ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-6499/2021 от 08.12.2021 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 декабря 2021 года                                                  Дело № А14-3684/2021

город Воронеж                                                                                          

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2021 года.

      Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                                Миронцевой Н.Д.,

судей                                                                                           Ушаковой И.В.,                                                                                                                                           

                                                                                                     Песниной Н.А.,

при ведении протокола секретарем  судебного заседания  Кривченко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Воронежской таможни на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2021 по делу №А14-3684/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Йокохама Р.П.З.» (ОГРН 1084802000865, ИНН 4802011710) о признании незаконными и отмене решения Воронежской таможни (ОГРН 1023601540830, ИНН 3664021807) от 18.12.2020 №10104000/210/181220/Т000005/001 и уведомления (уточнения к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 18.12.2020 №10104000/У2020/0000403, об обязании устранить допущенные нарушения,  

при участии:

от Воронежской таможни: Болдарев И.Л. – представитель по доверенности №07- 12/08 от 20.02.2021, сроком действия на 3 года, предъявлено служебное удостоверение;

от общества с ограниченной ответственностью «Йокохама Р.П.З.»: Лихачева И.М. - представитель по доверенности №47 от 25.058.2020, сроком действия на 2 года, предъявлен паспорт,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Йокохама Р.П.З.»  (далее – ООО «Йокохама Р.П.З.», Общество, резидент) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением об оспаривании    решения Воронежской таможни (далее – Воронежская таможня, Таможня, таможенный орган) от 18.12.2020 №10104000/210/181220/Т000005/001 и уведомления (уточнения к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 18.12.2020 №10109000/У2019/0000055, об обязании устранить допущенные нарушения (с учетом уточнений).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2021 заявленные требования удовлетворены, решение от 18.12.2020 №10104000/210/181220/Т000005/001 и уведомление от 18.12.2020 №10109000/У2019/0000055 признаны незаконными.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Воронежская таможня обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Ссылается на несоблюдение Обществом условий и ограничений применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, выразившееся в осуществлении вывоза с территории особой экономической зоны (ОЭЗ) отходов (бракованные шины) без завершения таможенной процедуры, что влечет обязанность по уплате таможенных платежей за период с 01.01.2015 по 30.06.2016. Днем выявления факта незаконного вывоза отходов является день составления акта камеральной таможенной проверки.

Указывает, что в рассматриваемый период порядок применения метода 6 на базе метода 5 не изменялся, таможенная стоимость была определена на основании   актов о браке готовой продукции и актов на списание готовой продукции за проверяемый период. Представленная отчетность не содержит информации о производстве и вывозе отходов (бракованных шин), изготовленных с использованием иностранного сырья, помещенного под таможенную процедуры свободной экономической зоны.  

От ООО «Йокохама Р.П.З.» поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу. 

Общество считает необоснованным  изменение таможенным органом наименования вывозимого товара; начисление таможенных пошлин и налогов в отношении каждой единицы бракованной шины, признанной отходов производства, при том, что вывозимые отходы не реализовывались, а передавались для утилизации.

Также  указывает, что сроком уплаты таможенных пошлин и налогов является день вывоза отходов или лень передачи товара иному лицу по договору, соответствующей дате товарной накладной, акту приема-передачи, дате вывоза отходов в разрешении Таможни.

В судебном заседании представитель Воронежской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы. Просил отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель ООО «Йокохама Р.П.З.» возразил против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Просил оставить решение суда без изменения.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

ООО «Йокохама Р.П.З.» зарегистрировано в качестве юридического лица 11.12.2008, основным видом деятельности является производство резиновых шин, покрышек и камер, восстановление резиновых шин, покрышек и камер.

В соответствии со свидетельством №00186 от 19.01.2009, ООО «Йокохама Р.П.З.» является резидентом особой экономической зоны промышленно производственного типа и зарегистрировано в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами за регистрационным номером 2009490114535.

В период с 01.01.2015 по 30.06.2016 ООО «Йокохама Р.П.З.» на основании разрешений на вывоз товара с территории ОЭЗ ППТ «Липецк» осуществляло вывоз с территории ОЭЗ ППТ «Липецк» резино-технических отходов: бракованных шин и шин, пришедших в негодность в ходе исследований/тестирования, в том числе:

разрешение №10109050/050515/000005774 за 2015 год в количестве  10080 кг;

разрешение № 10109050/050515/000005773 за 2018 год в количестве 10880 кг;

разрешение №10109050/070515/000005836 за 2015 год в количестве  10160 кг;

разрешение №10109050/120515/000006031 за 2015 год в количестве 11100 кг;

разрешение №10109050/130515/000006098 за 2015 год в количестве 10700  кг;

разрешение №10109050/150515/000006262 за 2015 год в количестве 9040  кг;

разрешение №10109050/210515/000006679 за 2015 год в количестве  9140 кг;

разрешение №10109050/290515/000007238 за 2015 год в количестве 8580 кг;

разрешение №10109050/090615/000007868 за 2015 год в количестве 9960 кг;

разрешение №10109050/110615/000008029 за 2015 год в количестве 8760 кг;

разрешение №10109050/150615/000008238 за 2015 год в количестве 10860 кг;

разрешение №10109050/170615/000008418 за 2015 год в количестве 11480  кг;

разрешение №10109050/180615/000008496 за 2015 год в количестве 11720  кг;

разрешение №10109050/190615/000008568 за 2015 год в количестве 11580  кг;

разрешение №10109050/220615/000008717 за 2015 год в количестве 10500  кг;

разрешение №10109050/230615/000008794 за 2015 год в количестве 11420  кг;

разрешение №10109050/240615/000008872 за 2015 год в количестве 10720  кг;

разрешение №10109050/300615/000009137 за 2015 год в количестве 11560 кг;

разрешение №10109050/010715/000009201 за 2015 год в количестве 8480 кг;

разрешение №10109050/030715/000009336 за 2015 год в количестве 12440 кг;

разрешение №10109050/070715/000009541 за 2015 год в количестве 11340  кг;

разрешение №10109050/090715/000009681 за 2015 год в количестве 6089 кг;

разрешение №10109050/090715/000009683 за 2015 год в количестве 5651 кг;

разрешение №10109050/100715/000009757 за 2015 год в количестве 12380  кг;

разрешение №10109050/170715/000010119 за 2015 год в количестве 3980 кг;

разрешение №10109050/220715/000010345 за 2015 год в количестве 2980 кг;

разрешение №10109050/240715/000010461 за 2015 год в количестве 2640 кг;

разрешение №10109050/280715/000010601 за 2015 год в количестве 2560 кг;

разрешение №10109050/290715/000010666 за 2015 год в количестве 2580 кг;

разрешение №10109050/310715/000010756 за 2015 год в количестве 2560 кг;

разрешение №10109050/070815/000011037 за 2015 год в количестве 2700 кг;

разрешение №10109050/100815/000011123 за 2015 год в количестве 2680 кг;

разрешение №10109050/130815/000011286 за 2015 год в количестве 2640 кг;

разрешение №10109050/170815/000011414 за 2015 год в количестве 2640 кг;

разрешение №10109050/190815/000011530 за 2015 год в количестве 2580 кг;

разрешение №10109050/260815/000011882 за 2015 год в количестве 2660 кг;

разрешение №10109050/270815/000011955 за 2015 год в количестве 2720 кг;

разрешение №10109050/020915/000012252 за 2015 год в количестве 2680 кг;

разрешение №10109050/030915/000012304 за 2015 год в количестве 2840 кг;

разрешение №10109050/080915/000012573 за 2015 год в количестве 2700 кг;

разрешение №10109050/090915/000012627 за 2015 год в количестве 2640 кг;

разрешение №10109050/140915/000012867 за 2015 год в количестве 2700 кг;

разрешение №10109050/180915/000013111 за 2015 год в количестве 2700 кг;

разрешение №10109050/240915/000013344 за 2015 год в количестве 2700 кг;

разрешение №10109050/280915/000013479 за 2015 год в количестве 2740 кг;

разрешение №10109050/290915/000013519 за 2015 год в количестве 2640 кг;

разрешение №10109050/051015/000013732 за 2015 год в количестве 2790 кг;

разрешение №10109050/121015/000014077 за 2015 год в количестве 2680 кг;

разрешение №10109050/131015/000014163 за 2015 год в количестве 2760 кг;

разрешение №10109050/291015/000014912 за 2015 год в количестве 2800 кг;

разрешение №10109050/021115/000015026 за 2015 год в количестве 2720 кг;

разрешение №10109050/061115/000015227 за 2015 год в количестве 3020 кг;

разрешение №10109050/121115/000015422 за 2015 год в количестве 2680 кг;

разрешение №10109050/161115/000015571 за 2015 год в количестве 2540 кг;

разрешение №10109050/251115/000015898 за 2015 год в количестве 2820 кг;

разрешение №10109050/261115/000015954 за 2015 год в количестве 2860 кг;

разрешение №10109050/011215/000016146 за 2015 год в количестве 2820 кг;

разрешение №10109050/081215/000016449 за 2015 год в количестве 2740 кг;

разрешение №10109050/111215/000016621 за 2015 год в количестве 2760 кг;

разрешение №10109050/211215/000017065 за 2015 год в количестве 2820 кг;

разрешение №10109050/221215/000017153 за 2015 год в количестве 2920 кг;

разрешение №10109050/150116/000000318 за 2016 год в количестве 2680 кг;

разрешение №10109050/180116/000000418 за 2016 год в количестве 2820 кг;

разрешение №10109050/290116/000000914 за 2016 год в количестве 2760 кг;

разрешение №10109050/010216/000000972 за 2016 год в количестве 2900 кг;

разрешение №10109050/040216/000001158 за 2016 год в количестве 2660 кг;

разрешение №10109050/080216/000001383 за 2016 год в количестве 18038  кг;

разрешение №10109050/100216/000001503 за 2016 год в количестве 2640 кг;

разрешение №10109050/160216/000001808 за 2016 год в количестве 2800 кг;

разрешение №10109050/180216/000001938 за 2016 год в количестве 7337 кг;

разрешение №10109050/240216/000002125 за 2016 год в количестве 2800 кг;

разрешение №10109050/250216/000002187 за 2016 год в количестве 2780 кг;

разрешение №10109050/010316/000002478 за 2016 год в количестве 2840 кг;

разрешение №10109050/020316/000002537 за 2016 год в количестве 9421 кг;

разрешение №10109050/020316/000002549 за 2016 год в количестве 8079 кг;

разрешение №10109050/040316/000002693 за 2016 год в количестве 11120 кг;

разрешение №10109050/100316/000002920 за 2016 год в количестве 11940  кг;

разрешение №10109050/110316/000002977 за 2016 год в количестве 2680 кг;

разрешение №10109050/150316/000003185 за 2016 год в количестве 11780 кг;

разрешение №10109050/180316/000003389 за 2016 год в количестве 11880  кг;

разрешение №10109050/180316/000003410 за 2016 год в количестве 2800 кг;

разрешение №10109050/210316/000003523 за 2016 год в количестве 2580 кг;

разрешение №10109050/250316/000003807 за 2016 год в количестве 14832 кг;

разрешение №10109050/250316/000003816 за 2016 год в количестве 14649 кг;

разрешение №10109050/230316/000003650 за 2016 год в количестве 2660 кг;

разрешение №10109050/040416/000004258 за 2016 год в количестве 11640 кг;

разрешение №10109050/050416/000004335 за 2016 год в количестве 11820 кг;

разрешение №10109050/060416/000004407 за 2016 год в количестве 11820 кг;

разрешение №10109050/070416/000004473 за 2016 год в количестве 2840 кг;

разрешение №10109050/210416/000005108 за 2016 год в количестве 2860 кг;

разрешение №10109050/210416/000005142 за 2016 год в количестве 2820 кг;

разрешение №10109050/220416/000005166 за 2016 год в количестве 2960 кг;

разрешение №10109050/290416/000005485 за 2016 год в количестве 2580 кг;

разрешение №10109050/050516/000005654 за 2016 год в количестве 2780 кг;

разрешение №10109050/230516/000006569 за 2016 год в количестве 2860 кг;

разрешение №10109050/270516/000006863 за 2016 год в количестве 2800 кг;

разрешение №10109050/270516/000006895 за 2016 год в количестве 2900 кг;

разрешение №10109050/310516/000007075 за 2016 год в количестве 2960 кг;

разрешение №10109050/070616/000007548 за 2016 год в количестве 2840 кг;

разрешение №10109050/100616/000007818 за 2016 год в количестве 2860 кг;

разрешение №10109050/200616/000008350 за 2016 год в количестве 2860 кг;

разрешение №10109050/210616/000008429 за 2016 год в количестве 2700 кг.

В целях контроля за соблюдением и исполнением требований таможенного законодательства ООО «Йокохама Р.П.З.» Воронежской таможней была проведена камеральная таможенная проверка деятельности резидента в указанной области в отношении резинотехнических отходов производства (бракованные шины). Проверяемый период составил с 01.01.2015 по 01.07.2016.

В ходе проведенной проверки таможенным органом было выявлено, что ООО «Йокохама Р.П.З.» осуществляло таможенное декларирование товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной  зоны,  а  именно – готовых автомобильных шин с использованием таможенной процедуры «реимпорт». Указанные товары не предназначались для вывоза за пределы таможенной территории Таможенного Союза.

Все автомобильные шины разных моделей и артикулов заявлялись в декларациях на товары (ДТ) как изготовленные с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на что указано в третьем подразделе графы 37 Деклараций.

Готовые шины автомобильные перемещались на склад готовой продукции, либо на склад службы контроля качества продукции, либо на склад службы контроля технологического процесса.

При этом выпуск продукции на склады в бухгалтерском учете отражен по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 20.01.1 «Основное производство».

Брак в производстве (бракованные шины) учитывались на счете 28 «Брак в производстве». Количество и стоимость бракованных шин, учтенных в карточке счета бухгалтерского учета 28, отражены в актах о браке готовой продукции.

Кроме того, на производстве составлялись акты на списание готовой продукции (включалась готовая продукция, пришедшая в негодность в ходе исследований/тестирования), которая учитывается на  счете  бухгалтерского  учета 25 «Общепроизводственные расходы».

Вывоз резинотехнических отходов (бракованные шины, шины, пришедшие в негодность в ходе исследований / тестирования) осуществлялся в соответствии с договором об оказании экологических услуг 11.03.2013 № 30/2013/83, договором на утилизацию отходов резины от 02.10.2012 № 24-УШ/327, договором на утилизацию отходов резины от 20.10.2015 № 201, заключенными между ООО «Стандартпром» и ООО «Йокохама Р.П.З.».

Факт передачи отходов на утилизацию подтверждается представленными таможенному органу товарными накладными, счетами на оплату, актами приема-передачи за период с 01.01.2015 по 30.06.2016.

 В товарных накладных сведений о моделях и артикулах бракованных шин, их количестве, указано только наименование вывозимого товара – резинотехнические отходы, вывоз осуществляется навалом, количество в килограммах.

Также таможенным органом были получены объяснения директора ООО «Стандартпром» и документы, согласно которым полученные отходы производства (шины) после частичной резки реализовывались на завод по производству резиновой крошки ООО «ПромДробление» по договору от 28.09.2015 №712, в ООО «ЧРЗ» по договору от 01.06.2016 №28-Ч и ИП Абакумову Д.А. по договору от 01.06.2017 №61.

 Таможенным органом был сделан вывод, что вывезенные ООО «Йокохама Р.П.З.» с территории ОЭЗ ППТ «Липецк» отходы использовались в дальнейшей коммерческой деятельности как для производства резиновой крошки, так и для их реализации в неизменном состоянии, однако не были задекларированы как товар, поштучно.  Общество было признано нарушившим  п.9 ст. 15 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, заключенного в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010 (далее – Соглашение об ОЭЗ, Соглашение от 18.06.2010).

 Также Воронежская таможня пришла к выводу о нарушении Обществом статьи 37.4 Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ  «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон №116-ФЗ, Закон об ОЭЗ), выразившемся  в том, что представленная ООО «Йокохама Р.П.З.» на Липецкий таможенный пост Липецкой таможни отчетность за период с 01.01.2015 по 30.06.2016 не содержала информации о производстве и вывозе отходов (бракованных и пришедших в негодность автомобильных шин), изготовленных с использованием иностранного сырья, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Кроме того, таможенный орган посчитал  ООО «Йокохама Р.П.З.» нарушившим требования п.1 ст.15, п.9 ст.17, ст. 19 Соглашения об ОЭЗ, указав на  не завершение  им  ко дню вывоза данных товаров с территории особой экономической зоны таможенной процедуры.   Таможенный орган исходил из того, что Общество не обращалось в Торгово-промышленную палату, уполномоченную на выдачу заключений о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром Таможенного союза, то есть статус товаров (отходов) в установленном порядке не был определен.

Воронежская таможня также пришла к выводу о том, что  днем выявления факта незаконного вывоза отходов с территории ОЭЗ ППТ «Липецк» является день составления акта камеральной проверки, поскольку при вывозе отходов с территории ОЭЗ ППТ «Липецк» Общество в транспортных накладных не указывало модели, артикулы, количество бракованных шин, а вывозило навалом.

Таможня посчитала, что   ООО «Йокохама Р.П.З.» не соблюдены условия и ограничения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, выразившиеся в осуществлении вывоза с территории ОЭЗ ППТ «Липецк» отходов без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, и у него  возникла обязанность по уплате таможенных платежей.

На основании полученных в ходе проверки документов проверяемому товару (резино-технические отходы производства – «бракованные шины» различных марок и артикулов) таможенным органом присвоен код 4004 000000 ТН ВЭД ЕАЭС «Отходы, обрезки и скрап резины (кроме твердой резины), порошки, гранулы, полученные из них».

При определении размера подлежащих уплате таможенных платежей Воронежская таможня руководствовалась Положением об особенностях определения таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.11.2016 №130 и пришла к выводу о необходимости определения таможенной стоимости товара по резервному методу на основе метода сложения (метод 6 на базе метода 5). В качестве основы была принята расчетная стоимость оцениваемых товаров, которая определена как сумма расходов по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство, а также на иные операции, связанные с производством оцениваемых товаров.

Результаты проверки отражены в акте №10104000/210/291020/А00005 от 29.10.2020 с приложением расчета суммы неуплаченных таможенных платежей за бракованные шины, произведенные в период с 01.01.2015 по 30.06.2016 (с учетом уточнений от 21.10.2020 №31-06-09/14383).

18.12.2020 Воронежской таможней по результатам таможенного контроля было принято решение №10104000/210/181220/Т000005/001 о возникновении у ООО «Йокохама Р.П.З.» обязанности по уплате ввозной таможенной пошлины в размере 2 352 941,42 руб., налога на добавленную стоимость в размере 9 882 353,96 руб., а всего на сумму  12 235 295,38 руб.

Также 18.12.2020 Воронежской таможней было выставлено уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней №10104000/У2020/0000403 о необходимости уплаты таможенных платежей в размере 12 235 295,38 руб.

Не согласившись с решением и уведомлением таможенного органа, указывая на нарушение ими прав и законных интересов резидента, ООО «Йокохама Р.П.З.» обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.

Исследовав  материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 198, пунктов 4 и 5 ст. 200 АПК РФ оспаривание ненормативных правовых актов допускается в случае, когда такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на лицо какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания возлагается на орган, который принял оспариваемый ненормативный правовой акт.

На основании пункта 1 статьи 1 Закона №116-ФЗ отношения в сфере особых экономических зон в Российской Федерации регулируются Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010, иными актами таможенного законодательства Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах и иным законодательством Российской Федерации.

Свободная (специальная, особая) экономическая зона - часть территории государства - члена Таможенного союза в пределах, установленных законодательством государств - члена Таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны (подпункт 1 пункта 1 статьи 1 Соглашения об ОЭЗ и пункт 1 статьи 2 Закона № 116-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Соглашения об ОЭЗ таможенная процедура свободной таможенной зоны может применяться на территории свободной экономической зоны или на части ее территории.

Свободная таможенная зона - таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории свободной экономической зоны или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза (пункт 1 статьи 10 Соглашения об ОЭЗ).

При этом из содержания Соглашения об ОЭЗ следует, что в рамках рассматриваемого соглашения товары подразделяются на товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товары, изготовленные из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Положениями пункта 2 статьи 10 Соглашения от 18.06.2010 предусмотрено, что иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус товаров, а товары Таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус товаров Таможенного союза.

Товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Таможенного союза (далее - товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны), приобретают статус иностранных товаров, за исключением случаев, указанных в частях четвертой - шестой пункта 2 статьи 10 Соглашения от 18.06.2010.

Порядок и технологии совершения таможенных операций в отношении товаров, включая транспортные средства, ввозимых (ввезенных) на территории особых экономических зон и вывозимых с территорий особых экономических зон, и порядка идентификации, утверждены приказом ФТС России от 26.03.2012 № 566.

В целях вывоза товаров и выезда средства транспорта, перевозящего такие товары, с территории ОЭЗ уполномоченный таможенный орган выдает письменное разрешение на вывоз товаров и выезд средства транспорта с территории ОЭЗ. Разрешение на вывоз товаров выдается уполномоченным таможенным органом резиденту ОЭЗ или лицу, действующему по его поручению.

Разрешение на вывоз выдается при выполнении следующих условий:

1) в уполномоченный таможенный орган представлены документы и сведения, подтверждающие, что вывозимые товары имеют для таможенных целей статус товаров Таможенного союза или что вывозимые товары помещены под таможенную процедуру в порядке и на условиях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, в целях их вывоза за пределы территории ОЭЗ;

2) если при проверке документов и идентификации товаров уполномоченным таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

В целях получения разрешения на вывоз лицо, обратившееся за разрешением на вывоз, сообщает в уполномоченный таможенный орган следующие сведения:

 - о наименовании и местонахождении (адрес) отправителя (грузоотправителя) и получателя (грузополучателя) товаров в соответствии с транспортными, коммерческими документами;

- о наименовании (торговом, коммерческом или ином традиционном наименовании) товаров и их количестве (о количестве грузовых мест и о видах упаковки товаров, о весе товаров (в килограммах) в соответствии с коммерческими, транспортными документами;

- о статусе товаров для таможенных целей (если с территории ОЭЗ вывозятся товары, ранее помещенные под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товары, изготовленные (полученные) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, то должны быть представлены сведения о регистрационном номере декларации на товар, в соответствии с которой товары были помещены под таможенную процедуру в целях их вывоза с территории ОЭЗ, о порядковом номере товара из первого подраздела графы 32 «Товар» декларации на товары и массе «нетто» вывозимого товара в килограммах или количестве товара, которое вывозится с территории ОЭЗ, в дополнительной единице измерения, применяемой в ТН ВЭД ТС, если при декларировании таких товаров применялась дополнительная единица измерения, с указанием кода дополнительной единицы измерения в соответствии с Классификатором единиц измерения);

- о средстве транспорта (о типе, марке, регистрационных номерах средства транспорта, если перевозка осуществляется автомобильным транспортом, о номере(ах) железнодорожного(ых) вагона(ов) (контейнеров), если перевозка осуществляется железнодорожным транспортом);

- о предполагаемых сроках вывоза товаров и выезда средства транспорта.

В соответствии с положениями пункта 30 статьи 37 Закона об ОЭЗ товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и пришедшие в негодность, а также ввезенные вместе с товарами на территорию особой экономической зоны упаковка и упаковочные материалы, полностью или частично утратившие свое первоначальное предназначение и свои потребительские свойства, с разрешения таможенного органа могут быть уничтожены на территории особой экономической зоны или вывезены с территории особой экономической зоны в целях их уничтожения в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и с отражением факта уничтожения товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и пришедших в негодность, в отчетности, представляемой в таможенный орган в соответствии со статьей 37.4 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 9 статьи 15 Соглашения от 18.06.2010 отходы, образовавшиеся в результате совершения с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, операций, установленных подпунктами 5) и 6) пункта 1 статьи 13 Соглашения, не подлежат помещению под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, в случае если указанные отходы переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования.

При этом товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в части, соответствующей количеству отходов, непригодных для их дальнейшего коммерческого использования, и определяемой в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза, считаются не находящимися под таможенным контролем.

Таможенная процедура свободной таможенной зоны в отношении таких товаров завершается без их помещения под иные таможенные процедуры.

В силу статьи 37.4 Закона №116-ФЗ резидент особой экономической зоны ведет учет товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и представляет отчетность о таких товарах в таможенный орган. Любые изменения, происходящие с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и с товарами, изготовленными (полученными) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, должны отражаться в учетных документах.

Согласно положениям пункта 1 статьи 15 Соглашения от 18.06.2010 (в редакции, действующей в период вывоза спорного товара 2015-2016 годы) действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, завершается, в том числе помещением таких товаров и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, с учетом статьи 17 настоящего Соглашения.

В соответствии с положениям пункта 9 статьи 17 Соглашения от 18.06.2010 таможенная процедура свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, завершается помещением под таможенные процедуры, указанные в подпунктах 1), 4), 5), 7), 8), 12) - 14) пункта 1 статьи 202 Таможенного кодекса Таможенного союза, товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в случае если товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не признаны товарами Таможенного союза и не вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза.

Определение статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для таможенных целей при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны осуществляется в порядке, установленном статьей 19 Соглашения об ОЭЗ, уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза, определяемым в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. В качестве документа, подтверждающего статус товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для таможенных целей при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны, уполномоченным органом государства -члена Таможенного союза выдается заключение о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром Таможенного союза или заключение о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не являющимся товаром Таможенного союза.

При отсутствии, аннулировании или признании недействительным документа, подтверждающего статус товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, такой товар при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны рассматривается как товар Таможенного союза для целей его вывоза с таможенной территории Таможенного союза, а в иных целях - как иностранный товар (пункты 5 - 7 статьи 19 Соглашения от 18.06.2010).

ООО «Йокохама Р.П.З.» является резидентом особой экономической зоны, в связи с чем вывоз им товаров с территории особой экономической зоны, являющейся зоной таможенного контроля, осуществляется в рамках требований, предусмотренных Соглашением от 18.06.2010, Федеральным законом №116-ФЗ, и Приказом Федеральной таможенной службы от 26.03.2012 №566 и Таможенного кодекса Таможенного союза, согласно которым порядок таможенных действий предусматривает предоставление как фотографий, так и других документов, таких как накладных, счетов и тому подобное.

Вывозимый груз контролируется таможенным органом не только выдачей на основании рассмотренных в отношении каждого груза документов, представленных резидентом, разрешений на вывоз товаров, но и проведением процедуры досмотра транспортного средства и товара, загруженного в него.

Указанная позиция соответствует правовой позиции постановления Арбитражного суда Центрального округа от 06.10.2020 по делу №А36-11721/2019.

 Для получения разрешения на вывоз резино-технических отходов производства ООО «Йокохама Р.П.З.» представляло на Липецкий таможенный пост транспортные накладные, фото вывозимых товаров (фото грузового отсека автомобилей).

 Доказательств  того, что   вывозимые  изделия, использовались в дальнейшем, таможенным органом не представлено.

Судом приняты во внимание товарные накладные, акты на списание  продукции, акты о браке, разрешения на вывоз товаров и выезд транспортного средства с территории ОЭЗ, а также акты оказанных услуг по утилизации отходов за спорный период.

Ссылки таможенного органа на то, что в транспортных накладных не указаны модели, артикулы, количество бракованных шин, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку  разрешения на вывоз отходов в 2015 и 2016 годах выдавались Обществу по весу, а не по  индивидуально-определенным характеристикам.

Указанное соответствует требованиям Порядка уничтожения на территориях ОЭЗ или вывоза с них в целях уничтожения товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (СТЗ), определенного Приказом ФТС России от 11.02.2013 №228.

Акты о браке готовой продукции и акты на списание готовой продукции, на которые ссылается таможенный орган при определении количественного показателя (штуки) и которые содержат информацию о моделях и артикулах автомобильных шин, списанных с бухгалтерского учета ООО «Йокохама Р.П.З.» по причине брака и непригодности к эксплуатации, являются внутренним документом заявителя и не относятся к отгрузочным документам, которые предоставляются таможенному органу при вывозе отходов для уничтожения. В Федеральном классификационном каталоге отходов, отсутствуют требования о необходимости учитывать отходы в отношении продукции, входящей в состав группы отходов в детальном разрезе (по маркам и артикулам), то есть штучно.

Судом сделан обоснованный вывод, что в рассматриваемом случае данные документы не могут отвечать критерию точности и относимости для определения количества конкретно вывезенных отходов по товарно-транспортным накладным.

При указанных обстоятельствах также подлежит отклонению ссылка таможенного органа на то, что днем выявления факта незаконного вывоза является день принятия решения по результатам камеральной таможенной проверки.

Суд первой инстанции обосновано, со ссылкой на Стандарт Йокохама Раббер Ко, ЛТД Метод осмотра продукции EQ-00-01 R9 «Стандарт контроля продукции», Процедура Йокохама Раббер Ко, ЛТД Индивидуальная процедура TY-AQ-013 AR01 «Процедура по управлению несоответствующей продукцией», Стандартная рабочая процедура (SOP) ООО «Йокохама Р.П.З.» LB-P13 – 16R1 «Утилизация шин» указал, что на шинах, признанных браком, делается разрез/срез в соответствии с вышеназванными инструкциями, а это свидетельствует о существенном изменении состояния готовой автомобильной шины, которая является браком/отходом производства, и в последствии вывозится с территории ОЭЗ для утилизации.

Данная инструкция   для  Общества      являются обязательной  и  была им соблюдена, что подтверждено фотоматериалами и не отрицается таможенным органом.

Тем самым исключается  повторное индивидуальное повторное использование бракованных шин  .

 Таможенный орган относит спорные шины  к   товарной   подсубпозиции   4004 00 000 0 ТН ВЭ:    «отходы, обрезки и скрап резины (кроме твердой резины), порошки и гранулы, полученные из них».

Согласно пункту 6 примечания к группе 40 «Каучук, резина и изделия из них» ТН ВЭД в товарной позиции 4004 термин «отходы, обрезки и скрап» означает отходы, обрезки и скрап, образующиеся при изготовлении или обработке резины и изделий из нее, абсолютно непригодные для использования как таковые из-за порезов, износа или по другим причинам.

По бухгалтерскому учету Общества спорные отходы  не имеют разбивку по видам, а классифицируются исходя из требований экологического законодательства. Стоимость на них не определяется по причине отсутствия коммерческой ценности, учитываются отходы в бухгалтерском учете на счете 28 «Брак в производстве», отгрузка осуществляется на основании договора оказания услуг на утилизацию, заключенного с исполнителем, имеющем соответствующую лицензию.

Кроме того, на производстве составлялись акты на списание готовой продукции (включалась готовая продукция, пришедшая в негодность в ходе исследований/тестирования), которая учитывается на  счете  бухгалтерского  учета 25 «Общепроизводственные расходы».

Соответственно, подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о доказанности выявленных таможенным органом нарушений.

При таких обстоятельствах судом области был сделан обоснованный вывод об отсутствии у таможенного органа оснований для вывода о необходимости доначисления Обществу 12 235 295,38 руб. таможенных платежей и НДС и  принятия решения от 18.12.2020 №10104000/210/181220/Т000005/001 по результатам таможенного контроля.

Согласно положениям статьи 16 Соглашения от 18.06.2010, статьи 208 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, прекращается у декларанта, в том числе, в случае завершения в отношении таких товаров таможенной процедуры свободной таможенной зоны в соответствии с Соглашением:

1) установленных пунктом 2 статьи 80 ТК ТС:

2) определенных пунктом 4 статьи 208 ТК ЕАЭС.

Сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при вывозе с территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, до помещения таких товаров под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом таможенного союза, считается день вывоза с территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, а если этот день не установлен -день выявления факта такого вывоза с территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Аналогичные нормы определены пунктом 7 статьи 208 ТК ЕАЭС.

Положение об особенностях определения таможенной стоимости товаров при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны и таможенной процедуры свободного склада, утверждено Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.11.2016 № 130 (далее - Положение №130).

Согласно пункту 2 названного Положения для целей применения главы 5 Кодекса оцениваемые товары, вывозимые с территории СЭЗ или свободного склада на остальную часть таможенной территории Союза, рассматриваются как ввозимые на таможенную территорию Союза и пересекающие таможенную границу Союза.

При завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны таможенная стоимость оцениваемых товаров, вывозимых с территории свободной (специальной, особой) экономической зоны на остальную часть таможенной территории Союза, определяется в соответствии с главой 5 Кодекса с учетом особенностей, установленных пунктами 3 - 11 Положения №130.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №289-ФЗ, Закон о таможенном регулировании) меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.

Согласно части 1 статьи 73 Закона № 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее для главы 12 также - уведомление (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Поскольку решение о доначислении таможенных платежей и налогов является необоснованным, не может быть признано правомерным и направление в адрес Общества уведомления (уточнения к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 18.12.2020 №10109000/У2019/0000055, вынесенного на основании такого решения.

Таким образом, заявленные требования обоснованно удовлетворены арбитражным судом области.

 Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

 Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

В силу статьи 333.37 НК РФ заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2021 по делу №А14-3684/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.

   Председательствующий судья                                        Н.Д. Миронцева

    судьи                                                                                 И.В. Ушакова

                                                                                               Н.А. Песнина