ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-6754/2016 от 23.01.2017 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 января 2017 года                                                              Дело № А35-3601/2016

г. Воронеж          

Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2017 года

Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2017 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                              Ольшанской Н.А.,

судей                                                                                       Михайловой Т.Л.,

                                                                                                          Осиповой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,

в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания: Открытого акционерного общества «Курскрезинотехника», Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Курску и Курскому району Курской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Курскрезинотехника» на решение Арбитражного суда Курской области от 20.09.2016 по делу № А35-3601/2016 (судья Морозова М.Н.), принятое по заявлению Открытого акционерного общества «Курскрезинотехника» (ОГРН1024600944873, ИНН 4632001454) к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Курску и Курскому району Курской области о признании недействительным решения от 31.03.2016 № 1/119,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Курскрезинотехника» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Курску и Курскому району Курской области (далее – Управление, орган Пенсионного фонда) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании от 31.03.2016 № 1/119.

Решением Арбитражного суда Курской области от 20.09.2016 в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт и удовлетворить заявленные требования, полагая, что судом неверно установлены фактические обстоятельства по делу.

В обоснование апелляционной жалобы ОАО «Курскрезинотехника» ссылается, что 09.12.2015 направило в адрес Управления уточнение представленных ранее сведений о застрахованных лицах, которые были приняты органом Пенсионного фонда, что подтверждается квитанцией о получении сведений. Общество ссылается, что поскольку ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах или представление отчетности с ошибками ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) не предусмотрена, то у Управления отсутствовали основания для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

Кроме того, в обоснование апелляционной жалобы Общество ссылается, что уборщики производственных и служебных помещений основного цеха более 80 % своего рабочего времени были заняты уборкой резинотехнических отходов, т.е. на работах в технологическом процессе, что подтверждается штатным расписанием, картами аттестации рабочих мест, рабочими инструкциями уборщика производственных и служебных помещений, технологическими регламентами производства резиновых технических изделий, нормативными документами, содержащими требования о необходимости предоставления уборщикам производственных и служебных помещений средств индивидуальной защиты в связи с работой во вредных условиях труда. Приемщики сырья, полуфабрикатов и готовой продукции цеха № 1 – подготовительного работают непосредственно в технологическом процессе производства сырых резин, что подтверждается штатным расписанием, рабочей инструкцией приемщика сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, технологическими регламентами, картами аттестации рабочих мест, лицевыми счетами, табелями учета рабочего времени и рядом других документов. Указанные документы, подтверждающие занятость в технологическом процессе уборщиков производственных и служебных помещений и приемщиков сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, Общество представляло Управлению в качестве подтверждения возражений Общества на акт проверки.

В судебное заседание не явились представители сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. В силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело было рассмотрено в отсутствие представителей сторон.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает необходимым не согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.

Как следует из материалов дела, Управление в период с 11.10.2015 по 21.12.2015 провело проверку Общества на соответствие сведений индивидуального (персонифицированного) учета первичным документам, послужившим основанием для заполнения сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части трудового стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Обществом 09.12.2015 были представлены корректирующие сведения.

Управлением 31.12.2015 составлен акт о результатах документальной проверки достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже на соответствующих видах работ № 119.

На основании акта о результатах документальной проверки достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже на соответствующих видах работ от 31.12.2015 № 119 Управлением 17.02.2016 составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании № 1/119.

В результате проверки были выявлены недостоверные сведения на застрахованных лиц в следующем количестве: за 1 квартал 2011 года – на 64 чел.; за 2 квартал 2011 года – на 62 чел.; за 3 квартал 2011 года – на 63 чел.; за 4 квартал 2011 года – на 153 чел.; за 1 квартал 2012 года – на 101 чел.; за 2 квартал 2012 года – на 62 чел.; за 3 квартал 2012 года – на 148 чел.; за 4 квартал 2012 года – на 122 чел.; за 1 квартал 2013 года – на 88 чел.; за 2 квартал 2013 года – на 89 чел.; за 3 квартал 2013 года – на 106 чел.; за 4 квартал 2013 года – на 65 чел.; за 1 квартал 2014 года – на 41 чел.; за 2 квартал 2014 года – на 38 чел.; за 3 квартал 2014 года – на 49 чел.; за 4 квартал 2014 года – на 56 чел.; за 1 квартал 2015 года – на 57 чел.; за 2 квартал 2015 года – на 104 чел.

По результатам рассмотрения акта от 17.02.2016 и возражений Общества Управлением 31.03.2016 вынесено решение № 1/119, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной с ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 188 756,01 руб.

Не согласившись с указанным решениемУправления, считая указанный ненормативный акт нарушающими его права и законные интересы ОАО «Курскрезинотехника» обратилось в Арбитражный суд Курской области с соответствующим заявлением.

Как следует из материалов дела, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ОАО «Курскрезинотехника» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах и сведения о страховом стаже.

Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н, и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п.

Пунктом 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.

В силу статьи 15 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Представление корректирующих сведений в двухнедельный срок предусмотрено пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н, в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Нормы, освобождающей от ответственности за предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ нарушения, данный Закон не предусмотрел.

Между тем, разъясняя в письме от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ» (далее – письмо № КА-09-25/13379) своим территориальным органам порядок применения названных финансовых санкций, Пенсионный фонд Российской Федерации счел возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки.

Более того, в своем письме Пенсионный фонд Российской Федерации указал, что в случае самостоятельного выявления страхователем ошибки и представления исправленных форм следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами Пенсионного фонда Российской Федерации, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Законом установлена ответственность (статья 40 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ), регулирующего отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах).

Статьей 42 Федерального закон № 212-ФЗ предусмотрено, что виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются также иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения (статья 43 Федерального закон № 212-ФЗ).

Пунктом 3 части 1 статьи 43 Федерального закон № 212-ФЗ предусмотрено, что обстоятельствами, исключающими вину страхователя, является выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции.

При наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 43 Федерального закон № 212-ФЗ, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу страхователей.

Апелляционная коллегия отмечает, что согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ ответственность несет страхователь, уклоняющийся от предоставления достоверных и в полном объеме сведений.

При рассмотрении спора апелляционным судом установлено и материалами дела подтверждено, что выявленные Управлением ошибки исправлены Обществом в установленный законом двухнедельный срок.

Также судебная коллегия обращает внимание, что сформированный в письме № КА-09-25/13379 подход к освобождению от ответственности не дифференцирован в зависимости от вида проверки, которой выявлены ошибки, подлежащие исправлению. В письме № КА-09-25/13379 комментируются положения утративших силу нормативных актов. Вместе с тем разъяснения, приведенные в письме, актуальны и в текущий момент времени, поскольку приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н утверждена новая Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (применяется страхователями с 01.06.2010), предусматривающая аналогичные сроки для исправления ошибок.

Как следует из материалов дела, по результатам проведения выездной проверки Общества органом Пенсионного фонда были установлены факты расхождения данных индивидуального (персонифицированного) учета с первичными документами, а именно, страхователем в сведениях о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц:

 – необоснованно проставлен код «27 – 2 позиция 2110А010» в «Условия для досрочного назначения страховой пенсии» по должностям (профессиям): мастера контрольного (транспортерных лент и формовой техники цехов № 5, 17), мастера контрольного (транспортерных лент и формовой техники цеха № 4 уч. 32 и цеха № 5), мастера контрольного (формовой и неформовой техники цехов № 4,9); уборщика производственных и служебных помещений; приемщика сырья, полуфабрикатов и готовой продукции (цехов № 4 по производству формовой, неформовой техники и ремней, № 16 по производству рукавов оплеточной и прокладочной конструкции, № 17 по производству транспортерных лент);

– необоснованно проставлен код «27 – 1 позиция 1080А010» инженер по подготовке производства (подготовительный цех № 1); – необоснованно проставлен код «27 – 2 позиция 2110А030-17531» у электромехаников по лифтам подготовительного цеха;

– страхователем в сведенияхиндивидуального (персонифицированного) учета о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица (далее – сведения И(П)У) указаны даты приема, увольнения, перевода, не соответствующие представленным первичным документам (далее – в списке «увольнения дата неверна», «приема дата неверна» «перевод неверно отражен»), страхователем в сведениях И(П)У не отражены отпуска без сохранения заработной платы («АДМИНИСТР»* или «НЕОПЛ») и учебные отпуска (с 01.01.2014 «УЧОТПУСК»), отраженные в первичных документах страхователя и исключаемые из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 и применяемые с 01.01.2015 на основании Постановления Правительства № 665 от 16.07.2014, (далее – в списке «без сохранения заработной платы не отражено», «учебный отпуск не исключен из СТС»);

– в сведениях И(П)У неверно отражены периоды нахождения женщин в отпуске по беременности и родам, (период получения пособия по временной нетрудоспособности в связи с беременностью) – код «ДЕКРЕТ» (далее – в списке «больничный лист по беременности и родам неверно отражен»);

– в сведениях И(П)У неверно отражены периоды нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 1г. 6 мес. («ДЕТИ»), до 3-х лет («ДЕТИ», с 01.01.2010г. «ДЛДЕТИ») (далее – в списке «уход за ребенком неверно отражен»);

– в сведениях И(П)У необоснованно проставлены реквизиты занятости в условиях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии (реквизиты СТС), либо коды СТС не соответствуют позициям Списков № 1 и № 2, предусмотренным для профессий (должностей) по которым работало застрахованное лицо, либо реквизиты СТС необоснованно пропущены в периодах, когда застрахованное лицо имело право на включение данного периода в стаж для досрочной страховой пенсии (далее – в списке «реквизиты СТС проставлены необоснованно», «код СТС не соответствует Спискам», «отсутствуют реквизиты СТС»);

– в сведениях И(П)У необоснованно отражен страховой стаж, т. е. застрахованное лицо уволено, а сведения о страховом стаже продолжают на него представляться (далее – в списке «страховой стаж необоснованно отражен»);

– в сведения И(П)У указана часть ставки у работников, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не соответствующие представленным первичным документам (далее – в списке «недостоверен объем медицинской нагрузки»);

– в сведениях И(П)У необоснованно отражен страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, за время ученичества по профессиям, прямо предусмотренным Списками, например, прессовщики-освинцовщики рукавов (12100000-16265) т.е. нарушен п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002г. (с 01.01.2015 действуют в порядке, утвержденном Постановлением Правительства № 665 от 16.07.2014) (далее – в списке «необоснованно зачтено ученичество»).

В результате проверки были выявлены недостоверные сведения на застрахованных лиц в следующем количестве: за 1 квартал 2011 года – на 64 чел.; за 2 квартал 2011 года – на 62 чел.; за 3 квартал 2011 года – на 63 чел.; за 4 квартал 2011 года – на 153 чел.; за 1 квартал 2012 года – на 101 чел.; за 2 квартал 2012 года – на 62 чел.; за 3 квартал 2012 года – на 148 чел.; за 4 квартал 2012 года – на 122 чел.; за 1 квартал 2013 года – на 88 чел.; за 2 квартал 2013 года – на 89 чел.; за 3 квартал 2013 года – на 106 чел.; за 4 квартал 2013 года – на 65 чел.; за 1 квартал 2014 года – на 41 чел.; за 2 квартал 2014 года – на 38 чел.; за 3 квартал 2014 года – на 49 чел.; за 4 квартал 2014 года – на 56 чел.; за 1 квартал 2015 года – на 57 чел.; за 2 квартал 2015 года – на 104 чел.

Выявленные в ходе проведения документальной проверки нарушения индивидуального (персонифицированного) учета были зафиксированы Управлением в акте от 31.12.2015 о результатах документальной проверки достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже на соответствующих видах работ № 119.

Согласно акту выездной проверки от 31.12.2015 № 119 для устранения несоответствий, выявленных в результате проверки, страхователю ОАО «Курскрезинотехника» было предложено в двухнедельный срок со дня получения акта представить корректирующие и исходные формы индивидуальных сведений и формы «Свободного перечня рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость в которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение страховой пенсии» за 1 квартал 2011 года – 2 квартал 2015 года на застрахованных лиц согласно справки к акту.

С учетом положений статьи 4 Федерального закона № 212-ФЗ об исчислении сроков, срок представления корректирующих сведений истекал для Общества 14.01.2016.

Фактически корректирующие сведения представлены Управлению 09.12.2015 в электронном виде, что подтверждено положительными протоколами входного контроля проверки, то есть до принятия решения от 31.03.2016 № 1/119.

Исходя из изложенного, апелляционный суд пришел к выводу, что Общество признало допущенные ошибки при представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета и, поскольку Общество не уклонялось от предоставления достоверных сведений и исправило допущенные ошибки, выявленные Управлением, до истечения двухнедельного срока, то санкция, предусмотренная частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, не может быть признана правомерной.

Примененный судом правовой подход единообразно применяется арбитражными судами (например, определение ВАС РФ от 25.02.2013 № ВАС-1338/13 по делу № А63-12351/2011, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.04.2016 № Ф10-1322/2016, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 по делу № А48-4504/2014).

Таким образом, учитывая приведенные обстоятельства, правовую позицию, приведенную в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 № КА-09-25/13379, положения Инструкции от 14.12.2009 № 987н, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения Общества к ответственности за представление недостоверных сведений индивидуального персонифицированного учета.

Отказывая в удовлетворении требований Общества в части обоснования правомерности исчисления стажа, дающего права на досрочное назначение пенсии, уборщикам цеха № 17 и № 4, а также приемщикам цеха № 1, суд первой инстанции согласился с Управлением, что указанные работники не участвуют в технологическом процессе производства какой-либо продукции, а заняты обслуживанием производственных помещений, поэтому они не могут пользоваться правом на пенсионные льготы как технологический персоналсуд указал, чтоОАО «Курскрезинотехника» ни в ходе проведенной проверки, ни в ходе производства по настоящему делу не представило документы, подтверждающие занятость приемщиков сырья, полуфабрикатов и готовой продукции цеха в технологическом процессе производства.

Апелляционная коллегия считает указанные выводы суда необоснованными, исходя при этом из следующего.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 8 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства № 537 от 18.07.2002 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона № 173-ФЗ применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» утвержден, в том числе, Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее − Список № 1) и Список № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях) (далее − Список № 2).

В соответствии с пунктом 5 разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования.

Подразделом А раздела Х «Химическое производство» Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991, право на льготное пенсионное обеспечение имеют рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день на работах в резиновых, резинотехническом и шинном цехах: подготовительных, подготовки сырья, вулканизации, изготовление клеев для резины (позиция 2110А010).

В соответствии с п. 7 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 № 5, если в Списках указаны производства или работы без перечисления профессий и должностей, то правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах.

Как следует из материалов дела, для подтверждения занятости в технологическом процессе уборщиков производственных и служебных помещений цеха № 17 по производству транспортерных лент Калмыковой Т.В., Лукьянчиковой Е.В., Луневой Н.А., а также уборщиков производственных и служебных помещений цеха № 4 по производству формовой, неформовой техники и ремней Гнездиловой И.А., Подольской О.Н. Управлению при проверке и апелляционному суду были представлены: штатные расписания, карты аттестации рабочих мест, рабочая инструкция уборщика производственных и служебных помещений, технологический регламент производства резиновых технических изделий, коллективные договоры, содержащие требования о необходимости предоставления уборщикам производственных и служебных помещений средств индивидуальной защиты и дополнительных отпусков в связи с работой во вредных условиях труда.

Как установил апелляционный суд, в указанных штатных расписаниях предусмотрена единица уборщика производственных и служебных помещений.

Согласно рабочей инструкции уборщик производственных и служебных помещений в течение полного рабочего времени занят в технологическом процессе резинотехнического производства, при этом в его обязанности входит уборка, сортировка и складирование отходов производства, образующихся на всех стадиях технологического процесса, уборка отходов ингредиентов, их россыпей, образовавшихся на участке производства резиновых смесей, уборка пылящих сыпучих ингредиентов, применяемых при опудривании резиновых смесей, в местах их хранения и россыпи ингредиентов при транспортировке к вальцам, уборка отходов индустриальных масел, и розлив при транспортировке маслохозяйства к оборудованию, уборка отходов резиновых смесей со всей территории цеха.

В картах аттестации рабочих мест, технологических регламентах производства лент конвейерных резинотканевых в обычном, экспортном и тропическом исполнении образуются отходы производства и потребления, уборку которых производит уборщик производственных и служебных помещений. В картах аттестации рабочих мест, технологических регламентах производства формовой, неформовой техники и ремней и в схемах технологического процесса указано, что все образующиеся в ходе технологического процесса отходы производства и потребления убирают уборщики производственных помещений.

Согласно рабочей инструкции уборщик должен выполнять работу в средствах индивидуальной защиты, положена спецодежда и спецобувь, в соответствии с коллективным договором уборщику производственных и служебных помещений положен дополнительный отпуск.

На основании анализа представленных в материалы дела доказательств, в том числе штатного расписания, карт аттестации рабочих мест, рабочих инструкций уборщика производственных и служебных помещений, технологических регламентов производства резиновых технических изделий, нормативных документов, содержащих требования о необходимости предоставления уборщикам производственных и служебных помещений средств индивидуальной защиты в связи с работой во вредных условиях труда, суд апелляционной инстанции установил, что Общество доказало, что уборщики производственных и служебных помещений основного цеха более 80 % своего рабочего времени были заняты уборкой резинотехнических отходов, т.е. на работах в технологическом процессе.

Для подтверждения занятости в технологическом процессе производства сырых резин в качестве приемщика сырья, полуфабрикатов и готовой продукции цеха № 1 – подготовительного: Агеевой Е.В., Лукьяновой О.А., Фроловой Л.Г., Кротенко Е.А., Верютиной Е.А., Дмитриенко Л.В., Калуцких Г.В., апелляционному суду были представлены: штатные расписания, рабочая инструкция приемщика сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, технологический регламент, карты аттестации рабочих мест, лицевые счета, табеля учета рабочего времени.

В технологических регламентах обработки ингредиентов для изготовления резиновых смесей серийного, экспортного и тропического изготовления подтверждается непосредственное участие приемщика сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на трех этапах процесса изготовления резиновых смесей:

1) при получении со склада сыпучих материалов,

2) в процессе получение ингредиентов, взвешивания, составления навесок,

3) в процессе подачи резиновых смесей конфекционным цехам.

Согласно приложению к технологическому регламенту приемщик сырья, полуфабрикатов и готовой продукции имеет контакт с такими вредными и опасными веществами, как сера и ее соединения, сурьма и ее соединения, красители и пигменты органические, смесь углеводорода, сажи черные промышленные.

Согласно рабочей инструкции приемщика сырья, полуфабрикатов и готовой продукции приемщик осуществляет прием сырья, материалов из склада в подготовительный цех, проверку наличия необходимого сырья для изготовления резиновых смесей на рабочих местах машиниста резиносмесителя, учет наличия сырья и материалов на рабочем месте составителей навесок ингредиентов и просевальщиков, сопровождение погрузчика к месту нахождения необходимой резиновой смеси в подготовительном цехе для выдачи конфекционным цехам.

В соответствии с картами аттестации рабочих мест условия труда вредные, положены средства индивидуальной защиты, в том числе респиратор, положено молоко, дополнительный отпуск, право на получение молока также подтверждается приложениями к коллективным договорам. Согласно карт аттестации рабочих мест продолжительность воздействия химических факторов на приемщика сырья, полуфабрикатов и готовой продукции составляет 90%, что свидетельствует о соответствующей продолжительности ' его участия в технологическом процессе резинотехнического производства; рабочим местом приемщика сырья, полуфабрикатов и готовой продукции является непосредственно цех.

В штатных расписаниях значатся как приемщик сырья, полуфабрикатов и готовой продукции с нормальными условиями труда, так и приемщик сырья, полуфабрикатов и готовой продукции с указанием разряда, и подтверждается, что именно в этой должности (с указанием 3 разряда) работают приемщики сырья, полуфабрикатов и готовой продукции во вредных условиях труда.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе, штатное расписание, рабочие инструкции приемщика сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, технологические регламенты, карты аттестации рабочих мест, лицевые счета, табеля учета рабочего времени, суд апелляционной инстанции установил, что приемщики сырья, полуфабрикатов и готовой продукции цеха № 1 – подготовительного работают непосредственно в технологическом процессе производства сырых резин.

Как следует из материалов дела, указанные выше документы, подтверждающие занятость в технологическом процессе уборщиков производственных и служебных помещений и приемщиков сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, представлялись Обществом Управлению, что подтверждается возражениями ОАО «Курскрезинотехника» от 16.03.2016 № 33-14 на акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании.

Также апелляционный суд при рассмотрении настоящего дела учитывает, что правовая оценка вышеуказанным обстоятельствам была дана во вступивших в законную силу судебных актах судов общей юрисдикции:

по проставлению кода «27-2 позиции 2110А010» в «Условия для досрочного назначения страховой пенсии» уборщикам производственных и служебных помещений основного цеха – решения Ленинского районного суда г. Курска от 22.06.2012 по иску Епишевой В.В., от 04.04.2012 по иску Андреевой Т.А. и от 12.01.2012 по иску Ефремовой В.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Курску и Курскому району о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда);

по проставлению кода «27-2 позиции 2110А010» в «Условия для досрочного назначения страховой пенсии» приемщикам сырья, полуфабрикатов и готовой продукции цеха №1 - подготовительного – решение Ленинского районного суда г. Курска от 07.11.2012 по иску Трибушковой Е.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) по г. Курску и Курскому району о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда.

Так, указанными судебными актами установлено, что сотрудники Общества, выполняющие работы по специальностям уборщик производственных и служебных помещений цеха и приемщик сырья, полуфабрикатов и готовой продукции цеха № 1 - подготовительного заняты в течении полного дня в технологическом процессе, что являются основанием для назначения досрочной трудовой пенсии.

При этом, как следует из указанных решений Ленинского районного суда г. Курска, для подтверждения стажа работы, необходимого для досрочного назначения пенсии, истцы и Общество, привлеченное в качестве третьего лица, представляли суду пакет документов, аналогичный, представленному Управлению и апелляционному суду в настоящем деле.

Оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оснований для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной с ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 188 756,01 рублей у Управления не имелось. При таких обстоятельствах апелляционный  суд признает недействительным решение Управления Пенсионного фонда России по г. Курску и Курскому району Курской области о привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании от 31.03.2016 № 1/119.

Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате главой ОАО «Курскрезинотехника» государственной пошлины, понесенные при обращении в суд первой (платежное поручение № 3857 от 14.04.216) и апелляционной (платежное поручение от 11.10.2016 № 11067) инстанций, подлежат отнесению на Управление (пункт 1 статьи 110 АПК РФ) в размере 4500 руб.

В связи с тем, что Обществом при обращении в апелляционный суд по платежному поручению от 11.10.2016 № 11067 ошибочно уплачено 3000 руб. (исходя из предмета заявленных требований пошлина при подаче апелляционной жалобы составляет 1500 руб.), 1500 руб. государственной пошлины подлежит возврату ОАО «Курскрезинотехника» из федерального бюджета.

Руководствуясь статьей пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

                                            ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу удовлетворить.

          Решение Арбитражного суда Курской области от 20.09.2016 по делу № А35-3601/2016 отменить.

          Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда России по г. Курску и Курскому району Курской области о привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании от 31.03.2016 № 1/119.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Курску и Курскому району Курской области в пользу Открытого акционерного общества «Курскрезинотехника» (ОГРН1024600944873, ИНН 4632001454) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4500 руб.

Возвратить Открытому акционерному обществу «Курскрезинотехника» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                                        Н.А. Ольшанская

Судьи                                                                                                Т.Л. Михайлова

                                                                                                М.Б. Осипова