ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
16 февраля 2021 года Дело № А36-8385/2018
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 9 февраля 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 февраля 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Протасова А.И.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
отУправления экономического развития Липецкой области: ФИО2 – представитель по доверенности от 26.02.2020 № И38/09/441, паспорт РФ, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция»;
от Общества с ограниченной ответственностью «Имперские сладости»: ФИО3 – представитель по доверенности от 16.10.2020, сроком до 16.10.2021, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция»;
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии с Арбитражным судом Липецкой области апелляционную жалобу Управления экономического развития Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 26.10.2020 по делу № А36-8385/2018 по исковому заявлению Управления экономического развития Липецкой области к Обществу с ограниченной ответственностью «Имперские сладости» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании в доход областного бюджета субсидии в размере 2000000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области(далее – Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Имперские сладости» (далее – ООО «Имперские сладости», Общество) о взыскании в доход областного бюджета субсидии в размере 2000000 руб.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 26.10.2020 по делу № А36-8385/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Управление экономического развития Липецкой области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, Управление экономического развития Липецкой области ссылается на то, что ст. 12 Законом Липецкой области от 18.12.2014 № 348-03 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», п. 10 Порядка предоставления субсидий, Соглашением от 05.10.2015 №25 о предоставлении и использовании субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров предусмотрен возврат субсидии в случае выявления нецелевого использования субсидии. В рассматриваемом случае предоставленные ООО «Имперские сладости» субсидии не были использованы на развитие производствакондитерских изделий, как это установлено бизнес-планом Общества. Материалами дела подтверждено, что в период с ноября 2015 года по февраль 2016 года финансовая деятельность предприятия была фактически прекращена, имущество (активы), в том числе приобретенные за счет субсидии, были выведены из владения предприятия генеральным директором ФИО4, что подтверждается судебным актом по делу А36-2789/2017, которым с ФИО4 взыскана компенсация причиненного ущерба в сумме 12 481 000 руб. При вышеназванных обстоятельствах, полученная субсидия на компенсацию части затрат на приобретенное оборудования не была использована на цели развития производства, что свидетельствует о нецелевом ее использовании. Установленное нарушение целей использования предоставленной из средств бюджета Липецкой области ООО «Имперские сладости» субсидии, что влечет взыскание субсидии в доход областного бюджета.
В отзыве на апелляционную жалобу «Имперские сладости» указывает на то, что им реализованы мероприятия, которые от него требовались по условиям соглашения №25 от 05.10.2015. При получении субсидии Общество не нарушило условия ее предоставления, использовало субсидию по целевому назначению, что не опровергнуто истцом.
Через систему электронной подачи документов «Мой арбитр» от Управления экономического развития Липецкой области поступило ходатайство о приобщении к материалам дела бизнес-плана «Развитие производства кондитерских изделий».
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления экономического развития Липецкой области представил доказательства направления представленного документа в адрес ООО «Имперские сладости», а также его подлинник для обозрения судебной коллегии.
Апелляционная коллегия на основании ст.ст.159, 184, 266 АПК РФ, приобщила к материалам дела представленный документ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по результатам собрания учредителей ООО «Имперские сладости» от 16.10.2013, оформленного протоколом N 1, было принято решение об учреждении указанного Общества, об утверждении устава и назначении ФИО4 генеральным директором.05.11.2013 ООО «Имперские сладости» было зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области (ОГРН <***>) о чем в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена соответствующая запись и ФИО4 начал осуществлять текущее руководство деятельностью Общества.В рамках мероприятий подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2014 - 2020 годы" государственной программы "Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области" (далее - Подпрограмма), утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 07 ноября 2013 года N 500 "Об утверждении государственной программы Липецкой области "Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области", в соответствии с Законом Липецкой области от 18.12.2014 N 348-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов" (далее - Закон) было предусмотрено мероприятие по предоставлению субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (далее - мероприятие) с объемом финансирования в сумме 15021,8 тыс. руб., в 2015 году (п. 50 приложения 37 к Закону об областном бюджете от 18 декабря 2014 года N 348-03).Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (далее - Порядок), утвержден постановлением администрации Липецкой области от 05 июня 2015 года N 289 "Об утверждении порядков предоставления субсидий на 2015 год в соответствии с подпрограммой "Развитие малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2014 - 2020 годы" государственной программы "Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области".В соответствии с вышеуказанным Законом об областном бюджете, Подпрограммой и Порядком, Управлением по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области (в настоящее время Управление экономического развития Липецкой области,) главным распорядителем средств областного бюджета, субъект малого предпринимательства ООО "Имперские сладости" (ответчик) в лице генерального директора ФИО5 был признан получателем субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров, отвечающим условиям, приведенным в Законе об Областном бюджете, и прошедшим отбор на основании заявки на оказание поддержки от 31.08.2015 г. N 25 и приложенных к ней документов.Согласно представленному ответчиком бизнес-плану инвестиционный проект "Развитие производства кондитерских изделий" предполагал организацию производства по изготовлению кондитерских изделий в дер. Трубицино Елецкого района Липецкой области. Стоимость инвестиционного проекта составила 7,149 млн. руб. Для этих целей ответчиком было приобретено производственное оборудование.В подтверждение произведенных инвестиционных затрат (приобретение оборудования для производства) ответчиком были предъявлены платежные поручения на сумму 4727,0 тыс. руб.: п/п от 11.08.2014 г. N 224 на сумму 570 000,0 руб.; п/п от 11.08.2014 г., N 229 на сумму 2 700 000,0 руб.; п/п от 12.08.2014 г. N 231 на сумму 361 000,0 руб.; п/п от 15.08.2014 г., N 235 на сумму 281 500,0 руб.; п/п от 13.11.2014 г., N 15 на сумму 814 500,0 руб.;Общая сумма государственной поддержки ООО "Имперские сладости" из областного бюджета в 2015 году составила 2 000 000 руб., что подтверждается платежными поручениями: от 19.10.2015 г., N 503 на сумму 212 554,64 руб., от 22.10.2015 г., N 537 на сумму 171 899,70 руб., от 02.12.2015 г., N 776449 на сумму 1 422 481,07 руб., от 22.12.2015 г., N 754 на сумму 193 064,59 руб.05.10.2015 между Управлением и ответчиком было заключено Соглашение N 25 о предоставлении и использовании субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (далее - Соглашение). Предметом данного соглашения явилось предоставление Управлением получателю субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров из средств областного бюджета в соответствии с Законом Липецкой области от 18.12.2014 № 348-ОЗ, постановлением администрации Липецкой области от 05.06.2015 № 289.Пунктом 3. 2 Соглашения стороны предусмотрели, что в случае выявления нарушения условий предоставления субсидий, их нецелевого использования Получатель субсидии возвращает в областной бюджет полученные денежные средства в порядке, установленном ст. 12 Закона Липецкой области от 18.12.2014 № 348-ОЗ.02.03.2016 учредителями ООО «Имперские сладости» по месту его нахождения в связи с утратой связи с директором ФИО4, массовым увольнением работников и вывозом оборудования и материальных ценностей было проведено внеочередное общее собрание, на котором были приняты решения об освобождении от должности генерального директора ФИО4 с 02.03.2016 года и об избрании с 03.03.2016 года генеральным директором Общества ФИО6Кроме того, по состоянию на 02.03.2016 года в реальном владении общества на момент освобождения от должности генерального директора ФИО4 остались лишь нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы (учетная стоимость 71000 руб.), оставшееся имущество было выведено из общества ответчиком либо по его поручению, информация о финансовых обязательствах контрагентов перед обществом ответчиком не передана. При этом, на последнюю отчетную дату (31.12.2015) в налоговую инспекцию была подана упрощенная бухгалтерская отчетность, содержащая сведения о том, что на балансе общества числятся активы с учетной стоимостью 12575000 руб. В связи с вышеназванными обстоятельствами ООО "Имперские сладости" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением о взыскании компенсации причиненного ущерба с ФИО4 в размере 12481000 руб.Решением Арбитражного суда Липецкой области (дело Nа36-2789/2017) исковые требований общества удовлетворены в полном объеме. Данное решение вступило в законную силу.Решением Арбитражного суда Липецкой области (дело N А36-13492/2016) также были удовлетворены требования общества об обязании ФИО4 передать находящуюся у него документацию общества.Согласно информации ООО "Имперские сладости", поступившей 08.02.2017 в адрес Управления производственная деятельность предприятия была прекращена, все активы , в том числе приобретенные за счет субсидии, были выведены из владения предприятия генеральным директором ФИО4 Выручка общества за 2016 год составила - 0 руб. Таким образом, на основании поступившей от учредителей общества информации и их обращений в Арбитражный суд истцом были направлены запросы о необходимости и сроках возврата полученных денежных средств в рамках заключенного 05.10.2015 года Соглашения между истцом и ответчиком о предоставлении и использования субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (далее Соглашение) ввиду установления факта нецелевого использования субсидии. Копии соглашения, бизнес-план и отчет за 2016 года были направлены в адрес ООО "Имперские сладости" 30 мая 2017 года посредством электронной почты. Однако по состоянию на 30.06.2017 года полученные в виде субсидии денежные средства обществом возвращены не были.Вышеизложенные обстоятельства явились основанием обращения истца в суд с исковым заявлением о взыскании с ответчика в доход Федерального бюджета субсидии в размере 2000000 руб.Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что ответчик реализовал мероприятия, которые от него требовались по условиям заключенного Соглашения N 25 от 05.10.2015, что подтверждается соглашением, договорами, платежными поручениями, справкой. Оценив доводы управления, суд пришел к выводу что Управлением не представлено доказательств того, что общество не имело право на получение субсидии или нецелевым образом ее использовало, в связи с чем, основания для возврата субсидий отсутствуют.Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными, исходя из следующего.В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 7 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №209-ФЗ.
Согласно статье 17 Федерального закона № 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года, утвержденной Законом Липецкой области от 25.12.2006 № 10-ОЗ Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года, ускоренное развитие малого и среднего бизнеса отнесено к приоритетам социально-экономического развития области. При этом развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как один из факторов экономического роста в области.В целях создания условий для модернизации и развития реального сектора экономики, стимулирования инновационной и экономической активности бизнеса постановлением администрации Липецкой области от 07.11.2013 № 500 была утверждена государственная программа «Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области».Подпрограмма 3 «Развитие малого и среднего предпринимательства на 2014-2020 годы» государственной программы «Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области» имеет своей целью развитие экономической деятельности малого и среднего предпринимательства, направлена на создание условий для устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Одним из мероприятий указанной подпрограммы является предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров.Законом Липецкой области от 18.12.2014 № 348-03 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» были предусмотрены субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров.Приложением №2 Постановления администрации Липецкой области от 05.06.2015 №289 «Об утверждении порядков предоставления субсидий в соответствии с подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2014 - 2020 годы» государственной программы "Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области» утвержден порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров, на 2015 год (далее - Порядок предоставления субсидий).В пункте 9 Порядка предоставления субсидий установлено, что возврат неиспользованных остатков субсидий, а также возврат субсидий в случае выявления нарушения условий ее предоставления или ее нецелевого использования осуществляется в порядке, установленном в Законе об областном бюджете. Согласно пункту 3 статьи 12 Закона Липецкой области от 18.12.2014 № 348-03 главные распорядители средств областного бюджета и орган государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.В случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий, получатели субсидий возвращают не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий на единый счет областного бюджета не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года.
В случае выявления нарушений условий предоставления субсидий, их нецелевого использования главный распорядитель средств областного бюджета в трехдневный срок со дня обнаружения нарушения направляет в адрес получателя субсидии уведомление о возврате полученных денежных средств в доход областного бюджета. Получатели субсидий возвращают в доход областного бюджета полученные денежные средства в 10-дневный срок со дня получения соответствующего уведомления главного распорядителя средств областного бюджета. При отказе от добровольного возврата указанных средств главные распорядители средств областного бюджета обеспечивают их принудительное взыскание и перечисление в доход областного бюджета.Таким образом, исходя из положений Закона Липецкой области от 18.12.2014 № 348-ОЗ возврат субсидий предусмотрен в случае выявления нарушения условий или целей предоставления субсидий.В рассматриваемом случае источником спорных денежных средств является бюджетное финансирование, поэтому при разрешении настоящего спора подлежат применению нормы бюджетного законодательства и положения Закона Липецкой области № 348-ОЗ.Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии и субвенции подлежат возврату в соответствующий бюджет в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченным органом исполнительной власти, а также в случае их неиспользования в установленные сроки.Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).Исходя из толкования закона, возможность возврата субсидий установлена в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.Пунктом 3 статьи 12 Закона Липецкой области от 18.12.2014 № 348-03 возврат субсидий предусмотрен в случае выявления нарушения условий или целей предоставления субсидий.Исходя из содержания п. 1.1. Соглашения N 25 от 05.10.2015, о предоставлении и использовании субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров, следует, что предметом Соглашения является предоставление Управлением Получателю субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров из средств областного бюджета в соответствии с Законом Липецкой области от 18.12.2014 N 348-03, подпрограммой "Развитие малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2014-2020 годы" государственной программы "Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области" (Постановление Администрации Липецкой области от 07.11.2013 N 500), Постановлением Администрации Липецкой области от 05.06.2015 N 289.Судебная коллегия отмечает, что целью предоставления субсидии в данном случае явилось не только возмещение затрат на приобретение оборудования. Указанное оборудование должно быть использовано в целях создания, развития и (или) модернизации производства. В данном случае развития кондитерского производства, что следует из представленного в материалы дела Бизнес-плана.Как верно установлено судом первой инстанции, обществом в 2014 г. были понесены затраты на приобретение следующего оборудования:а) глазировочная машина 600мм стоимостью с учетом НДС 480 000,00 руб. (договор N 62/0814/У от 08.08.2014, на изготовление и поставку оборудования);б) охлаждение 3 секции 600мм стоимостью с учетом НДС 520 000,00 руб. (договор N 62/0814/У от 08.08.2014 на изготовление и поставку оборудования);в) котел 250л слив 80мм стоимостью с учетом НДС 210 000,00 руб. (договор N 62/0814/У от 08.08.2014 на изготовление и поставку оборудования);г) отсадка и тоннель стоимостью с учетом НДС 1 300 000,00 руб. (договор N 62/0814/У от 08.08.2014 на изготовление и поставку оборудования);д) миксер МКВ60 стоимостью с учетом НДС 170 000,00 руб. (договор N 62/0814/У от 08.08.2014, на изготовление и поставку оборудования);е) котел КПМ-100 стоимостью с учетом НДС 270 000,00 руб. (договор N 62/0814/У от 08.08.2014, на изготовление и поставку оборудования);ж) 2 котла темперирующий 100 л на воде стоимостью с учетом НДС 213000,00 руб. (договор N 48/0814 от 05.08.2014, на поставку оборудования);з) 3 котла темперирующих 160 л на масле стоимостью с учетом НДС 450 000,00 руб., (договор N 48/0814 от 05.08.2014 на поставку оборудования);и) дражеровочная машина с медным барабаном стоимостью с учетом НДС 89500,00 руб., (договор N 48/0814 от 05.08.2014 на поставку оборудования);к) миксер планетарный 60 л + дежа стоимостью с учетом НДС 132 000,00 руб., (договор N 48/0814 от 05.08.2014 на поставку оборудования);л) дражеровочная машина с медным барабаном стоимостью с учетом НДС 87 500,00 руб. (договор N 26/1014 от 21.10.2014 на поставку оборудования);м) миксер планетарный 60л + дежа стоимостью с учетом НДС 122 000,00 руб. (договор N 26/1014 от 21.10.2014 на поставку оборудования);н) охлаждающий туннель (3 секции по 2,5 м, ширина 600 мм в одну линию с промежуточными конвейерами между секциями) стоимостью с учетом НДС 477 000,00 руб., (договор N 26/1014 от 21.10.2014 на поставку оборудования);о) 8 ванночек с обогревом из нерж., 10 л стоимостью с учетом НДС 128 000,00 руб., (договор N 26/1014 от 21.10.2014 г. на поставку оборудования).
Субсидию в размере 2 000 000 (два миллиона) рублей (с учетом Дополнительного соглашения N 25 от 15.12.2015 к Соглашению N 25 от 05.10.2015) ООО "Имперские сладости" получило по платежным поручениям УФК по Липецкой области NN 503 от 19.10.2015 (на сумму 212 554,64 руб.), 537 от 20.10.2015 (на сумму 171 899,70 руб.), 776449 от 02.12.2015 (на сумму 1 422 481,07 руб.), 754 от 22.12.2015 (на сумму 193 064,59 руб.).При этом, 23.10.2015 заместителем начальника управления по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области ФИО7 и консультантом отдела финансово-кредитной поддержки ФИО8 в присутствии генерального директора ООО "Имперские сладости" ФИО5 и главного бухгалтера ФИО9 проведена проверка ООО "Имперские сладости" с целью установления фактического наличия заявленного к возмещению оборудования и его соответствия заявленным в управление платежным документам. В ходе проверки установлено фактическое наличие заявленного к возмещению оборудования и его соответствие заявленным в управление платежным документам. Данное обстоятельство подтверждается справкой от 23.10.2015, (л.д. 50). Отчетность за 2015 год была предоставлена ответчиком в установленный срок.С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан верный вывод, что ответчик реализовал мероприятия, которые от него требовались по Соглашению № 25 от 05.10.2015, то есть условия представления субсидии Обществом соблюдены. Субсидии были предоставлены в целях компенсации части затрат на приобретения оборудования для кондитерского производства.При этом, исходя из Бизнес-плана «Развитие производства кондитерских изделий», целью бизнеса является развитие кондитерского предприятия для производства качественной и востребованной продукции, поиск рынка сбыта, максимальное насыщение своей продукцией, получение максимальной прибыли.Статьями 28, 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В информационном письме от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.
В силу статьи 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Вышеназванная норма, регулирующая последствия нецелевого использования бюджетных средств, предусматривает меру принуждения - изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Из системного толкования указанных норм следует, что для применения меры принуждения - изъятия бюджетных средств, истцу следует доказать использование указанных средств на цели, не предусмотренные условиями их получения.
Вместе с тем, оценив, имеющиеся в деле доказательства, апелляционная коллегия приходит к выводу, что денежные средства, предоставленные из бюджета Липецкой области в форме субсидий, не были потрачены ООО "Имперские сладости" на цели развития производства кондитерских изделий.
В целях контроля целевого использования бюджетных средств стороны предусмотрели в Соглашении порядок и форму отчетности, подтверждающие целевое использование бюджетных средств (п.2.2.1, приложения к Соглашению).
Итоги второго года после получения субсидии показали отсутствие финансового результата - согласно отчету ответчика за 2016 год выручка Общества за 2016 год составила 0 (ноль) рублей. Согласно информации Ответчика, поступившей 08.02.2017 в адрес Управления, производственная деятельность предприятия была прекращена, все активы, в том числе приобретенные за счет субсидии, были выведены из владения предприятия генеральным директором ФИО5 В связи с чем, материалами дела подтверждается, что спустя три месяца после проведения проверки (23.10.2015), по состоянию на 02.03.2016 все активы предприятия были выведены, производственная деятельность была прекращена, работники уволены.По состоянию на 01.01.2017г. объемы оказания услуг составили 0 руб., количество работников- 1 чел. Выручка за 2016г. – 0 руб. Внеоборотные активы - учетная стоимость 71000 руб., оставшееся имущество было выведено из общества.
В связи с чем, то оборудование, на компенсацию приобретения которого обществу была предоставлена субсидия, в целях развития производства кондитерских изделий, отсутствовало и не использовалось для производства кондитерских изделий. В связи с чем цель предоставления субсидии компенсация части затрат на приобретения оборудования в целях развития производства, создания производства не была достигнута. Факт вывода имущества, подтверждается судебным актом по делу №А36-2789/2017, которым с генерального директора ФИО5 в пользу ООО «Имперские сладости» взыскана компенсация причиненного ущерба в сумме 12 481 000 рублей.Судебная коллегия отмечает, что для применения мер принуждения –изъятия денежных средств, истцу следует доказать использование указанных средств на цели, не предусмотренные условиями их получения.
Сам факт приобретения оборудования при его последующем выводе полностью, не свидетельствует о целевом характере использования субсидии. Цель предоставления субсидии – возмещение затрат именно для развития создания, развития производства не достигнута, поскольку налицо отсутствие какого-либо производства ( в данном случае кондитерского) в принципе.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводами Управления о том, что предоставленные ООО «Имперские сладости» субсидии не были использованы на заявленные при их получении цели.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что при соблюдении условий выдачи субсидий, ООО «Имперские сладости» не достигло целей использования предоставленной из средств бюджета Липецкой области субсидии. В связи с чем, с ООО «Имперские сладости» в доход бюджета Липецкой области подлежат взысканию субсидии в размере 2 000 000 руб.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Липецкой области от 26.10.2020 по делу № А36-8385/2018 подлежит отмене, а апелляционная жалоба Управления экономического развития Липецкой области удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, по результатам рассмотрения спора, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска в суде первой инстанции в размере 33000 руб. подлежат взысканию с ООО «Имперские сладости» в доход федерального бюджета.Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления экономического развития Липецкой области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 26.10.2020 по делу № А36-8385/2018 отменить.
Исковые требования Управления экономического развития Липецкой области удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственности «Имперские сладости» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход бюджета Липецкой области субсидии в размере 2 000 000 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственности «Имперские сладости» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета госпошлину в размере 33000 руб. за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.В. Малина
Судьи А.И. Протасов
ФИО1