ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29 декабря 2016 года Дело № А08-1595/2016
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малюгиным П.А.,
при участии:
от ООО «Управляющая компания жилищным фондом»: Прокурат Н.И., представителя по доверенности от 11.01.2016;
от Администрации Белгородского района в лице комитета строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры: Безугловой О.И., представителя по доверенности от 23.09.16.
рассмотрев в открытом судебном заседании (до перерыва рассмотрение путем использования системы видеоконференц-связи) апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания жилищным фондом» на решение Арбитражного суда Белгородской области от 02.09.2016 по делу № А08-1595/2016 (судья Линченко И.В.) по заявлению ООО «Управляющая компания жилищным фондом» (ИНН 3102020629, ОГРН 1053100527314) к Администрации Белгородского района в лице комитета строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры о признании незаконным и отмене предписания №2770 от 15.12.2015;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания жилищным фондом» (далее – ООО «Управляющая компания жилищным фондом», Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания № 2770 от 15.12.2015 Управления энергетики и ЖКХ, транспорта и инженерной инфраструктуры Администрации Белгородского района Белгородской области (далее – Администрация, орган муниципального контроля).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 02.09.2016, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ООО «Управляющая компания жилищным фондом» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что Общество не было надлежащим образом извещено о дате, времени и месте проверки, а также не было ознакомлено с распоряжением о проведении проверки, в связи с чем, орган муниципального контроля лишил управляющую компанию права на участие в проведении проверки.
Ссылается на то, что суд области не дал оценку многочисленным нарушениям, допущенным административным органом при составлении акта проверки, в частности Администрация приобщила к материалам проверки документы, которые в рамках проверки не предоставлялись Обществом.
Полагает несостоятельной ссылку Администрации на то, что допущенные в номере и наименовании распоряжения описки являются техническими ошибками. Многократное указание, как в предписание, так и в акте проверки на то, что проверка проводилась на основании «распоряжения №2770 от 10.12.2015 «о проведении плановой выездной проверки юридического лица» опечаткой быть не может. В связи с этим, орган муниципального контроля проводил в отношении Общества именно плановую проверку. При этом о проведении плановой проверки управляющая компания также не была извещена. Более того, плановая проверка уже проводилась Администрацией в январе – феврале 2015 года. Таким образом, проведение плановой проверки с нарушением периодичности проведения является самостоятельным основанием для признания результатов такой проверки недействительными.
Обращает внимание суда на то, что в компетенцию Администрации, как органа местного самоуправления, осуществляющего муниципальный жилищный контроль на территории муниципального района, не входит осуществление государственного жилищного надзора в отношении управляющих компаний, имеющих соответствующую лицензию по управлению многоквартирным домом. То есть в отношении управляющей компании осуществляется только лицензионный контроль. Органом, осуществляющим такой контроль в Белгородской области, является Управление государственного жилищного надзора Белгородской области.
Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным.
Представитель Общества в судебном заседании просил обжалуемый акт отменить, а жалобу удовлетворить.
Администрация в представленном отзыве против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, соглашаясь со всеми выводами суда первой инстанции, настаивает на необоснованности и несостоятельности доводов заявителя жалобы. Указывает, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства.
Считает необоснованным указание ООО «Управляющая компания жилищным фондом» в апелляционной жалобе на то, что управляющая компания была лишена права на участие в проведение проверки, поскольку она была надлежащим образом извещена о дате, времен и месте ее проведения.
Полагает, что Администрация является уполномоченным органом по осуществлению муниципального жилищного контроля.
В судебном заседании представитель административного органа доводы апелляционной жалобы отклонил, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании объявлялся перерыв на 5 рабочих дней с 20.12.2016 по 27.12.2016.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участников процесса, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании коллективного обращения собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома № 12, расположенного по адресу: ул. Филиппова, п. Разумное, Белгородского района, Белгородской области, по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества данного многоквартирного жилого дома Администрацией Белгородского района в соответствии с положениями ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества по адресу: Белгородская область, Белгородский район, п. Разумное, ул. Филиппова, д. 12, с целью проверки нарушений указанных в обращении.
Проверка проведена на основании Распоряжения администрации Белгородского района Белгородской области от 10.12.2015 № 2970 «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица», которое было вручено директору ООО «Управляющая компания жилищным фондом» Щитовой Е.В. под роспись.
В ходе проверки Администрацией в присутствии представителей Общества проведено обследование общего имущество многоквартирного дома и установлено нарушение требований п.п. 3.2.9, 3.2.18, 4.2.1.1, 4.2.1.8, 4.2.4, 4.3.2, 4.6.3.2, 4.6.3.3, 4.7.2, 5.3.2, 5.6.2, 5.7.2, 5.8.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», а именно: не обеспеченность герметичных соединений трубопровода системы канализации, частичное повреждение отдельных слоев (побелка, покраска) стен и потолков лестничной клетки, отсутствие запирающих устройств на поэтажном электрощитке, а так же на люке выхода на кровлю, следы протечки на потолке и стенах и откосах в квартирах вследствие неправильно произведенного рулонного кровельного покрытия, отсутствие естественной вентиляции в кухне, ванной, туалете квартиры, нерабочее состояние полотенцесушителя в квартире, намокание наружней стены и разрушение защитного бетонного слоя козырьков над входом в подъезды жилого дома, выпадание кирпичей из стен многоквартирного дома, разрушение стыка между плитами перекрытия, отсутствие плафонов, нарушение СНиП при креплении горизонтального канализационного трубопровода в подвальном помещении, присутствие голубей на чердачном помещении жилого дома, намокание наружной стены дома, сырость и плесень в квартирах.
По результатам проверки составлен акт проверки от 15.12.2015 № 2770, на основании которого Обществу выдано предписание №2770 от 15.12.2015.
Указанным предписанием Обществу предложено:
1. Обеспечить герметичность соединения канализационного стояка Э-75 мм в тамбуре 6-го подъезда.
2. Выполнить ремонт отделочных слоев (побелка, покраска) стен и потолков на лестничной клетке 1 - 5 этажей в подъездах жилого дома согласно периодичности по ПиН №170 3-5 лет.
3. Установить запирающее устройство на поэтажном электрощитке 3 подъезда 5-4 этажах.
4. Выполнить ремонт рулонного кровельного покрытия над жилыми помещениями в квартирах 34,36,59,81,60,61.
5. Установить запирающее устройство на люке выхода на кровлю.
6. Выполнить ремонт оконного заполнения 3 этажа в 6 подъезде.
7. Обеспечить удаление воздуха из всех помещений в квартирах №33,36,81,59,34. Предоставить акты работы вентиляции.
8. Обеспечить работу полотенцесушителя в ванной кв.32.
9. Выполнить гидроизоляционный слой поверхности ж/б козырька над входом в 7, 8 подъезды.
10. Выполнить ремонт кирпичной наружной стены по предотвращению разрушения наружной стены.
11. Выполнить (заделать стык) ремонт стыка между плитами перекрытия 5 подъезда 1 этаж.
12. Обеспечить эксплуатацию внутридомовых электрических сетей в соответствии с установленными требованиями. Выполнить ревизию электропроводки в подвальном помещении 1-8
13. Выполнить крепление канализационного трубопровода Ф 100 мм к перекрытию на подвесках 3,4,5 подъездах
14. Установить в продухах технического этажа по периметру дома металлические решетки для предотвращения попадания голубей в чердачное помещение.
15. Обеспечить покрытие парапета по предотвращению попадания атмосферной воды на поверхность наружной стены.
Не согласившись с выданным предписанием №2770 от 15.12.2015, ООО «Управляющая компания жилищным фондом» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого предписания административного органа.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными актов и незаконными решений, действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в ст. 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение требований к надежности и безопасности этого дома.
В силу ч. 2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Из ч. 2.3 ст.161 ЖК РФ следует, что объем ответственности и объем обязательств управляющей организацией не ограничивается только условиями заключенного договора управления. В силу прямого указания в законе на управляющие организации в полной мере распространяются требования, установленные требованиям технических регламентов и правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее – Правила №170), которые определяют требования и порядок обслуживания, ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности и проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий, а так же обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Из материалов дела усматривается, что между собственниками помещений многоквартирного жилого дома № 12 по ул. Филиппова п. Разумное и ООО «Управляющая компания жилищным фондом» 24.02.2011 был заключен договор управления, на основании которого управляющая компания обязуется за плату оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В ходе проверки Администрацией было установлено, что Обществом при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом № 12 по ул. Флиппова, в п. Разумное, Белгородской области, допущено нарушение требований пунктов 3.2.9, 3.2.18, 4.2.1.1, 4.2.1.8, 4.2.4, 4.3.2, 4.6.3.2, 4.6.3.3, 4.7.2, 5.3.2, 5.6.2, 5.7.2, 5.8.2 Правил № 170.
В соответствии с положениями п. 2.11 Решения муниципального Совета Белгородского района от 25.04.2014 № 78 в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на нарушение жилищного законодательства, вместе с актом лицу, его нарушившему, или его законному представителю под роспись вручается предписание органа муниципального жилищного контроля об устранении правонарушения с указанием срока устранения.
По результатам проверки Обществу выдано предписание №2770 от 15.12.2015.
Обществом не оспаривается, что оно является управляющей организацией и имеет договорные обязательства по содержанию и ремонту общего имущества в вышеуказанном многоквартирном жилом доме.
Между тем, управляющая компания полагает, что при проведении проверки и оформлении ее результатов органом муниципального контроля были допущены грубейшие нарушения требований Закона №294-ФЗ.
В обоснование заявленных требований ООО «Управляющая компания жилищным фондом» указывает на то, что оно было лишено права на участие в проведение проверки, поскольку не было извещено о дате, времен и месте ее проведения.
Судом области данный довод был обоснованно отклонен, поскольку на распоряжении о проведении внеплановой проверки от 10.12.2015 №2970 имеется подпись директора ООО «Управляющая компания жилищным фондом»: «ознакомлена Е.В. Щитова 15.12.2015». Ссылка Общества на то, что директор Общества не знакома с данным распоряжением, не принимается во внимание апелляционной коллегией также ввиду того, что заявления о фальсификации данного доказательства в порядке статьи 161 АПК РФ от управляющей компании не поступало. Иного распоряжения о проведении проверки в материалах дела не имеется.
Кроме того, управляющая компания была уведомлена о проводимой в отношение нее выездной внеплановой проверки путем направления 14.12.2015 уведомления по факсу (тел. 59-56-41), который приняла секретарь Общества – Рощина С. Указанный сотрудник принимает и иную корреспонденцию, в т.ч. судебную.
Кроме того, как отмечено в акте, при проведении проверки присутствовала не только директор, но и другие сотрудники Общества.
Довод Общества о проведении внеплановой проверки и вынесении спорного предписания неуполномоченным органом со ссылкой на ч. 7 ст. 20 ЖК РФ верно отклонен судом первой инстанции ввиду следующего.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и статье 192 ЖК РФ предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами относится к лицензируемым видам деятельности.
Из материалов дела усматривается, что ООО «Управляющая компания жилищным фондом» осуществляет управление многоквартирным домом на основании выданной Управлением государственного жилищного надзора Белгородской области лицензии №64 от 20.04.2015.
Под государственным жилищным надзором в соответствии с ч.1 ст. 20 ЖК РФ понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Постановлением Правительства Белгородской области от 09.02.2015 № 44-пп утверждено Положение об управлении государственного жилищного Белгородской области, согласно которому, к полномочиям Управления, в частности, отнесена организация и проведение проверок выполнения юридическими лицами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию, содержанию, определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников в многоквартирном доме, управлению многоквартирными домами, выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями), услугам и работам по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства РФ, выполнения обязательных требований по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов, других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда, независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, осуществление лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Управление государственного жилищного надзора Белгородской области является уполномоченным органом исполнительной власти Белгородской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
Управление осуществляет организацию и проведение плановых и внеплановых проверок в соответствии со ст. 9-12 Закона № 294-ФЗ.
В свою очередь, под муниципальным жилищным контролем согласно части 1.1 статьи 20 ЖК РФ понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов в сфере жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
При организации и осуществлении муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля взаимодействуют с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Администрация Белгородского района осуществляет муниципальный контроль на основании Административного регламента осуществления функции муниципального жилищного контроля на территории муниципального района «Белгородский район», утвержденного Постановлением Администрации Белгородского района Белгородской области от 14.05.2014 № 35 и Порядка осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального района, утвержденного Решением муниципального Совета Белгородского района от 25.04.2014 № 78 (далее – Порядок).
В соответствии с положениями указанного Административного регламента муниципальный контроль осуществляется, в частности, посредством контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с законодательством РФ, законодательством Белгородской области и принятыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами; за техническим состоянием внутридомового инженерного оборудования в муниципальном жилищном фонде и своевременном выполнением работ по его содержанию и ремонту, санитарным состоянием помещений муниципального жилищного фонда; за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, собственниками и нанимателями жилых помещений в процессе осуществления деятельности обязательных требований за использованием и сохранностью жилищного фонда, соблюдением ими правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, осуществлением ими работ (действий) по соответствию требованиям энергетической эффективности, а так же качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям.
Согласно п 1.3. Порядка муниципальный жилищный контроль на территории муниципального района осуществляется Администрацией Белгородского района в лице комитета строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры при взаимодействии с уполномоченным органом исполнительной власти Белгородской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Белгородской области.
Согласно п 2.1. Порядка муниципальные жилищные инспекторы осуществляют муниципальный жилищный контроль в форме проверок, проводимых в соответствии с утвержденными ежегодными планами проверок по осуществлению муниципального жилищного контроля, на основании приказа руководителя Уполномоченного органа.
Основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, является поступление в Уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки (п.2.10 Порядка).
В соответствии с п. 2.11 Порядка в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на нарушение жилищного законодательства, вместе с актом лицу, его нарушившему, или его законному представителю под роспись вручается предписание органа муниципального жилищного контроля об устранении правонарушения с указанием срока устранения.
Из изложенного следует, что Управление государственного жилищного надзора Белгородской области и Администрация Белгородского района имеют разную компетенцию в сфере жилищного контроля.
Таким образом, Администрация имеет право осуществлять муниципальный контроль в установленном порядке, в том числе по соблюдению управляющей организацией Правил № 170.
Следовательно, в случае установления Администрацией при проведении муниципального контроля нарушений управляющей организацией Правил №170 она вправе вынести предписание об устранении выявленных нарушений.
При этом судом области верно отмечено, что Администрация не выступает в данном случае лицензирующим органом и ей не предоставлено право проводить проверку по соблюдению лицензиатом - ООО «Управляющая компания жилищным фондом» лицензионных требований, то есть Администрация в данном случае не проводила проверку Общества как управляющей компании, имеющей лицензию, на предмет соблюдения ею лицензионных требований.
Согласно справке, представленной в материалы дела, в жилом доме, управление которым осуществляет управляющая компания, имеютс квартиры, составляющие муниципальный жилой фонд.
С учетом изложенных обстоятельств, проверка, в результате которой выявлены факты нарушений Правил № 170, проводилась органом муниципального жилищного контроля в рамках представленных ему полномочий, спорное предписание вынесено по результатам проведения внеплановой проверки.
Также отклоняется довод ООО «Управляющая компания жилищным фондом» о том, что в отношении управляющей компании в данном случае проводилась плановая проверка, о которой она не была уведомлена. ООО «Управляющая компания жилищным фондом» указывает на нарушения со стороны Администрации периодичности проведения плановых проверок, поскольку плановая проверка в отношение управляющей компании уже была проведена в период с января по февраль 2015 года
Согласно положениям ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ проведение плановых проверок допускается не чаще одного раза в три года.
Плановая проверка в отношении управляющей компании проводилась на основании Распоряжения администрации Белгородского района Белгородской области от 16.10.2014 № 2857 «Об утверждении плана проведения плановых проверок на 2015 год».
В свою очередь, в рассматриваемом случае 15-16 декабря 2015 года Администрацией Белгородского района была проведена внеплановая выездная проверка на основании распоряжения Администрации Белгородского района Белгородской области от 10.12.2015 № 2970 «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица».
Внеплановая выездная проверка проведена Администрацией по адресу: п. Разумное, ул. Филиппова, д. 12, на основании коллективного обращения собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома № 12 по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного жилого дома. Данное обстоятельство подтверждено материалами дела.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что в отношении Общества была проведена именно плановая проверка. При этом апелляционной суд отмечает, что ошибки, допущенный при изготовлении распоряжения в номере и наименовании документа являются техническими описками.
Кроме того, в своей жалобе ООО «Управляющая компания жилищным фондом» ссылается на тот факт, что в отношение нее в данный период так же была проведена проверка Управлением государственного жилищного надзора Белгородской области, в ходе которой присутствовала директор управляющей компании, чем были нарушены положения ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294 -ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно положениям ч. 5 ст. 3 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ недопустимо проведение в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Между тем, как указывалось выше, Управление государственного жилищного надзора Белгородской области и Администрация Белгородского района Белгородской области имеют разную компетенцию в сфере жилищного контроля и осуществляют различного рода контроль, вследствие чего в данном случае отсутствует нарушение положений ч. 5 ст. 3 Закона № 294-ФЗ. Кроме того, заявитель жалобы не указывал, какие правовые последствия наступили по результатам иной проверки.
Факт несоблюдения Обществом пунктов 5.8.2; 3.2.9; 3.2.18; 4.6.3.3; 4.6.3.2; 5.7.2; 5.3.2; 4.2.4; 4.2.1.1.; 4.3.2.; 5.6.2; 5.8.2; 4.6.3.2; 4.2.1.8 Правил №170 нашел отражение в материалах проверки и Обществом по существу не оспаривается.
На основании изложенного, апелляционной коллегия соглашается с выводами суда области о том, что оспариваемое предписание вынесено Администрацией правомерно и не нарушает прав и законных интересов управляющей компании.
При таких обстоятельствах, суд области на законных основаниях отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований, поскольку отсутствовало наличие совокупности оснований, которые в силу положений ст.198 АПК РФ могли позволить удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются апелляционным судом ввиду вышеизложенного, они не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Иных аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не приведено.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Оснований для переоценки сделанных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 02.09.2016 по делу № А08-1595/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.А. Семенюта
Судьи Н.Д. Миронцева
П.В. Донцов