ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
05 марта 2019 года Дело № А35-3149/2018
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Михайловой Т.Л.
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малюгиным П.А.,
от Государственной жилищной инспекции Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью «Аргумент»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ФИО2: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 25.09.2018 по делу № А35-3149/2018 (судья Калуцких Р.Г.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Аргумент» о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Курской области от 08.02.2018 №419, третье лицо: ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Благоустроенный город-1» (далее – ООО «Благоустроенный город-1» , заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Курской области (далее - Госжилинспекция Курской области, ГЖИ Курской области) 08.02.2018 №419.
19.07.2018 произведены изменения наименования лица, участвующего в деле (заявителя) с общества с ограниченной ответственностью «Благоустроенный город-1» на общество с ограниченной ответственностью «АРГУМЕНТ» (далее – заявитель, Общество, ООО «АРГУМЕНТ»), в соответствии со ст. 124 АПК РФ.
Дело рассматривалось при участии третьего лица ФИО2.
Решением Арбитражного суда Курской области от 25.09.2018 заявленные требования удовлетворены.
Предписание Государственной жилищной инспекции Курской области от 08.02.2018 №419 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГЖИ Курской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что доначисление Обществом платы за коммунальные услуги за ноябрь 2017 является неправомерным. Считает, что предписание является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В судебном заседании объявлялся перерыв до «11» часов «30» минут «26» февраля 2019 года.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В материалах дела имеется ходатайство, поступившее от общества с ограниченной ответственностью «Аргумент», о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В адрес государственной жилищной инспекции Курской области поступило обращение ФИО2 по адресу: <...> по вопросу доначисления платы за коммунальные услуги в размере 6696,49 руб. в квитанции за ноябрь 2017.
Управление многоквартирным домом №8 по ул. Садовая г. Курчатова Курской обл. осуществляет ООО «Благоустроенный город-1» (ООО «АРГУМЕНТ»).
Распоряжением от 02.02.2018 №419 заместителя начальника инспекции – начальником отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере ЖКХ была назначена внеплановая документарная проверка ООО «Благоустроенный город-1» с целью проверки обращения, поступившего в государственную жилищную инспекцию по вопросу соблюдения требований законодательства при начислении платы по коммунальным услугам многоквартирного дома №8 по ул. Садовая, г. Курчатова, Курской обл.
08.02.2018 Госжилинспекцией Курской области было выдано предписание № 419, которым управляющая компания обязана в срок до 30.03.2018 в соответствии с требованиями пп. «г» п.31, п.42, формулы 4,4(1) Приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354: произвести возврат доначисленных денежных средств в размере 6696,49 руб. по адресу: <...>.
Не согласившись в указанным предписанием, ООО «АРГУМЕНТ» обратилось в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п.5 ч.2 ст. 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, проверка в отношении ООО «Благоустроенный город-1» проводилась по обращению ФИО2, проживающей по адресу: <...> по вопросу правомерности начисления платы за коммунальные услуги.
Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...> является ФИО2 В данном жилом помещении также зарегистрирована по месту своего постоянного проживания ФИО3
В материалах дела имеется свидетельство № 710 от 19.06.2012 о регистрации по месту пребывания ФИО3 по адресу: <...>, с 19.06.2012 по 19.06.2022 (т.1 л.д.139).
По адресу <...> в ноябре 2017 было произведено доначисление за коммунальные услуги в размере 6 696,49 руб. на 1 чел. ФИО3 за период с 01.01.2017 по 01.09.2017.
В соответствии с пунктом 86 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила №354) в редакции, действовавшей до 31.12.2016, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "е" и "д" пункта 4 настоящих Правил.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", с 01.01.2017 введена в действие новая редакция пункта 86 Правил №354.
Согласно п.86 Правил №354 в редакции, действующей с 01.01.2017, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 настоящих Правил.
Таким образом, с 01.01.2017 осуществление перерасчета размера платы законодатель связывает с отсутствием технической возможности установки прибора учета и с временным отсутствием потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней.
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81 (13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
В п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 N 14 разъяснено: так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение.
Правоотношение между потребителем ФИО3 и исполнителем ООО «Благоустроенный город-1» возникло в момент начала предоставления коммунальных услуг. Поскольку оно является длящимся, положения новой редакции Правил предоставления коммунальных услуг применяются к правам и обязанностям, возникшим после 01.01.2017.
Согласно требованиям п.86 Правил №354 в редакции, действующей с 01.01.2017, к заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.
ООО «АРГУМЕНТ» подтверждает тот факт, что ФИО3, зарегистрированная в спорном жилом помещении, ранее представила свидетельство №710 от 19.06.2012 о регистрации по месту пребывания по адресу: <...> с 19.06.2012 по 19.06.2022 гг.
Однако ни ФИО3, ни собственник жилого помещения - ФИО2, не представили с 01.01.2017 акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.
В соответствии с абзаце 2 пункта 42 Правил №354, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
Учитывая, что жилое помещение, собственником которого является ФИО2, индивидуальным прибором учета не оборудовано и в управляющую компанию не предоставлен акт об отсутствии технической возможности его установки, оснований для перерасчета платежей за период отсутствия ФИО3 по месту своей регистрации у Общества не имелось.
Исходя из вышеизложенного, ФИО2 как собственник жилого помещения, обязана оплачивать коммунальные услуги, в том числе за горячую и холодную воду, водоотведение.
Расчет произведенных доначислений предоставлен суду и не оспаривался заинтересованным лицом.
Таким образом, в связи с тем, что после 01.01.2017 ФИО2 не представила акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета, был произведен расчет платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению, потребленные в жилом помещении, в размере 6696,49 руб. на 1 человека ФИО3 за период с января по сентябрь 2017 года по адресу: <...>, в соответствии с п.42 Правил №354.
В связи с чем, заявленные требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Инспецкии, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 25.09.2018 по делу №А35-3149/2018оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья Н.Д. Миронцева
судьи Т.Л. Михайлова
ФИО1