ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-6515/14 от 14.01.2016 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 января 2016 года Дело № А14-3438/2014

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2016 года

Полный текст постановления изготовлен 21 января 2016 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего

Суховой И.Б.,

Судей

Поротикова А.И.,

Щербатых Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевелюхиной М.Д.,

при участии:

от открытого акционерного общества «РЖД» в лице Путевой машинной станции № 81 структурное подразделение Юго-Восточной дирекции по ремонту пути Центральной дирекции по ремонту пути-филиала ОАО «РЖД»: Бокарева А.В., представителя по доверенности 77 АБ 7933572 от 07.07.2015; Лизуновой В.М., представителя по доверенности 77 АБ 7933576 от 7.07.2015;

от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: Назарьева Д.Д., представителя по доверенности №36 от 03.03.2015;

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «РЖД» на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.08.2015 по делу № А14-3438/2014 (судья Мироненко И.В.), по иску Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069) к Открытому акционерному обществу «РЖД» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в лице Путевой машинной станции № 81 структурное подразделение Юго-Восточной дирекции по ремонту пути Центральной дирекции по ремонту пути-филиала ОАО «РЖД» о взыскании неосновательного обогащения за период с 04.03.2004 г. по 24.11.2013 г. в размере 19 876 847 руб. 19 коп.; процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.04.2004 г. по 26.02.2014 г. в размере 8 157 625 руб. 16 коп. с начислением процентов по день фактической уплаты задолженности ответчиком, исходя из процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день вынесения судебного решения,

третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области,

УСТАНОВИЛ:

Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО Воронежской области, истец) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с иском к открытому акционерному обществу «РЖД» (в лице Путевой машинной станции № 81 структурное подразделение Юго-Восточной дирекции по ремонту пути Центральной дирекции по ремонту пути-филиала ОАО «РЖД» (далее – ответчик, заявитель жалобы) о взыскании неосновательного обогащения за период с 04.03.2004 по 24.11.2013 в размере 19 876 847 руб. 19 коп.; процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.04.2004 по 26.02.2014 в размере 8 157 625 руб. 16 коп. с начислением процентов по день фактической уплаты задолженности ответчиком, исходя из процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день вынесения судебного решения.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.09.2014 исковые требования удовлетворены в части взыскания неосновательного обогащения за период с 28.03.2011 по 24.11.2013 в размере 4 228 985 руб. 97 коп.; процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.04.2011 по 26.02.2014 в размере 420 827 руб. 27 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2014 указанное решение оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 08.04.2015 решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.09.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2014 по делу №А14-3438/2014 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.08.2015 исковые требования удовлетворены частично: с ОАО «РЖД» в пользу ДИЗО Воронежской области взыскано неосновательное обогащение за период с 28.03.2011 г. по 24.11.2013 г. в размере 4 228 985 руб. 97 коп.; проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 26.04.2011 г. по 26.02.2014 г. в размере 420 827 руб. 27 коп. с начислением процентов по день фактической уплаты задолженности ответчиком, исходя из процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день вынесения судебного решения. В остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, ОАО «РЖД» обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции в части взыскания с ОАО «РЖД» в пользу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области неосновательного обогащения за период с 28.03.2011 по 24.11.2013 в размере 4 227 940 руб. 58 коп.; процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.04.20111 по 26.02.2014 в размере 420 582 руб. 67 коп., неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение в обжалуемой части отменить, принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя жалобы, размер арендной платы должен рассчитываться в соответствии с Приказом №626.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции 14.01.2016 представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.

Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанного лица, участвующего в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие его представителя в порядке статей 123, 156, 184, 266 АПК РФ.

Через канцелярию суда от ОАО «РЖД» поступило дополнение к апелляционной в жалобе, в котором ответчик указал, что обжалует решение от 10.08.2015 в части взыскания с ОАО «РЖД» в пользу ДИЗО Воронежской области неосновательного обогащения за период с 28.03.2011 по 24.11.2013 в размере 4 227 940 руб. 58 коп.; процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.04.20111 по 26.02.2014 в размере 420 582 руб. 67 коп.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции 14.01.2016 представители ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы с учетом представленного дополнения, считают решение в обжалуемой части незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просят отменить его в обжалуемой части, принять по делу новый судебный акт.

Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, считает решение в обжалуемой части законным и обоснованным, просит в указанной части оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Учитывая, что в материалах дела отсутствуют возражения участников процесса по поводу проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного акта только в части, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

На взаимоприемлемых условиях спор урегулирован не был.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, открытому акционерному обществу «Российские железнодорожные дороги» на праве собственности принадлежит недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Землячки, 39, а именно: здание ангара ПМС, назначение: 1-этажный, общая площадь 1125,2 кв.м., инв. N 7152, лит. З, кадастровый (условный) номер: 36:34:01:20:401:001:003440720:2003-183-167, здание административное, назначение: нежилое ,2-этажный , общая площадь 920,7 кв.м., инв.N 7152 , лит. Л, кадастровый (условный) номер: 36:34:01:20:401:001:003440760:2003-183-188, здание гаража ПМС, назначение: нежилое,2-этажный, общая площадь 11674,4 кв.м., инв. N 7152, лит. К, 3кадастровый (условный) номер: 6:34:01:401:001:003440770:2003-183-168, здание клуба литер 2, кадастровый (условный) номер 36:34:01:20:401:001:003434320:2004-50-72, площадь 358,50 кв.м. звеносборочная база путевой машинной станции N 81 на ст. Отрожка, литер 1, кадастровый (условный) номер 36634:01:20:401:001:00343420:2003-196-83, протяженностью 13200,0 м., здание склада, назначение: нежилое,2-этажный (подземных этажей-1), общая площадь 126,3 кв.м., инв. N 7152, лит. И,п/И, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 04.03.2004, 05.03.2004, 09.03.2004.

На основании заявления ОАО « РЖД» Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области издан Приказ от 28.10.2013 N 1364-з « О предоставлении ОАО « РЖД» в собственность земельного участка, фактически занимаемого производственной базой IV класса вредности , расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Землячки,39, площадью 124619 кв.м., с кадастровым номером 36:34:0105031:696.

В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 7 Закона Воронежской области N 25-ОЗ от 13.05.2008года « О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, а именно уполномоченным органом в сфере земельных отношений.

Согласно п. 3.1.4. Положению, утвержденному Постановлением Правительства Воронежской области N 365 от 08.05.2009года Департамент имущественных и земельных отношений осуществляет распоряжение государственным имуществом Воронежской области, в том числе земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе город Воронеж.

Ссылаясь на наличие на стороне ответчика неосновательного обогащения в виде сбереженной платы за фактическое использование земельного участка, занятого объектами недвижимости и необходимого для их использования, истец обратился в суд с настоящим иском.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области, руководствуясь следующим.

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (пункт 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности могут возникать, в том числе, вследствие неосновательного обогащения.

П. 7 ст. 1 Земельного кодекса РФ устанавливает принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно требованиям статьи 65 Земельного кодекса РФ и статьи 1102 Гражданского кодекса РФ, применительно к рассматриваемому спору, пользование земельным участком без законных оснований (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, аренда) не освобождает пользователя от платы за фактическое пользование земельным участком.

Отменяя решение суда области от 12.09.2014 и постановление суда кассационной инстанции от 12.12.2014, Арбитражный суд Центрального округа указал, что для правильного разрешения настоящего спора, судам необходимо дать оценку использования спорного земельного участка в соответствии с Регламентом взаимодействия 2010 года № 2/321 Юго-Восточной железной дороги и Юго-Восточной дирекции по ремонту пути по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования ПМС-81, примыкающего к станции Отрожка. Также соотношение использования спорного земельного участка с инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования производственной базы Путевой машинной станции №81 Юго-Восточной дирекции по ремонту пути – филиала ОАО «РЖД», примыкающего к станции Отрожка Юго-Восточной железной дороги от 13.10.2011; Схемой путей и стрелочных переводов звеносборочной базы ПМС-81, ст. Отрожка.

Суд округа также указал на необходимость исследовать вопрос о наличии инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования на земельном участке с учетом цели создания ПМС-81 и п. 3.2 Положения о ПМС-81.

При повторном рассмотрении дела судом области исследовались указанные вопросы.

Заявленный размер неосновательного обогащения рассчитан истцом исходя из арендной платы, установленной Постановлением Администрации Воронежской области от 25.04.2008 N 349 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".

Согласно п. 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582) арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения, в том числе инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и не общего пользования.

В соответствии с Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.12.2010 N 626 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования" в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования, применяются ставки арендной платы, утвержденные Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.12.2006 N 396.

Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, применяются только к участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.

Их действие не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Данный правовой подход определен Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики N 2 ( 2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 по делу N А47-7623/2010, размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.

Ответчик определил размер взыскиваемой суммы на основании Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.12.2010 N 626 исходя из ставок арендной платы за используемые ответчиком земельные участки для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации".

В подтверждение отнесения спорного участка к участку железнодорожных путей необщего пользования обществом были представлены: Регламент взаимодействия от 29.12.2010 года N 2/321 Юго-Восточной железной дороги и Юго-Восточной дирекции по ремонту пути по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования ПМС-81, примыкающего к станции Отрожка, инструкция о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути Путевой машинной станции N 81 Юго-Восточной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО "РЖД", примыкающего к станции Отрожка Юго-Восточной железной дороги, утвержденная начальником Воронежского отделения Ю.В.ж.д. 02.09.2004; инструкция о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования производственной базы Путевой машинной станции N 81 Юго-Восточной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО "РЖД", примыкающего к станции Отрожка Юго-Восточной железной дороги, утвержденная начальником ЮВДРП СП ЦДРП – филиала ОАО РЖД 13.10.2011; схема путей и стрелочных переводов звеносборочной базы ПМС-81 по состоянию на 01 января 2011 года, схема путей и стрелочных переводов путей и стрелочных переводов зв. Сборочной базы ПМС-81 ст. Отрожка ЮВЖД по состоянию на 14.11.2002, схема путей и стрелочных переводов звеносборочной базы ПМС -81, ст. Острожка Юго-Восточной железной дороги (приложение N 1).

Согласно инструкции о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути Путевой машинной станции N 81 Юго-Восточной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО "РЖД", примыкающего к станции Отрожка Юго-Восточной железной дороги, утвержденной начальником Воронежского отделения Ю.В.ж.д. 02.09.2004 подъездной путь базы ПМС -81 примыкает к вытяжному пути N 22 ст. Отсрожка стрелочным переводом N 10А, границей подъездного пути является предельный столбик стрелки N 10А, возле которого установлен сигнальный знак «Граница подъездного пути». Путевое развитие базы ПМС -81 включает 23 пути и 23 стрелочных перевода. Полная длина подъездного пути- 12,294 км. Приложения: схема и профиль подъездного пути ПМС -81 , ведомость ж.д.путей ПМС-81, ведомость стрелочных переводов ПМС-81, порядок и нормы закрепления вагонов.

В инструкции о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования производственной базы Путевой машинной станции N 81 Юго-Восточной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО "РЖД", примыкающего к станции Отрожка Юго-Восточной железной дороги, утвержденной начальником ЮВДРП СП ЦДРП – филиала ОАО РЖД 13.10.2011 закреплено, что подъездной путь необщего пользования производственной базы Путевой машинной станции N 81 Юго-Восточной дирекции по ремонту пути структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути –филиала ОАО « РЖД» находится на балансе ветвевладельца, путь примыкает к вытяжному пути N 22 станции Отрожка стрелочным переводом N 10А. Границей железнодорожного пути необщего пользования ПМС -81, является предельный столбик светофора М8 , возле которого установлен сигнальный знак «Граница пути необщего пользования ПМС-81», полная длина пути необщего пользования -12 897 метров. На пути необщего пользования находятся: технологический проезд (асфальтирован) ширина проезда 6,50 м, проход для работников производственной базы ( вымощен железобетонными шпалами) , ширина прохода 2,70 м, расположенные между стрелочным переводом N 24 и углом ангара, проезд для автотранспорта (вымощен деревянными шпалами), ширина проезда 6,30 м, расположенный между стрелочными переводами N 10А, и N 2, а также служебные проходы, ширина прохода 1,40 м, вымощенные деревянными шпалами на пересечениях с путями. Технологические проезды оборудованы сигнальными знаками «С» свисток и «Берегись проезда». К инструкции прилагается схематический план и профиль пути необщего пользования (приложение N 1), ведомость железнодорожных путей (приложение N 2), ведомость стрелочных переводов ( приложение N 3).

В представленных трех схемах путей и стрелочных переводов производственной базы ПМС-81 ст. Отрожка отражены переезды, переходы, пути складирования материалов, подкрановые пути (схема от 14.11.2002), железнодорожные пути, подкрановые пути, номера стрелочных переводов (схема от 01.10.2011), железнодорожные пути, подкрановые пути, номера стрелочных переводов, зашивочный стенд, пути выгрузки материалов ( схема приложение N1).

На условиях Регламента взаимодействия N 2/321,утвержденного заместителем начальника Юго-Восточной железнодорожной дороги –филиала ОАО «РЖД» (перевозчик) и начальником Юго-Восточной дирекции по ремонту пути- структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути-филиала ОАО «РЖД» (владелец) от 29.12.2010 осуществляется эксплуатация находящегося на балансе Владельца железнодорожного пути необщего пользования Путевой машинной станции N 81 (ПМС-81), примыкающего стрелкой N 10А к пути N 22 станции Отрожка локомотивом Владельца.

Пунктом 3 вышеназванного Регламента установлено, что развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования, находящегося на балансе владельца, составляет 12294 м.

Согласно разделу 3 Порядка разработки, согласования и утверждения в ОАО «РЖД» «Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования», утвержденной Распоряжением ОАО «Российские железные дороги» N 1686р от 02.08.2011 ( далее –Порядок) Инструкция на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", разрабатывается начальником станции примыкания железнодорожного пути необщего пользования на основании технического паспорта железнодорожного пути необщего пользования, составленного дистанцией пути, проверяется ревизором (движения) и передается в отдел по работе со станциями центра организации работы железнодорожных станций. В согласовании Инструкции участвуют: начальник дистанции пути, начальник центра организации работы железнодорожных станций, начальник отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок (при его отсутствии - заместитель начальника центра организации работы железнодорожных станций по коммерческой работе в сфере грузовых перевозок), ревизор по безопасности движения по региону и пользователь железнодорожного пути необщего пользования.

Утверждается Инструкция заместителем начальника железной дороги по региону.

В случае, когда железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие ОАО "РЖД", переданы в ведение функциональным филиалам ОАО "РЖД" или их структурным подразделениям, Инструкция разрабатывается совместно уполномоченным представителем филиала ОАО "РЖД" и начальником станции примыкания железнодорожного пути необщего пользования, проверяется, согласовывается и утверждается аналогично пункту 3 настоящего Порядка ( раздел 4 Порядка).

Согласно раздела 3 Порядка, утвержденного Распоряжением ОАО « РЖД» от 23.12.2013 N 2859 Инструкция о порядке обслуживания железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", разрабатывается начальником станции примыкания железнодорожного пути необщего пользования на основании технического паспорта железнодорожного пути необщего пользования, его плана и продольного профиля, чертежей сооружений, предоставленных дистанцией пути, проверяется и согласовывается начальником дистанции пути и ревизором (движения) участка, начальником эксплуатационного локомотивного депо, при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом ОАО "РЖД", и передается в отдел по работе со станциями центра организации работы железнодорожных станций, который обеспечивает согласование Инструкции:

- начальником отдела по работе со станциями центра организации работы железнодорожных станций;

- начальником отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок центра организации работы железнодорожных станций (при его отсутствии - заместителем начальника центра организации работы железнодорожных станций по коммерческой работе в сфере грузовых перевозок);

- ревизором по безопасности движения по региону (по хозяйству перевозок);

- начальником центра организации работы железнодорожных станций;

- пользователем железнодорожного пути необщего пользования.

Утверждает Инструкцию заместитель начальника железной дороги (по территориальному управлению).

Заместитель начальника железной дороги (по территориальному управлению) в зависимости от местных условий вправе поручить утверждение Инструкции заместителю главного инженера железной дороги.

В случае, когда железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие ОАО "РЖД", используются функциональными филиалами или структурными подразделениями ОАО "РЖД", Инструкция разрабатывается уполномоченным представителем функционального филиала или структурного подразделения ОАО "РЖД" совместно с начальником станции примыкания железнодорожного пути необщего пользования, проверяется, согласовывается и утверждается аналогично пункту 3 настоящего Порядка ( раздел 4 Порядка).

Приложениями к Инструкции перечисляются все приложения, упомянутые в тексте Инструкции, обязательными являются: N 1 «cхема железнодорожного пути необщего пользования , принадлежащего ОАО «РЖД», примыкающего к станции А ж.д. и используемого ООО «Завод Пресс», N 2 «ведомость железнодорожных путей железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД», примыкающего к станции А ж.д. и используемого ООО « Завод Пресс», N 3 «ведомость стрелочных переводов железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего ОАО «РЖД», примыкающего к станции А ж.д. и используемого ООО «Завод» Пресс».

В силу статьи 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожные пути необщего пользования - это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров и выполнения работ для собственных нужд.

В соответствии с пунктом 1.1 Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути (утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 29.12.2012 N 2791р) железнодорожный путь - это подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение (рельсы, стрелочные переводы, 10подрельсовое основание со скреплениями и балластная призма), земляное полотно, водоотводные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные сооружения. Для пропуска через железнодорожные пути автотранспортных средств устраиваются переезды и путепроводы соответственно в одном и разных уровнях, а для прохода пешеходов - пешеходные мосты и дорожки (тротуары), пешеходные тоннели.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" ( далее- Закон N 17) железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.

Железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать утвержденной проектной и технической документации на данные пути необщего пользования.

Согласно пункту 1.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи сооружений. В техническом паспорте указываются технические характеристики и состояние рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, сооружений, весовых приборов, иных обустройств и механизмов для погрузки, выгрузки, очистки и т.п. вагонов.

Согласно представленного технического паспорта на звеносборочную базу путевой машинной станции N 81 на ст. Отрожка по адресу: г. Воронеж, ул. Землячки,39, лит. 1, I, инвентарный номер 7152, составленному по состоянию на 20.06.2011 объект состоит из ограждений и сооружений, а именно стрелочных переводов в количестве 23 шт., тип рельсов Р-65, Р-50, железнодорожных путем длиной 13200 м., в паспорте также отражено, что железнодорожные пути предназначены для погрузки , выгрузки новых материалов, производства маневровых работ, ремонта путевых машин, складирования рельсово-шпальной решетки, выставочные, приемо-отправочные пути, имеются подкрановые пути в количестве 2 штук, осветительные мачты в количестве 4 шт., 4 временных сооружений для хранения инструментов, 14 бетонных емкостей для хранения материалов, а также площадки с твердым покрытием.

Технический паспорт не содержит в числе перечисленных железнодорожных путей железнодорожные пути необщего пользования.

Ответчиком не подтверждены характеристики железнодорожного пути необщего пользования, не представлен технический паспорт, план и продольный профиль, чертежы искусственных сооружений, cхема железнодорожного пути необщего пользования, ведомость железнодорожных путей железнодорожного пути необщего пользования, ведомость стрелочных переводов железнодорожного пути необщего пользования, в представленных документах имеются расхождения в протяженности пути, его границе.

Из системного толкования приведенных выше норм следует, что для применения льготных ставок по арендной плате за пользование земельным участком занятого железнодорожным путем необщего пользования должна быть установлена связь объекта с инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования, обеспечивающего возможность получения услуг посредством такой связи и отвечающего предъявляемым законом требованиям.

Путь необщего пользования производственной базы ПМС -81 примыкает к вытяжному пути N 22 ( Тупик) ст. Отрожка стрелочным переводом N 10А. Исходя из указанных сведений нельзя однозначно сделать вывод, что объект имеет прямой выход к железнодорожным путям общего пользования, указание в представленных документах на примыкание к станции Отрожка не подтверждает данного обстоятельства, технических характеристик относительно вытяжного пути N 22 (тупик), стрелочного перевода N 10А в материалах дела не содержится.

Согласно Приказу Минтранса России от 21.12.2010 N 286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дрог Российской Федерации» стрелочный перевод - устройство, служащее для перевода железнодорожного подвижного состава с одного железнодорожного пути на другой, состоящее из стрелок, крестовин и соединительных железнодорожных путей между ними.

Под инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования подразумевается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования, иные сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование (абзац 3 статьи 2 Закона N 17).

Ответчиком не представлены сведения в подтверждение примыкания пути к иным путям общего пользования, характеристике объекта и использования его для получения услуг посредством связи с общей инфраструктурой железнодорожного транспорта.

В дело также не представлено доказательств относительно того, что все расположенные на участке объекты недвижимости относятся к инфраструктуре железнодорожного транспорта необщего пользования.

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 13 декабря 2010 г. N 626 может быть применен для земель, находящихся в государственной собственности.

Как следует из материалов дела, ОАО «РЖД», являясь собственником объектов недвижимости, пользуется земельным участком, расположенным по адресу: г. Воронеж, ул. Землячки, 39.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, имеющейся в материалах дела, и пояснений Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Воронежской области, данный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена в границах городского округа город Воронеж.

Минэкономразвития РФ в письме от 01.09.2011 г. № Д23-3709 дает следующие пояснения относительно применения изданного им приказа № 626: «Одновременно сообщаем, что предусмотренные Правилами нормы распространяются только на земельные участки, находящихся в собственности Российской Федерации».

Таким образом, расчет арендной платы в соответствии с указанным приказом в настоящем случае не может быть произведен.

В силу п. 3.1.4. Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 г. № 365, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области осуществляет распоряжение государственным имуществом Воронежской области, в том числе земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе город Воронеж.

Таким образом, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, являясь законным распорядителем спорного земельного участка, правомерно произвел расчет арендной платы в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 25.04.2008 № 349 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом одним из следующих способов:

а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;

б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов);

в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими
 указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического
 развития Российской Федерации;

г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в
 соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной
 деятельности.

в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими
 указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического
 развития Российской Федерации;

г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в
 соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной
 деятельности.

Таким образом, ставки арендной платы, утвержденные Министерством экономического развития Российской Федерации подлежат применению в отношению земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации.

Довод ответчика о применении в расчетах арендной платы льготных ставок в соответствии с приказом № 626 в связи с расположением на земельном участке инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 28.02.2013 г. вид разрешенного использования участка - фактически занимаемый производственной базой IV класса вредности.

С данным видом пользования ответчик обратился в Департамент о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Землячки, 39, общей площадью 124 619 кв.м.

Истец при расчете арендной платы использовал ставку 2 %, в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 25.04.2008 № 349, для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и относящихся к 9 виду функционального использования.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В свою очередь, ответчиком не предоставлено документов, подтверждающих использование земельного участка в соответствии с иным видом разрешенного использования.

Расчет арендной платы произведен истцом исходя из кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с разрешенным видом его использования, указанному в кадастровом паспорте земельного участка.

Виды разрешенного использования земельных участков определены в ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Ответчиком не представлено доказательств того, что земельный участок делился на части и что в установленном законом порядке изменялся вид разрешенного использования земельного участка. При таких обстоятельствах оснований для перерасчета арендной платы по основаниям, указанным ответчиком, не имеется.

Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом области допущено не было.

Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, относятся на ее заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 112, 268, 269 ч. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ  :

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.08.2015 по делу № А14-3438/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества «РЖД» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья

И.Б. Сухова

Судьи

А.И. Поротиков

Е.Ю. Щербатых