ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-7160/2016 от 21.03.2017 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

28 марта 2017 года                                                   Дело № А14-8797/2016

г. Воронеж                                          

Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2017 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                             Миронцевой Н.Д.

судей                                                                             Семенюта Е.А.

                                                                                           ФИО1

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,

при участии:

от Администрации городского округа город Воронеж: ФИО2, представитель по доверенности от 29.11.2016 №118/2016-с, выдана до 31.12.2017;

от ООО «Р.К.»: ФИО3, представитель по доверенности от 10.01.2017, выдана до 31.12.2017;

от ИП ФИО4: ФИО4- явилась лично, паспорт РФ, ФИО5, представитель по доверенности от 03.08.2016, выдана сроком на 3 года; представитель ФИО6- на основании удостоверения адвоката;

от ИП ФИО7:  ФИО7- явилась лично, паспорт РФ; ФИО5, представитель по доверенности от 03.08.2016, выдана сроком на 3 года;

рассмотрев апелляционные жалобы Администрации городского округа город Воронеж и общества с ограниченной ответственностью «Р.К.» на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.10.2016 по делу А14-8797/2016 (судья Пименова Т.В)  по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО4, индивидуального предпринимателя ФИО7 невключение Администрацией городского округа город Воронеж (далее – Администрация или заинтересованное лицо) в «Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Воронежа», утвержденную Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 06.05.2016 года № 394 объектов ИП ФИО4 и объекта ИП ФИО7 и обязании внести изменения в «Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Воронежа», включив в нее указанные объекты,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальные предприниматели ФИО4 и ФИО7 (далее – ИП ФИО4 и ИП ФИО7 или заявители) обратились в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным   невключение Администрацией городского округа город Воронеж (далее – Администрация или заинтересованное лицо) в «Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Воронежа», утвержденную Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 06.05.2016 года № 394, объектов ИП ФИО4, расположенных по адресу: <...>, номера на карте-схеме 155, 156 (подпункты 1365, 1366 Приложения № 1 к Постановлению Администрации городского округа город Воронеж от 03.11.2015 года № 829) и объекта ИП ФИО7, расположенного по адресу: <...>, номер на карте-схеме 122 (подпункт 1363 Приложения № 1 к Постановлению Администрации городского округа город Воронеж от 03.11.2015 года № 829), и обязании внести изменения в «Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Воронежа», включив в нее указанные выше объекты (с учетом уточнений).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.10.2016 заявленные требования удовлетворены.

 Невключение в «Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Воронежа», утвержденную Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 06.05.2016 года № 394, нестационарных торговых объектов ИП ФИО4, расположенных по адресу: <...>, номера на карте-схеме 155, 156 (подпункты 1365, 1366 Приложения № 1 к Постановлению Администрации 7 городского округа город Воронеж от 03.11.2015 года № 829) и объекта ИП ФИО7, расположенного по адресу: <...>, номер на карте-схеме 122 (подпункт 1363 Приложения № 1 к Постановлению Администрации городского округа город Воронеж от 03.11.2015 года № 829) признано незаконным.

Администрация городского округа г. Воронеж обязана в месячный срок принять меры к внесению  изменений в «Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Воронежа», включив в нее указанные выше объекты.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрации городского округа город Воронеж и общество с ограниченной ответственностью «Р.К.» обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами и просят  решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.   

Администрация городского округа город Воронеж указывает, что решение не включать в Схему нестационарные торговые объекты заявителей  по итогам  совещания  рабочей группы по подготовке Схемы НТО 29.03.2016 и 26.04.2016,  на основании обращения директора  ООО «Р.К.».

Общество с ограниченной ответственностью «Р.К.» полагает, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Считает необходимым его участие  в деле  в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Ссылается на заключенный договор от 16.09.2016 с Управлением развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики администрации городского округа г. Воронеж №29-Я на организацию ярмарки по адресному ориентиру: <...> на срок с 19.09.2016 по 15.09.2021. Полагает, что принятым решением затронуты его права и интересы.

В судебном заседании объявлялся перерыв до «10» часов «20» минут «21»  марта 2017 года.

Представитель Администрации городского округа город Воронеж поддержал доводы апелляционной жалобы, считает решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм права, без учета фактических обстоятельств дела, просит суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.  

Представители ИП ФИО4 и ИП ФИО7 доводы апелляционной жалобы Администрации городского округа город Воронеж отклонили, считают обжалуемое решение законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Относительно вопроса о привлечении к участию в деле ООО «Р.К.» считают, что Общество не должно быть допущено к участию в деле, в связи с тем, что обжалуемое решение не затрагивает их интересы.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

ИП ФИО4 и ИП ФИО7 осуществляют свою предпринимательскую деятельность в нестационарных торговых объектах (НТО), размещенных соответственно по адресу: <...> около дома №32 (номера объектов на карте-схеме соответственно №155, 156 и №122).

Указанные объекты были размещены заявителями на основании договоров на их размещение, заключенных с Управлением развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики Администрации городского округа г. Воронеж, а именно:

С ФИО4 – договор №218 от 12.09.2012 года на размещение  НТО №156 по адресу: <...> у дома №32, сроком действия с 12.09.2012 года по 12.05.2016 года;   договор №546 от 27.09.2012 года в отношении НТО №155 по адресу: <...> у дома №32, сроком действия с 27.09.2012 года по 12.05.2016 года.

С ФИО7 – договор №252 от 13.09.2012 года на размещение НТО №122 по адресу: <...> у дома №32, сроком действия с 13.09.2012 года по 12.05.2016 года.

ИП ФИО4 обратилась в Управление предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики с заявлением о заключении новых договоров  для дальнейшей эксплуатации  НТО  01.04.2016 года.

ИП ФИО7 обратилась с аналогичным заявлением о заключении новых договоров  для дальнейшей эксплуатации  НТО  18.03.2016 года.

06.05.2016 года Администрация городского округа г. Воронеж постановлением №394 утвердила схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа, в  которой они   не были предусмотрены.

Полагая, что не включение в  схему размещения принадлежащих их  НТО незаконно и нарушает их права в сфере предпринимательской деятельности, ИП ФИО4 и ИП ФИО7 обратились в арбитражный суд за защитой своих прав с настоящим заявлением (с учетом ходатайства об их уточнении).

Исследовав  материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 381-ФЗ) нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Согласно части 1 статья 10 Федерального закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В силу части 3 указанной статьи схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ разработан Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области, утвержденный приказом департамента предпринимательства и торговли Воронежской области от 22.06.2015 № 41.1

Согласно п. 7 Порядка схема разрабатывается в целях:

-обеспечения устойчивого развития территории муниципальных образований Воронежской области, в том числе с учетом генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, правил землепользования и застройки (в том числе с учетом установленных градостроительных регламентов), документации по планировке территорий;

 соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность в нестационарных торговых объектах;

- восполнения недостатка стационарных торговых объектов (в пределах элементов планировочной структуры, улиц и (или) иных территорий муниципальных образований Воронежской области) при недостижении норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и формирования конкурентной среды;

  Схема оформляется в виде текстового документа с графическими картами-схемами, являющимися составной и неотъемлемой его частью (п. 12).

Проект Схемы до ее утверждения согласовывается с заинтересованными органами в порядке, установленном органами местного самоуправления (п. 14).

В силу п. 16 Порядка изменения и дополнения в Схему вносятся при возникновении следующих оснований:

- новая застройка районов, микрорайонов, иных территорий населенных пунктов муниципальных образований;

- ремонт и реконструкция автомобильных дорог;

- прекращение, перепрофилирование деятельности стационарных торговых объектов, повлекшие снижение обеспеченности до уровня ниже установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

- поступление мотивированных предложений от исполнительных органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области, а также от некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства;

- расширение каналов сбыта продукции местных производителей;

- необходимость реализации государственных программ, приоритетных направлений деятельности муниципальных образований Воронежской области в сфере социально-экономического развития;

- изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

- принятие решений о развитии застроенных территорий.

Утверждение Схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной Схемы.

Такие нестационарные торговые объекты включаются в новую схему размещения нестационарных торговых объектов как действующие, если они размещены в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами (п.17).

Порядок установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж в спорный период регулируется Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 25.04.2012 № 790-III.

В силу данного Положения павильоны, киоски относятся к нестационарным торговым объектам.

На основании пункта 4.1 данного Положения размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа г. Воронеж осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением Администрации.

Основанием для установки субъектом торговли нестационарного торгового объекта на территории городского округа г. Воронеж в соответствии с пунктом 4.3 Положения является заключенный с уполномоченным органом Администрации договор на размещение нестационарного торгового объекта. Договор на размещение павильона, киоска, киоска с остановочным навесом заключается на срок действия схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной  постановлением администрации городского округа город Воронеж.

Утвержденная схема размещения нестационарных торговых объектов, внесение в нее изменений не могут служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, разрешительная документация на размещение которых была выдана до утверждения (изменения) указанной схемы (п. 8.1. Положения).

Владельцы нестационарных торговых объектов, обладающие на момент истечения срока действия схемы размещения нестационарных торговых объектов действующей разрешительной документацией, местоположение которых соответствует утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов, а внешний вид и размеры - архитектурным решениям (исходя из группы реализуемых товаров), что подтверждено соответствующим актом приемочной комиссии (за исключением передвижных средств развозной и разносной уличной торговли), а также не допускающие на момент истечения срока действия схемы размещения нестационарных торговых объектов случаев, предусмотренных подпунктами «ж» и «к» пункта 6.1 настоящего Положения, имеют преимущественное право на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии с формой, утвержденной Приложением №3 к настоящему решению, без проведения торгов на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов, по цене, равной начальной (минимальной) цене аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на основании отчета об оценке рыночной стоимости, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (п. 8.2. Положения).

В силу п. 8.5 положения Размещение указанных нестационарных торговых объектов по истечении срока действия схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж N 407 от 05.05.2011, осуществляется в порядке преимущественного права, предусмотренного пунктами 8.2, 8.3, 8.4 настоящего Положения, на срок действия вновь утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Пунктом 8.6. Положения срок действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов, заключаемых в настоящее время, определяется сроком действия схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж N 407 от 05.05.2011.

Срок действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов, заключаемых после окончания срока действия схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж N 407 от 05.05.2011, определяется сроком действия вновь утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов.

В соответствии с положениями пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых  объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Положения Закона № 381-ФЗ направлены на исключение создания каких-либо препятствий для эксплуатации торговых объектов, размещенных ранее утверждения новой Схемы.

Предусмотрев указанные нормы, законодатель тем самым гарантировал владельцам существующих нестационарных торговых объектов право на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов, вплоть до окончания срока предоставления земельного участка под данные объекты.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 17 данного Закона органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях:

а) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

б) размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность;

 Согласно п. п. 4, 6 Правил № 772, для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения. Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривает поступившее заявление в течение 30 рабочих дней и принимает решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании.

Основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте (пункт 8 Правил № 772).

Указанный пункт расширительному толкованию не подлежит и содержит исчерпывающий перечень оснований, которые могут служить причиной отказа во включении нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.

Заявители, как владельцы нестационарных торговых объектов, своевременно обратились с заявлениями о продлении разрешительной документации на новый период при наличии действующей разрешительной документации. Местоположение НТО соответствует утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов, а внешний вид и размеры - архитектурным решениям, что подтверждено соответствующим актом приемочной комиссии.

Таким образом, заявители обладали преимущественным правом на заключение нового договора на срок действия новой Схемы. 

На дату утверждения органом местного самоуправления новой схемы размещения НТО ИП ФИО4, ИП ФИО7 на законных основаниях осуществляли эксплуатацию принадлежащих им НТО.

В рассматриваемом случае, единственным основанием невключения в схему спорных мест размещения НТО заявителей явилось решение Рабочей группы, сформированной постановлением администрации городского округа город Воронеж от 25.10.2016 №930.

Из представленных суду материалов, рабочей группой таких оснований установлено не было. Рабочая группа приняла во внимание лишь письмо ООО «Р.К.» о намерении организовать ярмарку.  

 Доводы об отсутствии у предпринимателей необходимых согласований опровергаются представленной ими в дело разрешительной документацией.

Иных законных оснований и объективных причин для исключения НТО (отсутствие неиспользуемых земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте, ремонт и реконструкция автомобильных дорог; прекращение, перепрофилирование деятельности стационарных торговых объектов, повлекшие снижение обеспеченности до уровня ниже установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; поступление мотивированных предложений от исполнительных органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области, а также от некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства; расширение каналов сбыта продукции местных производителей; необходимость реализации государственных программ, приоритетных направлений деятельности муниципальных образований Воронежской области в сфере социально-экономического развития; изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд; принятие решений о развитии застроенных территорий) , принадлежащих заявителям не установлено. Доказательств обратного, в материалы дела не представлено.

Обращение ООО «Р.К» не является обстоятельством для исключения спорных НТО из Схемы.

При таких обстоятельствах, нестационарные торговые объекты подлежали включению   в новую схему размещения нестационарных торговых объектов как действующие.  

Таким образом,   невключение в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж от 06.05.2016 года № 394 нестационарных торговых объектов ИП ФИО4 и ИП ФИО7, расположенных по адресу: <...> является незаконными, противоречащим нормам пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», пункту 8.1 Решения Воронежской городской Думы от 25.04.2012 № 790-III.

Что незаконно  препятствует заявителям осуществлять свою предпринимательскую деятельность, чем нарушают их права.

В связи с чем, заявленные требования     удовлетворены судом первой инстанции при наличии достаточных оснований.

Оснований для  переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.

В силу статьи 257 АПК РФ лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» разъяснено, что право на обжалование судебных актов в порядке апелляционного производства имеют как лица, участвующие в деле, так и иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ.

Часть 1 статьи 42 АПК РФ предусматривает, что лица, не участвовавшие в деле, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт по правилам, установленным АПК РФ. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.

К иным лицам в силу части 3 статьи 16 и статьи 42 Кодекса относятся лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт. В связи с этим лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в порядке апелляционного производства в случае, если он принят об их правах и обязанностях,   данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности,   создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.

Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Кодекса производство по жалобе подлежит прекращению.

При обращении с жалобой ООО «Р.К.» ссылается на то, что спорные нестационарные объекты находятся на территории ярмарочной площадки, вместе с тем ООО «Р.К.» предоставлено право на организацию ярмарочных площадок по адресу: <...> в соответствии с договором от 16.09.2016 № 29-Я между Управлением развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики администрации городского округа город Воронеж и ООО «Р.К.», чем нарушены его права.

Оценив доводы сторон, представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Предметом заявленных требований по настоящему делу является оспаривание несоответствующих закону или иному правовому акту действий органа, повлекших не включение НТО в Схему размещения осуществляющего публичные полномочия, нарушающие права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности, то есть рассматривается спор, возникший из административных, публичных отношений.

На момент обращений с заявлениями на продление разрешительной документации на принадлежащие предпринимателям НТО (18.03.2016, 01.04.2016), а также на момент утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж №394 от 06.05.2016, указанный договор на организацию ярмарки с ООО «Р.К.» заключен не был.   

Кроме того, места для размещения НТО имеют четко определенное, заранее установленное местонахождение, в отличие от торговых мест на ярмарках. Действующее законодательство не содержит какого – либо запрета на размещение в границах территории, отведенной для размещения ярмарочных площадок, нестационарных торговых объектов как самостоятельных форм предпринимательской деятельности.

Также, суд учитывает следующее.

Согласно положениям п.4 Раздела I, п.п. 2, 3, 8, 9, 14, 21 Раздела II, Постановления Правительства Воронежской области от 02.02.2011 № 80 "Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Воронежской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них" ярмарка - самостоятельное мероприятие, организуемое в установленном месте для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), имеющее временный характер.

Ярмарки на территории Воронежской области проводятся в соответствии с планами проведения ярмарок. План проведения ярмарок разрабатывается на срок не более 6 месяцев. План проведения должен предусматривать: наименование организатора ярмарки, вид ярмарки, место проведения ярмарки, срок проведения ярмарки, режим работы и максимальное количество торговых мест на ярмарке.

Для включения ярмарки в план проведения ярмарок организатор ярмарки, направляет в орган местного самоуправления муниципального образования Воронежской области, на территории которого планируется проведение ярмарки, заявление с указанием в том числе: места проведения ярмарки; максимального количества торговых мест на ярмарке.

К заявлению прилагаются документы, в том числе: копии учредительных документов организатора ярмарки - юридического лица; копии документов, подтверждающих право собственности (пользования, владения) организатора ярмарки на земельный участок (объект недвижимости), либо согласие департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на проведение ярмарки; схема границ территории, на которой предполагается проведение ярмарки, нанесенная на план земельного участка.

Ярмарки могут проводиться на земельном участке, специально отведенном исполнительными органами государственной власти Воронежской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области площадках. Место проведения ярмарки должно соответствовать правилам землепользования и застройки территории.

Торговые места на ярмарке размещаются на основании схемы, разработанной и утвержденной организатором ярмарки. Организатор ярмарки обеспечивает размещение участников ярмарки согласно схеме.

В материалы  дела не представлено заявления организатора ярмарки с приложенными документами в орган местного самоуправления муниципального образования Воронежской области о включении в план проведения ярмарки.

Судом установлено, что земельный участок, в пределах которого разрешается организовать ярмарку, Обществу ни на каком праве не принадлежит, в установленном порядке не формировался.

Только в сентябре 2016 года постановлением Администрации № 815 утвержден план ярмарочных площадок на территории городского округа г. Воронеж.

 В Приложении 1 к Плану размещения ярмарочных площадок указано, что     ярмарочная площадка предполагается состоящей из трех самостоятельных участков, а не единой территорией, как предполагает общество. Однако, графический материал не разработан и до настоящего времени карта-схема не приводится.

Права организатора ярмарки на земельный участок, на территории которого планируется проведение ярмарки, не подтверждены, в установленном порядке оформлены не были.  

Указанные ООО «Р.К.» адресные ориентиры (<...> не совпадают с адресными ориентирами нестационарных торговых объектов предпринимателей (<...>), объектов недвижимости с такими адресами не существует,   они  присвоены произвольно.

Ярмарки являются временным торговым мероприятием,  время, срок и период их проведения определяются иными правовыми актами.

Права и обязанности организаторов ярмарки не возникают и не зависят  непосредственно от содержания Схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Обжалуемым судебным актом не принималось каких-либо решений о правах и обязанностях ООО «Р.К.», не усматривается наличия какого-либо юридического интереса, подлежащего защите в рамках настоящего дела.

В связи с чем, доводы ООО «Р.К.» подлежат отклонению как несостоятельные.

ООО «Р.К.» надлежащим образом не обосновало и не представило соответствующих доказательств, подтверждающих, что судебный акт по настоящему делу может непосредственно повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон.

Приведенные заявителем доводы в обоснование заинтересованности носят субъективный и предположительный характер и не являются основанием для привлечения его к участию в деле. 

В связи с чем, рассмотрение дела судом первой инстанции без участия  ООО «Р.К.»  не является нарушением норм действующего законодательства, влекущим отмену решения.

 При таких обстоятельствах производство по жалобе ООО «Р.К.»  подлежит прекращению.

Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

 Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

 В связи с прекращением производства по апелляционной жалобе, уплаченная ООО «Р.К.» государственная пошлина по платежному поручению №145 от 02.11.2016 в размере 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании п. п. 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ.

ИП ФИО4, ИП ФИО7 за рассмотрение ходатайства о принятии обеспечительных мер уплачена государственная пошлина по чеку-ордеру №1817 от 17.11.2016 в размере 3000 рублей.

Уплаченная ИП ФИО4, ИП ФИО7 государственная пошлина в размере 3000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании п. п. 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 42, 150, 265, пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.10.2016 по делу А14-8797/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Производство по апелляционной жалобе  общества с ограниченной ответственностью «Р.К.» - прекратить.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

Председательствующий судья                                                Н.Д. Миронцева

судьи                                                                             Е.А. Семенюта

                                                                                              ФИО1