

ООО ТД «Долина овощей», считая решение от 27.03.2018 №3042 в редак­ции решения ФНС России №СА-4-9/20298@ от 17.10.2018 недействительным в части не включения в расходы сумм естественной убыли в пределах норм на сумму 27 479 969,22 руб. и доначисления налога на прибыль в размере 4 185 513 руб., в том числе федеральный бюджет - 627 827 руб., в бюджет субъекта РФ - 3 557 686 руб., обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции при рассмотрении данного спора правомерно руководствовался следующим.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее в настоящей главе - налог) признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью в целях настоящей главы признается, в том числе, для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.

В соответствии с частью 1 статьи 252 НК РФ в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответ­ствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государ­стве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Рас­ходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осу­ществления деятельности, направленной на получение дохода.

Как указано в пункте 2 статьи 252 НК РФ, расходы в зависимости от характера, условий осуществления и направленности деятельности налогоплательщика разделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 253 НК РФ, расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на: 1) материальные расходы; 2) расходы на оплату труда; 3) суммы начисленной амортизации; 4) прочие расходы.

В подпункте 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ указано, что к материальным расходам для це­лей налогообложения приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в преде­лах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Прави­тельством Российской Федерации.

Налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки установлены противоречия между сведениями, содержащимися в представленных обще­ством документах: выявлены расхождения между сведениями о размере дохода, полученного налогоплательщиком в проверяемом периоде, отраженными в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2017 го­да, и в представленных обществом налоговых декларациях по налогу на добав­ленную стоимость (далее - НДС) за 1 -3 кварталы 2017 года, которые составили 9 069 217 руб.

В связи с наличием указанных противоречий обществу направлено требо­вание от 15.01.2018 №9486, в котором, уведомив его о выявленных в ходе ка­меральной налоговой проверки противоречиях в сведениях о размере выручки общества отраженных в налоговой отчетности, на основании пункта 3 статьи 88 НК РФ. ООО ТД «Долина овощей» предложено представить пояснительную записку о причинах данных расхождений, а также документы, в том числе налоговые регистры учета расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, за 9 месяцев 2017 года (т.3, л.д.30-31).

В ответ на требование от 15.01.2018 №9486 ООО ТД «Долина овощей» представлены пояснения со ссылкой на причину выявленных расхождений, в качестве которой указано различное отражение хозяйственных операций при исчислении НДС и налога на прибыль организаций (т.3, л.д.32-82).

МИФНС №4 по Липецкой области при анализе регистра налогового учета установлено, что в состав косвенных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, включены затраты в виде потерь в результате естественной убыли товаров в сумме 27 479 969 руб. 22 коп.

В связи с этим обществу направлено требование от 22.01.2018 №9710, в соответствии с которым в связи с выявленными ошибками и (или) противоречиями, содержащимися в документах, либо несоответствием сведений, представленных обществом, сведениям, имеющимся у налогового органа, ООО ТД «Долина овощей» предложено представить расчет естественной убыли, включенной в состав косвенных расходов за 9 месяцев 2017 года в размере 27 479 969 руб. 22 коп. (т.3, л.д.83).

В ответ на вышеуказанное требование Обществом были представлены по­яснения с указанием на списание товаров в результате естественной убыли при их транспортировке в результате расхождения при приемке товаров (т.3, л.д.86).

В адрес общества направлено требование от 24.01.2018 №10390, согласно которому обществу, в том числе предложено представить акты списания естественной убыли за период с 01.01.2017 по 31.05.2017, данные об отражении указанных операций в бухгалтерском учете ООО ТД «Долина овощей» (т.3, л.д.87-90).

С возражениями на Акт налоговой проверки обществом представлены рас­четы по списанию естественной убыли при транспортировке и хранении товара за январь-сентябрь 2017 года, а также частично первичные документы в подтверждение правомерности включения обществом спорных затрат в виде потерь в результате естественной убыли при хранении и при транспортировке товаров в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в том числе: акты об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по форме №ТОРГ-2, акты о списании товаров по форме № ТОРГ-16, товарные накладные по форме №ТОРГ-12, сличительные ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей по форме №ИНВ-19, инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей по форме № ИНВ-3, карточка счета 44.01.1 «Естественная убыль».

Вышеуказанные документы в связи с их несоответствием требованиям статьи 252 НК РФ, не были приняты налоговым органом в качестве документов, надлежащим образом подтверждающих включение спорных затрат в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Таким образом, из материалов дела следует, что непредставление обще­ством первичных документов в подтверждение осуществления спорных затрат в условиях истребования их налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки, установившей наличие расхождений, противоречий между сведени­ями, отраженными в налоговой отчетности общества, послужило основанием для вывода о неправомерном включении ООО ТД «Долина овощей» в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, документально неподтвержденных затраты в виде потерь от недостачи и порчи товаров при хранении и транспортировке в пределах норм естественной убыли за период январь - май 2017 года.

Апелляционный суд признают указанные выводы налогового органа обосно­ванными.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформле­нию первичным учетным документом.

В соответствии с подпунктами 2, 4, 8 пункта 1 статьи 31 НК РФ, устанавливающей права налоговых органов, налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном названным Кодексом; вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах; требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

На основании абзаца 2 пункта 1 статьи 82 НК РФ налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок (камеральных, выездных), получения объяс­нений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, провер­ки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используе­мых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмот­ренных названным Кодексом.

В силу пункта 1 статьи 88 НК РФ, регламентирующей порядок проведения каме­ральной налоговой проверки, данная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Пунктом 3 статьи 88 НК РФ предусмотрено, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) проти­воречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, ли­бо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогопла­тельщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояс­нения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рас­смотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояс­нений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения нало­гового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ (п.5 ст.88 НК РФ).

Из взаимосвязанного толкования приведенных положений, в том числе по­ложений пункта 5 статьи 88 НК РФ, допускающих установление факта совершения нало­гового правонарушения на основании оценки налоговым органом представляемых налогоплательщиком пояснений и документов, следует обязанность налогоплательщика и, как следствие, право налогового органа истребовать у налогоплательщика пояснения относительно данных, внесенных в налоговую декларацию, при выявлении в ходе камеральной проверки несоответствия между этими данными и сведениями, содержащимися в имеющихся у налогового ор­гана документах.

Исходя из этого, действия налогового органа, предусмотренные пунктом 3 статьи 88 НК РФ, являются не только правом налогового органа, но и обязательной для налоговых органов процедурой перед составлением акта камеральной налого­вой проверки.

Полномочия налогового органа, предусмотренные статьей 88 НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяс­нений и пояснений, подтверждающих правильность исчисления и своевремен­ность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции вы­явления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомне­ний в правильности уплаты налогов и тем более - обнаружения признаков нало­гового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему право­мочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.

Направленность и смысл такой процедуры состоит в том, что она является одним из предусмотренных НК РФ механизмов урегулирования потенциально возникающего или могущего возникнуть налогового спора, поводом для кото­рого является обнаружение налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки различного рода ошибок, противоречий и несоответствий.

Исходя из положений пункта 1 статьи 252 НК РФ, о праве налогоплательщика уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов, под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями де­лового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории ко­торого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются лю­бые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельно­сти, направленной на получение дохода.

Следовательно, не представление налогоплательщиком документального подтверждения своих расходов, то есть отсутствие у налогового органа надле­жащих первичных документов, подтверждающих заявленные расходы (в дан­ном случае документы, подтверждающие расходы сумм естественной убыли в пределах норм в размере 27 479 969,22 руб.) является основанием для неприня­тия заявленных расходов в качестве уменьшающих полученные доходы.

Таким образом, оценив обстоятельства данного дела и представленные до­казательства в их совокупности, арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что не включение налоговым органом в расходы сумм естественной убыли в пределах норм на сумму 27 479 969,22 руб. и доначисление налога на прибыль в размере 4 185 513 руб. является правомерным. Оспариваемое решение от 27.03.2018 №3042 в редакции решения ФНС России №СА-4-9/20298@ от 17.10.2018 было основано на имевшихся у налогового органа документах, полученных в установленном законом порядке в рамках камеральной налоговой проверки, а также дополни­тельно представленных налогоплательщиком.

С учетом изложенного, решение Инспекции от 27.03.2018 №3042 в оспариваемой заявителем части является законным и обос­нованным.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд уста­новит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нару­шают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При указанных обстоятельствах, заявление ООО ТД «Долина овощей» удовлетворению не подлежит.

Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы и им уплачены.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

  ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.05.2019 по делу №А36-14354/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента  его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий судья                                   А.И. ФИО5

судьи                                                                                     М.Б. ФИО6  

                                                                                              ФИО1