27 мая 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)36-32-71, факс (4872)36-20-09
e-mail:info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Тула | Дело № А62-6318/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 27.05.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Можеевой Е.И., судей Токаревой М.В. и Дайнеко М.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Антоновой А.В., при участии в судебном заседании до перерыва (15.05.2013) от уполномоченного органа – ФИО1 (доверенность серии 67 АА № 0466509 от 26.03.2013), в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, после перерыва (20.05.2013) в отсутствии лиц, участвующих в деле о банкротстве, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу временного управляющего закрытого акционерного «ТАСИС-АГРО+» (Смоленская область, г. Сычёвка, ОГРН <***>, ИНН <***>) ФИО2 на определение Арбитражного суда Смоленской области от 17.01.2013 по делу № А62-6318/2012 (судья Молокова Е.Г.), установил следующее.
Определением суда от 15.11.2012 года в отношении закрытого акционерного общества «ТАСИС-АГРО» (далее – общество, должник) введена процедура банкротства – наблюдение.
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области 20.12.2012 обратилась с заявлением об установлении и включении в реестр требований кредиторов должника требования в сумме 3 904 506 рублей 06 копеек.
Определением суда от 17.01.2013 заявление удовлетворено. Судебный акт мотивирован доказанностью и обоснованностью размера заявленных требований.
В жалобе временный управляющий общества просит определение отменить, производство по требованию уполномоченного органа прекратить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что обязанность должника по уплате обязательных платежей, недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам, указанным в требовании, возникла после возбуждения дела о банкротстве, соответственно, данные платежи являются текущими и не подлежат включению в реестр требований кредиторов должника. Отмечает, что требование, касающееся исполнительского сбора, также относится к текущим платежам и у уполномоченного органа отсутствуют полномочия на представление интересов Управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель уполномоченного органа возражал против доводов апелляционной жалобы.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 15.05.2013 объявлен перерыв до 20.05.2013.
После объявленного перерыва судебное заседание продолжено.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что определение подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленным федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии со статьей 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд должнику или временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Сведения о введении наблюдения в отношении должника опубликованы в газете «Коммерсантъ» 24.11.2012.
Соответственно, заявление о включении требований в реестр требований кредиторов должника подано уполномоченным органом в срок, установленный статьей 71 Закона о банкротстве.
Как усматривается из материалов дела, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам в сумме 2 592 679 рублей 70 копеек, в том числе основной долг – 2 230 176 рублей 98 копеек, пени – 273 537 рублей 72 копейки, штраф – 88 965 рублей; задолженности по страховым взносам и пеням на обязательное пенсионное страхование в сумме 134 878 рублей 76 копеек, в том числе страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии – 77 087 рублей 60 копеек, пени на страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии – 27 396 рублей 46 копеек, страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии – 6 176 рублей 99 копеек, страховые взносы в ФФОМС – 16 025 рублей 06 копеек, пени на страховые взносы ФФОМС – 2 505 рублей 98 копеек, пени на страховые взносы ТФОМС – 2 855 рублей 45 копеек; задолженности по исполнительскому сбору в сумме 1 176 947 рублей 60 копеек.
В обоснование заявленных требований уполномоченным органом представлены следующие доказательства: требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 06.11.2012 № 17422, от 17.10.2012 № 1100; решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика от 10.12.2012 № 2539, от 06.11.2012 № 2204; решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика от 20.11.2012 № 475, постановление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика от 20.11.2012 № 470, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.09.2012 № 25; требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 13.11.2012 № 07602140057079, от 13.07.2012 № 07602140038958, от 16.10.2012 № 07602140050949, от 16.10.2012 № 07602140050946, от 18.10.2012 № 07602140051450, от 03.12.2012 № 07602140060689; решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках от 27.11.2012 № 07602112 ВД 0018492, от 27.08.2012 № 076021 12 ВД 0014071, от 12.11.2012 № 076 021 12 ВД 0017293, от 12.11.2012 № 07602112ВД0017279, от 12.11.2012 № 07602112ВД 0017280, постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 12.10.2012.
В силу статьи 2 Закона о банкротстве под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» следует, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона о банкротстве требования, предъявленные по текущим платежам, не подлежат включению в реестр кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 « О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что текущими платежами являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от их срока исполнения не являются текущими ни в какой процедуре.
Если денежное обязательство или обязательный платеж возникли до возбуждения дела о банкротстве, но срок их исполнения должен был наступить после введения наблюдения, то такие требования по своему правому режиму аналогичны требованиям, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, поэтому на них распространяются положения новой редакции Закона о требованиях, подлежащих включению в реестр.
Указанные требования подлежат предъявлению только в деле о банкротстве в порядке, определенном статьями 71, 100 Закона о банкротстве.
В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 8 постановления Пленума от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» при применении положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать следующее.
В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогооблажения и налоговой базы.
Объект налогооблажения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям ил иным имеющим значение для налогооблажения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.
Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогооблажения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.
Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.
Пунктом 9 данного постановления Пленума установлено, что при решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из несколько отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), судам надлежит исходить из следующего. Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, тот этот авансовый платеж не является текущим.
Согласно информации, представленной уполномоченным органом суду апелляционной инстанции, задолженность по обязательным налоговым платежам, а именно: основной долг включает, в том числе: налог на добавленную стоимость в сумме 2 229 705 рублей 98 копеек, из нее: 2 226 631 рубль – начислено по результатам выездной налоговой проверки (решение № 25 от 28.09.2012), доначисление произведено за 1 квартал 2011 года (со сроками уплаты 20.04.2011, 20.05.2011, 20.06.2011), дата окончания налогового периода – 31.03.2011; 3074 рубля 98 копеек – начислено за 3 квартал 2012 года согласно налоговой декларации по НДС, срок уплаты 20.11.2012 и 20.12.2012, дата окончания налогового периода – 30.09.2012; 471 рубль – платеж по налогу на имущество за 9 месяцев 2012 года, срок уплаты 30.10.2012, дата окончания налогового периода – 30.09.2012; сумма пени включает, в том числе: 273 530 рублей – по результатам выездной налоговой проверки за 1 квартал 2011 года (решение № 25 от 28.09.2012), 7 рублей 72 копейки – по налогу на имущество; 88 965 рублей – штраф по налогу на добавленную стоимость по результатам выездной налоговой проверки за 1 квартал 2011 (решение № 25 от 28.09.2012).
В рассматриваемом случае обязанность по уплате доначисленного налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2011 в сумме 2 226 631 рубль, пени в сумме 273 537 рублей 72 копейки, штрафа в сумме 88 965 рублей наступила у налогоплательщика до принятия заявления о признании должника банкротом (21.09.2012) и введения в отношении него процедуры наблюдения (15.11.2012), следовательно, эти платежи не являются текущими и подлежат включению в реестр требований кредиторов должника.
Вместе с тем, обязанность по уплате налога на добавленную стоимость 3 квартал 2012 года и налога на имущество за 9 месяцев 2012 года в сумме 3 515 рублей 98 копеек, с учетом даты окончания налогового периода – 30.09.2012, наступила у налогоплательщика после принятия заявления о признании должника банкротом, соответственно, эти платежи являются текущими.
Поскольку текущие требования не подлежат рассмотрению в рамках дела о признании должника банкротом, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производство по указанным требованиям подлежит прекращению.
Отношения, в том числе связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (пункт 1 статьи 1 Закона).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18, пунктом 2 статьи 28 указанного закона плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно пункту 2 статьи 18 Закона № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
С организации, которой открыт лицевой счет, взыскание недоимки по страховым взносам производится в судебном порядке (пункт 4 статьи 18 Закона № 212-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 22 Закона № 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно пункту 4 статьи 22 Закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
В соответствии со статьей 25 Закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 10 Закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Пунктом 1 статьи 15 Закона № 212-ФЗ установлено, что сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункты 4 и 5 статьи 15 Закона № 212-ФЗ).
Согласно информации, представленной уполномоченным органом суду апелляционной инстанции, задолженность по страховым взносам и пеням на обязательное пенсионное страхование составила 134 878 рублей 76 копеек, в том числе: страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии за шесть и девять месяцев 2012 года – 77 087 рублей 60 копеек: за апрель 2012 (со сроком уплаты 15.05.2012) в сумме 15 121 рубль 10 копеек (задолженность 2923 рубля 52 копейки); за мая 2012 года (со сроком платежа 15.06.2012) в сумме 15 115 рублей 29 копеек; за июнь 2012 года (со сроком уплаты 16.07.2012) в сумме 15 205 рублей 25 копеек; за июль 2012 года (со сроком уплаты 15.08.2012) в сумме 16 133 рубля 36 копеек; за август 2012 года (со сроком уплаты 17.09.2012) в сумме 14 360 рублей 98 копеек; за сентябрь 2012 года (со сроком уплаты 15.10.2012) в сумме 13 349 рублей 20 копеек, дата окончания налогового периода 30.06.2012 и 30.09.2012 года; страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии за 9 месяцев 2012 года в сумме 6 176 рублей 99 копеек: за июль 2012 (со сроком уплаты 15.078.2012) в сумме 2060 рублей 72 копейки, за август 2012 (со сроком уплаты 17.09.2012) в сумме 2150 рублей 45 копеек, за сентябрь 2012 (со сроком уплаты 15.10.2012) в сумме 1965 рублей 82 копейки, дата окончания налогового периода 30.09.2012; страховые взносы в ФФОМС за шесть и девять месяцев 2012 года в сумме 16 025 рублей 06 копеек: за май 2012 года (со сроком уплаты 15.06.2012) в сумме 3946 рублей 86 копеек (задолженность 453 рубля 86 копеек), за июнь 2012 года (со сроком уплаты 16.07.2012) в сумме 3975 рублей 53 копейки, за июль 2012 года (со сроком уплаты 15.08.2012) в сумме 4217 рублей 72 копейки, за август 2012 (со сроком уплаты 17.09.2012) в сумме 3827 рублей 65 копеек, за сентябрь 2012 года (со сроком уплаты 15.10.2012) в сумме 3550 рублей 30 копеек, дата окончания налогового периода 30.06.2012 и 30.09.2012; на 21.09.2012 пени на страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии составляют – 27 396 рублей 46 копеек, пени на страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии – 2 831 рубль 22 копейки, пени на страховые взносы ФФОМС – 2 505 рублей 98 копеек, пени на страховые взносы ТФОМС – 2 855 рублей 45 копеек.
С учетом вышеизложенного, задолженность по уплате страховых взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии за период апрель – август 2012 года в сумме 63 738 рублей 40 копеек, задолженность по страховым взносам в пенсионный Фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии за период июль – август 2012 года в сумме 4 211 рублей 17 копеек; задолженность по страховым взносам в ФФОМС за период май – август 2012 года в сумме 12 474 рубля 76 копеек не является текущей и подлежат включению в реестр требований кредиторов должника.
Требование, касающееся суммы пеней, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, также не относится к текущим, поскольку штрафные санкции начислены на недоимку не являющуюся текущей. Вместе с тем, учитывая, что заявленный размер пени уполномоченным органом документально подтвержден только частично, а именно: в сумме 12 555 рублей 03 копейки – пени на страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии, 1 627 рублей 25 копеек – пени на страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии 1 912 рублей 17 копеек – пени на страховые взносы в ФФОМС, 2 844 рублей 86 копеек – пени на страховые взносы в ТФОМС, то указанное требование подлежит частичному удовлетворению в указанных размерах.
При этом,учитывая, что задолженность по страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в сумме 13 349 рублей 20 копеек; по страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 1 965 рублей 82 копейки; страховым взносам в ФФОМС в сумме 3550 рублей 30 копеек относится к текущей, производство в этой части требования также подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылки заявителя жалобы на то, что требования, касающиеся исполнительского сбора, относятся к текущим, и у уполномоченного органа отсутствуют полномочия на представление интересов Управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области, подлежат отклонению.
В данном случае судебный акт в части указанных требований судом первой инстанции не был принят. Как пояснил представитель уполномоченного органа, данное требование в настоящий момент рассматривается судом первой инстанции в рамках дополнительного решения.
В силу статьи 2 Закона о банкротстве уполномоченные органы вправе представлять в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
Согласно статье 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа; исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет; исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
Порядок распределения денежных средств, взысканных с должника в процессе исполнения требований, установлен в статье 110 данного Закона. По общему правилу, предусмотренному в этой норме права, исполнительский сбор взыскивается судебным приставом-исполнителем из денежной суммы, взысканной судебным приставом-исполнителем с должника после удовлетворения требований взыскателя имущественного характера в полном объеме.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 № 13-П разъяснил, что сумма исполнительского сбора относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера представляет собой санкцию штрафного характера и возлагает на должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве» также разъяснено, что исходя из определения понятия обязательного платежа, содержащегося в статье 2 Закона о банкротстве, исполнительский сбор относится к обязательным платежам. В силу того, что исполнительский сбор по своей природе носит характер штрафной санкции, такие требования удовлетворяются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
С учетом вышеизложенного сумма исполнительского сбора является штрафной санкцией, относится к обязательным платежам, требования по которым в рамках дела о банкротстве представляются уполномоченным органом, и подлежит включению в реестр требований кредиторов должника в предусмотренном в пункте 3 статьи 137 Закона о банкротстве порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необходимым определения от 17.01.2013 изменить, включить в третью очередь реестра требований кредиторов общества требования уполномоченного органа в сумме 2 226 631 рубль – задолженность по обязательным налоговым платежам, 63 738 рублей 40 копеек – задолженность по страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии; 4 211 рублей 17 копеек – задолженность по страховым взносам в пенсионный Фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии; 12 474 рубля 76 копеек – задолженность по страховым взносам в ФФОМС, 362 502 рубля 72 копейки – пени, штрафы по обязательным налоговым платежам, 12 555 рублей 03 копейки – пени на страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии, 1 627 рублей 25 копеек – пени на страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии, 1 912 рублей 17 копеек – пени на страховые взносы в ФФОМС, 2 844 рублей 86 копеек – пени на страховые взносы в ТФОМС; требования, касающиеся пеней, штрафов учитывать в третьей очереди реестра требований кредиторов общества как подлежащие удовлетворению после погашения основной суммы задолженности, в части требований о включении в реестр требований кредиторов общества задолженности по обязательным налоговым платежам в сумме 3 545 рублей 98 копеек; по страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в сумме 13 349 рублей 20 копеек; по страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 1 965 рублей 82 копейки; страховым взносам в ФФОМС в сумме 3550 рублей 30 копеек производство прекратить, в удовлетворении остальной части требований (пени) отказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Смоленской области от 17.01.2013 по делу № А62-6318/2012 изменить.
Включить в третью очередь реестра требований кредиторов закрытого акционерного общества «ТАСИС-АГРО+» (Смоленская область, г. Сычёвка, ОГРН <***>, ИНН <***>) требования Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области в сумме 2 226 631 рубль – задолженность по обязательным налоговым платежам, 63 738 рублей 40 копеек – задолженность по страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии; 4 211 рублей 17 копеек – задолженность по страховым взносам в пенсионный Фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии; 12 474 рубля 76 копеек – задолженность по страховым взносам в ФФОМС, 362 502 рубля 72 копейки – пени, штрафы по обязательным налоговым платежам, 12 555 рублей 03 копейки – пени на страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии, 1 627 рублей 25 копеек – пени на страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии, 1 912 рублей 17 копеек – пени на страховые взносы в ФФОМС, 2 844 рублей 86 копеек – пени на страховые взносы в ТФОМС.
При этом требования в части пеней, штрафов по обязательным налоговым платежам в размере 362 502 рубля 72 копейки, пеней на страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в размере 12 555 рублей 03 копейки, пеней на страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1 627 рублей 25 копеек, пеней на страховые взносы в ФФОМС в размере 1 912 рублей 17 копеек, пеней на страховые взносы в ТФОМС в размере 2 844 рублей 86 копеек учитывать в третьей очереди реестра требований кредиторов закрытого акционерного общества «ТАСИС-АГРО+» как подлежащие удовлетворению после погашения основной суммы задолженности.
Производство по требованию Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области о включении в реестр требований кредиторов закрытого акционерного общества «ТАСИС-АГРО+» (Смоленская область, г. Сычёвка, ОГРН <***>, ИНН <***>) задолженности по обязательным налоговым платежам в сумме 3 545 рублей 98 копеек; по страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в сумме 13 349 рублей 20 копеек; по страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 1 965 рублей 82 копейки; страховым взносам в ФФОМС в сумме 3550 рублей 30 копеек прекратить.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.И. Можеева
Судьи М.В.ТокареваМ.М. Дайнеко