ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
«26» февраля 2021 года Дело № А14-17724/2019
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2021 года
Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2021 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Протасова А.И.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
при участии:
от Министерства обороны Российской Федерации: ФИО2, представителя по доверенности №207/4/31гд от 25.11.2020;
от Федерального государственного казенного учреждения Комбинат «Богатырь» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу: ФИО3, представителя по доверенности № 1/ю от 11.01.2021;
от Федерального агентства по государственным резервам: ФИО4, представителя по доверенности №7-148/2020 от 23.12.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения Комбинат «Богатырь» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу (ОГРН <***> ИНН <***>) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.10.2020 по делу № А14-17724/2019 по иску Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Федеральному государственному казенному учреждению Комбинат «Богатырь» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу (ОГРН <***> ИНН <***>) об обязании Федерального государственного казенного учреждения Комбинат «Богатырь» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу поставить в адрес войсковой части 77360-Ю недостающее количество топлива марки «Нормаль-80» в количестве 5,189 тонн; в адрес войсковой части 57229-21 недостающее количество топлива марки «Нормаль80» в количестве 2,722 тонны,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Федерального агентства по государственным резервам (ОГРН <***>, ИНН <***>),
У С Т А Н О В И Л:
Министерство обороны Российской Федерации (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Федеральному государственному казенному учреждению Комбинат «Богатырь» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу (далее - ФГКУ Комбинат «Богатырь», ответчик) о возложении на ФГКУ Комбинат «Богатырь» обязанности поставить в адрес воинской части 77360-Ю недостающее количество топлива марки «Нормаль -80» в количестве 5, 189 тонн, в адрес воинской части 57229-21 недостающее количество топлива марки «Нормаль-80» в количестве 2,722 тонны.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по государственным резервам (далее – Росрезерв).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.10.2020 на ФГКУ Комбинат «Богатырь» возложена обязанность поставить в адрес войсковой части 77360-Ю - недостающее количество топлива марки «Нормаль-80» в количестве 5,189 тонн; в адрес войсковой части 57229-21 - недостающее количество топлива марки «Нормаль-80» в количестве 2,722 тонны.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ФГКУ Комбинат «Богатырь» обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации отказать.
Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.
Через электронный сервис подачи документов «Мой Арбитр» от Федерального агентства по государственным резервам поступили пояснения на отзыв, от Министерства обороны Российской Федерации – дополнительные пояснения на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ФГКУ Комбинат «Богатырь» и Росрезерва поддержали доводы апелляционной жалобы, считая решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, а также при неполном выяснении обстоятельств дела, просили суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации возражал против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы не состоятельными, по основаниям, изложенным в приобщенном к материалам дела отзыве и дополнительных пояснениях к нему, просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании судом апелляционной инстанции в порядке статей 163, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ был объявлен перерыв до 25.02.2021.
Информация о перерыве в судебном заседании была размещена на официальном сайте Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://19aas.arbitr.ru/) и в картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru).
За время перерыва через электронный сервис подачи документов «Мой Арбитр» от ФГКУ Комбинат «Богатырь» поступила копия устава, которая приобщена судом к материалам дела.
В продолженное после перерыва в том же судебном составе судебное заседание стороны и третье лицо поддержали свои правовые позиции по делу.
В порядке статей 159, 184, 266, 268 АПК РФ и пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 №12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" апелляционной коллегией к материалам дела приобщена копии акта приема – передачи № 39 и копии извещения № 00000039 от 31.12.2018.
Исходя из пояснений представителя ФГКУ Комбинат «Богатырь» актом приема – передачи № 39 от 31.12.2018, подписанным полномочным представителем в/ч 77360-Ю подтверждается передача топлива в соответствии с разнарядкой.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон и третьего лица, считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, отказав в удовлетворении заявленного иска.
Из материалов дела усматривается, что согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 21.12.2016, было принято решение о передаче на безвозмездной основе (выпуске) в 2017 году из государственного резерва на нужды Министерства обороны Российской Федерации автомобильного бензина марки «Нормаль-80» (далее - топливо) в количестве до 400 тыс. тонн.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации № 2753-рс от 21.12.2016 Министерством обороны Российской Федерации была направлена разнарядка от 22.05.2017 № 100 (далее - разнарядка) в адрес ФГКУ Комбинат «Богатырь» Росрезерва (далее - Комбинат) на отгрузку топлива грузополучателям Минобороны России в количестве 2 160 тонн, в том числе, в ФКУ «ОСК «Северного флота» в/ч 77360-Ю (55443- 72) в количестве 660 тонн (пункт 1 разнарядки), в войсковую часть 57229-21 в количестве 180 тонн (пункт 8 разнарядки).
Поставка топлива Министерству обороны была произведена Комбинатом на основании задания Росрезерва от 26.04.2017 № 6-04/4916 во исполнение распоряжения Правительства РФ от 21.12.2016.
В ходе исполнения разнарядки Комбинат согласно транспортным железнодорожным накладным №№ Х004838, Х004848, Х004849, Х004850, X004852 железнодорожным транспортом в адрес войсковой части (77360-Ю) отгрузил 6 железнодорожных цистерн с топливом, в том числе, в цистерне № 50567601 - 49,876 тонн, в цистерне № 50970003 - 60,251 тонн, в цистерне № 51284339 - 60,889 тонн, в цистерне № 51642791 - 50,418 тонн, в цистерне № 58303082 - 60,266 тонн, в цистерне № 50796887 - 60,766 тонн; согласно транспортным железнодорожным накладным №№ Х004841, Х004842, Х004843 в адрес войсковой части 57229-21 отгрузил 3 железнодорожных цистерн с топливом в количестве 179,349 тонн, в том числе, в цистерне № 75091447 - 59,617 тонн в цистерне № 75071035 - 59,617 тонн, в цистерне № 50741594 - 60,115 тонн.
Цистерны были опломбированы пломбами грузоперевозчика в присутствии грузоотправителя, номера пломб (ЗПУ) указаны в квитанциях дорожной ведомости.
Как указывает истец, при вскрытии цистерны № 51284339 с исправной пломбой № М2733798 и завершении замеров топлива в цистерне, войсковой частью 77360-Ю была установлена недостача в количестве 1,083 тонн, что подтверждается актом об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей от 13.06.2017 № 94. При вскрытии цистерны № 75091447 с исправной пломбой № М2733800 и завершении замеров топлива в цистерне войсковой частью 57229-21 была установлена недостача в количестве 0,948 тонн, что подтверждается актом об обнаружении недостачи продукции (товара) от 13.06.2017 № 114.
В связи с чем, прием топлива был приостановлен, вагоны опломбированы, а в адрес Комбината были направлены телеграммы от 12.06.2017, от 13.06.2017 о вызове представителя для продолжения приемки, составлен акт.
Письмами от 13.06.2017 № 783, от 14.06.2017 № 805 Комбинат от направления представителя для участия в приемке топлива отказался, просил осуществлять прием в соответствии с нормативными документами.
Приемка топлива была продолжена, в соответствии с положениями Инструкции, без представителя грузоотправителя, по ее результатам была выявлена его недостача в количестве 7,367 тонн - в войсковой части 77360-Ю, а именно: в цистерне № 50567601 - 1,135 тонн, в цистерне № 50970003 - 1,059 тонн, в цистерне № 51642791 - 1,102 тонн, в цистерне № 58303082 - 1,963 тонн; в количестве 3,889 тонн - в войсковой части 57229-21 в цистерне № 75091447 - 0,948 тонн, в цистерне № 75071035 - 1,544 тонн, в цистерне № 50741594 - 1,397 тонн.
При проведении замера полученного топлива недостача, за вычетом погрешности, составила: в войсковой части 77360-Ю - 5,189 тонн, в войсковой части 57229-21 - 2,722 тонны, что подтверждается сведениями о размере недостачи и стоимости горючего.
Направленная в адрес ответчика претензия №559 от 19.06.2017 с просьбой возместить обнаруженную недостачу осталась без удовлетворения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ответчик обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Согласно пункту 1 статьи 2 АПК РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации в указанной сфере.
Положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статьи 4 АПК РФ заинтересованному лицу гарантировано право на судебную защиту нарушенных прав и законных интересов.
При этом право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии его реализации и обеспечение эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
Согласно пункту 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации защита обороны страны и безопасности государства отнесена к приоритетным ценностям.
Отношения по накоплению ценностей материального резерва регулируются Федеральным законом "О государственном материальном резерве" от 29.12.1994 №79-ФЗ.
Согласно статье 1 Федерального закона от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (далее - ФЗ «О государственном материальном резерве»), государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и в порядке, предусмотренных указанным федеральным законом. В состав государственного резерва, в частности, входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации (мобилизационный резерв).
Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" осуществляет управление федеральной собственностью, к которой относится государственный материальный резерв.
Установив основания и порядок выпуска материальных ценностей из государственного резерва, Федеральный закон "О государственном материальном резерве" отнес к компетенции Правительства Российской Федерации определение правил реализации материальных ценностей, выпускаемых из государственного резерва.
Так, в соответствии со статьей 4 ФЗ «О государственном материальном резерве» и пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по государственным резервам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 373 управление государственным резервом осуществляется Правительством Российской Федерации через подчиненное ему Федеральное агентство по государственным резервам и входящим в его структуру подведомственным организациям.
В соответствии с подпунктом 5.2. Положения Федеральное агентство по государственным резервам осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами и актами Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении материальных ценностей государственного материального резерва, составляющих имущество казны Российской Федерации, а также в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения Агентством своих функций в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству.
В соответствии со статьей 11 ФЗ «О государственном материальном резерве» материальные ценности государственного резерва размещаются в организациях, входящих в систему государственного резерва и специально предназначенных для хранения материальных ценностей государственного резерва, и у ответственных хранителей.
В силу статьи 2 ФЗ «О государственном материальном резерве» под ответственным хранением материальных ценностей государственного резерва понимается хранение заложенных в государственный резерв материальных ценностей у поставщика (производителя) или получателя (потребителя) без предоставления ему права пользования этими материальными ценностями до принятия в установленном порядке решения о выпуске их из государственного резерва.
Организации, которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обязаны обеспечить размещение, хранение, своевременное освежение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва в соответствии с указанными заданиями своими силами и средствами.
В соответствии со статьей 13 ФЗ «О государственном материальном резерве» выпуск материальных ценностей из государственного резерва осуществляется на основании актов Правительства РФ.
Постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 № 837 (ред. от 24.01.2018) «Об утверждении Правил реализации материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва» утверждены Правила реализации материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва.
Основанием для реализации материальных ценностей государственного резерва являются акт Правительства Российской Федерации о выпуске материальных ценностей из государственного резерва в порядке разбронирования и решение Федерального агентства по государственным резервам о выпуске материальных ценностей из государственного резерва в связи с их освежением и заменой (пункты 2, 3 Правил).
В рассматриваемом случае Правительством Российской Федерации принято решение о передаче на безвозмедной основе (выпуске) в 2017 году из государственного резерва на нужды Министерства обороны Российской Федерации автомобильного бензина марки «Нормаль-80» в количестве до 400 тыс. тонн.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации №2753-рс от 21.12.2016 Министерством обороны Российской Федерации была направлена разнарядка от 22.05.2017 № 100 в адрес ФГКУ «Комбинат «Богатырь» Росрезерва на отгрузку топлива в адрес войсковых частей 77460-Ю и 57229-21 в количестве 660 тонн и 180 тонн соответственно.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.12.2016 № 2753-рс Росрезерв выпустил нефтепродукты для Министерства обороны Российской Федерации на безвозмездной основе.
Поставка топлива Министерству обороны была произведена Комбинатом на основании задания Росрезерва от 26.04.2017 № 6-04/4916 во исполнение распоряжения Правительства РФ от 21.12.2016, без заключения государственных контрактов.
Из пункта 2 статьи 307 ГК РФ следует, что обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. Среди таких оснований, приведенных в статье 8 ГК РФ, присутствуют в равной степени и договоры, и акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Акт государственного органа (в рассматриваемом случае распоряжение Правительства РФ от 21.12.2016, во исполнение которого Росрезервом выдано задание от 26.04.2017 № 6-04/4916) как основание для поставки продукции может иметь место только применительно к субъектам, владеющим имуществом на праве оперативного управления, то есть к специализированным государственным учреждениям и казенным предприятиям. Росрезерва, которые и осуществляют поставку не на основе договора, не вследствие обязательства, а в силу обязательного для них властного предписания государства как собственника и сохраняемого им имущества.
Приказом Росрезерва от 26.10.2010 № 208 «Об утверждении Перечня федеральных государственных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства по государственным резервам» ФГКУ «Комбинат «Богатырь» отнесен к учреждениям, которые находятся в ведении Росрезерва.
В соответствии сУставом ФГКУ «Комбинат «Богатырь» учредителем Комбината является Правительство РФ, полномочия учредителя осуществляется Росрезервом. Комбинат действует по поручению Росрезерва и Территориального управления. В пределах предоставленных прав Комбинат осуществляет оперативное управление вверенным государственным имуществом. Комбинат несет ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей перед Территориальным управлением и Росрезервом.
Деятельность Комбината носит специальных характер. Одним из предметов деятельности Комбината является хранение, обслуживание и выпуск материальных ценностей из государственного материального резерва по указанию Территориального управления или Росрезерва.
В силу статьи 2 Федерального закона "О государственном материальном резерве" разбронированием материалов из государственного резерва является выпуск материалов из мобрезерва без последующего возврата; ответственность хранителя при недостаче материалов государственного резерва в случае, когда восполнение запасов не должно производиться, законодательством не предусмотрена.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм права и правовых позиций к правоотношениям по хранению материальных ценностей государственного резерва, с учетом особенностей такого хранения, предусмотренных Федеральным законом "О государственном материальном резерве", применимы общие положения института хранения, содержащиеся в главе 47 ГК РФ.
В силу статьи 906 ГК РФ правила главы 47 ГК РФ применяются к обязательствам хранения, возникающим в силу закона, если законом не установлены иные правила.
В соответствии со статьей 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
При квалификации правоотношений, как вытекающих из договора хранения, подлежащая применению ответственность должна быть предусмотрена либо специальными положениями о договоре хранения, либо общими положениями обязательственного права.
По общему правилу хранитель за допущенные правонарушения несет ответственность в соответствии со статьями 901, 902 ГК РФ перед поклажедателем, так как условия всякого гражданско-правового договора порождают обязательственные отношения лишь между его сторонами и дают им право требовать исполнения друг от друга, но не от третьих лиц, которые не участвуют в этом договоре.
В силу пункта 3 статьи 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон. Поэтому обязательство не порождает и основанных на договоре прав требования к лицам, не состоящим в этих обязательственных отношениях.
В этой связи, поскольку истцом не представлено документальных доказательств, подтверждающих наличие договорных или иных отношений между ним и ответчиком, оснований признать ФГКУ Комбинат «Богатырь» принявшим на себя соответствующие обязательства по поставке определенного количества топлива перед Министерством обороны Российской Федерации не имеется. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2753-рс от 21.12.2016 носит организационно-распорядительный характер, юридическую природу спорных правоотношений не меняет.
Действия по исполнению Росрезервом Федерального закона "О государственном материальном резерве" от 29.12.1994 №79-ФЗ, Распоряжения Правительства Российской Федерации № 2753-рс от 21.12.2016 ошибочно квалифицируются истцом в качестве гражданско-правовой сделки.
На этом основании, вопреки правовой позиции истца, в рассматриваемой ситуации права требования истца к ФГКУ Комбинат «Богатырь» поставить в адрес воинской части 77360-Ю недостающее количество топлива марки «Нормаль -80» в количестве 5, 189 тонн, в адрес воинской части 57229-21 недостающее количество топлива марки «Нормаль-80» в количестве 2,722 тонны не возникло.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку обязательственные отношения между сторонами отсутствуют, суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению, в связи с чем в рамках заявленного иска не подлежат установлению фактические объемы поставленного топлива.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.10.2020 следует отменить, в удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации к ФГКУ Комбинат «Богатырь» отказать.
Поскольку федеральное казенное учреждение входит в структуру подведомственных Росрезерву организаций (комбинаты Росрезерва), а управление государственным резервом осуществляется Правительством Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ ФГКУ Комбинат «Богатырь» освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.10.2020 по делу № А14-17724/2019 отменить.
В удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации к Федеральному государственному казенному учреждению Комбинат «Богатырь» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу (ОГРН <***> ИНН <***>) об обязании поставить в адрес воинской части 77360-Ю недостающее количество топлива марки «Нормаль -80» в количестве 5, 189 тонн, в адрес воинской части 57229-21 недостающее количество топлива марки «Нормаль-80» в количестве 2,722 тонны отказать.
Возвратить Федеральному государственному казенному учреждению Комбинат «Богатырь» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному Федеральному округу (ОГРН <***> ИНН <***>) из доходов федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 335298 от 23.10.2020, за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции. Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья | И.В. Ушакова |
Судьи | А.И. Протасов |
ФИО1 |