ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
26 октября 2020 года Дело № А36-3430/2020
город Воронеж
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Малиной Е.В.,
без вызова сторон и в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 47,49 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 10 от 18.04.2017 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве»,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.08.2020 по делу № А36-3430/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Дороги Черноземья» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 4 500 руб. финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за отчетный период (апрель 2019 года, май 2019 года, июнь 2019 года, июль 2019 года),
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) (далее ГУ УПФР, заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «Дороги Черноземья» (далее – ООО «Дороги Черноземья», Общество, страхователь) 4 500 руб. финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за отчетный период (апрель 2019 года, май 2019 года, июнь 2019 года, июль 2019 года).
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 02.06.2020заявление принято к рассмотрению в порядке упрощённого производства.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 11.08.2020 по делу № А36-3430/2020 заявленные требования удовлетворены частично, с Общества с ограниченной ответственностью «Дороги Черноземья» в доход соответствующего бюджета взыскано 1000 руб. финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за отчетный период апрель 2019 года. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым решением суда Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области ссылается на то, что требования УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) о взыскании с ООО «Дороги Черноземья» финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 3500 руб. за май, июнь, июль 2019г. подлежат удовлетворению. В рассматриваемом случае были представлены не уточненные (исправленные) сведения в отношении конкретного застрахованного лица, которые уже были представлены в исходных формах СЗВ-М за май, июнь, июль 2019 г., а имело место несвоевременное первичное представление сведений по формам СЗВ-М май, июнь, июль 2019 г. (дополняющая) в отношении работающих застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в своевременно представленной исходной форме СЗВ-М за май, июнь, июль 2019 г.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта лишь в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Из апелляционной жалобы Управления следует, что решение суда обжалуется им в части отказа в удовлетворении заявленных требований, обществом ходатайства о пересмотре судебного акта в полном объеме не заявлено, в связи с чем суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, ООО «Дороги Черноземья» 15.05.2019 в ГУ УПФР представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) на 33 застрахованных лица за апрель 2019.
В адрес страхователя Фондом 16.05.2020 в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и 23.05.2019 посредством почты направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями. 10 июня 2019 страхователь представил сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за апрель 2019 года на 33 застрахованных лица, в которой устранил ошибку, содержащуюся в исходной форме и обнаруженную Фондом.
16.08.2019 страхователем представлены в Фонд дополняющие сведения за май 2019, июнь 2019 и июль 2019 в отношении соответственно 3 застрахованных лиц (за май и июнь 2019) и 1 застрахованное лицо за июль 2019.
По результатам проверки представленных сведений фондом были составлены акты от 15.07.2020 № 058S18190004499 (л.д.30-33), от 11.10.2019 № 058S18190006037 (л.д.51-55), № 058S18190006042 (л.д.74-78) и № 058S18190006044 (л.д.97-101) и приняты решения от 29.08.2020 № 058S19190005179 (л.д.34-38), от 28.11.2020 № 058S19190006748 (л.д.56-61), № 058S19190006750 (л.д.79-84), № 058S19190006751 (л.д.102-107) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которыми ООО «Дороги Черноземья» привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах в дополняющей форме СЗВ-М за апрель 2019 года в виде штрафа в сумме 1000 руб., за май 2019 – в виде штрафа в сумме 1500 руб., за июнь 2019 – в виде штрафа в сумме 1500 руб., за июль – в виде штрафа в сумме 500 руб.
После вступления указанных решений в законную силу в адрес страхователя были направлены требования от 08.10.2019 № 058S01190005387, от 15.01.2020 № 058S01200000179, № 058S01200000181, № 058S01200000183 об уплате финансовых санкций соответственно в срок до 28.10.2019 и до 04.02.2020.
В связи с неисполнением указанных требований заявитель обратился в арбитражный суд с рассмотренным заявлением.
Судом области, признаны обоснованными требования Управления о взыскании с ООО «Дороги Черноземья» финансовой санкции в сумме 1000 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений за апрель 2019 г. Вместе с тем, судом отказано в удовлетворении требования о привлечении ООО «Дороги Черноземья» к ответственности за нарушение срока предоставления сведений за май, июнь, июль 2019г., поскольку исходные сведения о застрахованных лицах за указанный период представлены обществом с соблюдением требований п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ.
Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области обжалует решение суда первой инстанции только в части отказа в удовлетворении заявленных требований. Обществом не заявлено требований о необходимости пересмотра судебного акта в полном объеме.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области в обжалуемой истцом части, исходит из следующего.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ вредакции, действующей с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числамесяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждомработающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договорыгражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии сзаконодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховыевзносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета,фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии устрахователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованноголица) по формам, утвержденным постановлением правления Пенсионного фондаРоссийской Федерации от 01.02.2016 № 83 п.
На основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и(или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названногоЗакона к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей вотношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь,имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведенийиндивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либоисполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушениемустановленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вестииндивидуальный (персонифицированный) учет.
В силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, страхователь имеетправо дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах посогласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерацииили налоговым органом.
Статьей 19 Закона №27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 02.07.2018 №303-КГ18-99 отметил, что формальный подход к вопросу привлеченияплательщика страховых взносов к ответственности за совершениеправонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым.Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность ипротивоправность деяния, соразмерность наказания, презумпцияневиновности.
В пункте 37 Инструкции № 766н указано, что при обнаружении в представленныхстрахователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствияиндивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации,а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондомРоссийской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течениепяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, илиуведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронномвиде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомлениятерриториального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлениисоответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионногофонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
При этом в пункте 39 Инструкции № 766н закреплено, что в случае представлениястрахователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пятирабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, ктакому страхователю финансовые санкции не применяются.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации,изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П и доведенной до сведениятерриториальных органов Пенсионного фонда в письме Пенсионного фонда от 14.12.2004N КА-09-25/13379, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существуфактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальныхусловий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибкуи представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае,если страхователь в установленный срок исправил обнаруженные территориальныморганом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ, возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкциядолжна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния,соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следуетучитывать поведение страхователя, направленное на исправление обнаруженных ошибокв представленной в орган Пенсионного фонда РФ отчетности. Такойправоприменительный подход направлен на стимулирование заинтересованностистрахователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, атакже обеспечение более оперативной обработки сведений индивидуального(персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации и, какследствие, полноту и достоверность сведений индивидуального (персонифицированного)учета.
Анализ приведенных положений действующего законодательства обиндивидуальном (персонифицированном учете), Инструкции №766н, определяющейпорядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального(персонифицированного) учета, в совокупности с разъяснениями Конституционного СудаРоссийской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности занарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системеобязательного пенсионного страхования привлечению подлежит лицо, виновное всовершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих винуправонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя повыявлению и устранению ошибок, несоответствий в предоставленных сведениях либосамостоятельно (до момента обнаружения ошибки территориальным органомПенсионного фонда Российской Федерации) либо в срок, установленный в направленноморганом Пенсионного фонда Российской Федерации уведомлении о представлениисоответствующих исправлений (дополнений).
В этой связи, при рассмотрении вопроса о правомерности привлечения заявителя оспариваемым решением к ответственности за нарушение законодательства РоссийскойФедерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательногопенсионного страхования необходимо принимать во внимание, в том числе, конкретныефактические обстоятельства, которые могут быть оценены в качестве исключающих винулица в совершении вменяемого правонарушения.
Как следует из материалов дела, заявителем в Управление Пенсионного фондабыли своевременно представлены сведения по форме СЗВ-М за май, июнь, июль 2019 года, тип формы «исходящая», что не оспаривается заинтересованным лицом.
Указанные формы СЗВ-М (исходная) были приняты органом Пенсионного фонда без замечаний
ООО «Дороги Черноземья» 16.08.2019 представило в Фонд дополняющие сведения за май 2019 г., июнь 2019 г. и июль 2019 г. в отношении соответственно 3 застрахованных лиц (за май и июнь 2019 г.) и 1 застрахованное лицо за июль 2019 г., которые были приняты Пенсионным фондом.
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что допущенные заявителем несоответствия при подаче сведений по форме СЗВ-М за май, июнь, июль 2019 года были самостоятельно устранены ООО «Дороги Черноземья» до выявления указанных нарушений Управлением Пенсионного фонда, что свидетельствует о добросовестном поведении страхователя, направленном на надлежащее исполнение своих обязанностей и может являться основанием для неприменения финансовых санкций, предусмотренных ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ.
Исправляя ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах за указанные периоды 2019 года, общество реализовало свое право на исправление представленных сведений за эти периоды, которые ранее не представлялись.
Лишение права страхователя при выявлении ошибок в ранеепредставленных сведениях на их уточнение в установленный пятидневныйсрок, не соответствует понятию юридической ответственности, которая представляет собой претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнениемили ненадлежащим исполнением обязанностей.
Аналогичная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 05.07.2019 № 308-ЭС19-975.
Целью назначения наказания за нарушение требований законодательства обиндивидуальном (персонифицированном) учете является предупреждение совершенияновых правонарушений (как самим правонарушителем, так и другими лицами), а такжеобеспечение полноты и достоверности сведений индивидуального(персонифицированного) учета, используемых для назначения страховой и накопительнойпенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации.
Одновременно, установленный на основании статьи 19 Федерального закона № 27-ФЗ Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета порядок осуществления контроля за достоверностью представляемых страхователями вПенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений, в частиисправления ошибок в представленных страхователем индивидуальных сведениях путемих уточнения и дополнения представляет собой иной механизм достижениясоответствующих целей, эффективность которого обеспечивается, в том числе,возможностью неприменения финансовых санкций при представлении страхователемуточненных (исправленных) индивидуальных сведений либо самостоятельно, либо вустановленный в уведомлении контролирующего органа срок.
В материалы дела не представлено доказательств того, что пенсионный фонд уведомил страхователя о выявленных ошибках и предложил представить уточненные данные. Доказательств направления пенсионным фондом в адрес Общества уведомлений либо иных писем, в которых сообщалось о непредставлении отчета СЗВ-М либо о выявленных ошибках, либо расхождениях также не представлено.
Таким образом, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, ООО «Дороги Черноземья» реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений май, июнь, июль 2019 года, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период.
Ссылка в апелляционной жалобе на вступивший в действие 27.07.2020 приказ Минтруда России от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах", признающий утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", не принимается апелляционным судом, поскольку действие приказа Минтруда России от 22.04.2020 N 211н не распространяется на правоотношения, возникшие в спорные периоды.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения ООО «Дороги Черноземья» к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Федерального законаот 01.04.1996 № 27-ФЗ, за нарушение срока предоставления сведений за май, июнь, июль 2019 г. путем представления формы СЗВ-М с типом «дополняющая», у Управления Пенсионного фонда не имелось.
Довод Управления о том, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах в спорный период, не может лишать учреждение возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
На основании вышеизложенного, в удовлетворении требования Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области о взыскании с ООО «Дороги Черноземья» финансовой санкции (3500 руб.) за нарушение сроков предоставлений сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за май, июнь. Июль 2019г. правомерно отказано судом области.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой областии отмены решения Арбитражного суда Липецкой области от 11.08.2020 по делу № А36-3430/2020в обжалуемой части не имеется.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Воронеже, как заявителя апелляционной жалобы, не разрешается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.08.2020 по делу № А36-3430/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Е.В. Малина