ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-4977/20 от 28.10.2020 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

5 ноября 2020 года                                                        Дело № А35-11737/2019

г. Воронеж                                                                                                      

Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2020 года

Постановление в полном объеме изготовлено 5 ноября 2020 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                       Миронцевой Н.Д.,

судей                                                                                  Пороника А.А.,

                                                                                            ФИО1,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Малюгиным П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Рыльского района Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 16.07.2020 по делу № А35-11737/2019,

при участии:

от Администрации Рыльского района Курской области: ФИО2, представитель по доверенности от 12.05.2020 сроком по 31.12.2020;

от ИП ФИО3 КФХ хозяйства ФИО4: ФИО5, представитель по доверенности от 25.09.20 сроком на один год.

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО3 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО4 (далее также – ИП ФИО3 КФХ ФИО4) обратился в арбитражный суд с заявлением:

- о признании незаконным бездействия Администрации Рыльского района Курской области, выразившегося в не обращении в орган государственного кадастрового учета с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером № 46:20:030703:3 площадью 1170000 кв. м, расположенного в Рыльском районе Курской области, в границах муниципального образования «Студенокский сельсовет», в связи с уточнением местоположение границ земельного участка;

- об обязании Администрации Рыльского района Курской области обратиться в орган государственного кадастрового учета с заявлением о внесении изменений в государственный кадастровый учет земельного участка из земель: сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № 46:20:030703:3 площадью 1170000 кв. м, расположенного в Рыльском районе Курской области, в границах муниципального образования «Студенокский сельсовет», направив межевой план в соответствующий территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда;

- о признании незаконным изложенного в ответе от 25.10.2019 Администрации Рыльского района Курской области отказа в предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО3 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО4 без проведения торгов в собственность за плату земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым № 46:20:030703:3 площадью 1170000 кв. м, расположенного в Рыльском районе, Курской области, в границах муниципального образования «Студенокского сельсовета», для сельскохозяйственного использования;

- об обязании Администрации Рыльского района Курской области предоставить индивидуальному предпринимателю ФИО3 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО4 без проведения торгов в собственность за плату земельный участок с кадастровым № 46:20:030703:3 площадью 1170000 кв. м, расположенный в Рыльском районе Курской области в границах муниципального образования «Студенокского сельсовета», для сельскохозяйственного использования.

Решением Арбитражного суда Курской области от 16.07.2020 по делу № А35-11737/2019 заявленные требования удовлетворены.  

Признано незаконным бездействие Администрации Рыльского района Курской области, выразившееся в не обращении в орган государственного кадастрового учета с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером № 46:20:030703:3 площадью 1170000 кв. м, расположенного в Рыльском районе Курской области, в границах муниципального образования «Студенокский сельсовет», в связи с уточнением местоположение границ земельного участка.

На Администрацию Рыльского района Курской области возложена  обязанность обратиться в орган государственного кадастрового учета с заявлением о внесении изменений в государственный кадастровый учет земельного участка из земель: сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № 46:20:030703:3 площадью 1170000 кв. м, расположенного в Рыльском районе Курской области, в границах муниципального образования «Студенокский сельсовет», направив межевой план в соответствующий территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда.

Признан незаконным изложенный в ответе от 25.10.2019 Администрации Рыльского района Курской области отказ в предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО3 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО4 без проведения торгов в собственность за плату земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым № 46:20:030703:3 площадью 1170000 кв. м, расположенного в Рыльском районе, Курской области, в границах муниципального образования «Студенокского сельсовета», для сельскохозяйственного использования.

На Администрацию Рыльского района Курской области возложена  обязанность предоставить индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО4 без проведения торгов в собственность за плату земельный участок с кадастровым № 46:20:030703:3 площадью 1170000 кв. м, расположенный в Рыльском районе Курской области в границах муниципального образования «Студенокского сельсовета», для сельскохозяйственного использования.

Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Администрация Рыльского района Курской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на истечение срока действия договора аренды спорного земельного участка на момент обращения индивидуального предпринимателя с заявлением о выкупе земельного участка, что является, по мнению Администрации, основанием для отказа в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, подпунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ.

В отзыве на апелляционную жалобу индивидуальный предприниматель, возражает против ее удовлетворения.

В судебном заседании представитель Администрации просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

Индивидуальный предприниматель возражал против доводов апелляционной жалобы, признавал решение суда законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Администрацией Рыльского района Курской области от имени муниципального района «Рыльский район» Курской области в лице ФИО3 Рыльского района Курской области ФИО6, действующего на основании Устава (далее - Арендодатель) и крестьянским (фермерским) хозяйством, главой которого является индивидуальный предприниматель ФИО4 (далее - Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от 25.04.2014 № 6/2013-Ю.

В соответствии с пунктом 1.1. Договора Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 1170000 (один миллион сто семьдесят тысяч) кв. м с кадастровым номером 46:20:030703:3, расположенный по адресу (местоположение): Курская область, Рыльский район, в границах муниципального образования «Студенокский сельсовет», для сельскохозяйственного использования, в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, прилагаемом к настоящему Договору и являющимся его неотъемлемой частью.

В соответствии с пунктом 2.1 Договора срок аренды участка устанавливается с 04.03.2013 по 03.03.2019.

18.12.2018 индивидуальный предприниматель обратился в Администрацию Рыльского района Курской области с заявлением об уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № 46:20:030703:3, а также о заключении договора аренды указанного земельного участка после истечения срока действия Договора аренды от 25.04.2014 № 6/2013-Ю.

Письмом от 11.01.2019 № 33 Администрация Рыльского района Курской области сообщила, что земельный участок с кадастровым номером № 46:20:030703:3 не может являться предметом договора аренды, так как границы земельного участка подлежат уточнению, заявителю рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру для выполнения кадастровых работ по уточнению местоположения границ данного земельного участка.

18.01.2019 заявитель обратился в Администрацию Рыльского района Курской области с заявлением, содержащим приложение межевого плана земельного участка с кадастровым номером № 46:20:030703:3 на бумажном носителе и акт согласования местоположения границ данного земельного участка, являющийся неотъемлемой частью межевого плана в соответствии с требованиями закона, подготовленные кадастровым инженером по заказу заявителя для организации в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» процедуры согласования местоположения границ земельного участка с заинтересованным лицом.

Письмом от 18.02.2019 № 487 Администрация Рыльского района Курской области сообщила, что для уточнения местоположения границ земельного участка необходим межевой план земельного участка в форме электронного документа. При этом уполномоченным лицом Администрации не подписан акт согласования местоположения границ земельного участка.

26.02.2019 заявитель обратился в Администрацию Рыльского района Курской области с заявлением, в котором просил предоставить в собственность за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером № 46:20:030703:3 на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, а также с просьбой об утверждении акта согласования местоположения границ земельного участка, полученного Администрацией Рыльского района Курской области 18.01.2019.

04.06.2019 заявитель обратился в Администрацию Рыльского района Курской области с заявлением, в котором повторно просил предоставить в собственность за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером № 46:20:030703:3 на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, а также сообщить о результатах рассмотрения обращения от 26.02.2019.

Письмом от 04.07.2019 Администрация Рыльского района Курской области направила сопроводительное письмо с приложением копии ответа от 25.03.2019, в котором сообщалось об отказе в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № 46:20:030703:3 в связи с тем, что границы земельного участка с кадастровым номером №46:20:030703:3 подлежат уточнению.

18.07.2019 заявитель обратился в Администрацию Рыльского района Курской области с заявлением, в котором повторно просил подписать акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № 46:20:030703:3, приложив к заявлению межевой план земельного участка и акт согласования местоположения границ земельного участка как его неотъемлемую часть для подписания уполномоченным лицом Администрации, и возможности в последующем подготовки межевого плана в форме электронного документа после получения кадастровым инженером подписанного в соответствии с требованиями закона акта согласования местоположения границ земельного участка.

18.07.2019 кадастровым инженером   подготовлено извещение  по установленной форме для Администрации Рыльского района Курской области, в котором указывалось на необходимость в течении 30 (тридцати) дней явки уполномоченного лица Администрации   для согласования местоположения границ земельного участка.

Письмом от 24.07.2019 № 357 за подписью генерального директора ООО «Землемер» сообщено заявителю, что кадастровый инженер не может подготовить межевой план в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью кадастрового инженера в связи с тем, что у кадастрового инженера отсутствует акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № 46:20:030703:3.

При этом указанный акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № 46:20:030703:3 неоднократно направлялся заявителем в адрес Администрации Рыльского района Курской области для подписания уполномоченным лицом муниципального органа и предоставления кадастровому инженеру, однако не утверждался.

В связи с неявкой уполномоченного лица Администрации Рыльского района Курской области к кадастровому инженеру по извещению, поданному 18.07.2019, и  не подписанием уполномоченным лицом Администрации акта согласования местоположения границ земельного участка, полученного вместе с заявлением от 18.07.2019, кадастровым инженером подготовлен межевой план в форме электронного документа, подписанный усиленной квалифицированной подписью кадастрового инженера, не содержащий в акте согласования местоположения границ земельного участка подписи уполномоченного лица Администрации Рыльского района Курской области, с подкреплением в форме электронного образа в формате РЭР извещения о вызове уполномоченного лица Администрации, полученного муниципальным органом 18.07.2019.

25.09.2019 заявитель обратился в Администрацию Рыльского района Курской области с заявлением, с приложением межевого плана в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью кадастрового инженера, в котором просил обратиться в территориальный отдел Управления Росреестра по Курской области с заявлением об уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № 46:20:030703:3 и предоставить в собственность за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером № 46:20:030703:3 на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Письмом от 25.10.2019 № 3330 Администрация Рыльского района Курской области отказала ИП ФИО3 К(Ф)Х ФИО4 в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № 46:20:030703:3, ссылаясь на истечение срока договора аренды земельного участка, а также сообщила, что установление границ данного земельного участка будет осуществлено за счет средств бюджета Рыльского района Курской области.

Полагая, что бездействие Администрации Рыльского района Курской области, выразившееся в не обращении в территориальный отдел Управления Росреестра по Курской области с заявлением о государственном кадастровом учете спорного земельного участка, в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, и отказ Администрации Рыльского района Курской области в предоставлении ИП ФИО3 КФХ ФИО4 без проведения торгов в собственность за плату спорного земельного участка для сельскохозяйственного использования, не соответствуют требованиям законодательства и нарушают права и законные интересы ИП главы КФХ ФИО4 в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд за судебной защитой.

Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закон № 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен статьей 39.17 ЗК РФ.

На основании пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли - продажи договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.

Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В пункте 9 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ, пункте 4 статьи 10 Федерального закона №101-ФЗ законодательно закреплен механизм обеспечения защиты прав исключительно тех арендаторов, которые доказали, что на протяжении длительного срока (более трех лет) могут надлежаще использовать предоставленные им земельные участки (документально подтвердили, что эффективно хозяйствуют на сельскохозяйственных землях).

Данный механизм защиты арендаторов, отвечающих установленным требованиям, направлен на создание условий для устойчивого землепользования и предполагает формирование группы таких собственников, которые ранее уже зарекомендовали себя в качестве исправных арендаторов.

Предоставление права на приватизацию участков из земель сельскохозяйственного назначения указанным в ней арендаторам преследует цели появления класса эффективных собственников сельскохозяйственных земель, сохранения устойчивого землепользования и более бережного отношения к земле как к природному ресурсу, используемому в качестве средства производства в сельском хозяйстве (пункт 1 части 1 статьи 1 ЗК РФ).

В соответствии со статьей 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

В силу пункта 24 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

На основании статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, к которым относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, включающие площадь земельного участка.

Согласно статье 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет осуществляется, в том числе, если такой учет осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

Пунктом 4 части 2 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

В силу положений статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами; правомочия по согласованию местоположения границ земельных участков имеют заинтересованные лица, обладающие правами на данные земельные участки.

Материалами дела подтверждается, что в течение срока действия договора, предусмотренного пунктом 2.1 Договора аренды, индивидуальный предприниматель предпринимал меры, направленные на уточнение границ спорного земельного участка, что следует из заявлений от 11.12.2018, 18.01.2019, 26.02.2019 и представленного Администрации акта согласования местоположения границ земельного участка (т.1 л.д. 87-94).

Вместе с тем, в течение срока действия договора в соответствии пунктом 2.1 Администрация уклонялась от утверждения представленного акта согласования границ земельного участка, что создавало препятствия для изготовления кадастровым инженером межевого плана в электронной форме и, как следствие, препятствия для реализации индивидуальным предпринимателем права на

При таких обстоятельствах апелляционная коллегия считает верным вывод суда первой инстанции  о том, что не совершение Администрацией действий, направленных на уточнение границ земельного участка с кадастровым номером № 46:20:030703:3, и постановку   на кадастровый учет изменений основных характеристик объекта спорного земельного участка - нарушают указанные нормы закона и неправомерно создают препятствие заявителю в реализации права на выкуп земельного участка.

Апелляционной коллегией также учитывается, что прокурором Рыльского района Курской области в адрес Администрации Рыльского района Курской области внесено представление от 06.02.2020 № 105-2020 об устранении нарушении федерального законодательства, которым установлено   в период действия договора аренды земельного участка.

  ИП ФИО3 К(Ф)Х ФИО4 добросовестно пользовался представленными ему правами и исполнял возложенные на него обязанности по договору аренды от 25.04.2014 № 6/2013-Ю, в том числе предпринимал действия по государственной регистрации договора аренды и уточнению границ земельного участка

 Письмом от 10.03.2020 в адрес прокурора Рыльского района Курской области Администрация Рыльского района Курской области сообщила, что требования представления № 105-2020 от 06.02.2020 признаны обоснованными и удовлетворены.

Таким образом, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. 

 В соответствии с частью 1 статьи 46 ЗК РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

В пункте 1 части 3 статьи 46 ЗК РФ закреплено, что прекращение аренды земельного участка не допускается в период полевых сельскохозяйственных работ, который по смыслу и специфике сельскохозяйственной деятельности включает в себя весь период времени, необходимый для полного завершения цикла сельскохозяйственных работ с получением конечного результата в виде урожая.

Согласно технологической карте возделывания озимой пшеницы в 2018-2019 годах следует, что на земельном участке заявителем осенью (сентябрь 2018 г.) посеяна озимая пшеница, комплекс сельскохозяйственных работ по выращиванию указанной сельскохозяйственной культуры производился в 2019 году, в том числе и после истечения срока договора аренды № 6/2013-Ю, так как сельскохозяйственные работы и сама цель выполнения сельскохозяйственной деятельности нацелены на полное завершение цикла сельскохозяйственных работ, оканчивающегося получением конечного результата в виде урожая, что прямо закреплено и допускается земельным законодательством.

Сельскохозяйственные работы окончены заявителем сбором урожая, завершившимся осенью (сентябрь 2019), что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами (т.2 л.д. 110-147).

Доводы Администрации об обратном не находят своего подтверждения в материалах дела, из акта обследования от 15.05.2020, представленного суду апелляционной инстанции невозможно достоверно установить момент окончания сельскохозяйственных работ в 2019 году.

 Кроме того, данный акт не относится к спорному рассматриваемому периоду и не свидетельствует о законности оспариваемых бездействий.   

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у Администрации оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка заявителю в связи с истечением срока действия договора аренды.

Кроме того,  Администрацией    искусственно создана  ситуация, при которой индивидуальный предприниматель, обратившись с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов в разумные сроки, был лишен возможности реализовать свои права.   

Постановка земельных участков на кадастровый учет и их снятие осуществляются в заявительном порядке. В связи с этим, тот факт, что за время рассмотрения судом спора в границах спорного земельного участка сформированы и учтены новые, образованные участки, не препятствует исполнению принятого по настоящему делу судебного акта. Новые участки  могут быть сняты с кадастрового учета, а допущенные нарушения прав предпринимателя – устранены.

 Аргументированных доводов, основанных на представленных доказательствах, позволяющих с ней согласиться, не приведено.

Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.

В связи с изложенным, судебный акт отмене не подлежит, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Курской области от 16.07.2020 по делу № А35-11737/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья:                                        Н.Д. Миронцева

судьи                                                                                   А.А. Пороник

                                                                                             ФИО1