ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-610/2022 от 24.03.2022 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

31 марта 2022 года                                                   Дело № А36-5307/2021

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года.

В полном объеме постановление изготовлено 31 марта 2022 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                         Малиной Е.В.,

судей                                                                                       Капишниковой Т.И.,

      Аришонковой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,

при участии:

от Управления Федерального казначейства по Липецкой области: Дорохин Р.В. – представитель по доверенности от 10.01.2022 № 46-16-25/9, действительна до 31.12.2022, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция», паспорт РФ;

от Управления физической культуры и спорта Липецкой области: Рыжкова Н.А. – представитель по доверенности от 28.07.2021, сроком на один год, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция», паспорт РФ;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.12.2021 по делу №А36-5307/2021 по заявлению Управления физической культуры и спорта Липецкой области к Управлению Федерального казначейства по Липецкой области о признании незаконным представления № 46-11-20/20-2166 от 26.05.2021 в части пунктов 1 и 3,

УСТАНОВИЛ:

Управление физической культуры и спорта Липецкой области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к Управлению Федерального казначейства по Липецкой области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным пунктов 1 и 3 представления УФК по Липецкой области N 46-11-20/20-2166 от 26.05.2021, вынесенного по результатам проведенной Управлением федерального казначейства по Липецкой области в отношении Управления физической культуры и спорта Липецкой области в период с 01.03.2021 по 30.03.2021 плановой проверки представления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта (идентификатор контрольного мероприятия: 2021-ПВ.053.1018-4600.015) за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 23.12.2021 по делу №А36-5307/2021 заявленные требования удовлетворены частично, представление Управления Федерального казначейства по Липецкой области № 46-11-20/20-2166 от 26.05.2021 в части пункта 1 о выявлении нарушения "пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "в" пункта 14 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (Приложение N 32), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014  N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" от 15.04.2014 г. N 302, подпункта "2" пункта 6.1.2 соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 06.02.2019 N 777-08-2019-135 (в редакции дополнительного соглашения от 23.12.2020 N 777-08-2019-135/2) Управлением физической культуры и спорта Липецкой области не обеспечено достижение показателя результативности использования субсидии в 2019 году "Количество поставленных в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки" при плановом значении показателя - 2, фактическое составило - 1" признано незаконным. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федерального казначейства по Липецкой области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части признания незаконным пункта 1 представления Управления Федерального казначейства по Липецкой области от 26.05.2021 № 46-11-20/2166 и принять новое судебное решение, которым в заявленных Управлением физической культуры и спорта Липецкой области требованиях о признании незаконным пункта 1 представления от 26.05.2021 № 46-11-20/2166.

В апелляционной жалобе Управление Федерального казначейства по Липецкой области указывает на законность п. 1 представления  N 46-11-20/20-2166 от 26.05.2021, поскольку Правила предоставления субсидии № 32 для получения субсидии предусматривали такой критерий отбора как наличие программы развития футбола, предусматривающей соответствующее направление.

Протоколом от 24.12.2018 № 16 президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден паспорт национального проекта «Демография», в структуру которого входит Федеральный проект «Спорт - норма жизни». Подпунктом 1.6 пункта 3 Паспорта федерального проекта «Спорт - норма жизни» установлена «задача федерального проекта», в рамках которой предусмотрена поставка  в целях развития футбола в субъекты Российской Федерации 48 искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки. В целях достижения данной цели определено -  заключить соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для организаций спортивной подготовки по футболу» ( п. 6.1 паспорта).

Таким образом, вышеуказанными документами подтверждено, что ключевыми направлениями деятельности государственной программы «Спорт - норма жизни», в рамках которой субсидия была предоставлена, при реализации мероприятий поставки в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки, является именно развитие футбола (мероприятие 2.3.4 Плана).

Поскольку  искусственное покрытие для футбольного поля было поставлено в организацию спортивной подготовки, которое не осуществляет спортивную подготовку по футболу, показатель результативности не мог быть достигнут, равно как  не обеспечено выполнение задач программы развития футбола, во исполнение которой были выделены бюджетные средства.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление физической культуры и спорта Липецкой области ссылается на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, указывая, что целями деятельности Учреждения являются обеспечение спортивной подготовки спортивных сборных команд города Липецка, участие в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Липецкой области. При этом, подпрограмма «Развитие физической культуры и массового спорта» не содержит норм, что условием предоставления субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов на реализацию муниципальных программ, направленных на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием   (создание   или модернизация   футбольных   полей   с   искусственным покрытием) является создание или модернизация футбольного поля с искусственным покрытием в спортивной школе, осуществляющей спортивную подготовку по направлению «футбол». В связи с чем, нарушении, указанные в п. 1 представления N 46-11-20/20-2166 от 26.05.2021 отсутствуют.

В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта лишь в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Из апелляционной жалобы Управления Федерального казначейства по Липецкой области следует, что решение суда обжалуется им только в части удовлетворения судом заявленных требований, возражений в части проверки решения суда в полном объеме от сторон не поступало, в связи с чем суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", в состав которой также входит подпрограмма 8 "Развитие футбола в Российской Федерации".

На территории Липецкой области 25.12.2017 Управлением физической культуры и спорта Липецкой области и ЛРОО "Федерация футбола" утверждена "Программа развития футбола в Липецкой области на 2018-2021 годы", целью которой является создание условий для эффективного функционирования системы управления футболом в Липецкой области (л.д. 88-94, т. 3).

При этом целью укрепления материально-технической базы футбола в Липецкой области является создание условий для качественной подготовки резерва для футбольных клубов, команд Липецкой области, обеспечение комплексного решения проблем физического воспитания и оздоровления детей, подростков и молодежи путем целенаправленного использования всех возможностей самого популярного вида спорта в Липецкой области - футбола. Для достижения указанной цели,  в том числе необходимо строительство искусственных футбольных полей в городах и районах Липецкой области, создание и материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного центра подготовки юношеских и женских команд по футболу в г. Липецке, создание и материально-техническое обеспечение городских и районных центров подготовки специалистов в области футбола, создание и реализация программы строительства футбольных мини-площадок с искусственным покрытием для детских футбольных школ, общеобразовательных средних, специальных учебных заведений и высших учебных заведений.

Между Министерством спорта Российской Федерации и администрацией Липецкой области 06.02.2019 г. было подписано соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации N 777-08-2019-135 (далее - Соглашение от 06.02.2019 г.; л.д. 122-135, т. 1).

Согласно пункту 1.1 предметом соглашения от 06.02.2019 является предоставление из федерального бюджета в 2019 г. бюджету Липецкой области субсидии на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета: 777, раздел 11, подраздел 02, целевая статья 138Р552280, вид доходов 521; 777, раздел 11, подраздел 02, целевая статья 131Р552280, вид расходов 521 в рамках федерального проекта "Спорт - норма жизни" подпрограмм "Развитие физической культуры и массового спорта", "Развитие футбола в Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302.

Предоставление субсидии осуществляется в целях достижения результата (ов) федерального проекта по субъекту (далее - результат (ы) регионального проекта) согласно приложению N 1 и приложению N 5 к соглашению, являющимися его неотъемлемыми частями, утвержденными протоколом N 6 заседания координационного Совета по проектному управлению в Липецкой области от 13.12.2018 (п. 1.2. Соглашения от 06.02.2019 г.).

В силу пункта 3.2 Соглашения от 06.02.2019 субсидия предоставляется при выполнении следующих условий: наличие правового акта Липецкой области об утверждении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации перечня мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, указанная в пункте 1.2 соглашения; наличие в бюджете Липецкой области бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, предусмотренном пунктом 2.1 соглашения (65020526,32 руб.); соответствие настоящего соглашения положениям пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

В соответствии с пунктом 4.3.5 Соглашения от 06.02.2019 в обязанности субъекта Российской Федерации в том числе входило обеспечивать достижение значения (ий) результата (ов) национального проекта, установленных в соответствии с приложением N 1 к соглашению; обеспечение предоставления в Министерство в форме электронного документа отчета о достижении значения (ий) результата (ов) регионального проекта по форме приложению N 4 к соглашению, а также достижении значений показателей результативности, по форме согласно приложению N 5. Отчеты предоставляются не позднее 15 числа месяца, следующего за годом, в котором была получена субсидия.

Как следует из пункта 6.1.1. Соглашения от 06.02.2019, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) соглашения и представлению отчетности, является Управление физической культуры и спорта Липецкой области.

Показатели результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия: количество поставленных в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки - 1 (п. 6.1.2 Соглашения от 06.02.2019).

30.04.2019 сторонами было подписано дополнительное соглашение N 777-08-2019-135/1 к Соглашению от 06.02.2019, которым была исключена обязанность субъекта Российской Федерации предоставлять отчеты о достижении значений показателей "результативности" (л.д. 1-2, т. 2).

Дополнительным соглашением N 777-08-2019-135/2 от 23.12.2019 были внесены изменения в Соглашение от 06.02.2019, в том числе изменен показатель результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и согласовано, что количество поставленных в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки в 2019 г.: в 2019 г. - 2, в 2020 г. - 1 (л.д. 3-5, т. 2).

Дополнительным соглашением N 777-08-2019-135/3 от 07.04.2020 в Соглашение от 06.02.2020 были внесены изменения в части общего размера субсидии, в том числе определено, что субсидия предоставляется в 2019 г., 2020 г., 2021 г. и 2022 г. Кроме того, в пункте 6.1.2 Соглашения от 06.02.2019 в том числе указано, что количество созданных физкультурно-оздоровительных комплексов - в 2019 г. - 0, в 2020 г. - 1, в 2021 г. - 0, в 2022 - 0, а также количество поставленных в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки - в 2019 г. - 2, в 2020 г. - 1, в 2021 г. - 0, в 2022 г. - 0 (л.д. 12-17, т. 2).

Дополнительным соглашением N 777-08-2019-135/4 от 29.12.2020 в Соглашение от 06.02.2019 были внесены изменения и период предоставления субсидии установлен включительно до 2023 г. При этом показатели результативности исполнения мероприятий в части количества созданных физкультурно-оздоровительных комплексов и количества поставленных в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки относительно показателей, установленных в дополнительном соглашении от 07.04.2020 г. не изменились (л.д. 20-39, т. 2).

Дополнительными соглашениями N 777-08-2019-135/5 от 17.02.2021 и N 777-08-2019-135/6 от 01.04.2021 были внесены изменения в Соглашение от 06.02.2019, при этом в части названных показателей результативности за спорный период изменений не претерпели (л.д. 58-73, т. 2).

02.05.2019 муниципальным образованием городской округ город Липецк была подана заявка на предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов на реализацию муниципальных программ, направленных на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием) на 2019 г. (л.д. 30-31, т. 5).

Как следует из протокола от 13.05.2019, комиссией Управления физической культуры и спорта Липецкой области по результату рассмотрения названной заявки было принято решение о предоставлении городу Липецку субсидии в сумме 42105263,16 руб. на реализацию муниципальных программ, направленных на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием) - л.д. 32-33, т. 5.

13.05.2019 приказом Управления физической культуры и спорта Липецкой области субсидия в указанном размере была предоставлена.

В рамках использования денежных средств 10.09.2019 между муниципальным образованием г. Липецк и ООО "Космос" был заключен муниципальный контракт N 311-кс, предметом которого является поставка и монтаж искусственного футбольного покрытия, полимерно-дренажного модуля, покрытия для беговых дорожек и модульного бытового корпуса (в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12.02.2019 N 100) в рамках выполнения работ по объекту "Реконструкция футбольного поля МБОУ ДО "ДЮСШ N 8 "Юность" по ул. Ударников, 13А в г. Липецке" в срок до 01.11.2019 г. Стоимость работ по контракту определена в сумме 25917039,40 руб. (л.д. 95-111, т. 3).

24.03.2020 сторонами было подписано соглашение о расторжении названного муниципального контракта, в котором указано, что сумма исполненных обязательств по контракту составила 25414221,06 руб. (л.д. 112-113, т. 3).

25.11.2020 и 18.12.2019 во исполнение муниципального контракта N311-кс от 10.09.2019 были подписаны акты приемки законченного строительством объекта N 1 "Футбольное поле МБОУ ДО "ДЮСШ N 8 "Юность" по ул. Ударников, 13А в г. Липецке" (л.д. 95-100, т. 2).

Также в рамках использования средств субсидии денежные средства направлены  на проведение капитального ремонта  футбольного поля с искусственным покрытием, расположенного на  спортивном комплексе «Сокол», г. Липецк, ул. Ушинского, д.5 .

Во исполнение обязанности по представлению Отчетов о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2021 в УФК по Липецкой области представлен соответствующий отчет, в котором отражено в том числе, плановое значение количества, представленных в субъекты РФ искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки – 2, фактическое –2.

В отношении Управления физической культуры и спорта Липецкой области УФК по Липецкой области 25.02.2021 за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 проведена  плановая выездная проверка предоставления и использования средств федерального бюджета в том числе в рамках реализации задачи (результата) федерального проекта "Спорт-норма жизни" - "Поставлены комплекты спортивного оборудования (малые спортивные формы и футбольные поля) (код по БК - 777 1102 131Р552280 521 (п. 4.2.1 приказа); предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках реализации подпрограммы 8 "Развитие футбола в Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", по результатам которой составлен акт выездной проверки от 09.04.2021 (л.д. 8-107, т. 1).

Как следует из акта от 09.04.2021, в ходе встречной проверки в МБУ "СШ N 8 "Юность" проведен осмотр футбольного поля на объекте спорта "Стадион" (г. Липецк, ул. Ударников, 13А), составлен акт осмотра (наблюдения) от 18.03.2021, установлено, что осмотр футбольного поля и беговых дорожек не представляется возможным, по причине сложившегося снежного покрова толщиной от 7 до 10 см. Во время проведения осмотра, на территории футбольного поля при расчистке снега установлено, что искусственное покрытие футбольного поля (трава) слежалось под толщей снега и льда. Сервисное обслуживание и уборка футбольного поля не осуществляется по причине отсутствия соответствующей техники. В проверяемом периоде (2019-2020 годы) МБУ "СШ N 8 "Юность" осуществлялись муниципальные услуги спортивной подготовки по двум видам спорта: дзюдо и волейбол, услуги спортивной подготовки по футболу отсутствуют, а также отсутствуют финансирование на дополнительные ставки тренерского состава по футболу. Футбольное поле используется в качестве тренировочной площадки спортсменов отделения волейбола и дзюдо, проведение тренировочных любительских футбольных команд жителей района. Спортивные мероприятия по футболу городского и регионального значения на "стадионе" не осуществляются.

Претензий относительно использования денежных средств, израсходованных на  ремонт  футбольного поля с искусственным покрытием, предоставленных спортивному комплексу «Сокол», по адресу : г. Липецк, ул. Ушинского, д.5, где организуются и проводятся спортивные и физкультурно-массовые мероприятия по футболу различного уровня, не предъявлено.

Поскольку МБУ "СШ N 8 "Юность" не осуществляет спортивную подготовку по футболу уже в течение 2 лет, осуществляются только муниципальные услуги спортивной подготовки по двум видам спорта: дзюдо и волейбол, за футбольным полем нет надлежащего ухода, УФК по Липецкой области сделан вывод о том, что заявителем не обеспечено достижение показателя результативности использования субсидии в 2019 году "Количество поставленных в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки" при плановом значении показателя - 2, фактическое составило - 1 (л.д. 8-107 (47-49), т. 1).

Кроме того, при проведении проверки также установлено, что заявителем в 2020 г. не обеспечено достижение показателя результативности использования субсидии "Количество созданных физкультурно-оздоровительных комплексов" при плановом значении показателя - 1, фактическое значение составило - 0. При этом УФК по Липецкой области установлено, что поставка осуществлялась по государственному контракту от 03.08.2020 г. N 2-ЭА, фактическая поставка произведена - 03.12.2020 г., что является нарушением срока, установленного контрактом, и работы по монтажу оборудования планируется завершить в первом полугодии 2021 г. (л.д. 8-107 (4950), т. 1).

По результатам проверки УФК по Липецкой области было выдано представление N 46-11-20/20-2766 от 26.05.2021 г., содержащие указание на выявление следующих нарушений, в частности:

В нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "в" пункта 14 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансиронвание государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (Приложение N 32), утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. N 302, подпункта "2"пункта 6.1.12 Соглашения от 06.02.2019 г. N 777-08-2019-135 Управлением физической культуры и спорта Липецкой области не обеспечено достижение показателя результативности:

1) использования субсидии в 2019 г. "Количество поставленных в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки, при плановом значении показателя - 2, фактическое составило -1;

3) использования субсидии в 2020 году "Количество созданных физкультурно-оздоровительных комплексов" при плановом значении показателя - 1, фактическое - 0.

В данном предписании Управлению в срок до 26.06.2021  указано на необходимость принятия мер по устранению причин и условий совершения нарушений"; о результатах исполнения представления следует информировать в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 30.06.2021.

Не согласившись с вынесенным предписанием, ссылаясь на его  незаконность, заявитель обратился в суд с рассмотренным требованием.

Суд области, пришел к выводу о незаконности пункта 1 представления от 26.05.2021, поскольку Управление федерального казначейства по Липецкой области не представило объективных доказательств, свидетельствующих о нарушении заявителем условий Соглашения от 06.02.2019, а также требований пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации и подпункта "в" пункта 14 Приложения N 32 "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, и Постановления Правительства Российской Федерации N 302 от 15.04.2014. В остальной части в удовлетворении требований отказал.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области в обжалуемой части, исходит из следующего. 

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Обеспечение результативности использования бюджетных средств отнесено к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации является принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В соответствии с пунктом 1 статьей 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1).

Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, принимаются в соответствии с правилами, указанными в абзаце первом настоящего пункта. Условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств. Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не допускается. Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предусматривается в соответствии с перечнем субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых из федерального бюджета в целях софинансирования выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, не соответствующих указанному перечню, за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, не допускается (п. 3 ст. 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 г. "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Основанием для вынесения спорного пункта предписания послужил вывод УФК по Липецкой области о недостижении заявителем  планового показателя результативности использования субсидии в 2019 году "Количество поставленных в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки", поскольку МБУ "СШ N 8 "Юность" не осуществляет спортивную подготовку по футболу уже в течение 2 лет, осуществляются только муниципальные услуги спортивной подготовки по двум видам спорта: дзюдо и волейбол, за футбольным полем нет надлежащего ухода. 
Апелляционная коллегия, соглашаясь с судом первой инстанции, находит указанный вывод ошибочным, исходя из следующего.

Между Министерством спорта Российской Федерации и администрацией Липецкой области 06.02.2019 было подписано соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации N 777-08-2019-135 (далее - Соглашение от 06.02.2019 г.; л.д. 122-135, т. 1).

Согласно пункту 1.1 предметом соглашения от 06.02.2019 является предоставление из федерального бюджета в 2019 г. бюджету Липецкой области субсидии на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета: 777, раздел 11, подраздел 02, целевая статья 138Р552280, вид доходов 521; 777, раздел 11, подраздел 02, целевая статья 131Р552280, вид расходов 521 в рамках федерального проекта "Спорт - норма жизни" подпрограмм "Развитие физической культуры и массового спорта", "Развитие футбола в Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302.

Как следует из Паспорта государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации N 302 от 15.04.2014, целью программы в том числе является создание условий, обеспечивающих гражданам возможности систематически заниматься физической культурой и спортом, задачами программы в том числе являются: повышение мотивации граждан к регулярным занятиями физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни, развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В качестве ожидаемых результатов названной программы заявлены обеспечение привлечения к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщение к здоровому образу жизни широких масс населенных; достижение следующих показателей (индикаторов): увеличение доли населения Российской Федерации возрасте 3-79 лет, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения с 22,5 процента в 2012 году до 40 процентов к 2020 году; повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта с 25,1 процента в 2012 году до 55,6 процента к 2020 году.

Составной частью государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" на момент подписания Соглашения от 06.02.2019 являлась подпрограмма 1 "Развитие физической культуры и массового спорта", где в качестве цели подпрограммы заявлено повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой с спортом и ведению здорового образа жизни; задачами подпрограммы в том числе являются в том числе совершенствование системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в сельской спортивной инфраструктуры для массового спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 372 от 29.03.2019 государственная программа "Развитие физической культуры и спорта" была дополнена подпрограммой 8 "Развитие футбола в Российской Федерации", которая в качестве цели подпрограммы содержит указание на создание условий для удовлетворения потребностей населения в занятиях футболом. При этом задачами данной подпрограммы являются укрепление и модернизация материально-технической базы для занятий футболом и совершенствование условий для развития детского, юношеского и женского футбола.

Как видно из Паспорта государственной программы "Развитие физической культуры и спорта Липецкой области", утвержденной Постановлением администрации Липецкой области N 405 от 06.09.2013 (в редакции, действовавшей на момент заключения Соглашения от 06.02.2019 и предоставления субсидии), в ее состав включена подпрограмма 1. "Развитие физической культуры и массового спорта" и задачами подпрограммы являются: 1. повышение интереса населения Липецкой области к занятиями физической культурой и спортом, развитие двигательной активности; 2. развитие физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта; 3. развитие инфраструктуры в сфере физической культуры и массового спорта. При этом в целях реализации 1 задачи осуществляется приобретение комплектов искусственных покрытий для футбольных полей для спортивных школ (раздел подпрограммы 1. "Развитие физической культуры и массового спорта").

Из раздела 6 подпрограммы 1. "Развитие физической культуры и массового спорта" усматривается, что условием предоставления субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов на реализацию муниципальных программ, направленных на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием) не является создание или модернизация футбольного поля с искусственным покрытием в спортивной школе, осуществляющей спортивную подготовку по направлению "футбол".

Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определение основных принципов законодательства о физической культуре и спорте установлены в Федеральном законе N 329-ФЗ от 04.12.2007 г. "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 329-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона N 329-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату подписания соглашения от 06.02.2019 г.) к субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся: физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы (включая профессиональные спортивные клубы, физкультурно-спортивные клубы), объединения физкультурно-спортивных клубов, центры спортивной подготовки, профессиональные спортивные лиги, студенческие спортивные лиги, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта

Согласно пункту 15.1 статьи 2 Закона N 329-ФЗ спортивная подготовка - тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки.

Как следует из положений статьи 32 Закона N 329-ФЗ, При осуществлении спортивной подготовки устанавливаются следующие этапы: 1) спортивно-оздоровительный этап; 2) этап начальной подготовки; 3) тренировочный этап (этап спортивной специализации); 4) этап совершенствования спортивного мастерства; 5) этап высшего спортивного мастерства. При этом содержание указанных в пунктах 2 - 5 части 1 настоящей статьи этапов спортивной подготовки определяется программами спортивной подготовки, разработанными и реализуемыми организацией, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки (п. 3 ст. 32 Закона N 329-ФЗ).

В силу пунктов 5 и 7 статьи 33 Закона N 329-ФЗ организации, осуществляющие спортивную подготовку, обеспечивают соблюдение федеральных стандартов спортивной подготовки, разрабатывают и реализуют на основе данных стандартов программы спортивной подготовки, при этом федеральные стандарты спортивной подготовки являются обязательными при реализации программ спортивной подготовки организациями, осуществляющими спортивную подготовку.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34.1 Закона N 329-ФЗ спортивная подготовка в Российской Федерации может осуществляться на основании государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере физкультурно-спортивными организациями, одной из целей деятельности которых является осуществление спортивной подготовки на территории Российской Федерации, в том числе центрами спортивной подготовки, а также организациями дополнительного образования детей, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, профессиональными образовательными организациями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта.

Организация, осуществляющая спортивную подготовку, обязана: соблюдать требования федеральных стандартов спортивной подготовки; качественно и в полном объеме обеспечивать прохождение лицом спортивной подготовки под руководством тренера, тренеров по выбранным виду или видам спорта (спортивным дисциплинам) в соответствии с реализуемыми программами спортивной подготовки; осуществлять материально-техническое обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки (п. 2 ст. 34.3 Закона N 329-ФЗ).

МБОУ ДО «ДЮСШ № 8 «Юность» является учреждением, которое осуществляет свою деятельность в сфере физической культуры и спорта.

Целями деятельности Учреждения являются обеспечение спортивной подготовки спортивных сборных команд города Липецка, участие в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Липецкой области.

В подпункте «в» пункта 1 Правил предоставления субсидий № 32 указано на количество поставленных в субъекты РФ искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки.

Следовательно, положения "Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов на реализацию муниципальных программ, направленных на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием) на 2019 год", утвержденного Постановлением администрации Липецкой области N 227 от 25.04.2019, не устанавливали в качестве критерия отбора получателя субсидии создание или модернизация футбольного поля с искусственным покрытием в спортивной школе, осуществляющей спортивную подготовку по направлению "футбол".

В акте от 09.04.2021 УФК по Липецкой области указывает, что в проверяемом периоде (2019-2020) МБУ «СШ №8 «Юность» осуществлялись муниципальные услуги спортивной подготовки по двум видам спорта: дзюдо и волейбол, услуги спортивной подготовки по футболу отсутствуют, а также отсутствует финансирование на дополнительные ставки тренерского состава по футболу. Футбольное поле используется в качестве тренировочной площадки спортсменов отделения волейбола и дзюдо, проведение футбольных команд жителей района.

Вместе с тем, в материалах дела имеются план эксплуатации стадиона «Литейщик» на 2021-2022 спортивный сезон, расписание занятий на 2020-2021 спортивный сезон, отчеты об эксплуатации стадиона «Литейщик в 2020 году и за первое полугодие 2021 года (т.73-77), из которых следует использование стадиона для проведения тренировочных занятий тренерами отделения футбола МБУ «СШ № 12», занятие футболом в качестве средства ОФП по видам спорта «дзюдо», «волейбол», как неотъемлемой частью спортивной подготовки согласно федеральным стандартам, утвержденным приказом Минспорта России от 21.08.2017 № 767.

Вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о том, что стадион «Литейщик» используется для осуществления занятий по футболу.

Ссылка УФК на то обстоятельство, что стадион для осуществления занятий по футболу используется на нерегулярной основе, не свидетельствует о недостижении заявителем показателя результативности «количество футбольных полей , поставленных в субъекты Российской Федерации искусственных покрытий для футбольных полей, созданных при организациях спортивной подготовки».

Суд апелляционной инстанции учитывает также, что изменения в Паспорт государственной программы "Развитие физической культуры и спорта Липецкой области", утвержденной Постановлением администрации Липецкой области N 405 от 06.09.2013, и приложения внесены только 24.10.2019 (в связи с изменениями текстовая часть подпрограммы изложена иным образом, где в пункте 4 приложения N 3 к подпрограмме 1 "Развитие физической культуры и массового спорта" (на момент предоставления субсидии раздел 6 подпрограммы) в качестве критерия отбора законодателем установлено требование о наличии в муниципальном образовании отделения футбола в спортивной школе).

Как следует из пункта 2 названного приложения N 3, (в редакции Постановления администрации Липецкой области N 455 от 24.10.2019), субсидии предоставляются главным распорядителем средств областного бюджета в сфере развития физической культуры и спорта (далее - главный распорядитель) бюджетам муниципальных образований в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом области на соответствующий финансовый год и плановый период на предоставление субсидии на цели, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главному распорядителю в установленном порядке. Расходные обязательства муниципальных образований, на исполнение которых предусмотрено софинансирование за счет средств субсидии из областного бюджета, представляют собой обязанности муниципальных образований по финансированию мероприятий по закупке и монтажу спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием, указанного в перечне, утвержденном Министерством спорта Российской Федерации.

Судом первой инстанции сделан верный вывод, что для получения субсидии на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящего Порядка, муниципальные образования, отвечающие условию, установленному подпунктом 3 пункта 3 настоящего Порядка (далее - претенденты), в 2019 году в срок с 28 октября до 29 октября 2019 года включительно, в последующие годы в срок с 1 апреля по 30 апреля включительно представляют главному распорядителю заявку на получение субсидии по форме согласно приложению к настоящему Порядку (далее - заявка) с приложением копии нормативного правового акта, утверждающего муниципальную программу развития физической культуры и спорта, копии приказа об открытии отделения футбола в спортивной школе (п. 5 приложения N 3, (в редакции Постановления администрации Липецкой области N 455 от 24.10.2019 г.)).

Из материалов дела усматривается, что муниципальный контракт N 311-кс, предметом которого является поставка и монтаж искусственного футбольного покрытия, полимерно-дренажного модуля, покрытия для беговых дорожек и модульного бытового корпуса (в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12.02.2019 г. N 100) в рамках выполнения работ по объекту "Реконструкция футбольного поля МБОУ ДО "ДЮСШ N 8 "Юность" был заключен 10.09.2019, а объект принят в эксплуатацию 25.11.2020 и 18.12.2019, что подтверждается соответствующими актами.

При этом субсидия была предоставлена приказом Управления физической культуры и спорта Липецкой области от 13.05.2019.

Поскольку изменения, внесенные Постановлением администрации Липецкой области N 455 от 24.10.2019, вступили в силу с 25.10.2019 и не предусматривали возможности их распространения на правоотношения, возникшие ранее, то оснований для оценки соответствия претендентов, подавших заявки на получения субсидии ранее указанной даты и фактически ее получивших, требованиям Постановления администрации Липецкой области N 405 от 06.09.2013 в редакции названного постановления не имеется. При этом суд отмечает, что на момент представления субсидии такой критерий для претендента как "наличие (открытие) отделения футбола в спортивной школе" отсутствовал.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают указанные выводы, а лишь выражают несогласие с ними.

Кроме того, в Плане эксплуатации стадиона «Литейщик» на 2021-2022 спортивный сезон предусмотрено оказание платных услуг (сдача в аренду футбольного поля частным спортивным клубам и секциям, физическим лицам). Вышеназванное обстоятельства УФК по Липецкой области не оспаривется.

Таким образом, поскольку нарушения заявителем условий Соглашения от 06.02.2019, а также требований пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации и подпункта "в" пункта 14 Приложения N 32 "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, и Постановления Правительства Российской Федерации № 302 от 15.04.2014 отсутствуют, то судом первой инстанции сделан верный вывод о незаконности п. 1 представления от 26.05.2021.

В остальной части решение суда не обжалуется.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции в обжалуемой части не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения.

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения в обжалуемой части не имеется.

Апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.12.2021 по делу №А36-5307/2021 в обжалуемой части  оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Липецкой области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                              Е.В. Малина

Судьи                                                                                       Т.И. Капишникова

                                                                                                Е.А. Аришонкова