ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Воронеж 29 декабря 2015 года | Дело № А35-1700/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.12.2015
Постановление в полном объеме изготовлено 29.12.2015
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей | ФИО1, ФИО2, ФИО3, |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бубновой В.И.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя ФИО4 (ОГРН <***>, ИНН <***>): от Администрации города Железногорска Курской области: | представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО4 на решение Арбитражного суда Курской области от 27.07.2015 по делу № А35-1700/2015 (судья Лымарь Д.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО4 (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании решений Администрации города Железногорска Курской области,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО4 (далее - ИП ФИО4, Предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений Администрации города Железногорска Курской области (далее – Администрация) о досрочном расторжении договоров на установку рекламных конструкций от 06.04.2010 №№5,6, от 01.06.2010 №11, от 26.01.2011 №1,3,5, от 09.10.2013 №№72,75,76, от 30.10.2013 №130,131, от 04.12.2013 №№177,178,179, от 24.12.2013 №183, аннулировании разрешений на установку рекламных конструкций от 06.04.2010 №№5,6, от 01.06.2010 №11, от 26.01.2011 №1,3,5, от 09.10.2013 №№72,75,76, от 30.10.2013 №110,111, от 04.12.2013 №№169,170,174, от 24.12.2013 №166 и об обязании ИП ФИО4 в течение 3-х суток обеспечить демонтаж рекламных конструкций, изложенных в Уведомлении от 18.12.2014 за №С/16-3093.
Решением Арбитражного суда Курской области от 27.07.2015 в удовлетворении заявления отказано полностью.
Не согласившись с указанным судебным актом, предприниматель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что статья 4 Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ не содержит указано, что действие вносимых изменений распространяется на отношения, возникшие до 01.01.2014 решение о досрочном расторжении договоров на размещение рекламных конструкций является незаконным, поскольку все договора были заключены до 01.01.2014 и соответствуют действовавшим на тот момент требованиям законодательства, в том числе требованиям нормативных актов органов местного самоуправления.
Кроме того, заявитель обращает внимание суда на то, что основания аннулирования выданных разрешений перечислены в пункте 18 статьи 19 Закона о рекламе, список указанных оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, такое основание как «несоответствие размещения рекламной конструкции утвержденной схеме» в указанном списке отсутствует.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Администрация ходатайствовала о рассмотрении апелляционной жалобы без участия ее представителя.
Дело рассматривалось в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судебное заседание апелляционной инстанции откладывалось с 11.11.2015 до 23.12.2015.
В ходе судебного заседания судом установлено следующее:
ИП ФИО4, дата рождения – 15.08.1970, место рождения – гор. Уварово, Тамбовской области, место регистрации – 307170, <...>, дата регистрации в качестве юридического лица – 14.12.2004, ОГРН <***>, ИНН <***>.
Из материалов дела усматривается, что между индивидуальным предпринимателем ФИО4 и Администрацией города Железногорска Курской области заключены договоры на установку рекламных конструкций №,№ 5,6 от 06.04.2010, №11 от 01.06.2010, №,№ 1,3,5 от 26.01.2011, №,№ 72,75,76 от 09.10.2013, №,№ 130,131 от 30.10.2013, №,№ 177, 178, 179 от 04.12.2013, №183 от 24.12.2013 по следующим адресам:
- ул. Ленина, в районе жилого дома № 56 (Договор № 1 от 27.01.2011);
- ул. Ленина, в районе здания № 62 (Договор № 3 от 27.01.2011);
- ул. Димитрова, в районе жилых домов № 12/2 и 12/3 (Договор № 5 от 27.01.2011);
- на пересечении ул. Ленина и ул. М. Жукова (Договор № 5 от 06.04.2010);
- ул. Димитрова, в районе здания № 17 магазина «Лоск» (Договор № 6 от 06.04.2010);
- ул. Димитрова, в районе жилого дома № 22 (Договор № 11 от 01.06.2010);
- пересечение ул. Ленина - Красных партизан (въезд в город) (Договор № 72 от 09.10.2013);
- ул. Курская, в районе станции переливания крови (Договор № 75 от 09.10.2013);
- ул. Ленина, в районе КЦ «Русь» (Договор № 76 от 09.10.2013);
- пересечение ул. Ленина и ул. Голенькова (Договор № 131 от 30.10.2013);
- - ул. Никитина (въезд в город) (Договор № 130 от 30.10.2013);
- автодорога № 56 (Договор № 177 от 04.12.2013);
- пересечение ул. Димитрова- Энтузиастов (Договор № 179 от 04.12.2013);
- ул. Мира, в районе МУП «Гортеготосеть» (Договор № 178 от 04.12.2013);
- ул. Ленина, в районе дома № 46 (Договор № 183 от 04.12.2013), по которым Администрация предоставила ИП ФИО4 отдельно стоящие места для распространения наружной рекламы в г. Железногорске Курской области.
На основании вышеуказанных договоров Администрацией города Железногорска Курской области выданы разрешения на установку рекламных конструкций №,№ 5,6 от 06.04.2010, №11 от 01.06.2010, №,№ 72,75,76 от 09.10.2013, №,№ 110,111 от 30.10.2013, №,№ 169,170,174 от 04.12.2013, №.№ 1,3,5 от 26.01.2011, №166 от 24.12.2013.
По условиям договоров места распространения рекламы были предоставлены сроком по 23.12.2018, 03.12.2018, 08.10.2018, 29.10.2018, 05.04.2015, 31.05.2015, 25.01.2016 соответственно.
На основании этих документов ИП ФИО4 в процессе осуществления своей предпринимательской деятельности разместил рекламоносители (двусторонние рекламные щиты) в согласованных местах.
Представителем ИП ФИО4 по доверенности ФИО5, 10.02.2015 от Администрации было получено уведомление от 18.12.2014 №С/16- 3093 о досрочном расторжении договоров на установку рекламных конструкций от 06.04.2010 №№5,6, от 01.06.2010 №11, от 26.01.2011 №1,3,5, от 09.10.2013 №№72,75,76, от 30.10.2013 №130,131, от 04.12.2013 №№177,178,179, от 24.12.2013 №183 и аннулировании разрешений на установку рекламных конструкций от 06.04.2010 №№5,6, от 01.06.2010 №11, от 26.01.2011 №1,3,5, от 09.10.2013 №№72,75,76, от 30.10.2013 №110,111, от 04.12.2013 №№169,170,174, от 24.12.2013 №166 (далее - уведомление), в котором Администрация сообщила о досрочном расторжении в одностороннем порядке вышеуказанных договоров с последующим аннулированием разрешений.
Согласно уведомлению, через месяц со дня его получения, договоры считаются расторгнутыми, а разрешения - аннулированными, вследствие чего ИП ФИО4 предписано в течение 3-х суток обеспечить демонтаж рекламных конструкций, а также произвести за свой счет восстановление мест, на которых они были размещены.
В оспариваемом уведомлении Администрация указала, что Постановлением администрации города Железногорска № 3088 от 27.11.2014 утверждена схема размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Курской области или муниципальной собственности (далее - схема). Данной схемой не предусмотрено размещение рекламных конструкций, расположенных в соответствии с указанными договорами. Поскольку места размещения рекламных конструкций не соответствуют утвержденной схеме, этим, по мнению Администрации, нарушается нормативный акт органа местного самоуправления. Кроме того, в оспариваемом уведомлении Администрация указала ИП ФИО4 о необходимости погасить задолженность по арендной плате в отношении следующих договоров: №76 от 09.10.2013 в размере 16995,8 руб., №131 от 30.10.2013 в размере 19041,2 руб., №72 от 09.10.2013 в размере 3774,00 руб., №130 от 30.10.2013 в размере 4943,02 руб., №179 от 04.12.2013 в размере 3433,00 руб., №5 от 06.04.2010 в размере 2580,00 руб., №6 от 06.04.2010 в размере 2960,00 руб., №11 от 01.06.2010 в размере 2960,00 руб., №3 от 27.01.2011 в размере 1648,00 руб., №5 от 27.01.2010 в размере 824,00 руб., №177 от 04.12.2013 в размере 5779,00 руб., №183 от 31.12.2013 в размере 3408,00 руб.
Полагая, решения, изложенные в Уведомлении от 18.12.2014 за №С/16- 3093, незаконными, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд области исходил из того, что в тексте Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержится специальное указание на исключительный тип его действия во времени, а указанными нормами закона императивно установлено, что со дня утверждения схем размещения рекламных конструкций (01.01.2014) перестает действовать порядок, установленный ранее.
Суд области также пришел к выводу о том, что действие договоров на установку рекламных конструкций прекращается после издания Постановления администрации города Железногорска № 3088 от 27.11.2014 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций» не только в связи с односторонним отказом Администрации от исполнения договоров на установку рекламных конструкций, предусмотренным пунктом 3.1.1. договоров, но и с учетом действия нормы части 1 статьи 417 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ), в связи с чем, с учетом положений пункта 4.1.1 договоров, их расторжение Администрацией в одностороннем порядке не противоречит законодательству и условиям этих договоров, и в силу этого не может нарушать прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующему:
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа указанной нормы следует, что для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отношения в сфере распространения рекламы в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе от 13.03.2006 распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства (часть 5 статьи 19 названного закона).
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Как следует из материалов дела, между индивидуальным предпринимателем ФИО4 и Администрацией города Железногорска Курской области были заключены договоры на установку рекламных конструкций №,№ 5,6 от 06.04.2010г., №11 от 01.06.2010г., №,№ 1,3,5 от26.01.2011г., №,№ 72,75,76 от 09.10.2013г., №,№ 130,131 от 30.10.2013г., №,№ 177, 178, 179 от 04.12.2013г., №183 от 24.12.2013 (далее – договоры), а также выданы разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций №,№ 5,6 от 06.04.2010г., №11 от 01.06.2010г., №,№ 72,75,76 от 09Л0.2013г., №,№ 110,111 от 30.10.2013г., №,№ 169,170,174 от 04.12.2013г., №.№ 1,3,5 от26.01.2011г., №166 от 24.12.2013, по которым Администрация предоставила ИП ФИО4 места для распространения наружной рекламы в городе Железногорске Курской области по адресам:
- ул. Ленина, в районе жилого дома № 56 (Договор № 1 от 27.01.2011);
- ул. Ленина, в районе здания № 62 (Договор № 3 от 27.01.2011);
- ул. Димитрова, в районе жилых домов № 12/2 и 12/3 (Договор № 5 от 27.01.2011);
- на пересечении ул. Ленина и ул. М. Жукова (Договор № 5 от 06.04.2010);
- ул. Димитрова, в районе здания № 17 магазина «Лоск» (Договор № 6 от 06.04.2010);
- ул. Димитрова, в районе жилого дома № 22 (Договор № 11 от 01.06.2010);
- пересечение ул. Ленина - Красных партизан (въезд в город) (Договор № 72 от 09.10.2013);
- ул. Курская, в районе станции переливания крови (Договор № 75 от 09.10.2013);
- ул. Ленина, в районе КЦ «Русь» (Договор № 76 от 09.10.2013);
- пересечение ул. Ленина и ул. Голенькова (Договор № 131 от 30.10.2013);
- ул. Никитина (въезд в город) (Договор № 130 от 30.10.2013);
- автодорога № 56 (Договор № 177 от 04.12.2013);
- пересечение ул. Димитрова- Энтузиастов (Договор № 179 от 04.12.2013);
- ул. Мира, в районе МУП «Гортеготосеть» (Договор № 178 от 04.12.2013);
- ул. Ленина, в районе дома № 46 (Договор № 183 от 04.12.2013).
Рекламные конструкции, расположенные в соответствии с договорами на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 06.04.2010 №№5,6, от 01.06.2010 №11, от 26.01.2011 №1,3,5, от 09.10.2013 №№72,75,76, от 30.10.2013 №130,131, от 04.12.2013 №№177,178,179, от 24.12.2013 №183, размещены на земельных участках, право распоряжения которыми, как органу местного самоуправления, принадлежит Администрации г. Железногорска Курской области.
Согласно статье 4 Федерального закона от 07.05.2013 № ФЗ-98 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 98-ФЗ), с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.
Законом № 98-ФЗ введена в действие часть 5.8 статьи 19 Закона о рекламе, согласно которой органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Порядок предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Курской области или муниципальной собственности, и вносимых в них изменений (далее - Порядок) был утвержден Постановлением Администрации Курской области от 07.02.2014 № 65-па.
На основании указанного Порядка схема должна отвечать требованиям, предъявленным к ней части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе.
Во исполнение указанных норм законодательства, Администрацией была разработана Схема размещения рекламных конструкций на территории города Железногорска Курской области, утвержденная Постановлением администрации города Железногорска № 3088 от 27.11.2014 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций» (далее - Схема).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем решении от 01.10.1993 № 81-р указал, что основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений.
В соответствии со статьей 4 Закона № 98-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2014 года органы местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Закона № 38-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона).
Частью 4 статьи 4 Закона № 98-ФЗ определено, что до дня утверждения схем размещения рекламных конструкций органами местного самоуправления (органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) применяется действовавший до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядок размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
При этом законодатель в части 4 статьи 4 Закона № 98-ФЗ исчерпывающим образом императивно урегулировал правила применения новой редакции Закона о рекламе во времени, предусмотрев, что ранее действовавший порядок размещения рекламных конструкций (соответственно, и правовой статус рекламных конструкций, в отношении которых срок действия ранее выданных разрешений истек) подлежит применению только до дня утверждения схем размещения рекламных конструкций.
Таким образом, из указанных норм права не следует запрет на эксплуатацию ранее размещенных на законных основаниях рекламных конструкций, срок действия разрешения которых не истек и соответствующих предъявляемым к ним требованиям.
После утверждения схем разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций разрешения должны выдаваться только на места, указанные в схемах (часть 5 статьи 4 Закона № 98-ФЗ).
Исходя из системного толкования приведенных норм в их взаимосвязи, после утверждения Схем размещения рекламных конструкций выдача новых разрешений на установку рекламных конструкций производится только в соответствие со Схемой размещения.
В данном случае Схема размещения рекламных конструкций на территории города Железногорска Курской области утверждена постановлением администрации города Железногорска № 3088 от 27.11.2014 и опубликована в полном объеме в спецвыпуске от 04.12.2014 за № 9(48) газеты «Железногорские новости.
Поскольку сроки действия выданных заявителю разрешений на установку рекламных конструкций №№ 5,6 от 06.04.2010, №11 от 01.06.2010, №№ 72,75,76 от 09.10.2013, №№ 110,111 от 30.10.2013, №№ 169,170,174 от 04.12.2013, №№ 1,3,5 от 26.01.2011, №166 от 24.12.2013 на момент утверждения Схемы размещения не истекли, то, учитывая положения части 4 статьи 4 Закона № 98-ФЗ, к спорным рекламным конструкциям продолжает применяться ранее действовавший порядок размещения рекламных конструкций.
В связи с чем, апелляционная коллегия признает выводы суда области о придании закону обратной силы неверными.
Данные выводы совпадают с правовой позицией Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 23.12.2015 по делу № А35-151/2015.
С учетом изложенного, доводы Администрации о прекращении действия договоров, заключенных между собственником недвижимого имущества (Администрацией) и владельцем рекламной конструкции (ИП ФИО4), в соответствии с пунктом 3.1.3. договоров, в связи с изменением законодательства о рекламе и утверждением Схемы размещения рекламных конструкций, в которую принадлежащие заявителю рекламные конструкции не были включены, отклоняются как основанные на неверном толковании норм закона.
Как следует из заявления ИП ФИО4, последним оспаривается законность решения Администрации об аннулировании разрешений на установку рекламных конструкций №№ 5,6 от 06.04.2010, №11 от 01.06.2010, №№ 72,75,76 от 09.10.2013, №№ 110,111 от 30.10.2013, №№ 169,170,174 от 04.12.2013, №№ 1,3,5 от 26.01.2011, №166 от 24.12.2013.
Согласно уведомлению о досрочном расторжении договоров на установку и эксплуатацию от 18.12.2014 № С/16-3093 о досрочном расторжении договоров на установку рекламных конструкций от 06.04.2010 №№5,6, от 01.06.2010 №11, от 26.01.2011 №1,3,5, от 09.10.2013 №№72,75,76, от 30.10.2013 №130,131, от 04.12.2013 №№177,178,179, от 24.12.2013 №183 и аннулировании разрешений на установку рекламных конструкций от 06.04.2010 №№5,6, от 01.06.2010 №11, от 26.01.2011 №1,3,5, от 09.10.2013 №№72,75,76, от 30.10.2013 №110,111, от 04.12.2013 №№169,170,174, от 24.12.2013 №166 основанием для аннулирования разрешений послужило то, что места размещения рекламных конструкций не соответствуют утвержденной Схеме.
Согласно части 18 статьи 19 Закона № 38-ФЗ органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решение об аннулировании разрешения принимается:
1) в течение месяца со дня направления ему владельцем рекламной конструкции уведомления в письменной форме о своем отказе от дальнейшего использования разрешения;
2) в течение месяца с момента направления ему собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, документа, подтверждающего прекращение договора, заключенного между таким собственником или таким владельцем недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции;
3) в случае, если рекламная конструкция не установлена в течение года со дня выдачи разрешения или со дня демонтажа рекламной конструкции ее владельцем в период действия разрешения;
4) в случае, если рекламная конструкция используется не в целях распространения рекламы, социальной рекламы;
5) в случае, если разрешение выдано лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи, либо результаты аукциона или конкурса признаны недействительными в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) в случае нарушения требований, установленных частью 9.3 настоящей статьи.
Данный перечень оснований для аннулирования разрешений является исчерпывающим.
Доказательствами, имеющимися в материалах дела, наличие данных оснований не подтверждается.
Причина, изложенная в оспариваемом уведомлении Администрации, а именно, места размещения рекламных конструкций не соответствуют утвержденной Схеме (л.д. 43-45, т.1) к основаниям для принятия решения об аннулировании разрешений на установку рекламных конструкций, установленным статьей 19 Закона № 38-ФЗ, не относится
При этом согласно подпункту 3 части 20 Статьи 19 Закона № 38-ФЗ несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) - по иску органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов наделены полномочиями по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Согласно данному в указанном нормативном правовом акте определению схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.
Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Несоответствие установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» определяется схемой размещения рекламных конструкций) в соответствии с пунктом 3 части 20 указанной статьи Федерального закона «О рекламе» влечет за собой возможность признания такого разрешения недействительным в судебном порядке по иску органа местного самоуправления.
Таким образом, законодатель, наделив органы местного самоуправления правом утверждать Схемы размещения рекламных конструкций, одновременно наделил органы местного самоуправления правом признавать в судебном порядке недействительными ранее выданные разрешения.
Наличие механизма признания ранее выданных разрешений недействительными обусловлено тем, что порядок утверждения Схемы размещения рекламных конструкций отличен от порядка выдачи разрешений на установку рекламных конструкций, а именно: утверждение Схемы размещения рекламных конструкций осуществляется с учетом мнения специально уполномоченного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (применительно к рассматриваемой ситуации – комитетом строительства и архитектуры Курской области), в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (в рассматриваемом случае – Администрацией Курской области).
Согласно пункту 2 Порядка предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Курской области или муниципальной собственности, и вносимых в них изменений, утвержденного Постановлением Администрации Курской области от 07.02.2014 № 65-па (далее – Порядок), предварительное согласование Схем осуществляется уполномоченным органом - комитетом строительства и архитектуры Курской области (далее - уполномоченный орган).
Согласно указанному Порядку для предварительного согласования Схем органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Курской области направляют в уполномоченный орган заявление в произвольной форме о предварительном согласовании Схемы, к которому прилагается проект Схемы, отвечающий требованиям, предъявляемым к ней частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ.
При этом согласно пункту 4 Порядка схемы должны содержать:
- карты размещения рекламных конструкций на бумажном носителе в масштабе М1:2000, М1:5000 - для городских округов, в масштабе М1:10000, М1:25000 - для муниципальных районов и на электронных носителях в формате jpeg.
На указанных картах отображаются места установки рекламных конструкций с указанием их типов и видов в соответствии с предусмотренными для каждого типа конструкций условными, графическими и цветовыми обозначениями, с привязками к существующим ориентирам на местности;
- расшифровку условных обозначений рекламных конструкций и их описание;
- фотоматериалы с нанесением дизайн-макета конструкции, на которых должен быть указан номер места установки и эксплуатации рекламной конструкции, соответствующий номеру на карте, адрес установки и эксплуатации рекламной конструкции.
Фотоматериалы представляются в формате А4 в количестве 2 штук на каждое место установки рекламной конструкции и должны быть выполнены с обзором местности за 50 - 80 метров до предполагаемого места установки и эксплуатации рекламной конструкции (по ходу движения и против хода движения) для оценки архитектурной и ландшафтной ситуации;
- экспликацию рекламных конструкций, представленную в виде таблицы на бумажном носителе формата А4 и на электронном носителе (в формате Excel, xls, doc), содержащую следующую информацию: адрес предполагаемого места установки и эксплуатации рекламной конструкции; тип и вид рекламной конструкции, размер, количество сторон, площади информационных полей, технические характеристики рекламных конструкций, наименования собственника или законного владельца имущества, кадастровый номер земельного участка (при наличии);
- пояснительную записку, содержащую описание мероприятий по обеспечению соблюдения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, безопасности эксплуатации.
Уполномоченный орган в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации заявления и документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, рассматривает проект Схемы и готовит мотивированное заключение о предварительном согласовании (отказе в согласовании) Схемы (пункт 6 Порядка).
Таким образом, согласование уполномоченным органом Схемы размещения рекламных конструкций предполагает учет различных факторов в процессе размещения рекламных конструкций на территории соответствующего поселения.
В силу указанных обстоятельств ранее выданные разрешения на установку рекламных конструкций могут не соответствовать утвержденной Схеме размещения рекламных конструкций.
Поэтому законодатель и предоставил органам местного самоуправления право в судебном порядке признавать ранее выданные разрешения недействительными в случае их несоответствия утвержденной Схеме размещения рекламных конструкций.
При этом предметом доказывания в рамках рассмотрения судом заявления о признании выданных разрешений недействительными будет являться соответствие либо несоответствие рекламных конструкций, установленных на основании ранее выданных разрешений, вновь утвержденной Схеме размещения рекламных конструкций.
Изложенная позиция была поддержана Высшим Арбитражным Судом РФ по делу № А 27-758/2015.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что действия Администрации по аннулированию разрешений на установку рекламных конструкция от 06.04.2010 №№5,6, от 01.06.2010 №11, от 26.01.2011 №1,3,5, от 09.10.2013 №№72,75,76, от 30.10.2013 №110,111, от 04.12.2013 №№169,170,174, от 24.12.2013 №166, срок действия которых на момент утверждения Схемы не истек, в уведомительном порядке противоречат вышеприведенным положениям закона.
Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи с вышеприведенными нормами права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решения Администрации о досрочном расторжении договоров на установку рекламных конструкций от 06.04.2010 №№5,6, от 01.06.2010 №11, от 26.01.2011 №1,3,5, от 09.10.2013 №№72,75,76, от 30.10.2013 №130,131, от 04.12.2013 №№177,178,179, от 24.12.2013 №183, аннулировании разрешений на установку рекламных конструкций от 06.04.2010 №№5,6, от 01.06.2010 №11, от 26.01.2011 №1,3,5, от 09.10.2013 №№72,75,76, от 30.10.2013 №110,111, от 04.12.2013 №№169,170,174, от 24.12.2013 №166 и об обязании ИП ФИО4 в течение 3-х суток обеспечить демонтаж рекламных конструкций, изложенные в Уведомлении от 18.12.2014 за № С/16-3093, не соответствуют требованиям закона, нарушают права и законные интересы заявителя, так как отсутствуют основания для их принятия, что противоречит вышеуказанным нормам.
С учетом изложенного соответствующие решения были приняты Администрацией с нарушением норм действующего законодательства, что свидетельствует о наличии оснований для признания их недействительными.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах, предусмотренных статьей 268 АПК РФ, а также полноту выяснения судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, суд апелляционной инстанции в силу пункта 2 статьи 269, статьи 270 АПК РФ пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в полном объеме.
Определением Арбитражного суда Курской области от 10.03.2015 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия уведомления Администрации города Железногорска Курской области от 18.12.2014 № С/16-3093.
В соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене обеспечения иска либо об обеспечении исполнения решения.
Согласно части 4 статьи 96 АПК РФ в случае удовлетворения иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу.
В рассматриваемом случае согласно частью 2 статьи 182 АПК РФ решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов, а также решения по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: для физических лиц - 300 рублей;
Согласно п. п. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в следующих размерах - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
При обращении в арбитражный суд заявителем по платежному поручению от 03.03.2015 № 265 была уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб. (т.1 л.д.12)
Учитывая, что на момент обращения заявителя с апелляционной жалобой, им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, расходы, понесенные заявителем по делу на оплату государственной пошлины, в силу части 1 статьи 110 АПК РФ, следует взыскать с Администрации в пользу ИП ФИО4 в сумме 300 руб.
При этом вопрос о государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей, уплаченной по платежному поручению от 25.08.2015 № 1083, не разрешается, поскольку заявителем не представлен оригинал указанного платежного поручения.
Руководствуясь статьей 97, частью 2 статьи 269, статьёй 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 27.07.2015 по делу № А35-1700/2015 отменить полностью.
Признать незаконными решения Администрации г. Железногорска Курской области о досрочном расторжении договоров на установку рекламных конструкций от 06.04.2010 №№5,6, от 01.06.2010 №11, от 26.01.2011 №1,3,5, от 09.10.2013 №№72,75,76, от 30.10.2013 №130,131, от 04.12.2013 №№177,178,179, от 24.12.2013 №183, аннулировании разрешений на установку рекламных конструкций от 06.04.2010 №№5,6, от 01.06.2010 №11, от 26.01.2011 №1,3,5, от 09.10.2013 №№72,75,76, от 30.10.2013 №110,111, от 04.12.2013 №№169,170,174, от 24.12.2013 №166 и об обязании ИП ФИО4 в течение 3-х суток обеспечить демонтаж рекламных конструкций, изложенных в Уведомлении от 18.12.2014 за № С/16-3093
Обязать Администрацию г. Железногорска Курской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обеспечительные меры, принятые в соответствии с определением Арбитражного суда Курской области от 10.03.2015 по делу № А35-1700/2015, отменить.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО4 (ОГРН <***>, ИНН <***>) излишне уплаченную в суд первой инстанции государственную пошлину по платежному поручению № 265 от 03.03.2015 в сумме 2700 рублей из доходов федерального бюджета.
Взыскать с Администрации г. Железногорска Курской области (ИНН <***>) судебные расходы, понесённые заявителем при оплате государственной пошлины в суде первой инстанции, в размере 300 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья | ФИО1 |
Судьи | ФИО2 |
ФИО3 |