ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
28 января 2016 года Дело № А35-950/2015
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.01.2016.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
от Комитета по управлению имуществом Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
от ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
от ООО «Вираж»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 24.09.2015 по делу № А35-950/2015 (судья Силакова О.Н.) по заявлению Комитета по управлению имуществом Курской области к ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области, третье лицо: ООО «Вираж», о признании незаконным решения от 31.12.2014 №Ф46/14-105907 о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 46:29:103026:16 площадью 522 кв.м., расположенного по адресу: <...>, о признании незаконным решения от 31.03.2015 №Ф46/15-11814 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 46:29:103026:16 площадью 522 кв.м., расположенного по адресу: <...>, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 46:29:103026:16 площадью 522 кв.м., расположенного по адресу: <...>, по заявлению комитета от 24.12.2014 №46-0-1- 183/3001/2014-2155,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Курской области (далее – Комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области о признании незаконным решения от 31.12.2014 №Ф46/14-105907 о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 46:29:103026:16 площадью 522 кв.м., расположенного по адресу: <...>, о признании незаконным решения от 31.03.2015 №Ф46/15-11814 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 46:29:103026:16 площадью 522 кв.м., расположенного по адресу: <...>, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 46:29:103026:16 площадью 522 кв.м., расположенного по адресу: <...>, по заявлению комитета от 24.12.2014 №46-0-1- 183/3001/2014-2155.
Решением Арбитражного суда Курской области от 24.09.2015 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Комитет по управлению имуществом Курской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие решения от 31.03.2015 №Ф46/15-11814 действующему законодательству, нарушение прав и законных интересов Комитета данным решением. Ссылается на невозможность взимания арендной платы в необходимом размере.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ООО «Вираж» 03.09.2014 обратилось в Комитет по управлению имуществом Курской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 522 кв.м., для эксплуатации автомойки сроком на один год.
На основании решения Комитета по управлению имуществом Курской области от 08.10.2014 №01-19/2335, ООО «Вираж» предоставлен в аренду сроком на 364 дня земельного участка для эксплуатации автомойки земельный участок площадью 522 кв.м. с кадастровым номером 46:29:103026:16, из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <...>.
Согласно решению Комитета по управлению имуществом Курской области от 09.12.2014 №01-19/2926 «О внесении изменений в решение Комитета по управлению имуществом Курской области от 08.10.2014 №01- 19/2335» вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 46:29:103026:16 изменен с «для эксплуатации автомойки» на «для эксплуатации автомойки с офисными помещениями и расширения стоянки».
Между Комитетом по управлению имуществом Курской области (Арендодатель) и ООО «Вираж» (Арендатор) 16.12.2014 был заключен договор №5046-14ю аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и расположенного на территории города Курска, согласно которому Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 46:29:103026:16, находящийся по адресу: <...>, для эксплуатации автомойки с офисными помещениями и расширения автостоянки, в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, площадью 522 кв.м.
В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 46:29:103026:16 в графе «вид разрешенного использования» указно: «для строительства автомойки с офисными помещениями и расширения стоянки», категория земель – земли населенных пунктов.
Комитет обратился в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области 24.12.2014 с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений кадастровых сведений земельного участка с кадастровым номером 46:29:103026:16, в части вида разрешенного использования земельного участка – для эксплуатации автомойки с офисными помещениями и расширения автостоянки.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» 31.12.2014 в лице филиала по Курской области принято решение №Ф46/14-105907 о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 46:29:103026:16 площадью 522 кв.м., расположенного по адресу: <...>.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области 31.03.2015 принято решение №Ф46/15-11814 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 46:29:103026:16 площадью 522 кв.м., расположенного по адресу: <...>.
Основанием для приостановления государственной регистрации, а в последующем - для отказа в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости, послужил вывод заинтересованного лица о том, что акт органа государственной власти, а именно - решение Комитета по управлению имуществом Курской области от 08.10.2014 №01-19/2335, подготовлен без учета Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск», утвержденных Решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 №388-3-РС.
Не согласившись с указанными решениями, Комитет по управлению имуществом Курской области обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В судебном заседании представитель УФАС России по Липецкой области апелляционную жалобу поддержал.
Представитель Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области возражал против ее удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 №221- ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с ч.1 ст.23 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Вопросы установления того или иного вида разрешенного использования земельных участков регламентируются законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ) определяет «градостроительный регламент» как устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 30 ГрК РФ порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя, в том числе, положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Частью 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с ч.3 ст.37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Частью 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В свою очередь, согласно п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно в соответствии с градостроительными регламентами и правилами землепользования и застройки соответствующего муниципального образования.
Решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 №388-3-РС утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск» (далее – Правила).
Правила являются составной частью системы градостроительных норм и правил, учитывают местную специфику, регламентируют градостроительную и строительную деятельность на местном уровне в пределах территории города Курска, устанавливают порядок правового регулирования и развития, использования и организации территории (п.1.2.1 Правил).
Земельный участок с кадастровым номером 46:29:103026:16 площадью 522 кв.м., расположенный по адресу: <...>, относится к категории земель – земли населенных пунктов.
Пунктом 1.4.8 Правил определены территориальные зоны, которые установлены на территории муниципального образования «Город Курск» при проведении градостроительного зонирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В состав указанных зон входит зона «О-1» - общественно-деловая зона объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов.
Пункт 11.3.2 Правил определяет градостроительный регламент общественно-деловой зоны объектов многофункциональной общественно- деловой застройки и жилых домов «О-1».
В соответствии с п.п.2 п.11.3.2 Правил цели выделения зоны «О-1» определены как: развитие существующих и преобразуемых территорий, предназначенных для размещения общественно-деловых объектов, с формированием на их основе комплексных многофункциональных зон общественно-деловой и сочетающейся с ней жилой застройки; развитие сферы социального и культурно-бытового обслуживания для обеспечения потребностей жителей указанных территорий и «дневного» населения в соответствующих среде формах; развитие необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 46:29:103026:16 на вид «для эксплуатации автомойки с офисными помещениями и расширения стоянки», возможно только в случае внесения соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск». При этом, каждому виду присваивается цифровой код.
Из решения Комитета по управлению имуществом Курской области от 08.102014 видно, что спорный земельный участок предоставлен с целью эксплуатации автомойки.
В зоне О-1 согласно Правил допускается размещение (в качестве различных, самостоятельных видов разрешенного использования) и стоянок автотранспорта, и офисных помещений, и объектов обслуживания автотранспорта ( коды 4.1, 4.9, №№ 16, 2., 32).
Наименование вида разрешенного использования и его описание обобщенно характеризует те объекты, размещение которых возможно и разрешено на конкретном земельном участке.
Приведение в кадастровых сведениях наименования вида разрешенного использования в соответствие с наименованиями предусмотренными действующим законодательством, по мнению суда, не является изменением вида разрешенного использования земельного участка.
Указание конкретного объекта недвижимости не есть изменение кадастровых сведений о виде разрешенного использования, а указание цели предоставления и вида осуществляемой фактически деятельности не тождественно понятию вида разрешенного использования.
Перечисление всех объектов недвижимости, также, не тождественно определению, установлению или изменению вида разрешенного использования земельного участка.
Вид разрешенного использования с таким наименованием как просил заявитель «для эксплуатации автомойки с офисными помещениями и расширения стоянки» не предусмотрен Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск», утвержденными Решением Курского городского собрания от 23.10.2007 №388-3-РС.
По сути, это цель предоставление земельного участка, назначение расположенных на нем объектов, эксплуатация которых разрешена Обществу.
Без внесения изменений в Правила, вид разрешенного использования конкретного участка может быть указан только тот и с такой формулировкой наименования, как это предусмотрено нормативно.
Заявитель полагает, что его права могут быть нарушены изменением размера арендной платы в зависимости от предложенной им формулировки кадастровых сведений о спорном земельном участке и в зависимости от того, ведется ли на нем строительство или объект введен в эксплуатацию.
Однако суд не может исходить из предположений.
Восстановлению подлежит фактически нарушенное право.
В рамках настоящего спора порядок определения и расчет арендной платы обстоятельством, имеющим юридическое значение, не является.
Размер арендной платы подлежит определению сторонами договора исходя из фактического землепользования и фактически осуществляемого вида деятельности, условий договора аренды. Может изменяться, в том числе, путем внесения изменений в договор аренды или заключением дополнительных соглашений в зависимости от фактически осуществляемого вида деятельности.
Размещение в данном случае охватывает как строительство, так и эксплуатацию объектов.
Окончание строительства, либо увеличение парковочных мест, начало эксплуатации и функционирование объекта не означает изменение вида разрешенного использования земельного участка.
В связи с чем, в рассматриваемом случае, расчет арендной платы не зависит от оспариваемого отказа органа кадастрового учета.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что законных оснований для внесения испрашиваемых изменений не имелось, и права Комитета органом кадастрового учета нарушены не были.
Поскольку совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований судом не установлено, апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку исходя из субъектного состава, государственная пошлина уплате не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 24.09.2015 по делу № А35-950/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья Н.Д. Миронцева
Судьи П.В. Донцов
А.И. Протасов