ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
9 сентября 2022 года Дело №А35-10613/2021
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 2 сентября 2022 года
Постановление в полном объеме изготовлено 9 сентября 2022 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Пороника А.А.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Курск-АГРО-Инвест»: ФИО2 – представителя по доверенности №ДКУР-207/22 от 22.04.2022, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция», паспорт РФ;
от Межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области: ФИО3 – представителя по доверенности №34 от 24.12.2021 (сроком до 31.12.2022), предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция», удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Курск-АГРО-Инвест» на решение Арбитражного суда Курской области от 17.06.2022 по делу №А35-10613/2021 (с учетом определения об исправлении описки от 17.06.2022), по заявлению ООО «Курск-АГРО-Инвест» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к МИФНС России № 5 по Курской области о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Курск-АГРО-Инвест» (далее – заявитель, ООО «Курск-АГРО-Инвест») обратилось с требованием о признании незаконным решения межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области (далее также – налоговый орган, Инспекция) от 19.08.2021 №2072, принятого по результатам камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год.
Решением от 17.06.2022 (с учетом определения об исправлении описки от 17.06.2022) заявленные требования удовлетворены в части. Признано недействительным, не соответствующим требованиям ст.ст.75, 88, 100, 101, 122, 375, 378.2 НК РФ решение межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области от 19.08.2021 №2072, принятое по результатам камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2020 г., в части доначисления налога на имущество организаций в сумме 10054 руб., пени в сумме 222 руб. 90 коп. и штрафа в сумме 502 руб. 70 коп. в соответствии со ст. 122 НК РФ за неуплату налога на имущество организаций. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, заявитель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что у налогового органа не имелось правовых оснований для принятия оспариваемого решения, доначисления налога на имущество, начисления пеней и санкции. Считает, что налоговая база налога на имущество организаций в отношении гаражей, расположенных на земельных участках из земель сельскохозяйственногоназначения, не может определяться исходя из кадастровой стоимости, а рассчитывается из среднегодовой стоимости имущества. Таким образом, у суда не имелось оснований применять положения Закона Курской области № 57-ЗКО от 26.11.2003 в редакции Закона Курской области от 25.11.2019 № 103-ЗКО, поскольку он противоречит пп. 4 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 28.11.2019 № 379-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.33 и 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, будучи в соответствии со статьей 373 НК РФ налогоплательщиком налога на имущество организаций ООО «Курск-Агро-Инвест» предоставило 11.03.2021 в налоговый орган поместу учета налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 12 месяцев 2020 года c суммой налога к уплате 32756 руб.
В соответствии со ст. 88 НК РФ налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, результаты которой зафиксированы в акте камеральной налоговой проверки №07-19/2698 от 22.06.2021, согласно которому по результатам проверки установлена неуплата налога на имущество организаций за 12 месяцев 2020 г. в сумме 20466 руб. По мнению налогового органа, налогоплательщиком не исчислена сумма налога на имущество организаций за 2020 год в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется в соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода с учетом особенностей ст. 378.2 НК РФ. В соответствии с пп.4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2020 года, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в частности, следующих видов недвижимого имущества, признаваемых объектом налогообложения: жилые дома, квартиры, комнаты, гараж, машино-места, объекты незавершенного строительства. Согласно сведениям Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области у налогоплательщика имеется гараж с кадастровым номером 46:11:030701:260, расположенный по адресу: 305504 Курская область, Курский район, с Верхнекасиново с кадастровой стоимостью 10223304 руб. 66 коп. Ксерокопия акта приобщена к материалам проверки.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, налоговым органом 19.08.2021 было принято решение № 2072 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым было решено привлечь к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а также начислить пени ООО «КУРСК-АГРО-ИНВЕСТ» по состоянию на 19.08.2021 на недоимку по налогу на имущество организаций в сумме 20466 руб.: штраф, предусмотренный п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 1023 руб. 00 коп., пени в сумме 455 руб. 03 коп., предложить уплатить указанные в пункте 3.1 решения недоимку, пени и штраф, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. Ксерокопия решения приобщена к материалам дела.
Налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа в указанном решении обратился в УФНС России по Курской области с апелляционной жалобой на указанное решение Межрайонной ИФНС России №5 по Курской области, ссылаясь, в частности, на неправомерность доначисления налоговым органом налога на имущество организаций, поскольку, по мнению налогоплательщика, гараж с кадастровым номером 46:11:030701:260 расположен на земельном участке с кадастровым номером 46:11:30910:122, который относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, критерием для определения налоговой базы по налогу на имущество организаций является расположение этого объекта на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального строительства, потому, в силу положений пп.4 п.1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база в отношении гаражей, расположенных на земельных участках сельскохозяйственного назначения не может определяться исходя из кадастровой стоимости, а рассчитывается из среднегодовой стоимости имущества. Заместитель руководителя УФНС России по Курской области решением № 448 от 18.10.2021апелляционную жалобу ООО «КУРСК-АГРО-ИНВЕСТ» оставил без удовлетворения, а оспариваемое решение - без изменения.
Не согласившись с указанными решениями налогового органа, полагая, что решение Межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области № 2072 от 19.08.2021 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, так как, по мнению заявителя, доводы налогового органа основаны на неверном толковании положений законодательства, поскольку, по мнению налогоплательщика, так как гараж с кадастровым номером 46:11:030701:260 расположен на земельном участке с кадастровым номером 46:11:30910:122, который относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, критерием для определения налоговой базы по налогу на имущество организаций является расположение этого объекта на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального строительства, потому, в силу положений пп.4 п.1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база в отношении гаражей, расположенных на земельных участках сельскохозяйственного назначения не может определяться исходя из кадастровой стоимости, а рассчитывается из среднегодовой стоимости имущества. Налоговая база налога на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства. С учетом изложенного, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы, не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Пунктом 1 статьи 23 НК РФ определено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. (пункт 1 статьи 372 НК РФ).
В пункте 2 статьи 378.2 НК РФ определено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия закона Российской Федерации, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества, переход к определению налоговой базы в отношении указанных объектов недвижимого имущества как их среднегодовой стоимости не допускается.
В редакции Федерального закона от 28.11.2019 №379-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.33 и 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» согласно подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса подлежат обложению налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Указанный Федеральный закон вступил в силу с 01.01.2020 и подлежит применению при налогообложении налогом на имущество с 1 января 2020 года.
Законом Курской области от 25.11.2019 №103-ЗКО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Курской области» были внесены изменения в пункт 3 статьи 1.1 и он изложен в новой редакции: « 3) жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, не предусмотренные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи».
Таким образом, в соответствии с Законом Курской области № 57-ЗКО от 26.11.2003 в редакции Закона Курской области от 25.11.2019 №103-ЗКО, (ст.1.1) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1)нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
2)объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
3)жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, не предусмотренные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 3 Закона Курской области от 25.11.2019 № 103-ЗКО настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2020 года, но не ранее, чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Данный Закон Курской области был размещен на сайте Администрации Курской области 25.11.2019, на официальном Интернет - портале правовой информации 29.11.2019, в газете «Курская правда» № 144 от 29.11.2019.
Следует также отметить, что 19.02.2020 был принят Закон Курской области №11-ЗКО «О внесении изменения в пункт 3 статьи 1.1 Закона Курской области «О налоге на имущество организаций», принятый Курской областной Думой 13.02.2020, которым в пункт 3 статьи 1.1. Закона Курской области от 26 ноября 2003 года №57-ЗКО «О налоге на имущество организаций», которым данный пункт был изложен в новой редакции: « 3) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.».
Согласно статье 2 указанного Закона Курской области, настоящий Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу по имуществу организаций. Таким образом, поскольку налоговый период по налогу на имущество организаций определен как год, то указанные изменения, принятые в феврале 2020 г. не распространяли свое действие на 2020 г.
При исчислении налога на имущество за 2020 г. подлежал применению Закон Курской области от 26.11.2003 № 57-ЗКО в редакции Закона Курской области от 25.11.2019 № 103-ЗКО, согласно которому налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности, жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, не предусмотренные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Исходя из положений пункта 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ, пункту 4 статьи 1 Закона N 58-ЗС налоговая база определяется, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
ООО «Курск-АГРО-Инвест» полагает, что, поскольку гараж с кадастровым номером 46:11:03701:260 расположен на земельном участке с кадастровым номером 46:11:30910:122, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, он не подпадает под объекты налогообложения с налоговой базой, определяемой как кадастровая стоимость имущества в силу положений пп.4 п.1 ст.378.2 НК РФ, так как данная норма закона распространяется на жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения и сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, а данный гараж находится на земельном участке, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
При этом налогоплательщик ссылается на положения п. 7 ст. 3 НК РФ, в силу которого все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Отклоняя доводы ООО «Курск-АГРО-Инвест», суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Анализ текста указанной правовой нормы показывает, что лексически она представляет из себя сложносочиненное, использующее уточнения предложение.
В отдельную семантическую группу в предложении выделены такие объекты как жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства. В свою очередь, отдельно, после союза "а также" выделены такие объекты как жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, уточнение, содержащееся в правовой норме, о виде использования земельного участка, распространяется на расположенные после союза "а также" жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения и не относится к жилым помещениям, гаражам, машино-местам, объектам незавершенного строительства.
Следовательно, назначение земельного участка "для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства" учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости только в отношении жилых строений, садовых домов, хозяйственных строений или сооружений.
Указанная правовая позиция сформирована Верховным судом Российской Федерации при толковании схожей по конструкции правовой нормы, содержащей союз "а также" (определение от 13.01.2003 N 14-Г02-35).
Основанием для налогообложения в рамках статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящих гаражей (в том числе имеющих различное назначение и наименование) и гаражей, входящих в состав зданий (сооружений), машино-мест, объектов незавершенного строительства, являются сведения об этих объектах, имеющиеся в ЕГРН (в том числе кадастровый номер гаража) и соответствующих первичных документах. Таким образом, объекты недвижимого имущества подлежат обложению налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости при условии, что эти объекты поименованы в законе субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии со статьей 378.2 Кодекса, сведения по ним имеются в Едином государственном реестре недвижимости и по ним определена кадастровая стоимость.
С учетом изложенных обстоятельств, у налогового органа имелись правовые основания для принятия оспариваемого решения, доначисления налога на имущество, начисления соответствующих пеней и санкции.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и отражено в оспариваемом решении, налогоплательщиком была представлена налоговая декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год с суммой налога к уплате в бюджет в размере 32756 руб., которая была уплачена налогоплательщиком в установленный законом срок, что сторонами в ходе рассмотрения настоящего дела не оспаривалось.
Согласно указанной декларации, налогоплательщиком исчислялся налог на имущество организаций за 2020 год, исходя из среднегодовой стоимости имущества. В ходе рассмотрения настоящего дела налогоплательщиком был представлен расчет налога на имущество организаций, исходя из среднегодовой стоимости имущества по каждому объекту, в том числе по указанному гаражу.
Данный расчет был подтвержден налоговым органом в представленных к началу судебного заседания пояснениях.
Согласно представленного расчета, налогоплательщиком был исчислен и уплачен налог на имущество организаций в отношении гаража в сумме 10054 руб.. В данной части в указанной сумме доначисление налога в оспариваемом решении является неправомерным, поскольку недоимка исчислена в оспариваемом решении налоговым органом без учета уплаченной налогоплательщиком суммы налога. Соответственно, в силу положения ст. 75 НК РФ налоговым органом также излишне исчислена пеня в сумме 222 руб. 90 коп., поскольку согласно статье 75 НК РФ пеня начисляется в случае уплаты причитающейся суммы налога в более поздние по сравнению с законодательством сроки.
Также налоговым органом излишне начислен штраф в соответствии со ст. 122 НК РФ в сумме 502 руб. 70 коп., так как в соответствии со ст. 122 НК РФ указанный штраф начисляется за неуплату или неполную уплаты налога исходя из суммы неуплаченного налога.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным оспариваемого решения налогового органа от 19.08.2021 № 2072, принятого по результатам камеральной налоговой проверки представленной ООО «Курск-АГРО-Инвест» налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год в части доначисления налога на имущество организаций за 2020 год в сумме 10054 руб., начисления пени в сумме 222 руб. 90 коп., за неуплату налога и штрафа в соответствии со статьей 122 НК РФ в сумме 502 руб. 70 коп., правомерно отказав в остальной части требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 АПК РФ и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя и им оплачены.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 17.06.2022 по делу №А35-10613/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья А.И. Протасов
судьи А.А. Пороник
ФИО1