ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-8956/19 от 27.02.2020 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

5 марта 2020 года                                                                Дело № А14-436/2019

город Воронеж                                                                                              

Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 5 марта 2020 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                         Малиной Е.В.,

судей                                                                                       Капишниковой Т.И.,

      Осиповой М.Б.,  

при ведении протокола судебного заседания секретарем Куличенко И.Ю.,

при участии:

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: Маликин С.А. – представитель по доверенности № 204-д от 25.12.2019, выдана сроком до 31.12.2020, удостоверение;

от ОАО "Газпром газораспределение Воронеж": Ситникова А.Ю. – представитель по доверенности № 8 от 09.01.2020, выдана сроком до 31.12.2020, паспорт гражданина РФ;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.11.2019 по делу № А14-436/2019 по заявлению ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" (ОГРН 1023601560036, ИНН 3664000885) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, государственном кадастровом учете от 12.10.2018 №36/001/315/2018-411, №36-0-1-152/3037/2018-356 на основании заявлений №36-0-1-152/3037/2018-356, №36/001/315/2018-411 от 09.06.2018 в отношении объекта недвижимости: газопровода-ввода для газоснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.Героев Стратосферы, 9А, об обязании Управления Росреестра по Воронежской области осуществить государственную регистрацию права собственности, государственный кадастровый учет объекта недвижимости: газопровода-ввода для газоснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.Героев Стратосферы, 9А,

У С Т А Н О В И Л:

открытое акционерное общество «Газпром газораспределение Воронеж» (далее – ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра по Воронежской области) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, государственном кадастровом учете от 12.10.2018 №36/001/315/2018-411, №36-0-1-152/3037/2018-356 на основании заявлений №36-0-1-152/3037/2018-356, №36/001/315/2018-411 от 09.06.2018 в отношении объекта недвижимости: газопровода-ввода для газоснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.Героев Стратосферы, 9А, об обязании Управления Росреестра по Воронежской области осуществить государственную регистрацию права собственности, государственный кадастровый учет объекта недвижимости: газопровода-ввода для газоснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Героев Стратосферы, 9А.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 15.11.2019 по делу № А14-436/2019 заявленные требования удовлетворены, уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области от 12.10.2018 № 36/001/315/2018-411, № 36-0-1-152/3037/2018-356 об отказе в государственной регистрации и кадастровом учете признано незаконным. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области  устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Воронеж» путем государственной регистрации права собственности, государственного кадастрового учета объекта недвижимости: газопровода-ввода для газоснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Героев Стратосферы, 9А.

Не согласившись с принятым по делу решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный  с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к обоснованию того, что газопроводы-вводы не относятся к объектам недвижимого имущества, в отношении которых осуществляется государственная регистрация прав. Применительно к газопроводу-вводу, под которым в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации «Системы газораспределительные. Термины и определения» ГОСТ Р 53865-2010, утвержденным Приказом федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.09.2010 №242-ст, понимается газопровод, проложенный от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления, это означает, что для целей отнесения к объекту недвижимого имущества он должен иметь возможность участвовать в гражданском обороте отдельно от распределительного газопровода, частью которого он, по сути, является.Функциональное назначение такого сооружения как распределительный газопровод заключается в распределении газа, то есть в доставке этого продукта от магистрали до потребителя. То обстоятельство, что газопровод-ввод в силу положений Градостроительного кодекса РФ является объектом капитального строительства, не относит его к категории недвижимого имущества.По мнению Управления, газопровод-ввод представляет собой часть линейного объекта недвижимости - распределительного газопровода (газопровод, проложенный от источника газа до места присоединения газопровода-ввода) и не может эксплуатироваться отдельно от него.

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», соглашаясь со всеми выводами суда первой инстанции, настаивает на необоснованности и несостоятельности доводов заявителя жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 09.06.2018 ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» обратилось в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением №36/001/315/2018-411 о государственной регистрации права собственности, а также с заявлением №36-0-1-152/3037/2018-356 о государственном кадастровом учете недвижимого имущества - газопровода-ввода для газоснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.Героев Стратосферы, 9А.

Заявителем на государственную регистрацию и государственный кадастровый учет первоначально представлены заявление о государственной регистрации прав, заявление о государственном кадастровом учете, технический план сооружения на компакт-диске, платежное поручение на сумму 22 000 руб., доверенность представителя общества.

Дополнительно заявителем представлены: разрешение на использование земель от 20.12.2016, акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 01.06.2015, декларация об объекте недвижимости от 22.06.2018, заявление, доверенность.

Уведомлением от 12.07.2018 №36/001/315/2018-411, №36-0-1-152/3037/2018-356 государственная регистрация права собственности на спорный объект недвижимости была приостановлена на срок до 12.10.2018 в связи с несоответствием технического плана требованиям Приказа Минэкономразвития №953 от 18.12.2015, а также в связи с тем, что газопровод-ввод не является самостоятельным объектом гражданских правоотношений.

11.09.2018 заявителем был предоставлен технический план сооружения от 10.09.2018 с учетом указанных замечаний.

12.10.2018 Управлением Росреестра по Воронежской области было принято решение об отказе в государственной регистрации права и в государственном кадастровом учете (уведомления от 12.10.2018 №36/001/315/2018-411, №36-0-1-152/3037/2018-356).

Управление Росреестра, полагая, что газопровод-ввод не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота и не обладает качествами самостоятельного объекта недвижимости, отказало в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на спорный объект, на том основании, что заявленный к регистрации объект - газопровод - ввод не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Заявитель, утверждая, что оспариваемый отказ Управления Росреестра противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающих документов Обществом были представлены декларация об объекте недвижимого имущества, технический план сооружения, разрешение на использование земель у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственного регистрации права собственности ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" на заявленный к регистрации объект недвижимости.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит принятый по делу судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу части 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В части 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Перечень оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведен в части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ. В частности, таковыми являются и иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8).

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).

В силу части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

В силу части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

В настоящем деле заявителем оспаривается отказ в государственной регистрации сооружения газопровода-ввода. По мнению регистрационного органа, данное сооружение не является объектом недвижимого имущества и соответственно не подлежит государственной регистрации.

Суд первой инстанции обоснованно не согласился с данным доводом ввиду следующего.

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании вышеуказанной нормы следует сделать вывод, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1).

По смыслу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации прочная связь с землей является не единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости. Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.

Согласно статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

В соответствии с положениями статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в качестве объекта капитального строительства закон определяет здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено.

При этом в силу требований пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Исходя из установленных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления", "ГОСТ Р 53865-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Термины и определения", Приказом Госстроя РФ от 29.12.2000 N 308 "Об утверждении порядка составления комплекта документов по технической инвентаризации имущественных комплексов, составляющих системы газоснабжения Российской Федерации, а также других объектов недвижимого имущества, принадлежащих ОАО "Газпром" и его дочерним организациям" понятий, объектом недвижимости, входящим в Единую систему газоснабжения, может быть как имущественный комплекс, представляющий собой сеть газораспределения или сеть газопотребления, так и отдельные сооружения - газопроводы, разновидностью которых является газопровод-ввод.

Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Перечень случаев, перечисленных в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, когда выдача разрешения на строительство объекта недвижимости не требуется.

В соответствии с пунктом 4.4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется разрешение на строительство объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно (введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 330-ФЗ "О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации").

Пунктом 1 части 1 статьи 5.1 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 61-03 предусмотрено, что получение разрешения на строительство, помимо случаев, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, не требуется также в случаях строительства газопроводов с давлением до 0,3 МПа включительно, в том числе газопроводов-вводов, и сооружений на них.

Как следует из материалов дела, заявленный к государственной регистрации объект имеет самостоятельное хозяйственное назначение, так как к данному объекту возможно подключение новых потребителей. В технических условиях на присоединение объекта к системе газораспределения фактическое давление газа, необходимое для объекта составляет 0,23 МПа, то есть подпадает под указанный перечень.

Согласно представленным в материалы дела разрешению на использование земель от 20.12.2016, акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 01.06.2015, декларации об объекте недвижимости от 22.06.2018, техническому плану сооружения от 10.09.2018, спорный объект является самостоятельным объектом недвижимости.

В этой связи довод регистрирующего органа, об отсутствии признаков объекта недвижимого имущества у газопровода-ввода является несостоятельным, поскольку противоречит вышеуказанным правовым нормам в их системном толковании.

Кроме того, сети газораспределения, принадлежащие ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" на праве собственности ранее не регистрировались в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество как единый недвижимый комплекс по смыслу ст. 133.1 ГК РФ.

В апелляционной жалобе Управление ссылается на позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, Арбитражного суда Центрального округа в обоснование того, что газопровод-ввод не способен выступать в гражданском обороте в качестве отдельного объекта гражданских прав. Однако данной судебной практикой оценивались не идентичные регистрируемым объекты-сооружения, а забор, газопровод, построенный в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый к сети объект - объекты вспомогательного использования, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 "Правил охраны газораспределительных сетей", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 в состав газораспределительных сетей входят: наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них запорной арматурой. Данные объекты последовательно соединены друг с другом, зачастую зарегистрированы на праве собственности различных юридических лиц. В связи с чем, осуществить регистрацию построенных газопроводов-вводов в составе единого недвижимого комплекса-распределительного газопровода, невозможно.

В п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ), дается понятие сооружения: это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Таким образом, регистрируемые объекты являются сооружениями производственного назначения, относятся к линейным объектам и представляют собой недвижимое имущество, выполняющее функцию транспортировки газа за счет собственных конструктивных элементов, а также являются составной частью газораспределительной системы.

Регистрируемый по настоящему делу газопровод-ввод построен до границ земельных участков, на которых находятся подключаемые к газораспределительным сетям объекты капитального строительства в соответствии с п. 88 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314.

Строительство производилось на основании самостоятельных проектов на строительство сооружений. Копии проектов были предоставлены государственному органу в составе технических планов сооружений. Также для регистрации прав собственности на объекты, заявителем были представлены акты приемки законченных строительством объектов газораспределительной системы, составленные в соответствии с СП 62.13330.2011 «СНиП 42-01-2012 «Газораспределительные системы». Данные акты идентифицируют газопроводы-вводы как самостоятельные объекты гражданских прав недвижимое имущество.

Кроме того, фактическое давление газа в рамках технических условий, являющихся приложениями к договорам подключения существенно ниже максимального, следовательно, газопроводы построены с учетом возможного подключения новых объектов капитального строительства.

Таким образом, газопроводы-вводы имеют самостоятельное хозяйственное значение, могут участвовать в гражданском обороте как самостоятельные объекты недвижимого имущества, могут быть приобретены газораспределительными организациями для подключения объектов капитального строительства, а также для установления тарифа на транспортировку газа. В соответствии с п. 1 ст. 218 и ст. 219 ГК РФ данные объекты подлежат государственной регистрации.

Следовательно, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности на заявленный объект.

Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 21.10.2019 N Ф10-4598/2019 по делу N А14-21720/2018.

Доводов, основанных на доказательственной базе и имеющих правовое значение применительно к обстоятельствам настоящего спора, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения.

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку Управление на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса освобождено от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.11.2019 по делу № А14-436/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            Е.В. Малина

Судьи                                                                                    Т.И. Капишникова

                                                                                                                                                                                                                        М.Б. Осипова