ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-906/2016 от 24.03.2016 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

31 марта 2016 года                                                      Дело № А14-11359-2015

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года

В полном объеме постановление изготовлено 31 марта 2016 года

          Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Ольшанской Н.А.,

судей                                                                                     Скрынникова В.А.,

                                                                                              Осиповой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,

при участии в судебном заседании:

Казеновой Елены Леонидовны лично, а также ее представителя Алексеенко Е.В. по доверенности 36 АВ 1420812 от 27.08.2015,

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе № 12 по Воронежской области: Бородкина С.В. по доверенности № 0503/00039 от 11.01.2016,

от Управления Федеральной налоговой службы России по Воронежской области: Вялых В.Л. по доверенности № 11-30/01/05225 от 17.03.2016; Рыжкова Д.Н. по доверенности № 0711/16486 от 26.08.2015,

рассмотрев апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе № 12 по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.01.2016 по делу № А14-11359-2015 (судья Симонова И.В.), принятое по заявлению Казеновой Елены Леонидовны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области (ОГРН 1073667040688, ИНН 3666142821), Управлению Федеральной налоговой службы России по Воронежской области (ОГРН 1043600194956, ИНН 3666119484) о признании незаконными решений № 1933А от 18.02.2015 и № 11-29/0973 об отказе в государственной регистрации и обязании осуществить регистрацию Казеновой Е.Л. в качестве индивидуального предпринимателя,

УСТАНОВИЛ:

Казенова Елена Леонидовна обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области (далее – регистрирующий орган) и Управлению Федеральной налоговой службы России по Воронежской области (далее – Управление) о признании незаконными решения регистрирующего органа № 1933А от 18.02.2015 об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя и решения Управления № 11-29/0973 от 22.05.2015.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 25.01.2016 признано незаконным решение регистрирующего органа № 1933А от 18.02.2015 об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Суд обязал регистрирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Казеновой Елены Леонидовны путем осуществления государственной регистрации Казеновой Елены Леонидовны в качестве индивидуального предпринимателя на основании заявления с вх. № 1933А от 12.02.2015. В требовании к Управлению отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, регистрирующий орган обратился с апелляционной жалобой, в которой ссылается на неверное применение судом норм материального права и просит отменить решение суда и отказать Казеновой Е.Л. в удовлетворении ее требований.

В представленных письменных возражениях на апелляционную жалобу Казенова Е.Л. возражает по доводам жалобы, полагая их несостоятельными, необоснованными и направленными на переоценку выводов суда, в связи с чем считает судебный акт подлежащим оставлению без изменения как законный и основанный на имеющихся в деле доказательствах.

Управление в письменном отзыве доводы апелляционной жалобы поддерживает.

В судебном заседании 17.04.2016 был объявлен перерыв до 24.04.2016.

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения в обжалуемой части в порядке, предусмотренном статьями 268 - 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Казенова Елена Леонидовны является гражданкой Украины.

На основании заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, Казенова Е.Л. 22.14.2014 получила временное убежище на территории Воронежской области (л.д. 105-108) в упрощенном порядке (п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2014 г. № 690 «О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке»).

12.02.2015 Казенова Е.Л. обратилась в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р21001, представив соответствующий комплект документов, необходимых для государственной регистрации:

-документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (копия паспорта),

-копию свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ,

-документ, подтверждающий право пребывания на территории РФ;

-квитанцию об оплате государственной пошлины.

Решением от 18.02.2015 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации на том основании, что заявителем не представлены определенные статьей 22.1 Федерального закона № 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации документы, а именно: заявление о государственной регистрации по форме № Р21001, ввиду невозможности установить достоверность адреса, указанного в заявлении, поскольку в свидетельстве о предоставлении временного убежища на территории РФ отсутствует отметка о месте жительства заявителя на территории РФ.

06.05.2015 Казенова Е.Л. обратилась в Управление с жалобой на решение МИФНС № 12 от 18.02.2015.

Решением № 11-29/0973 от 22.05.2015 Управление отказало Казеновой Е.Л. в удовлетворении ее жалобы на действия регистрирующего органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального Закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту – Закон № 129-ФЗ) государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Согласно пп. «д» п. 2 ст. 5 Закона № 129-ФЗ в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о месте жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно п. «е» ч. 1 ст. 22 Закона № 129-ФЗ при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя иностранного гражданина или лица без гражданства, такое лицо должно представить в регистрирующий орган в числе прочего копию документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации.

Как установлено судом, в регистрирующий орган заявителем в качестве документа, подтверждающего право Казеновой Е.Л. временно проживать в Российской Федерации была представлена копия свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ ВУ № 0225840 от 22.12.2014, сроком действия до 22.12.2015 (решением УФМС России по ВО от 17.09.2015 срок пребывая продлен на один год), а также отрывная часть к бланку уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания по адресу: Воронежская область, Терновский район, с. Липяги, ул. Советская, д. 13. (л.д. 48-49, 51-53, 121).

Исследовав указанные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что представленные Казеновой Е.Л. в регистрирующий орган документы содержат всю необходимую для внесения в ЕГРИП информацию, соответственно Казеновой Е.Л. в регистрирующий орган представлены все документы, предусмотренные п. 1 ст. 22.1 Закона № 129-ФЗ,для осуществления государственной регистрациииндивидуального предпринимателя.

Такие выводы апелляционная коллегия признает ошибочными, исходя из следующего.

Положения Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разделяет статус иностранных граждан в зависимости от оснований нахождения на территории Российской Федерации.

Статья 2 названного закона определяет временно пребывающего иностранного гражданина как лицо, не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Иностранные лица, получившие разрешение на временное проживание или получившее вид на жительство являются соответственно временно проживающими либо постоянно проживающими в Российской Федерации иностранными гражданами.

Разрешение на временное проживание Закон № 115-ФЗ определяет как подтверждение права иностранного гражданина временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина (ст. 2).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» временным убежищем является возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При предоставлении иностранному гражданину временного убежища ему выдается свидетельство установленной формы.

Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания (п. 3 ст. 12).

Суд первой инстанции изучив положениям Закона о беженцах, пришел к выводу, что на лицо, получившее временное убежище, распространяются права и обязанности, установленные Федеральным законом «О беженцах», помимо права на получение единовременного денежного пособия.

Поскольку пп. 9 п. 1 ст. 8 Закона о беженцах установлено, что лицо, признанное         беженцем, имеет право, в том числе на предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии препятствий для получения статуса предпринимателя и для лица, получившего временное убежище.

Вместе с тем, по мнению апелляционного суда, положения Закона о беженцах не дают оснований распространить действие его ст. 8 «Права и обязанности лица, признанного беженцем» на лиц, не получивших такого статуса в установленном порядке.

Не содержит подобных отсылок и ст. 12 Закона о беженцах, определяющая правовое положение иностранного гражданина, которому предоставлено временное убежище. Так, временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину, если он:

1) имеет основания для признания беженцем, но ограничивается заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Более того, само по себе наличие права на занятие предпринимательской деятельностью не является безусловным основанием для физического лица (как гражданина РФ, так и иностранного гражданина) претендовать на получение статуса индивидуального предпринимателя.

Получение такового обусловлено наличием у физического лица места жительства в Российской Федерации (с п. 3 ст. 8 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Как уже было указано, ч. 1 ст. 22 Закона № 129-ФЗ предписывает, что при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя иностранного гражданина или лица без гражданства, такое лицо должно представить в регистрирующий орган копию документа, подтверждающего его право временно или постоянно проживать в Российской Федерации.

Понятие места жительства иностранного гражданина в Российской Федерации определено Федеральным законом № 109-ФЗ от 18.07.2006 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» − это жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин зарегистрирован после получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство (ст. 2, 16)

Место пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации Закон № 109-ФЗ определяет как жилое помещение, не являющееся местом жительства, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства находится.

Таким образом, законодательство, регулирующее правовое положение иностранных граждан различает, правовые категории «место жительства» и «место пребывания».

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документом, подтверждающим временное проживание иностранного лица в Российской Федерации, является разрешение на временное проживание, оформляемое применительно к иностранному гражданину в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина. Документом, подтверждающим право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации, является вид на жительство.

Как следует из материалов дела, Казенова Е.Л. представила в регистрирующий орган копию свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации ВУ № 0225840 от 22.12.2014 и отрывную часть к бланку уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания. Данные документы подтверждают законность пребывания иностранного лица, на что прямо в них указано. Поэтому рассматривать их в качестве подтверждающих право Казеновой Е.Л. временно проживать в Российской Федерации у суда первой инстанции оснований не имелось.

Применение судом первой инстанции положений п. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которому порядок, что иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу или патента, не распространяется на иностранных граждан, признанных беженцами, а также получивших временное убежище на территории Российской Федерации, также не может быть признано обоснованным.

Указанная норма регулирует трудовую деятельность иностранных граждан, которую Закон № 115-ФЗ определяет как работу на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (ст. 2). В то время как деятельность в качестве предпринимателя (предпринимательская) предусматривает самостоятельное вступление лица в гражданский оборот от своего имени, и получение статуса предпринимателя требует регистрации в этом качестве в установленном порядке.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия признает действия Инспекции по отказу Казеновой Е.Л. в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя соответствующими Федеральному закону от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Требование Казеновой Е.Л. о признании незаконным решения Управления об отказе в удовлетворении жалобы на действия регистрирующего органа № 11-29/0973 от 22.05.2015 обоснованно оставлено судом без удовлетворения, применительно к правовой позиции, изложенной в пункте 75 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой налогового кодекса РФ». Факты нарушения процедуры принятия оспариваемого решения Управления, либо выхода последнего за пределы своих полномочий, в ходе рассмотрения дела судом не установлены.

Расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 АПК РФ относится на заявителя по делу.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.01.2016 по делу № А14-11359-2015 отменить.

В удовлетворении заявленных Казеновой Еленой Леонидовной требований отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                        Н.А. Ольшанская

Судьи                                                                                 В.А Скрынников

                                                                                            М.Б. Осипова