ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
6 ноября 2015 года Дело №А35-550/2015
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 6 ноября 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от МУП «Водоканал г. Курска»: ФИО1, юрисконсульта по доверенности от 09.08.2015; ФИО2, начальника отдела по доверенности от 08.09.2014;
от Комитета по тарифам и ценам Курской области: ФИО3, начальника отдела по доверенности № 22-д от 12.09.2014;
от ООО «Курская ТСК»: ФИО4, представителя по доверенности № 10 от 25.12.2014; ФИО5, представителя по доверенности от 25.12.2015;
от ФАС России: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП «Водоканал г. Курска» на решение Арбитражного суда Курской области от 28.08.2015 по делу № А35-550/2015 (судья Морозова М.Н.) по заявлению МУП «Водоканал г. Курска» к Комитету по тарифам и ценам Курской области о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области №421 от 16.12.2014 «О тарифе на транспортировку воды для ООО «Курская ТСК» города Курска на 2015 год»,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал города Курска» (далее – заявитель, МУП «Водоканал города Курска», Общество, ОГРН <***>, ИНН <***>) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Комитету по тарифам и ценам Курской области о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области №421 от 16.12.2014 «О тарифе на транспортировку воды для ООО «Курская ТСК» города Курска на 2015 год».
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – ООО «Курская ТСК», ФАС России.
Решением суда от 28.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал города Курска обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что ООО «Курская ТСК» ни в собственности, ни в аренде водопроводных сетей не имеет, услугу по транспортировке воды фактически не оказывает и не может оказывать по причине отсутствия водопроводной сети. В судебном акте по делу №А35-10578/2013 установлено, что при отсутствии факта транспортировки тариф на транспортировку холодной воды должен быть признан незаконным. Данное дело имеет преюдициальное значение для настоящего дела.
В отзыве на жалобу Комитет по тарифам и ценам Курской области указывает, что ООО «Курская ТСК» эксплуатирует (фактически использует для оказания коммунальных услуг горячего водоснабжения, поддерживает в надлежащем состоянии) имущество: объекты централизованной системы горячего водоснабжения - комплексы технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта, что согласно определению, данному в пункте 27 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» является закрытой системой горячего водоснабжения. Центральный тепловой пункт при закрытой системе горячего водоснабжения не используется для целей теплоснабжения. На цели теплоснабжения используется открытая система горячего водоснабжения. Кроме приготовления услуги горячего водоснабжения через тепловые пункты, эксплуатируемые ООО «Курская ТСК», осуществляется транспортировка холодной воды для нужд потребителей МУП «Курскводоканал» и ООО «ТГК». Для целей теплоснабжения указанные тепловые пункты не используются. Дело №А35-10578/2013 не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.
В отзыве на жалобу ООО «Курская ТСК» указывает, что спорные тепловые пункты работают исключительно по закрытой системе, не являются источниками тепловой энергии и используются только в целях горячего водоснабжения и холодного водоснабжения, соответственно, не могут подпадать под исключение в определении понятия «водопроводная сеть», в ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ. Спорные центральные тепловые пункты являются инженерными сооружениями, предназначенными, в том числе, для транспортировки и подачи холодной воды абонентам, а определение централизованной системы холодного водоснабжения подразумевает непрерывность водопроводной сети.
В судебное заседание ФАС России не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, ООО «Курская ТСК» обратилось в Комитет по вопросу утверждения производственной программы в сфере холодного водоснабжения и установлению тарифов на транспортировку воды для ООО «Курская ТСК» на 2015 год.
В соответствии с приказом ФСТ России от 16.07.2014 №1154-э «Об утверждении Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее - Регламент) комитетом было открыто и рассмотрено дело об установлении тарифов на транспортировку воды для ООО «Курская ТСК» на 2015 год по предложению регулируемой организации (п.п. «а» п.2 Регламента).
Заседание Правления комитета по установлению тарифов на транспортировку воды для ООО «Курская ТСК» на 2015 год состоялось 16.12.2014 и оформлено протоколом № 420-421.
16.12.2014 Комитетом по тарифам и ценам Курской области принято постановление «О тарифе на транспортировку воды для ООО «Курская ТСК» города Курска на 2015 год».
На основании указанного постановления, введены тарифы для ООО «Курская ТСК» на транспортировку воды с календарной разбивкой на период с 01.01.2015 по 32.12.2015 в размере 2,85 руб./мЗ без НДС.
Во исполнение пункта 20 Регламента комитет разместил оспариваемое постановление от 16.12.2014 № 421 «О тарифе на транспортировку воды для ООО «Курская ТСК» города Курска на 2015 год» и протокол к нему, в течение 7 рабочих дней со дня принятия постановления на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://tarifkursk.ru/, а также осуществил публикацию постановления в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Курской области (в газете «Курск» и на официальном сайте Администрации Курской области (http://adm.rkursk.ru) согласно п.1 постановления Губернатора Курской области от 16.04.2009 № 111 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов исполнительной власти Курской области»).
Считая постановление от 16.12.2014 №421 «О тарифах на транспортировку воды для ООО «Курская ТСК» не соответствующим Федеральному закону «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 №416-ФЗ и нарушающим права и законные интересы МУП «Водоканал города Курска», заявитель обратился в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд области исходил из того, что вынесенное Комитетом по тарифам и ценам Курской области Постановление является законным и обоснованным, вынесено с соблюдением норм, регламентирующих порядок открытия и рассмотрения дела об установлении тарифов в сфере водоснабжения, определенных следующими нормативными правовыми актами: Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»; Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения»; Приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»; Приказом ФСТ России от 16.07.2014 № 1154-э «Об утверждении Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»; Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47 «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».
Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
На основании статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Полномочия Комитета по тарифам и ценам Курской области определены Положением о Комитете по тарифам и ценам Курской области, утвержденным постановлением Администрации Курской области от 04.08.2011 № 366-па "Об утверждении Положения о Комитете по тарифам и ценам Курской области", согласно которому Комитет осуществляет полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения согласно п.п. 711 п.71: установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, определенных статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды; 5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Государственное регулирование тарифов на транспортировку воды осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", «Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», утвержденными приказом ФСТ России от 27.12.2013 №1746-э, «Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47.
Оспариваемый акт вынесен в рамках предоставленных действующим законодательством полномочий Комитету по тарифам и ценам Курской области, что не оспаривается заявителем.
Расчет тарифов на транспортировку воды на 2015 год произведен методом экономически обоснованных расходов (затрат) на основании прогнозируемых затрат и рекомендуемых индексов-дефляторов на 2015 год согласно Прогнозу социально-экономического развития РФ на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов от сентября 2014 года, разработанному Минэкономразвития России (далее - Прогноз).
ООО «Курская ТСК» эксплуатирует (фактически использует для оказания коммунальных услуг горячего водоснабжения, поддерживает в надлежащем состоянии) имущество: объекты централизованной системы горячего водоснабжения - комплексы технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта, что согласно определению, данному в пункте 27 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» является закрытой системой горячего водоснабжения.
В соответствии с п.п. 5, 26 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что транспортировка воды (сточных вод) - это перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей, к которым относится комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
Следовательно, единственное основание, исключающее признание комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, водопроводной сетью - это использование указанных инженерных сооружений также в целях теплоснабжения.
Под закрытой системой горячего водоснабжения в соответствии с п. 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 №520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети)».
В соответствии с п. 49 Основ ценообразования, на цели теплоснабжения используется открытая система горячего водоснабжения.
Под открытой системой горячего водоснабжения (теплоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Материалы дела свидетельствуют, что ООО «Курская ТСК» работает на общей системе налогообложения, эксплуатирует объекты теплоснабжения на основании договоров аренды, заключенных с МУП «Гортеплосеть» г. Курска.
Так, между ООО «Курская ТСК» (арендатор) и МУП «Гортеплосеть» (арендодатель) были заключены договоры аренды имущества № 1, № 1м, №2, № 3, договор аренды транспорта без номера от 26.12.2013, сроком действия на 363 дня, с 27.12.2013 по 24.12.2014. По истечении срока действия договоров, имущество Арендатором не передано Арендодателю, Арендодателем не истребовано у Арендатора.
В настоящее время ООО «Курская ТСК» эксплуатирует имущество, находящееся в хозяйственном ведении МУП «Гортеплосеть».
В соответствии с п. 1 вышеуказанного договора аренды № 1, арендуемое имущество означает: здания, более подробно описанные в Приложении № 1, и включают в себя любые части зданий, любые дополнения и изменения к зданиям и все принадлежности к зданиям, включая все сооружения и оборудование для передачи воды и электроэнергии, и все вспомогательные устройства, составляющие их неотъемлемую часть, а также все ограждающие конструкции зданий, которые не могут использоваться отдельно от зданий; сооружения-трубопроводы и иные линейные объекты, используемые для передачи веществ и (или) энергии, подробно описанные в Приложении 1 к договору, и включает в себя любые части сооружений и любые дополнения и изменения к сооружениям и все их принадлежности, включая все вспомогательные устройства, пристроенные к ним, и все их принадлежности, которые не могут использоваться отдельно от сооружений.
Имущество, переданное в 2013 году в аренду ООО «Курская ТСК» и используемое в настоящее время, включает в себя и трубопроводы холодного водоснабжения, находящиеся в границах центральных тепловых пунктов, что подтверждается письмом МУП «Гортеплосеть» от 23.04.2013.
Иных способов передачи холодной воды через тепловые пункты, кроме использования для указанных целей водопроводной трубы, находящейся внутри теплового пункта и соединяющейся с трубами холодного водоснабжения, доходящими до сети ТП – границ раздела балансовой принадлежности между МУП «Водоканал г. Курска» и ООО «Курская ТСК», не приведено.
Кроме приготовления услуги горячего водоснабжения через тепловые пункты, эксплуатируемые ООО «Курская ТСК», осуществляется транспортировка холодной воды для нужд потребителей МУП «Водоканал города Курска» и ООО «ТГК».
Производство тепловой энергии на указанных ТП не производится.
Заявитель использует определение теплового пункта, данное в Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 № 285.
Согласно Типовой инструкции тепловой пункт – это совокупность устройств, предназначенных для присоединения к тепловым сетям систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок промышленных и сельскохозяйственных предприятий, жилых и общественных зданий.
Как следует из материалов дела и было установлено при производстве дела в суде первой инстанции, в тепловой пункт входит труба холодного водоснабжения (стена ТП - граница раздела балансовой принадлежности между МУП «Водоканал города Курска» и ООО «Курская ТСК»). Далее вода подается на хозяйственные насосы для повышения давления исходной воды на нужды холодного водоснабжения потребителей МУП «Водоканал города Курска» и для подпитки системы централизованного горячего водоснабжения.
Насосы, расположенные после ввода трубы холодного водоснабжения на ТП (первая группа насосов) подкачивают холодную воду (создают давление в трубопроводе), если указанные насосы отключить, то холодная вода поступает не выше пятого этажа многоквартирного дома.
Горячую воду после приготовления подкачивают отдельные насосы (вторая группа насосов) для целей подачи ее потребителям многоквартирных домов ООО «Курская ТСК».
Таким образом, для целей деятельности ООО «Курская ТСК» (приготовления горячей воды) первая группа хозяйственных насосов, подкачивающих холодную воду не требуется, так как от источника холодного водоснабжения вода в ТП поступит.
ТП расположены либо в отдельно стоящих (как правило, одноэтажных зданиях (сооружениях), либо в цокольных или первых этажах многоквартирных домов, поэтому холодная вода на цели приготовления горячей воды достигает ТП без использования насосов, расположенных на ТП.
После приготовления горячей воды ООО «Курская ТСК» использует хозяйственные насосы, чтобы под давлением поставить горячую воду потребителям многоквартирных домов.
Таким образом, использование первой группы насосов для деятельности ООО «Курская ТСК» не требуется, при их остановке потребители МУП «Водоканал города Курска» остаются без услуг холодного водоснабжения. (в мае 2014 года ООО «Курская ТСК» был проведен подобный эксперимент, потребители выше пятых этажей не получили услугу холодного водоснабжения, на основании обращения МУП «Водоканал города Курска» и Администрации города Курска в прокуратуру Курской области прокуратурой был внесен протест в адрес ООО «Курская ТСК» и водоснабжение восстановлено (насосы ООО «Курская ТСК» были включены).
Согласно пункту 9.1.5 указанных Правил на каждый тепловой пункт составляется технический паспорт.
Из типового технического паспорта на ТП, эксплуатируемого ООО «Курская ТСК» (для примера взят ТП - 298 кв.), следует, что на рассматриваемых в настоящем деле ТП в разделе 2 «Тепловые нагрузки» и разделе 8 «Характеристика теплопотребляющих систем» приведены показатели использования ТП только в целях горячего водоснабжения.
Таким образом, кроме приготовления услуги горячего водоснабжения через тепловые пункты, эксплуатируемые ООО «Курская ТСК», осуществляется транспортировка холодной воды для нужд потребителей МУП «Курскводоканал» и ООО «ТГК». Для целей теплоснабжения указанные тепловые пункты не используются.
В соответствии с письмом Федеральной службы по тарифам от 29.01.2015 №СЗ-777/5 ООО «Курская ТСК» осуществляет регулируемый вид деятельности - транспортировку воды и, соответственно, такая деятельность подлежит государственному регулированию.
В соответствии с п. 47 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 №47, в системах холодного водоснабжения устанавливаются следующие тарифы: Тарифы на техническую воду; Тарифы на питьевую воду; Тарифы на холодную воду для организаций, участвующих только на отдельных этапах производственного процесса, осуществляющих продажу воды организациям коммунального комплекса, оказывающих услуги по подъему воды, по транспортированию воды (включая услуги по повышению давления).
Подача холодной воды осуществляется с использованием насосов, повышающих давление воды в водопроводной сети с целью подачи воды до необходимой точки.
Как было указано выше и следует из материалов дела, на источниках подъема воды из недр у МУП «Водоканал города Курска» и на арендуемых ООО «Курская ТСК» инженерных сооружениях (тепловых пунктах) установлены соответствующие насосы.
Затраты МУП «Водоканал города Курска» включаются в тариф на питьевую воду, устанавливаемый для данной организации, затраты ООО «Курская ТСК» - организации, участвующей только на отдельных этапах производственного процесса, оказывающей услуги по транспортированию воды (включая услуги по повышению давления) включены в тариф на транспортировку воды.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ расчет тарифов в сфере водоснабжения осуществляется исходя из объема оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки (экономически обоснованных расходов на оказание регулируемой деятельности). При расчете тарифов в сфере водоснабжения учитываются расходы организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, необходимые для реализации производственной программы.
Расчетный объем транспортируемой холодной воды через ТП был определен Комитетом исходя из фактического объема отпуска воды за последний отчетный год и предшествующий базовый период регулирования с 01.04.2013 по 31.12.2014.
Объем транспортировки воды на 2015 год был принят комитетом 2 523,4 тыс. куб. м, в том числе собственное потребление (на нужды горячего водоснабжения) - 1 038,2 тыс. куб. м, сторонние потребители (на нужды холодного водоснабжения) - 1 485,2 тыс. куб. м.
Объемы холодной воды, транспортируемые через ТП уточняются МУП «Водоканал города Курска» письмами от 09.10.2012 № 02-21/6133 (18 ТП) и от 27.02.2014 № 11-07/947 (19 ТП).
Перечень ТП, указанных в письме МУП «Водоканал города Курска» от 27.02.2014 № 11-07/947, и утвержденных техническим директором ООО «Курская ТСК» ФИО6 в 2013 г. совпадает.
Согласно пункту 38 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее - Основы), определено, что при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования следующих видов расходов: а) производственных расходов; б) ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; в) административных расходов; г) сбытовых расходов гарантирующих организаций; д)расходов на амортизацию основных средств нематериальных активов; е)расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 Основ; ж) расходов, связанных с оплатой налогов и сборов; з) нормативной прибыли; и) расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.
Пункт 39 Основ уточняет, что в составе производственных расходов учитываются: а) расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение; б) расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов и холодную воду; в) расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; г) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала; д) расходы на уплату процентов по займам и кредитам, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы налога на прибыль; е) расходы на общехозяйственные расходы; ж)прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с методическими указаниями.
Комитетом при принятии оспариваемого постановления были учтены производственные расходы на приобретаемую электрическую энергию (мощность): расходы на электроэнергию на 2015 год определены в сумме 6 941,0 тыс. руб. исходя из объема транспортировки воды 2 523,4 тыс. куб. м, удельного расхода электроэнергии на транспортировку 1 куб. м воды 0,51 кВт.ч по факту 2013 года, среднего тарифа на электроэнергию за 2013 год 4,62 руб./кВт.ч (без НДС) с индексом роста расходов на 2014 год - 107,2 % и на 2015 год -108,9 % согласно Прогнозу.
Комитетом была произведена корректировка данных расходов по отношению к предложению предприятия на 263,5 тыс. руб. в сторону уменьшения за счет применения в расчетах фактического удельного расхода электроэнергии за 2013 год.
В соответствии с пунктом 31 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э, нормативная прибыль принята комитетом на 2015 год в сумме 122,6 тыс. руб. и учтены расходы, связанные с оплатой налогов и сборов, а именно налога на прибыль на 2015 год в сумме 24,5 тыс. руб.
Таким образом, необходимая валовая выручка ООО «Курская ТСК» (экономически обоснованные расходы) на транспортировку холодной воды на 2015 год сложилась из затрат на электроэнергию, отнесенных пропорционально удельному весу объема транспортируемой холодной воды потребителям МУП «Водоканал города Курска» от общего объема холодной воды проходящей через ТП, и затрат по нормативной прибыли от сторонних потребителей и составила 4 232,3 тыс. руб.
Следовательно, тариф на транспортировку воды для ООО «Курская ТСК» на 2015 год составил: 4 232,3 тыс. руб./ 1 485,2 тыс. куб. м. = 2,85 руб./куб. м (без НДС), Тариф на 2015 год принят комитетом со снижением к уровню декабря 2014 года на 5,6% (3,02 руб./куб. м (без НДС).
Расчет тарифов на транспортировку воды произведен в соответствии с: Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»; постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения»; приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»; приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47 «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».
Постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 16.12.2014 № 421 «О тарифе на транспортировку воды для ООО «Курская ТСК» города Курска на 2015 год» издано в установленном порядке управомоченным органом государственной власти - Комитетом по тарифам и ценам Курской области: опубликовано полностью на официальном сайте Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru, 22.12.2014, в газете «Курск», N 52, 24.12.2014 (Деловая среда) (опубликован без приложения) согласно постановлению Губернатора Курской области от 16.04.2009 N 111 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов исполнительной власти Курской области».
В качестве довода жалобы указывается, что дело №А35-10578/2013 имеет преюдициальное значение для настоящего дела.
Данный довод жалобы несостоятелен, поскольку при рассмотрении данного дела правомерность установления тарифа на транспортировку холодной воды не исследовалась, кроме того, в деле №А35-10578/2013 подлежали исследованию иные обстоятельства и иной временной промежуток. Стороной в договоре на транспортировку холодной воды заявитель не являлся. Решение по делу №А35-10578/2013 не создает препятствий в реализации прав Комитета и не возлагает на него обязанностей. Следовательно, дело №А35-10578/2013 не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно пункту 15 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, определено следующее: «В случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.»
Своим правом МУП «Водоканал г. Курска» по обращению в орган регулирования (Комитет) за возмещением возникших у него в отчетном периоде понесенных экономически обоснованных расходов по оплате услуг по транспортировке холодной воды до настоящего времени не воспользовалось.
Следовательно, оспариваемым актом не нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Кроме того, при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции на вопрос судебной коллегии представитель заявителя также не смог пояснить, каким образом оспариваемым ненормативным правовым актом нарушены его права и законные интересы.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о законности постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области №421 от 16.12.2014 «О тарифе на транспортировку воды для ООО «Курская ТСК» города Курска на 2015 год».
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При принятии апелляционной жалобы к производству определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 по настоящему делу МУП «Водоканал г. Курска» была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до вынесения судом апелляционной инстанции судебного акта по настоящему делу.
В силу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 АПК РФ уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в федеральный бюджет.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статьей 101 АПК РФ определено, что к судебным расходам относится государственная пошлина.
Таким образом, с учетом результатов рассмотрения настоящего дела, ввиду отказа в удовлетворении заявленных требований, с МУП «Водоканал г.Курска» подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 1500 рублей.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 28.08.2015 по делу №А35-550/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Взыскать с МУП «Водоканал г.Курска» в федеральный бюджет госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья А.И. Протасов
судьи Н.Д. Миронцева
Е.А. Семенюта