ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-5910/19 от 17.10.2019 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 октября 2019 года                                               Дело № А36-12973/2018

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2019 года.

В полном объеме постановление изготовлено 24 октября 2019 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                         Малиной Е.В.,

судей                                                                                       Осиповой М.Б.,

      ФИО1,  

при ведении протокола судебного заседания секретарем Куличенко И.Ю.,

при участии:

от индивидуального предпринимателя ФИО2: ФИО2 – лично, паспорт гражданина РФ; ФИО3 – представитель по доверенности б/н от 17.10.2019, выдана сроком на три года, удостоверение;

от Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка: ФИО4 – представитель по доверенности № 75-01-08 от 14.01.2019, выдана сроком на один год, паспорт гражданина РФ;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 на решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.07.2019 по делу № А36-12973/2018 (судья Левченко Ю.М.), по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 (г.Липецк) к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Липецка (<...>) о признании незаконными решений №№ 214-02-33, 215-02-33, 216-02-33 от 19.09.2018 об отказе в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по адресам: окружное шоссе Р-119 (ФИО5) км 288+50 (право), территория СНТ «ФИО6», окружное шоссе Р-119 (ФИО5) км 287+70 (право), территория СНТ «им. И.В. Мичурина», окружное шоссе Р-119 (ФИО5) км 286+170 (право), территория СНТ «им. И.В. Мичурина», об обязании Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка восстановить нарушенное право путем выдаче индивидуальному предпринимателю ФИО2 разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по вышеуказанным адресам,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – заявитель, предприниматель, ИП ФИО2) обратилась в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Липецка (далее – заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконными решений №№ 214-02-33, 215-02-33, 216-02-33 от 19.09.2018 об отказе в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по адресам: окружное шоссе Р-119 (ФИО5) км 288+50 (право), территория СНТ «ФИО6», окружное шоссе Р-119 (ФИО5) км 287+70 (право), территория СНТ «им. И.В. Мичурина», окружное шоссе Р-119 (ФИО5) км 286+170 (право), территория СНТ «им. И.В. Мичурина», и об обязании Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка восстановить нарушенное право путем выдаче индивидуальному предпринимателю ФИО2 разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по вышеуказанным адресам.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 11.07.2019 по делу № А36-12973/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ИП ФИО2 обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Мотивируя требования апелляционной жалобы, ИП ФИО2 ссылается на то, что установление в схеме размещения рекламных конструкций срокадействия мест размещения рекламных конструкций является незаконным и противоречитстатье 19 Закона о рекламе. Исключение или включение мест в схему может быть осуществлено только путем внесения соответствующих изменений. Органам местного самоуправления не представлено право произвольно исключать места размещения рекламных конструкций из соответствующих схем.

В отзыве на апелляционную жалобу Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Липецка указывает на то, что Департаментом приняты оспариваемые решения в тот период, когда заявленные места в Схеме отсутствовали, то есть заявленные места не соответствовали Схеме. Следовательно, оспариваемые решения №№ 214-02-33, 215-02-33, 216-02-33 от 19.09.2018 соответствуют  п. 2 ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе. Кроме того, установление срока в схеме размещения рекламных конструкций не противоречит действующему законодательству.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 23.07.2018 ИП ФИО2 обратилась в Департамент с заявлениями о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по следующим адресам:

- окружное шоссе Р-119 (ФИО5) км 288+50 (право), территория СНТ «ФИО6»,

- окружное шоссе Р-119 (ФИО5) км 287+70 (право), территория СНТ «им. И.В. Мичурина»,

- окружное шоссе Р-119 (ФИО5) км 286+170 (право), территория СНТ «им. И.В. Мичурина».

По результатам рассмотрения указанных заявлений Департаментом приняты решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции №№ 214-02-33, 215-02-33, 216-02-33 от 19.09.2018г на основании пункта 2 части 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» в связи с несоответствием установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций.

Заявитель, полагая отказ в выдаче разрешения неправомерным, создающим препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, а указанные решения незаконными, обратился в Арбитражный суд Липецкой области с рассмотренным заявлением.

Суд области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, у пришел к выводу, что у Департамента имелись предусмотренные закономоснования для отказа заявителю в выдаче разрешения на установку и эксплуатациюрекламных конструкций.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

 Отношения в сферы рекламы в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе, Закон №38-ФЗ), в соответствии со статьей 19 которого установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

В соответствии со статьей 6, пунктом 26.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

Отношения в сфере распространения наружной рекламы, возникающие в процессе выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Липецке урегулированы Положением о наружной рекламе в городе Липецке, утвержденным решением Липецкого городского Совета депутатов от 29.04.2014 № 84.

Федеральным законом от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 98-ФЗ) в Федеральный закон N 38-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 14.05.2013, которыми установлены новые правила размещения и эксплуатации рекламных конструкций.

При этом согласно статье 4 Федерального закона N 98-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2014 года органы местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

 Согласно пункту 5.8 статьи 19 Закона № 38-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона N 98-ФЗ до утверждения схем размещения рекламных конструкций должен применяться ранее действовавший порядок размещения рекламных конструкций.

После утверждения схем размещения рекламных конструкций разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций должны выдаваться только на места, указанные в схемах (часть 5 статьи 4 Федерального закона N 98-ФЗ).

Данным Законом введено такое основание для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, как несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (пункт 2 части 15 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ).

Таким образом, Федеральным законом N 98-ФЗ предусмотрена необходимость разработки органами местного самоуправления специальных схем размещения, введены требования к ним и установлен запрет на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций без согласования с такими схемами.

В связи с этим применение пункта 2 части 15 статьи 19 Федерального закона о рекламе, позволяющего уполномоченному органу отказывать в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в случае несоответствия установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения, возможно только со дня утверждения схемы.

Согласно пункту 5 статьи 5 Положения о наружной рекламе в городе Липецке, установка рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций, утвержденной постановлением администрации города Липецка.

Постановлением администрации города Липецка от 31.12.2013 № 3124 утверждена Схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Липецк (далее – Схема).

В соответствии с пунктом 49 статьи 3 Положения о Департаменте градостроительства и архитектуры администрации города Липецка, утвержденного Решением Липецкого городского Совета депутатов от 27.08.2013 № 697, выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Липецка, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории города отнесены к функциям Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка.

Постановлением администрации города Липецка от 25.06.2012 № 979 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа город Липецк, аннулирование таких разрешений» (далее – Административный регламент № 979).

Согласно пункту 3.2.1. Административного регламента № 979, основанием для начала предоставления муниципальной услуги является обращение заявителя либо его законного представителя с заявлением, оформленным в соответствии с приложением № 1 к настоящему административному регламенту, и приложенными к нему документами, необходимыми для предоставления муниципальной услуги.

Как следует из раздела 5 приложения № 1 к Административному регламенту № 979, в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 статьи Закона о рекламе, в заявлении указывается информация о соответствии установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (указывается номер места установки рекламной конструкции в соответствии со Схемой, номер зоны и номер листа Схемы).

Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Липецка, принимая оспариваемые решения №№ 214-02-33, 215-02-33, 216-02-33 от 19.09.2018 установил, что в утвержденной схеме места размещения рекламных конструкций, заявленных предпринимателем, отсутствуют.

Заявителем были указанны следующие места размещения рекламных конструкций:

- окружное шоссе Р-119 (ФИО5) км 288+50(право), территория СНТ «ФИО6», № точки на карте 212, зона 3, лист 47;

- окружное шоссе Р-119 (ФИО5) км 287+70 (право), территория СНТ «им. И.В. Мичурина», № точки на карте 208,зона 3, лист 68;

- окружное шоссе Р-119 (ФИО5) км 286+170 (право), территория СНТ «им. И.В. Мичурина», № точки на карте 208,зона 3, лист 68.

В соответствии с постановлением Администрации города Липецка от 31.12.2013 №3124 «Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Липецк» в редакции Постановления от 29.03.2018 № 446, действовавшей на момент принятия Департаментом оспариваемых решений, Схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Липецк в «Зоне 3» по указанным заявителем местам, выглядела следующим образом:

- СНТ «ФИО6», окружное шоссе (Р1-119) км 288+55(право), линия 20, район доски объявлений, № точки на карте 212, зона 3, лист 47; срок до 31.07.2018;

- СНТ «им. И.В. Мичурина», окружное шоссе (Р1-119), км 286+170 (право), район лога, № точки на карте 208,зона 3, лист 68; срок до 31.07.2018;

- СНТ «им. И.В. Мичурина», окружное шоссе (Р1-119) км 287+70 (право), № точки на карте 209, зона 3, лист 68; срок до 31.07.2018.

Следовательно, одно из трех мест, заявленное заявителем, а именно, окружное шоссе Р-119 (ФИО5) км 288+50 (право), территория СНТ «ФИО6») в Схеме отсутствует.

Апелляционная коллегия отмечает что, указание на координаты точки 288+50 (право) вместо 288+55(право) не является технической ошибкой, поскольку именно координаты 288+50 (право) указаны ИП ФИО2 в заявлении о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Место, заявленное предпринимателем, как Окружное шоссе Р-119 (ФИО5) км 287+70 (право), территория СНТ «им. И.В. Мичурина», № точки на карте 208, зона 3, лист 68, именно в точке № 208 на карте в Схеме отсутствует (такой адрес есть в точке № 209).

Кроме того, сроки действия трех мест размещения рекламных конструкций в Схеме установлены до 31.07.2018.

При этом апелляционная коллегия учитывает, что графа «Срок действия места размещения рекламной конструкции в схеме» появилась в связи с исполнением Администрацией города Липецка предупреждения УФАС России по Липецкой области № 59-Р-16 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому необходимо было в Схему внести места размещения рекламных конструкций, имеющих действующие разрешения на их установку и эксплуатацию, в том числе ИП ФИО2

Предупреждение УФАС России по Липецкой области  администрацией было исполнено, в Схему внесены места размещения рекламных конструкций, имеющих действующие разрешения на их установку и эксплуатацию, в том числе ИП ФИО2 с ограниченным сроком действия (на срок действия разрешения) при этом по окончании срока действия разрешения, места установки данных конструкций исключатся из Схемы.

В адрес антимонопольного органа  во исполнение вынесенного предупреждения направлено письмо от 23.12.2016, в котором Администрация сообщила о внесении изменений в схему, при этом места размещения рекламных конструкций, установленных на основе ранее выданных разрешений, буду внесены в Схему с ограниченным сроком действия 9 на срок действия разрешения).

В силу пункта 2.4.1. Административного регламента № 979 срок предоставлениямуниципальной услуги в части выдачи разрешения на установку и эксплуатациюрекламной конструкции не должен превышать 50 дней в случае подачи заявления идокументов в электронной форме через официальный портал государственных имуниципальных услуг Российской Федерации: http://gosuslugi.ru, региональный порталгосударственных и муниципальных услуг Липецкой области: http://pgu.admlr.lipetsk.ru, востальных случаях - 60 дней с момента предоставления полного пакета документов,необходимых для предоставления муниципальной услуги.      

Заявитель обратился в Департамент с заявлениями о выдаче разрешений наустановку рекламных конструкций 23.07.2018, а оспариваемые решения приняты Департаментом позже - 19.09.2018, то есть на момент принятия оспариваемых решений срок действия местразмещения рекламных конструкций по точкам 212, 208, 209 в Схеме истек.

Поскольку предполагаемые заявителем места установки рекламных конструкций не предусмотрены утвержденной схемой размещения рекламных конструкций, Департаментом обоснованно отказано в выдаче разрешений на основании пункта 2 части 15 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ, в силу которого в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции может быть отказано в случае несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций.

Следовательно, судом первой инстанции сделан верный о том, что оспариваемые решения об отказе в выдачеразрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций №№ 214-02-33, 215-02-33, 216-02-33 от 19.09.2018 соответствуют действующему законодательству.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что установление в схеме размещения рекламных конструкций срокадействия мест размещения рекламных конструкций является незаконным и противоречитстатье 19 Закона о рекламе, отклоняется как основанный на неверном толковании норм ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе.

Установление срока в схеме размещения рекламных конструкций не противоречит ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе и отнесено к компетенции органа местного самоуправления.

Схема размещения рекламных конструкций утверждена постановлением Администрации города Липецка от 31.12.2013 №3124.

Изменения, внесенные в схему размещения рекламных конструкций, постановлением от 29.03.2018 № 446 опубликованы и размещены на официальном сайте органа местного самоуправления.

Постановление администрации города Липецка от 29.03.2018№ 446 в установленном порядке не оспорено, недействующим не признано. Следовательно, Департамент при рассмотрении заявлений ФИО2 обоснованно руководствовался Схемой в редакции постановления администрации города Липецка от 29.03.2018 № 446.

В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта по доводам заявителя не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя – ИП ФИО2

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.07.2019 по делу № А36-12973/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            Е.В. Малина

Судьи                                                                                    М.Б. Осипова

                                                                                                                                                                                                                        ФИО1