ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
15 октября 2020 года Дело № А64-1062/2020
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 9 октября 2020 года
Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2020 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Осиповой М.Б.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Багрянцевой Ю.В.,
при участии:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову: ФИО2, представителя по доверенности от 23.12.2019, сроком до 31.12.2021;
от индивидуального предпринимателя ФИО3: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области апелляционную жалобу апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО3 на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.07.2020 по делу №А64-1062/2020, по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО3 (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Москва к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тамбову (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 17.10.2019 № 12-20/030777.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО3 (далее – ИП ФИО3, индивидуальный предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тамбову (далее - ИФНС по г.Тамбову, налоговый орган, Инспекция) в предоставлении ФИО3 льготы по налогу на имущество физических лиц на нежилые помещения, используемые в предпринимательской деятельности, расположенные по адресу: <...>, с кадастровыми номерами: 68:29:0103026:975, 68:29:0103026:974, 68:29:0103026:979, 68:29:0103026:981, 8:29:0103026:976, 68:29:0103026:973, 68:29:0103026:977, 68:29:0103026:980, 68:29:0103026:978 в сумме 478036 рублей, выраженного в письме №12-20/030777 от 17.10.2019; обязании ИФНС по г. Тамбову предоставить ФИО3 льготу по налогу на имущество физических лиц за 2018 год по объектам недвижимости, используемым в предпринимательской деятельности, расположенным по адресу: <...>, с кадастровыми номерами: 68:29:0103026:975, 68:29:0103026:974, 68:29:0103026:979, 68:29:0103026:981, 68:29:0103026:976, 68:29:0103026:973,
68:29:0103026:977, 68:29:0103026:980, 68:29:0103026:978 в сумме 478036 рублей.
Решением от 21.07.2020в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, заявитель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель считает, чтопри вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции неправильно истолковал и применил положения ст. 378.2 ПК РФ, ст. 1.1. Закона №170-3 от 28.11.2003 «О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области». Полагает, что вновь образованные нежилые помещенияс кадастровыми номерами 68:29:0103026:975, 68:29:0103026:974, 68:29:0103026:979, 68:29:0103026:981, 68:29:0103026:976, 68:29:0103026:973, 68:29:0103026:977, 68:29:0103026:980, 68:29:0103026:978, площадь каждого изкоторых составила менее 1000 кв.м., не соответствуют критериям, установленным ст. 1.1. Закона №170-3 от 28.11.2003 «О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области» и подлежат налогообложению в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ по среднегодовой стоимости.
В представленном суду апелляционной инстанции отзывеИФНС по г.Тамбову возражала против доводов апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание ИП ФИО3 не явилась.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 26.09.2019 ИП ФИО3 обратилась в ИФНС России по г. Тамбову с заявлением о предоставлении права на освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении объектов:
- нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>;
- нежилое помещение, расположенное по адресу: <...> в связи с применением упрощенной системы налогообложения и использовании данных объектов в предпринимательской деятельности.
ИФНС России по г. Тамбову (далее также - инспекция, налоговый орган) письмом от 17.10.2019 № 12-20/030777 сообщила предпринимателю о том, что:
-по объектам недвижимости, расположенным по адресам: <...>, КН 68:29:0103026:39, 68:29:0103026:975, 68:29:0103026:974, 68:29:0103026:979, 68:29:0103026:981, 68:29:0103026:976, 68:29:0103026:973, 68:29:0103026:977, 68:29:0103026:980, 68:29:0103026:978 льгота по налогу на имущество физических лиц за 2018 год не может быть предоставлена;
-предпринимателю предоставлена льгота по налогу по объектам, расположенным по адресам: <...>, КН 68:29:0213023:127, 68:29:0213023:566, 68:29:0213023:564, 68:29:0213023:565, 68:29:0213023:567, 68:29:0213023:563, уточненная сумма налога в связи с перерасчетом составила 643 183 руб.
Основанием для отказа в предоставлении льготы по объектам, расположенным по адресу: <...>, явилось установление налоговым органом факта прекращения права собственности 05.04.2018 на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 68:29:0103026:39 путем выделения помещений, с одновременной регистрацией права собственности на вновь образовавшиеся помещения (объекты недвижимого имущества) с кадастровыми номерами: 68:29:0103026:975, 68:29:0103026:974, 68:29:0103026:979, 68:29:0103026:981, 68:29:0103026:976, 68:29:0103026:973, 68:29:0103026:977, 68:29:0103026:980, 68:29:0103026:978 (дата регистрации владения 05.04.2018).
Посчитав указанный отказ незаконным и необоснованным, ИП ФИО3 обратилась с апелляционной жалобой в УФНС России по Тамбовской области.
Решением от 10.01.2020 №05-10/1/1 УФНС России по Тамбовской области жалоба предпринимателя оставлена без удовлетворения.
Посчитав отказ ИФНС по г. Тамбову в предоставлении ФИО3 льготы по налогу на имущество физических лиц на нежилые помещения, используемые в предпринимательской деятельности, расположенные по адресу: <...>, с кадастровыми номерами: 68:29:0103026:975, 68:29:0103026:974, 68:29:0103026:979, 68:29:0103026:981, 68:29:0103026:976, 68:29:0103026:973, 68:29:0103026:977, 68:29:0103026:980, 68:29:0103026:978 в сумме 478 036 рублей, выраженный в письме №12-20/030777 от 17.10.2019, незаконным, предприниматель обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы, подлежащими отклонению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ, применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).
Пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
Согласно п. 7 ст. 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Тамбовской области от 28.11.2003 N 170-З "О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области" (далее - Закон N170-З) установлено, что налог на имущество организаций на территории Тамбовской области (далее в настоящем Законе - налог) устанавливается настоящим Законом в соответствии с главой 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и обязателен к уплате на территории Тамбовской области (ст. 1 Закона N 170-З).
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 2 Закона N 170-З (в редакции, действовавшей в спорный период) в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, указанных в статье 1.1 настоящего Закона, принадлежащих организациям, применяющим специальные налоговые режимы, налоговая ставка устанавливается в 2018 году в размере 0,75 процента, в 2019 году - 1,0 процента, в 2020 году - 1,5 процента, в 2021 году и последующие годы - 2,0 процента.
Статьей 1.1. Закона N 170-З предусмотрены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Так, налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещения в них площадью свыше 1000 квадратных метров (за исключением административно-деловых центров, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных, казенных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями);
2) нежилые помещения общей площадью свыше 1000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (за исключением нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных, казенных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями);
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 29.12.2017 N 799 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Перечень) определен перечень объектов, в отношении которых на 2018 год налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В настоящий Перечень включено здание с кадастровым номером 68:29:0103026:39, расположенное по адресу: <...> (позиция №130 в Перечне), как отвечающее признакам объекта, указанного в пп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Вновь образованные помещения с кадастровыми номерами: 68:29:0103026:975, 68:29:0103026:974, 68:29:0103026:979, 68:29:0103026:981, 68:29:0103026:976, 68:29:0103026:973, 68:29:0103026:977, 68:29:0103026:980, 68:29:0103026:978 в Перечне не указаны, поскольку образованы и поставлены на государственный кадастровый учет позднее (05.04.2018).
Таким образом, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.
Указанное подтверждается позицией, изложенной в Письме Минфина России от 13.03.2017 N 03-05-04-01/13780, в Письме ФНС России от 16.03.2017 N БС-4-21/4780 "О применении положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации к помещениям, не вошедшим в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Кроме того, как указано в пп. 7 п. 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), в реестр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
При прекращении права на здание, сооружение, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости, государственная регистрация права в отношении всех помещений, машино-мест в таких здании, сооружении должна быть осуществлена одновременно, при этом такие здания, сооружения с государственного кадастрового учета не снимаются (п. 5 ст. 41 Федерального закона N 218-ФЗ).
Помещения с кадастровым номером: 68:29:0103026:975, 68:29:0103026:974, 68:29:0103026:979, 68:29:0103026:981, 68:29:0103026:976, 68:29:0103026:973, 68:29:0103026:977, 68:29:0103026:980, 68:29:0103026:978, собственником которых является заявитель и в отношении которых заявитель просит предоставить льготы по налогу на имущество физических лиц за 2018 год, являются результатом раздела здания с кадастровым номерам 68:29:0103026:39, включенными в Перечень (позиции 130 Перечня).
Указанное здание являются единым объектом, состоящим из помещений, разделение на помещения произведено формально.
Таким образом, раздел здания на помещения является особым видом раздела объекта недвижимости, когда исходный объект не перестает существовать как самостоятельный объект кадастрового учета.
Включение предыдущего объекта недвижимости в Перечень не свидетельствует о физическом отсутствии самого объекта недвижимости и не может служить основанием для освобождения образованного из данного объекта нового объекта недвижимости от уплаты законно установленного налога на имущество.
Также суд отмечает, что в силу п. 10 ст. 378.2 НК РФ в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Из указанного следует, что поскольку предыдущий объект недвижимости с кадастровыми номерами 68:29:0103026:39 был включен в Перечень, то вновь образованные объекты недвижимости подлежат обложению налогом на имущество по кадастровой стоимости в силу п. 10 ст. 378.2 НК РФ.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении АС ЦО от 14.07.2020 по делу N А64-6394/2019.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции с учетом оценки представленных в материалы дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы и им уплачены.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.07.2020 по делу №А64-1062/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья А.И. ФИО4
судьи М.Б. ФИО5
ФИО1