ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
11 мая 2021 года Дело №А35-2493/2019
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2021 года
Постановление в полном объеме изготовлено 11 мая 2021 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Капишниковой Т.И.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «АТХ Курчатов-парк»: ФИО2- представителя по доверенности от 12.01.2021;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области: ФИО3 - представителя по доверенности от 30.12.2020 № 25, ФИО4 - представителя по доверенности от 30.12.2020;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АТХ Курчатов-парк» на решение Арбитражного суда Курской области от 26.10.2020 по делу №А35-2493/2019, по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АТХ Курчатов-парк» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области о признании недействительным решения МИФНС № 5 по Курской области № 07- 19/19016 от 13.11.2018,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «АТХ Курчатов-парк» (далее – ООО «АТХ Курчатов-парк», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решение МИФНС № 5 по Курской области № 07-19/19016 от 13.11.2018 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ)
Решением от 26.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ООО «АТХ Курчатов-парк» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что сумма земельного налога, подлежащая уплате за 2017 год должна определяться исходя из кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с Постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 №15-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Курской области», так как постановление Администрации Курской области от 02.12.2016 №904па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Курской области» размещено на официальном сайте 02.12.2016, опубликовано в газете «Курская правда» 09.12.2016, с учётом положений ст. 5 НК РФ вступает в силу 09.01.2017 и подлежит применению не ранее 1 января 2018 года.
Следовательно, сумма земельного налога, подлежащая уплате за 2017 год на указанный земельный участок с кадастровым номером 46:31:010506:28 должна определяться исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 №15-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Курской области» из расчёта кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:31:010506:28 - 14 205 555,50 рублей.
Ссылается на то, что заявленная правовая позиция ООО «АТХ Курчатов-парк» по настоящему делу была поддержана в Определении Верховного суда Российской Федерации № 310-ЭС20-9373 от 23.11.2020 года при рассмотрении дела № А35-6998/2018 в Арбитражном суде Курской области.
В представленном суду апелляционной инстанции отзывеМИФНС № 5 по Курской области возражала против доводов апелляционной жалобы Общества, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 30.01.2018 заявителем представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2017 год, согласно которой сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 296941 руб.
При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 81 НК РФ, налогоплательщик представил 25.04.2018 уточненную налоговую декларацию (корректировка № 1) по земельному налогу за 2017 год, согласно которой сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 309492 руб.
ООО «АТХ Курчатов-парк» 28.05.2018 была представлена уточненная налоговая декларация (корректировка № 2) по земельному налогу за 2017 год, согласно которой сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 309492 руб.
Налоговым органом в период с 19.04.2018 по 19.07.2018 проведена камеральная налоговая проверка указанной уточненной декларации, в ходе проведения которой налоговым органом было установлено занижение налогоплательщиком налоговой базы по земельному налогу в результате занижения кадастровой стоимости по земельному участку с кадастровым номером 46:31:010506:28.
В ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение статьи 390 НК РФ заявитель занизил налоговую базу, что привело к занижению исчисленной суммы земельного налога, подлежащей уплате в бюджет за 2017 год, на 835913 руб.
По данным налогоплательщика в налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год отражен земельный участок с кадастровым номером 46:31:010506:28, с кадастровой стоимостью на 01.01.2017 - 14 205 556 руб., которая рассчитана с использованием результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 №15-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области».
По данным налогового органа, расчет земельного налога за 2017 год должен быть произведен исходя из кадастровой стоимости 69 933 073 руб., утвержденной постановлением Администрации Курской области от 02.12.2016 №904-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Курской области».
30.07.2018 налоговым органом был составлен акт налоговой проверки № 0719/44022.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, заместителем начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области было принято решение №07-19/19016 от 13.11.2018 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».
В соответствии с п. 3.1 указанного решения налогоплательщику были доначислена недоимка по земельному налогу в сумме 835913 руб., начислены пени по состоянию на 13.11.2018 в сумме 99393 руб. 57 коп., ООО «АТХ Курчатов-парк» привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 83591 руб. 30 коп. (размер штрафа уменьшен в 2 раза с учетом смягчающих обстоятельств).
Не согласившись с указанным решением МИФНС № 5 по Курской области, ООО «АТХ Курчатов-парк» обратилось в Управление ФНС по Курской области с апелляционной жалобой.
Управление ФНС по Курской области своим решением № 40 от 25.02.2019 оставило решение МИФНС № 5 по Курской области без изменения, а жалобу общества без удовлетворения.
Полагая, что решение МИФНС № 5 по Курской области № 07-19/19016 от 13.11.2018 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» не соответствует налоговому законодательству и нарушает его права, ООО «АТХ Курчатов-парк» обратилось в суд с уточненным заявлением о признании недействительным указанного решения.
Судебная коллегия, при разрешении данного спора, исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом ст. 388 НК РФ. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним такого права на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог.
Согласно пункта 1, 2 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1, 3 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (часть 5 статьи 65 ЗК РФ).
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со статьей 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Согласно статье 394 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В соответствии со статьей 396 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 14 статьи 396 НК РФ, действовавшая на момент спорных правоотношений).
Согласно статьи 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
При этом, срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса.
В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 398 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с решением Курского городского собрания от 25.11.2005 №172-3-РС (действовавшим на момент спорных правоотношений) на территории муниципального образования «Город Курск» установлены следующие ставки земельного налога:
0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
0,2 процента в отношении земельных участков:
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- предоставленных под гаражно-строительные кооперативы, индивидуальные гаражи, гаражные боксы.
1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Определен следующий порядок уплаты налога.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января календарного года предоставляются налогоплательщикам органом, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра в письменной форме в срок не позднее 1 марта этого года.
Отчетными периодами по земельному налогу для налогоплательщиков -организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, устанавливаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками -организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Установлены сроки уплаты земельного налога:
для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, - не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В 2016 году в Курской области была проведена очередная оценка кадастровой стоимости земель, результаты которой утверждены Постановлением Администрации Курской области от 02.12.2016 №904-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Курской области».
Указанным становлением признано утратившими силу постановление Администрации Курской области от 17.01.2012 №15-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области».
Постановление Администрации Курской области от 02.12.2016 №904-па было официально опубликовано 09.12.2016, следовательно, подлежит применению с 01.01.2018.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции 2013 года) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции 2013 года), государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Распоряжением Администрации Курской области №19-ра от 22.01.2016 «О мерах по проведению государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Курской области» было принято решение о проведении в 2016 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Статьей 24.13 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции 2013 года) установлено, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с пунктами 1.3, 2.1.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ №39 от 15.02.2007) кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации. Перечень участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января года проведения работ.
В статье 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции 2013 года) установлено, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции 2013 года).
В соответствии со статьей 24.20 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 №235-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В силу статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 №235-ФЗ, положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае Общество обратилось с соответствующим заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка с кадастровым номером 46:31:010506:28, равной его рыночной стоимости 17.12.2018.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25.07.2012 № П/324 в Курской области, при Управлении Росреестра по Курской области от 24.12.2018 №531 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:31:010506:28 установлена в размере 25 610 000 руб., сведения о ней внесены в Единый государственный реестр недвижимости 09.01.2019, применению указанная кадастровая стоимость подлежит с 01.01.2018, как указано в решении комиссии и выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 391 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; в свою очередь, кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390). Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (ранее - государственном кадастре недвижимости) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391). Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (ранее -государственного кадастра недвижимости) о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования пункт 3 статьи 391. Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393).
При этом, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (часть 2 статьи 1). Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости предусмотренных данным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1). Аналогичное регулирование было ранее закреплено Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Таким образом, из находящихся в системной связи положений указанных федеральных законов следует, что федеральный законодатель однозначно и непротиворечиво определил существенный элемент налогового обязательства по земельному налогу - налоговую базу для налогоплательщиков-организаций как кадастровую стоимость земельного участка, указанную в Едином государственном реестре недвижимости (ранее - государственном кадастре недвижимости) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Поэтому изменения кадастровой стоимости земельных участков, произошедшие в текущем налоговом периоде в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка, могут учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу.
На основании абзаца 5 пункта 1 статьи 391 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ) изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.
Инспекция в ходе проведения камеральной налоговой проверки доначислила земельный налог за 2017 год, произведя расчет земельного налога за 2017 год исходя из кадастровой стоимости 69 933 073 рублей, утвержденной постановлением №904-па.
В соответствии с результатам государственной кадастровой оценки, утвержденными постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 №15-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:31:010506:28 с видом разрешенного использования «Под производственную базу №2» определена в размере 13 368 826,3 руб. и внесена в кадастр недвижимости 02.02.2012 в соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
На основании заявления Общества о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 22.03.2016 № 46-0-1 -73/300/2016-104 вид разрешенного использования указанного земельного участка изменен с «Под производственную базу № 2» на «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка».
В связи с чем 05.04.2016 Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области с использованием результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 №15-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области» определена его кадастровая стоимость в размере 14 205 555,5 рублей.
Согласно письму Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области от 25.09.2018 №08-9073/2018 органом регистрации 21.06.2018 в соответствии со ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 №218-фЗ «О государственной регистрации недвижимости» выявлена и исправлена техническая ошибка в части сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:31:010506:28 с учетом вида разрешенного использования «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка», допущенная 05.04.2016 при определении кадастровой стоимости указанного земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования, а именно: сведения «14 205 555.50 руб.» исправлены на сведения «115 776 122,75 руб.», рассчитанные с использованием результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 №15-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области».
Сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 115 776 122.75 руб. внесены в ЕГРН с 05.04.2016.
При этом согласно информации, отраженной в вышеуказанном письме Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области, в соответствии с частью 5 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» правообладателю направлено уведомление об исправлении указанной ошибки.
Таким образом, в рассматриваемом случае, изменение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:31:010506:28 с 13 368 826,3 руб. на 14 205 555,5 руб. произошло 05.04.2016 в связи с изменением по заявлению Общества вида разрешенного использования земельного участка с «под производственную базу №2» на «малоэтажная многоквартирная жилая застройка».
С указанной даты (05.04.2016) в связи с исправлением технической ошибки в ЕГРЮЛ внесена кадастровая стоимость в размере 115 776 122, 75 рублей.
Следовательно, исправленная кадастровая стоимость в целях налогообложения должна применяться с 1 января 2017 года.
В рамках дела №9а-47/2020, рассмотренного судом общей юрисдикции, Обществу отказано в удовлетворении административного иска по отказу Управления Росреестра об устранении данной технической ошибки.
Как указывалось выше, Инспекция в ходе проведения камеральной налоговой проверки доначислила земельный налог за 2017 год, произведя расчет земельного налога за 2017 год исходя из кадастровой стоимости 69 933 073 рублей, утвержденной постановлением №904-па, который не действовал в спорный налоговый период, следовательно, его применение Инспекцией было неправомерным.
Таким образом, Инспекции необходимо было применить кадастровую стоимость земельного участка, утвержденную постановлением №15-па с исправлением технической ошибки в ЕГРН в размере 115 776 122,75 рублей.
Вместе с тем, поскольку примененная Инспекцией кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 69 933 073 руб. оказалась меньше установленной постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 №15-па и отраженной в реестре в размере 115 776 122,75 руб., суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в данном случае отсутствует нарушение прав заявителя, т.к. сумма доначисленного налога оказалась меньше положенной.
Поскольку решение Инспекции не соответствует требованиям закона, но не привело к нарушению прав заявителя, отсутствует необходимая совокупность для признания ненормативного правового акта недействительным в порядке ст.198 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя и им оплачены.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 26.10.2020 по делу №А35-2493/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья А.И. ФИО5
судьи Т.И. ФИО6
ФИО1