ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
1 февраля 2017 года Дело №А48-6332/2016
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 1 февраля 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям: Половитского В.А., по доверенности от 09.06.2016; Боевой О.П., по доверенности от 01.11.2016;
от Общества с ограниченной ответственностью «Отрадаагроинвест»: Брыкина Е.И., по доверенности от 21.07.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Отрадаагроинвест» на решение Арбитражного суда Орловской области от 30.11.2016 по делу №А48-6332/2016 (судья Клименко Е.В.) по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (ОГРН 1075752001830, ИНН 5753041975) к Обществу с ограниченной ответственностью «Отрадаагроинвест» (Орловская область, Мценский район, д.Большая Каменка, ул.Молодежная, д.1, ОГРН 1055744019430) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.43 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее - заявитель, Управление Росельхознадзора, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Отрадаагроинвест» (далее – ООО «Отрадаагроинвест», Общество) к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением суда от 30.11.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью «Отрадаагроинвест» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что в материалы дела была представлена справка от 25.11.2016, декларация о соответствии ТС № RU Д-RU.ЛВО1.А.00497 от 03.02.2016 и протокол испытаний №123-16 от 29.01.2016, которые исключают вину Общества. Следовательно, выпуск в обращение зерна без оформления декларации о соответствии не подтвержден материалами дела.
В отзыве на жалобу административный орган указывает, что Обществом в обращение было выпущено 2800 тонн зерна ячменя без оформления декларации соответствия и без указания в товарораспорядительных документах информации декларации о соответствии. Процессуальных нарушений в ходе проверки Управлением допущено не было.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения заместителя Руководителя Управления Лейзерова Л.Л. от 27.07.2016 №475-р, приказа исполняющего обязанности Руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Лейзерова Л.Л. № 526 от 17.08.2016, государственным инспектором отдела государственного семенного надзора и качества зерна Боевой Ольгой Павловной осуществлена плановая проверка соблюдения требований действующего законодательства Таможенного союза в рамках ЕвразЭС и законодательства Российской Федерации в области государственного надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки в отношении ООО «Отрадаагроивест».
Копия указанного распоряжения была получена уполномоченным представителем Общества 27.07.2016, о чем свидетельствует подпись указанного лица (л.д.17).
В ходе проведения проверки 24.08.2016, уполномоченным органом установлен факт выпуска в обращение 14 753,49 тонн зерна пшеницы, 11 902,76 тонн зерна ячменя, 3468,602 тонн зерна кукурузы, 791,16 тонн зерна сои, 1 516,695 тонн зерна люпина, из них 2800 тонн зерна ячменя без оформления деклараций о соответствии.
В период с 03.02.2016 года по 03.03.2016 ООО «Отрадаагроинвест» по договору поставки № 37/677 от 06.06.2014 допустило выпуск в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза 2800 тонн зерна ячменя, используемого для пищевых и кормовых целей, без оформления деклараций о соответствии, в адрес ООО «Разгуляй-Маркет», а именно:
согласно товарной накладной №25 от 03.02.2016 ООО «Отрадаагроинвест» выпустило в обращение в адрес ООО «Разгуляй-Маркет» 78,600 тонн зерна ячменя,
согласно товарной накладной №29 от 05.02.2016 ООО «Отрадаагроинвест» выпустило в обращение в адрес ООО «Разгуляй-Маркет» 41,360 тонн черна ячменя,
согласно товарной накладной № 31 от 08.02.2016 «Отрадаагроинвест» выпустило в обращение в адрес ООО «Разгуляй-Маркет» 80,040 тонн зерна ячменя,
согласно товарной накладной № 44 от 16.02.2016 «Отрадаагроинвест» выпустило в обращение в адрес ООО «Разгуляй-Маркет» 124,860 тонн зерна ячменя,
согласно товарной накладной № 48 от 17.02.2016 «Отрадаагроинвест» выпустило в обращение в адрес ООО «Разгуляй-Маркет» 154,560 тонн зерна ячменя,
согласно товарной накладной № 49 от 18.02.2016 «Отрадаагроинвест» выпустило в обращение в адрес ООО «Разгуляй-Маркет» 150,260 тонн зерна ячменя,
согласно товарной накладной № 52 от 19.02.2016 «Отрадаагроинвест» выпустило в обращение в адрес ООО «Разгуляй-Маркет» 283,940 тонн зерна ячменя,
согласно товарной накладной № 56 от 20.02.2016 «Отрадаагроинвест» выпустило в обращение в адрес ООО «Разгуляй-Маркет» 267,420 тонн зерна ячменя,
согласно товарной накладной №57 от 24.02.2016 «Отрадаагроинвест»
выпустило в обращение в адрес ООО «Разгуляй-Маркет» 254,540 тонн зерна ячменя,
согласно товарной накладной №59 от 25.02.20 «Отрадаагроинвест» (выпустило в обращение в адрес ООО «Разгуляй-Маркет» 287,900 тонн зерна ячменя,
согласно товарной накладной №63 от 26.02.2016 ООО «Отрадаагроинвест» выпустило в обращение в адрес ООО «Разгуляй-Маркет» 200,480 тонн зерна ячменя,
согласно товарной накладной №64 от 29.02.2016 ООО «Отрадаагроинвест» выпустило в обращение в адрес ООО «Разгуляй-Маркет» 286,440 тонн зерна ячменя,
согласно товарной накладной №65 от 01.03.2016 ООО «Отрадаагроинвест» выпустило в обращение в адрес ООО «Разгуляй-Маркет» 306,360 тонн зерна ячменя,
согласно товарной накладной №66 от 02.03.2016 ООО «Отрадаагроинвест» выпустило в обращение в адрес ООО «Разгуляй-Маркет» 208,080 тонн зерна ячменя,
согласно товарной накладной №74 от 03.03.2016 ООО «Отрадаагроинвест» выпустило в обращение в адрес ООО «Разгуляй-Маркет» 75,160 тонн зерна ячменя.
Таким образом, в ходе проведенной проверки установлено, что в период с 03.02.2016 по 03.03.2016 ООО «Отрадаагроинвест» допустило выпуск в обращение на единую территорию Таможенного союза всего 2800 тонн зерна ячменя, используемого для пищевых и кормовых целей, без оформления деклараций о соответствии.
Выявленные нарушения отражены в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 24.08.2016.
Указанные нарушения отражены также в акте проверки органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 29.08.2016 №475, копия которого вручена законному представителю ООО «Отрадаагроинвест», о чем свидетельствует соответствующая подпись в протоколе.
Государственным инспектором Отдела государственного семенного надзора и качества зерна Управления Боевой О.П. 08.09.2016 составлен протокол об административном правонарушении ООО «Отрадаагроинвест». Протокол составлен в отсутствие представителя Общества, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола.
Поскольку в соответствии с абз.3 ч.3 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов, Управление Россельхознадзора на основании ст.203 АПК РФ обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении ООО «Отрадаагроинвест» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.43.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции полагает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, возлагается на орган, вынесший соответствующее постановление либо составивший протокол об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец товара.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении обязательных требований к продукции и процессам ее реализации.
Таким образом, диспозицией указанной нормы охвачены, в том числе, действия продавца, нарушающие требования технических регламентов или иных обязательных требований к продукции и связанному с требованиями к продукции процессу реализации, а также действия этого лица по выпуску в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
В примечании к статье 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье и статье 14.47 этого Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании".
Из анализа названных норм права в их взаимосвязи следует, что нарушения требований законодательства, регулирующего порядок производства, хранения и реализации продукции, в том числе пищевых продуктов, являются основанием для привлечения к административной ответственности, установленной статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В предисловии к "ТР ТС 015/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности зерна" указано, что данный документ разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к зерну, обеспечения свободного перемещения зерна, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
Согласно ст. 1 "ТР ТС 015/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности зерна" технический регламент распространяется на зерно, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, используемое для пищевых и кормовых целей и устанавливает обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна.
Статья 2 "ТР ТС 015/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности зерна" устанавливает, что зерном являются плоды злаковых, зернобобовых и масличных культур, используемые для пищевых и кормовых целей, а выпуском в обращение зерна - купля-продажа и иные способы передачи зерна на единой таможенной территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера.
Частями 1, 2 статьи 3 "ТР ТС 015/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности зерна" предусмотрено, что зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на зерно.
Каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям данного технического регламента.
Оценка соответствия поставляемого зерна требованиям настоящего технического регламента проводится, в том числе, в форме подтверждения (декларирования) соответствия зерна (п. 1 ч. 1 ст. 6 "ТР ТС 015/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности зерна").
Подтверждение соответствия зерна, произведенного на единой таможенной территории Таможенного союза, и зерна, ввозимого на единую таможенную территорию Таможенного союза, проводится по единым правилам и схемам, установленным ТР ТС 015/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности зерна (ч. 2 ст. 7 "ТР ТС 015/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности зерна").
Зерно, выпускаемое в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза, поставляемое на пищевые и кормовые цели, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия (пункт 1 статьи 7 ТР ТС 015/2011).
При привлечении Общества к административной ответственности суд исходил из того, что ООО «Отрадаагроинвест» в период с 03.02.2016 по 03.03.2016 по договору поставки от 06.06.2014 №37/677, допустило выпуск в обращение на единую территорию Таможенного союза 2800 тонн зерна, используемого для пищевых и кормовых целей, без оформления деклараций о соответствии.
Проанализировав материалы и обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции полагает указанные выводы суда области ошибочными по следующим основаниям.
Согласно справке №75 от 25.11.2016 и данных бухгалтерского учета по состоянию на 01.01.2016, на хранении Общества находилась готовая продукция ячмень в количестве 3242,86 тонн. Указанная продукция хранилась в полимерных мешках (рукавах) по адресу: Орловская область, Мценский район, д. Большая Каменка. После 01.01.2016 ячмень урожая 2015 года на хранение в ООО «Отрадагроинвест» не поступал (л.д.151).
При рассмотрении дела в суде первой инстанции Обществом была представлена и приобщена к материалам дела Декларация ТС о соответствии ТС № RU Д- RU.ЛВО1.А.00497 от 03.02.2016 (л.д.155), в соответствии с которой ячмень на кормовые цели, урожая 2015 года, изготовителя ООО «Отрадагроинвест» соответствует требованиям ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна». Декларация о соответствии принята на основании протокола испытаний №123-16 от 29.01.2016 (л.д. 152-154).
Факт наличия указанных документов исключает наличие в действиях общества состава административного правонарушения.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представители Управления не поставили под сомнение действительность имеющейся в материалах дела Декларации ТС о соответствии ТС №RU Д-RU.ЛВО1.А.00497 от 03.02.2016.
В силу частей 3, 4 статьи 1.5 КоАП РФ, части 5 статьи 205 АПК РФ, бремя доказывания возлагается на административный орган.
Согласно ч.ч.1, 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу лица, в отношении которого ведется административное производство.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, не учел представленные Обществом указанные выше документы (протокол испытаний и декларацию о соответствии), не дал им правовую оценку применительно к настоящему спору и составу вменяемого правонарушения, что привело к принятию неправомерного решения.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Отрадаагроинвест» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, в связи с чем не имеется оснований, для привлечения его к административной ответственности.
Руководствуясь п.2 ст.269, ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 30.11.2016 по делу №А48-6332/2016 отменить.
В удовлетворении требований Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям к Обществу с ограниченной ответственностью «Отрадаагроинвест» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ – отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч.4 ст.288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья А.И. Протасов
судьи Е.А. Семенюта
Н.Д. Миронцева