ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-5843/20 от 18.12.2020 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 декабря 2020 года                                           Дело №А64-3405/2020

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2020 года

Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2020 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                         Протасова А.И.,

судей                                                                           Осиповой М.Б.,

                                                                                     ФИО1, 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,                            

при участии:

от ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) в лице ЖЭ(К)О №7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВКС): ФИО2 - представитель по доверенности № 2 от 09.01.2020 сроком по 31.12.2020.

от Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области: ФИО3 – представитель по доверенности №01-29/32 от 03.08.2020, ФИО4 – представитель по доверенности №01-29/36 от 26.08.2020;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) в лице ЖЭ(К)О №7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВКС) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.09.2020 по делу №А64-3405/2020, по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) в лице ЖЭ(К)О №7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВКС) (ОГРН:<***>, ИНН:<***>), г.Воронеж к Управлению по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, г.Тамбов о признании незаконным предписания от 04.03.2020 №46 об устранении нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице ЖЭ(К)О №7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВКС) (далее – Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области о признании незаконным предписания от 04.03.2020 №46 об устранении нарушений природоохранного законодательства.

Решением от 03.09.2020 в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с обжалуемым судебным актом, Учреждение обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что предписание выдано не тому лицу, кроме того, является неисполнимым. Учреждение принимает все зависящие от него меры для соблюдения экологического законодательства.

В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Управление возражало против доводов апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность предписания, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, постановлением Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области от 20.06.2019 заявитель привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.

В рамках рассмотрения административного дела, на основании протокола об административном правонарушении от 07.06.2019, Управлением вынесено Предписание №284 от 07.06.2019.

Данным Предписанием заявитель обязан не допускать превышений нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, установленных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 №552 «Об утверждении нормативов объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» при сбросе сточных вод в водный объект - Ручей без названия.

04.03.2020 главным специалистом-экспертом отдела государственного контроля Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области ФИО3 на основании протокола об административном правонарушении от 07.06.2019, акта проверки от 04.03.2020, руководствуясь пп.2 п.2 ст.39, п.6 ст.56, пп.1 п.6 ст.60 Водного кодекса Российской Федерации ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России выдано предписание №46 об устранении нарушений природоохранного законодательства РФ.

Данным предписанием Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области обязывает ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществить следующие мероприятия по устранению нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации: не допускать превышений нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, установленных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 №552 «Об утверждении нормативов объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» при сбросе сточных вод в водный объект - Ручей без названия. Срок исполнения предписания - до 10 января 2021 года.

Считая указанное предписание незаконным, заявитель обжаловал его в суд.

В соответствии с ч.1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального контроля, проводившие проверку, обязаны выдать предписание, в том числе об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Предписание об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Предписание выносится в случае выявления нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность. Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

Из акта проверки №45 от 04.03.2020 (т.1 л.д.9-10) следует, что должностными лицами Управления выявлен факт не исполнения Учреждением Предписания №284 от 07.06.2019 в установленный срок, что является нарушением ч. 2 ст.25 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что Предписание №284 от 07.06.2019 выносилось не в рамках проверки, проведенной на основании Закона от 26.12.2008 N294-ФЗ, а в рамках норм КоАП РФ (что прямо следует из текста предписания).

Таким образом, оснований для применения ч. 2 ст.25 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, при вынесении Предписания №46 от 04.03.2020, у Управления не имелось.

Кроме того, суд учитывает, что Постановлением мирового судьи от 30.04.2020 по делу №5-410/2020 (т.2 л.д.7-11), установлено, что Предписание №284 от 07.06.2019 является неисполнимым.

Поскольку содержание Предписания №46 от 04.03.2020, дублирует Предписание №284 от 07.06.2019, и не приведено доводов, которые бы свидетельствовали об изменении фактических обстоятельств в период с 07.06.2019 по 04.03.2020, суд приходит к выводу о неисполнимости оспариваемого ненормативного правового акта, а, следовательно, о его незаконности.

В связи с тем, что судом не правильно применены нормы материального права и оценены фактические обстоятельства дела, решение суда подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст.269-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.09.2020 по делу №А64-3405/2020 отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Признать незаконным предписание Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области от 04.03.2020 №46 об устранении нарушений природоохранного законодательства.

Постановление вступает в законную силу с момента  его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий судья                                   А.И. ФИО5

судьи                                                                                     М.Б. ФИО6

                                                                                              ФИО1