ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-5211/20 от 30.10.2020 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

5 ноября 2020 года                                                 Дело №А35-980/2020

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2020 года

Постановление в полном объеме изготовлено 5 ноября 2020 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                         Протасова А.И.,

судей                                                                           Осиповой М.Б.,

                                                                                     Малиной Е.В.,  

при ведении протокола судебного заседания секретарем Малюгиным П.А.,             

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «ЭКОТЕКС»: Бартеневой Г.С. – представителя по доверенности №2 от 03.02.2020 сроком действия по три года, диплом, предъявлен паспорт;

от Курской таможни: Ховалкина С.А. - представитель по доверенности №05-47/3 от 13.01.2020 сроком действия по 31.12.2020, предъявлено удостоверение.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭКОТЕКС» на решение Арбитражного суда Курской области от 11.08.2020 по делу № А35-980/2020, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЭКОТЕКС» к Курской таможне о признании незаконным решения Курской таможни №10108000/121219/0002166 от 10.12.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары №10108020/291218/0003527; об обязании Курской таможни возвратить ООО «ЭКОТЕКС»:

 - излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в сумме 22049,53 руб.;

- излишне уплаченные пени в сумме 1739,91 руб.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ЭКОТЕКС» (далее  - ООО ЭКОТЕКС», заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Курской области с заявлением к Курской таможне (далее также – таможенный орган, административный орган) о признании незаконным решения Курской таможни №10108000/121219/0002166 от 10.12.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары №10108020/291218/0003527; об обязании Курской таможни возвратить ООО «ЭКОТЕКС»:

 - излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в сумме 22 049,53 руб.;

- излишне уплаченные пени в сумме 1739,91 руб. (с учетом уточнений).

Решением от 11.08.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с обжалуемым судебным актом, заявитель обратился  в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, ООО «ЭКОТЕКС» произвело декларирование товара по ДТ №10108020/100119/0000029 в соответствии с требованиями ТК ЕАЭС. Считает, что в соответствии с требованиями статей 106, 108 ТК ЕАЭС и Перечня документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, Общество представило документы, наличие которых обязательно при определении таможенной стоимости по методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в случаях, когда заявлены вычеты расходов, по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС, и сведения о них заявлены в графе 44 ДТ №10108020/291218/0003527. Считает, что суд не применил Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.05.2018 №83 "О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров".

В представленном суду апелляционной инстанции отзыве административный орган возражал против доводов апелляционной жалобы Общества, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, 29.12.2018 ООО «ЭКОТЕКС» продекларировало на Железногорском таможенном посту Курской таможни с использованием электронного декларирования по ДТ №10108020/291218/0003527 товар - трикотажные полотна машинного вязания, из хлопчатобумажной ткани пряжи, суровая (неотбеленная): кулирная гладь из пневмопрядильной пряжи NE30/1 (NM50/1), состав 100% хлопок, плотность 125-130 гр/м2, ширина 100-110 см, классифицируемый в подсубпозиции 6006210000 ТН ВЭД ЕАЭС, на сумму 52194,07 долл. США, весом нетто 19921,4 кг, производитель компания ООО «Plasteks» (Республика Узбекистан).

Товары были ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза в рамках контракта от 30.10.2018 № PL-1127/18 ЕХ, заключенного с производителем товаров ООО «Plasteks» (Республика Узбекистан) на условиях поставки FCA Янгиюль.

Таможенная стоимость товаров была определена декларантом методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со статьями 39 и 40 Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и заявлена в декларации таможенной стоимости (далее - ДТС) №10108020/291218/0003527 по форме ДТС-1.

Железногорским таможенным постом в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС была проведена проверка достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, по результатам которой 18.03.2019 таможенная стоимость была принята таможенным органом методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами на уровне заявленной декларантом.

Курской таможней на основании п.п. б, п. 11 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 №289, в связи с проведением проверки документов и сведений после выпуска товаров, в соответствии с Порядком проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, утвержденным приказом ФТС России от 25.08.2009 №1560, была проведена проверка товаров, декларирование которых осуществляло ООО «ЭКОТЕКС» по ДТ №10108020/291218/0003527, результаты которой отражены в Акте от 06.12.2019 № 10108000/203/061219/А032.

По результатам проверки документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов (дополнительных начислений), включая проверку соответствия сведений, указанных в представленных документах, установлено следующее.

В ходе проверки представленных декларантом документов, таможенный орган установил, что в соответствии с договором транспортной экспедиции от 03.12.2018 №11-031218/ОЗК (далее - Договор) ООО «Крафттранс» (Республика Беларусь) осуществляло экспедирование товаров, задекларированных по ДТ10108020/291218/0003527 за вознаграждение и за счет клиента (пункт 2.2.1 Договора). Перевозка товаров была осуществлена по CMR от 12.12.2018 № б/н.

В графе 17 ДТС-1 № 10108020/291218/0003527 декларантом заявлены расходы по перевозке до места прибытия - граница ТС т/п Атамекен.

Как следует из представленных материалов, в таможенную стоимость товаров декларантом включены расходы по доставке груза до границы Узбекистана с Казахстаном согласно счета на транспортировку от 19.12.2018 №12580 в размере 2641,83 рублей (38 долл. США), выставленные экспедитором ООО «Крафттранс» в адрес ООО «ЭКОТЕКС».

Предоставленные по запросу Курской таможни документы от ООО «ЭКОТЕКС» и от ООО «Крафттранс» (счет на транспортировку грузов от 19.12.2018 № 12580; заявка экспедитору от 10.12.2018 №7; акт оказания услуг от 30.12.2018 №12580) содержали разбивку стоимости транспортно-экспедиционных услуг по маршруту: г. Янгиюль (Узбекистан) - граница Таможенного союза - 38 долл. США и граница Таможенного-союза - г. Курск - 1762 долл. США.

В тоже время, транспортный заказ от 10.12.2018 № 012131, счет-протокол от 30.12.2018 №249, акт сдачи-приемки выполненных работ от 30.12.2018 №249, предоставленные по запросу Курской таможни непосредственным перевозчиком (ЧП «Ирфитрейд», Республика Беларусь) содержали сведения о стоимости перевозки по маршруту: Узбекистан, Ташкентская область, г. Янгиюль - Россия, Курск в размере 1780 долл. США (без разбивки до таможенной границы и после).

Сделав вывод о несоблюдении ООО «ЭКОТЕКС» структуры таможенной стоимости ввозимых товаров, по результатам проведенной проверки документов и сведений после выпуска товаров по ДТ №10108020/291218/0003527, с учетом сведений, полученных от лица, непосредственно осуществившего перевозку грузов, таможенный орган заключил, что сведения о транспортных расходах, заявленные декларантом в графе 17 ДТС-1, являются произвольными и документально неподтвержденными.

В связи с чем, дополнительные расходы, понесенные экспедиторами, и указанные в счете-фактуре по транспортировке от 19.12.2018 №12580 были доначислены Курской таможней в полном объеме путем вынесения решения Курской таможни №10108000/121219/0002166 от 10.12.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары №10108020/291218/0003527.

ООО «ЭКОТЕКС» не согласилось с решением Курской таможни №10108000/121219/0002166 от 10.12.2019 и обжаловало его в арбитражный суд.

Апелляционный суд полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п.п.9, 10 ст. 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее -ТК ЕАЭС), определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

В силу положений пункта 1 статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через Таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение от 25.01.2008) таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения.

Подпунктами 4, 5 пункта 1 статьи 5 Соглашения от 25.01.2008 установлено, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза, а также расходы по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Согласно пункту 2 статьи 5 Соглашения от 25.01.2008 таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров не должна включать расходы по перевозке (транспортировке) товаров, осуществляемой после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза, при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом (таможенным представителем), и подтверждены им документально.

На основании положений пунктов 1 и 2 статьи 5 данного Соглашения при отсутствии документального подтверждения транспортных расходов отдельно до и после места прибытия на территории Таможенного союза, такие расходы должны включаться в таможенную стоимость товара в полном объеме.

Как следует из материалов дела, 29.12.2018 ООО «ЭКОТЕКС» продекларировало на Железногорском таможенном посту Курской таможни с использованием электронного декларирования по ДТ №10108020/291218/0003527 товар - трикотажные полотна машинного вязания, из хлопчатобумажной ткани пряжи, суровая (неотбеленная): кулирная гладь из пневмопрядильной пряжи NE30/1 (NM50/1), состав 100% хлопок, плотность 125-130 гр/м2, ширина 100-110 см, классифицируемый в подсубпозиции 6006210000 ТН ВЭД ЕАЭС, на сумму 52194,07 долларов США, весом нетто 19921,4 кг, производитель компания ООО «Plasteks» (Республика Узбекистан).

Товары были ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза в рамках контракта от 30.10.2018 № PL-1127/18 ЕХ, заключенного с производителем товаров ООО «Plasteks» (Республика Узбекистан) на условиях поставки FCA Янгиюль.

Таможенная стоимость товаров была определена декларантом методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со статьями 39 и 40 ТК ЕАЭС и заявлена в декларации таможенной стоимости (далее - ДТС) №10108020/291218/0003527 по форме ДТС-1.

Железногорским таможенным постом в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС была проведена проверка достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, по результатам которой 18.03.2019 таможенная стоимость была принята таможенным органом методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами на уровне заявленной декларантом.

Как указывалось выше, согласно пунктов 9 и 10 статьи 38 ТК ЕАЭС определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 40 Кодекса таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - от места, определенного Комиссией, при условии, что указанные расходы выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально.

В силу пункта 1 Перечня документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, являющегося приложением 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (далее - Порядок), (действовавшему в период, применимый к рассматриваемым правоотношениям) при определении таможенной стоимости по методу стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены, в том числе, договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах, - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

В соответствии с пунктом 22 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20,09.2010 № 376 (далее - Порядок декларирования таможенной стоимости), в графе 17 ДТС-1 указывается место прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС либо место назначения товара на таможенной территории ЕАЭС, расходы до которого в соответствии с условиями поставки оплачиваются покупателем отдельно и должны быть включены в таможенную стоимость. Если понесенные покупателем расходы по перевозке (транспортировке) от места прибытия на таможенную территорию Таможенного союза до места назначения на таможенной территории Таможенного союза не могут быть подтверждены документально, то в графе 17 ДТС-1 указывается место назначения на таможенной территории Таможенного союза. Если разделение расходов по перевозке (транспортировке) от места отправления до места прибытия на таможенную территорию Таможенного союза и от места прибытия до места назначения может быть документально подтверждено, то в графе 17 ДТС-1 указывается место прибытия товаров на таможенную территорию. Таможенного союза. Аналогичные положения содержаться так же в пункте 29 Порядка заполнения декларации таможенной стоимости, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.10.2018 №160.

В соответствии с пунктом 3 статьи 40 ТК ЕАЭС дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Как отмечено ранее, в соответствии со статьей 326 ТК ЕАЭС ОКТС таможней проведена проверка документов и сведений в отношении заявленной ООО «Экотекс» таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ № №10108020/291218/0003527 (акт от 06.12.2019 № 10108000/203/061219/А032).

С целью проведения проверки достоверности дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемый товар и правильности их количественного определения, ОКТС были направлены запросы в адрес декларанта ООО «ЭКОТЕКС» (исх. от 23.05.2019 № 21-30/8479, от 25.09.2019 № 21-30/16600), экспедитора ООО «Крафттранс» (Республика Беларусь) исх. от 03.07.2019 № 21-30/11085 ив адрес перевозчика ЧП «Ирфитрейд» (Республика Беларусь) исх. от 28.05.2019 № 21-30/8722.

ООО «ЭКОТЕКС» письмами от 04.06.2019 № 220, от 02.10.2019 № б/н предоставило следующие документы: договор транспортной экспедиции от 03.12.2018, заключенный с ООО «Крафттранс», счет за перевозку от 19.12.2018 № 12580, акт оказанных услуг от 30.12.2018 №12580, банковские платежные документы (платежное поручение от 15.01.2019 №7), транспортную накладную-от 12.12.2018 № б/н, письмо ООО «Крафттранс» от 15.03.2019 №149, пояснение декларанта об отсутствии у него договора, заключенного экспедитором с перевозчиком.

ООО «Крафттранс» письмом от 18.07.2019 № 395 предоставило вышеуказанный договор транспортной экспедиции, счет на перевозку от 19.12.2018 № 12580, акт оказанных услуг от 30.12.2018 № 12580, транспортную накладную от 12.12.2018 № б/н, поручение (заявка) от 10.12.2018 № 7, платежное поручение от 15.01.2018.

ЧП «Ирфитрейд» предоставило договор об организации перевозки груза от 10.12.2015 № 11-101218/01Р, транспортный заказ от 10.12.2018 №012131, счет-протокол согласования свободных договорных цен на услуги от 30.12.2018 № 249, акт сдачи-приемки выполненных работ от 30.12.2018 №249, выписку из лицевого счета.

В результате анализа всех представленных документов Курской таможней было установлено следующее.

Стоимость декларируемых товаров по ДТ № 10108020/291218/0003527 была сформирована продавцом на условиях поставки FCA Янгиюль.

Условия поставки FCA (Инкотермс 2010) - «Франко перевозчик» (указанное название места) означает, что продавец передает товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, указанному покупателем перевозчику в названном месте. Выбор места влияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара в данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца или в ином согласованном месте, то продавец несет ответственность за погрузку товара. Покупатель обязан за свой счет заключить договор перевозки товара до поименованного места назначения или до согласованного пункта, если таковой имеется в поименованном месте назначения.

Таким образом, условия поставки FCA возлагают обязанности по доставке товара на покупателя.

В соответствии с договором транспортной экспедиции от 03.12.2018 №11-031218/ОЗК (далее - Договор от 03.12.2018 № 11-031218/ОЗК) ООО «Крафттранс» (Республика Беларусь) осуществляло экспедирование товаров, задекларированных по ДТ № 10108020/291218/0003527 за вознаграждение и за счет клиента (пункт 2.2.1 Договора).

Перевозка товаров была осуществлена по CMR от 12.12.2018 № б/н. В графе 17 ДТС-1 № 10108020/291218/0003527 декларантом заявлены расходы по перевозке до места прибытия - граница ТС т/п Атамекен.

В таможенную стоимость товаров декларантом были включены расходы по доставке груза до границы Узбекистана с Казахстаном, согласно счета на транспортировку от 19.12.2018 № 12580 в размере 2641,83 рублей (38 долл. США), выставленные экспедитором ООО «Крафттранс» в адрес ООО «ЭКОТЕКС».

Предоставленные по запросу Курской таможни документы от ООО «ЭКОТЕКС» и от ООО «Крафттранс» (счет на транспортировку грузов от 19.12.2018 № 12580; заявка экспедитору от 10.12.2018 №7; акт оказания услуг от 30.12.2018 №12580) содержат разбивку стоимости транспортно-экспедиционных услуг по маршруту: г. Янгиюль (Узбекистан) - граница Таможенного союза - 38 долл. США и граница Таможенного союза - г. Курск - 1762 долл. США). Так же в указанных документах отражена итоговая сумма, выставленная экспедитором на оплату услуг в размере 1800 долл. США.

Согласно вышеуказанному акту выполненных работ услуги экспедитором выполнены в полном объеме и в срок. В соответствии с представленными банковскими документами по оплате услуг по транспортировке товаров (платежные поручения от 15.01.2019 №7) установлено, что сумма услуг, выставленная ООО «Крафттранс», была оплачена ООО «ЭКОТЕКС» в полном объеме без разбивки сумм до границы и после.

С целью проверки достоверности дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемый товар и правильности их количественного определения, таможенным органом был направлен запрос перевозчику, непосредственно осуществляющему доставку товаров из Узбекистана в Россию - ЧП «Ирфитрейд» (Республика Беларусь) (исх. Курской таможни от 28.05.2019 № 21-30/8722).

На запрос Курской таможни ЧП «Ирфитрейд» предоставило: договор об организации перевозок груза от 10.12.2018 №11-101218/01Р, заключенный с экспедитором ООО «Крафттранс», транспортный заказ от 10.12.2018 №012131, счет-протокол от 30.12.2018 №249, акт сдачи-приемки выполненных работ от 30.12.2018 №249, выписку из лицевого счета за 31.01.2019.

Счет, заявка и акт содержат сведения о стоимости перевозки по маршруту: Узбекистан, Ташкентская область, г. Янгиюль - Россия, г. Курск в размере 1780 долл. США (без разбивки до таможенной границы и после).

Полученные документы от перевозчика, идентифицируются по регистрационному номеру транспортного средства, сведения о котором соответствуют заявленным в ДТ № 10108020/291218/0003527.

Таким образом, сведения от лица, осуществляющего непосредственно перевозку товаров - ЧП «Ирфитрейд» в целом, без выделения из общей стоимости транспортировки стоимости доставки по иностранной территории и по территории ЕАЭС.

С учетом изложенного, суд первой инстанции верно согласился с доводом таможенного органа о том, что сведения о транспортных расходах, в том числе их разделение на расходы до и после пересечения границы ЕАЭС, могут быть основаны только на сведениях лица, непосредственно оказывающего услуги по перевозке (транспортировке) товаров, поскольку именно это лицо несет расходы на амортизацию, FCM, заработную плату, командировочные и иные расходы, связанные с перевозкой (транспортировкой) товаров, в зависимости от расстояния до определенных географических пунктов и на определенных территориях.

Как установлено судом и не оспаривалось заявителем, ООО «Крафттранс», с которым у Общества был заключен договор транспортной экспедиции от 03.12.2018 №11-031218/ОЗК, непосредственно не осуществляло перевозку товаров, привлекая для этих целей третьих лиц, с которыми, в свою очередь, заключало договоры перевозки.

Данный факт подтвержден письмом экспедитора ООО «Крафттранс» от 13.03.2019 № 149, направленном на запрос Курской таможни, в котором экспедитор указал, что калькуляцию расходов по перевозке груза могут составлять транспортные организации, а ООО «Крафттрас» осуществляет лишь экспедиционную (посредническую) деятельность и работает за вознаграждение, привлекая третьих лиц - перевозчиков, поэтому предоставить калькуляцию расходов с включением топливных и прочих составляющих не предоставляется возможным.

При этом, документальных обоснований разбивки суммы стоимости перевозки товаров от места отправления до места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС и от места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС до места назначения, а равно и документов, обосновывающих размер транспортных расходов по иностранной территории и по территории Таможенного союза, заявителем и экспедитором ни в таможенный орган, ни в суд не представлено.

Более того, согласно сведениям непосредственного перевозчика грузов, разбивка транспортных расходов по доставке товара не осуществлялась, счет выставлен на всю перевозку в целом, без выделения из общей стоимости транспортировки стоимости доставки товара по иностранной территории и по таможенной территории Таможенного союза.

Кроме того, заявленные Обществом при таможенном декларировании сведения о транспортных расходах на перевозку товаров по таможенной территории ЕАЭС не корреспондируются с данными, представленными фактическим перевозчиком товаров - ЧП «Ирфитрейд» (Республика Беларусь).

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что указанная в подписанных экспедитором и заявителем счетах и актах сдачи-приемки оказанных услуг сумма доставки произвольно разделена на доставку товаров от места отправления до места прибытия на таможенную территорию Таможенного союза (г. Янгиюль (Узбекистан) - граница Таможенного союза) и от места прибытия на таможенную территорию Таможенного союза до места назначения на таможенной территории союза (г. Курск).

Общество не отрицало, что разбивка сумм транспортных расходов таким образом (38,00 долл. США - г. Янгиюль, Узбекистан - граница Таможенного союза (т/п Яллама-Б. Конысбаева), 1762,00 долл. США - граница Таможенного союза (т/п Яллама-Б. Конысбаева) - г. Курск) не установлена законодательством, а вытекает из сложившихся отношений с экспедитором ООО «Крафттранс».

Заявителем не опровергалось, что стоимость перевозки товаров от места отправления до места прибытия на таможенную территорию Таможенного союза (38 долларов США) в пять раз меньше стоимости перевозки товаров от места прибытия на таможенную территорию Таможенного союза до места назначения (1762 доллара США). При этом, из пояснений заявителя следует, что стоимость услуг по перевозке составляет 52 цента за 1 км, а стоимость транспортно-экспедиторского обслуживания по всему маршруту движения составляет 10 долларов США.

Арбитражным судом области обоснованно отклонен указанный довод заявителя, поскольку перевозка грузов по маршруту, протяженность которого составляет 3441 км (по данным заявителя), с учетом стоимости бензина, амортизации транспортного средства, оплаты услуг водителей (транспортно-экспедиторское обслуживание) объективно не может быть оценена в 10 долларов США.

Таким образом, ссылки Общества на сложившиеся обычаи делового оборота в рамках договора с экспедитором, позволяющие минимизировать транспортные расходы, представляются неосновательными и отклоняются судом.

При указанных обстоятельствах, вывод таможенного органа о том, что разбивка экспедитором ООО «Крафттранс» расходов по перевозке груза по ДТ № 10108020/291218/0003527 была осуществлена произвольно в нарушение требований пункта 9 статьи 38 ТК ЕАЭС, является обоснованным.

В соответствии с пунктом 17 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с Соглашением, основанном на принципах и общих правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения, по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, согласно которым оценка ввезенного товара для таможенных целей не должна основываться на произвольной или фиктивной стоимости.

Таким образом, в случае, когда согласно предоставленной перевозчиком (лицом, непосредственно осуществляющим перевозку товаров) информации (договора перевозки, счета-фактуры за перевозку) о разделении транспортных расходов на расходы до и после пересечения границы ЕАЭС не производилось, представленный декларантом договор транспортной экспедиции и счета-фактуры (инвойсы) за оказание услуг транспортной экспедиции, содержащие указанное разделение транспортных расходов, не могут быть приняты в качестве документального подтверждения заявленных транспортных разбивок, поскольку содержат произвольные или неподтвержденные сведения.

С учетом положений пункта 1 приложения № 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости, товаров», суд приходит к выводу о том, что документы, подтверждающие разбивку транспортных расходов до границы ЕАЭС, от границы ЕАЭС до г. Курска, экспедиторские расходы, не были предоставлены ни экспедитором, ни перевозчиком. Оплата расходов на доставку груза была проведена Обществом одной суммой.

Аналогичный правовой подход содержится в постановлении АС  ЦО от 28.01.2020 по делу №А09-1934/2019.

Данное обстоятельство свидетельствует о несоблюдении ООО «ЭКОТЕКС» структуры таможенной стоимости ввозимых товаров. Доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «ЭКОТЕКС» предпринимало меры к получению документов, подтверждающих обоснованность разбивки транспортных расходов до границы Таможенного союза и после, материалы дела не содержат.

В соответствии с пунктом 3.1 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми (метод 1), утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2013 №283 «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)», при определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами в значении, установленном пунктом 1 статьи 4 Соглашения, необходимо исходить из того, что под сделкой понимается совокупность различных сделок, осуществляемых в соответствии с такими видами договоров (соглашений), как внешнеэкономический договор (контракт), в соответствии с которым товары продаются для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза, договор международной перевозки (транспортировки) товаров, лицензионный договор и другие. Таким образом, в стоимость сделки должны включаться соответствующие стоимостные показатели по каждому из договоров, на основании которых осуществлялся ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза (таможенную территорию ЕАЭС), то есть как непосредственно по сделке купли-продажи (цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары), так и по иным договорам, расходы по которым включаются в таможенную стоимость товаров согласно статье 5 Соглашения (например, расходы по перевозке (транспортировке) товаров, расходы на страхование, лицензионные платежи и пр.). Аналогичные положения содержатся в статье 40 ТК ЕАЭС.

Принимая во внимание данные положения таможенного законодательства, ссылки заявителя на отсутствие договора, заключенного с непосредственным перевозчиком, не свидетельствуют об отсутствии обязанности подтверждения факта несения транспортных расходов, с учетом того, что в стоимость сделки должны включаться соответствующие стоимостные показатели по каждому из договоров, на основании которых осуществлялся ввоз товаров на таможенную территорию, в связи с чем данные ссылки заявителя подлежат отклонению.

В обоснование своей позиции, заявитель также указывал на то, что судебная практика, представленная таможенным органом, не может быть принята во внимание, поскольку судебные дела были рассмотрены в период действия Соглашения от 25.01.2008, устанавливающего порядок определения таможенной стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, и прекратившего свое действие с 01.01.2018.

Вместе с тем, как верно указал суда перовой инстанции, аналогичные нормы, регулирующие порядок определения таможенной стоимости, нашли свое отражение в главе 5 ТК ЕАЭС, Порядке декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №376.

Таким образом, приведенная судебная практика, не противоречит нормам действующего законодательства по определению таможенной стоимости ввозимых товаров.

С учетом установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в нарушение требований статей 106, 108 ТК ЕАЭС и Перечня документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, Общество не представило документы, наличие которых обязательно при определении таможенной стоимости по методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в случаях, когда заявлены вычеты расходов, по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС. Поскольку сведения о них не заявлены в графе 44 ДТ, таможенным органом обоснованно принято оспариваемое решение №10108000/121219/0002166 от 10.12.2019 о внесении изменений и (или), дополнений в сведения, указанные в ДТ.

Указанные выводы согласуются с правовой позицией, выраженной в Определении Верховного Суда РФ от 12.05.2020 №310-ЭС20-6406 и  Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 24.07.2019 по делу №А68-5080/2018.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что принятое таможенным органом решение является законным, а связи с чем требование заявителя не подлежит удовлетворению.

Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Курской области от 11.08.2020 по делу №А35-980/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента  его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий судья                                   А.И. Протасов

судьи                                                                                    М.Б. Осипова

                                                                                              Е.В. Малина