ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-1029/2022 от 03.03.2022 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А09-4154/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 03.03.2022

Постановление изготовлено в полном объеме  04.03.2022

 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей  Большакова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамыриной Е.И.,                   при участии  от истца –  департамента сельского хозяйства Брянской области (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 10.01.2022                          № 3-2), от ответчика – индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (Брянская область, Дятьковский район, д. Будочки, ИНН <***>) – ФИО3 (доверенность от 28.10.2021), рассмотрев в судебном заседании, проводимом путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 на решение Арбитражного суда Брянской области от 01.12.2021 по делу № А09-4154/2021 (судья Пулькис Т.М.),

УСТАНОВИЛ:

департамент сельского хозяйства Брянской области (далее – департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением                                        к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (далее – глава КФХ ФИО2, ответчик) о взыскании                    3 311 502 руб. бюджетных средств, представленных в качестве гранта в целях реализации мероприятий «Развитие семейных животноводческих ферм».

Решением Арбитражного суда Брянской области от 01.12.2021 по делу                         № А09-4154/2021  исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с данным решением, глава КФХ ФИО2 обратился                       в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на отсутствие нарушений условий соглашения от 24.12.2018 № 26 и положений постановления Правительства Брянской области № 729-п от 26.12.2016. По мнению  главы КФХ ФИО2,                               им  не допущено нецелевое использование средств гранта на приобретение трактора                      и оборудования и достигнута цель получения и использования субсидии.

Податель жалобы указывает на то, что продавцами нарушены условия обязательства по поставке трактора и оборудования для животноводческой фермы                           в полном объеме, в связи с чем в настоящее время к ним заявлены исковые требования                о взыскании предварительной оплаты.

Также ответчик не согласен со взысканием с него 82 500 руб. субсидии                   за недостижение показателей результативности создания рабочего места.

Департамент в отзыве на  апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную           жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании   представители  сторон поддержали позиции по делу.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей  сторон, исследовав                  и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее,                 суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как следует из материалов дела,  06.12.2018 главой КФХ ФИО2                              в департамент подана заявка на участие в конкурсном отборе крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – КФХ) на право предоставления гранта на развитие семейных животноводческих ферм с предоставлением плана расходов проекта, включающим приобретение нетелей, оборудования для оснащения фермы на 18 голов КРС, приобретение тракторов.

По результатам рассмотрения заявок, поступивших от глав КФХ, на заседании конкурсной комиссии принято решение, оформленное протоколом заседания № 2                          от 20.12.2018, о признании главы КФХ ФИО2 участником мероприятия «Развитие семейных животноводческих ферм» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья                                 и продовольствия Брянской области» (2017-2020 годы), имеющим право на получение                  в 2018 году гранта на развитие семейных животноводческих ферм.

24.12.2018 между департаментом, ГКУ «Брянской области «Дятьковское районное управление сельского хозяйства» и главой КФХ ФИО2 (получатель) заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета в 2018 году субсидии в размере 5 000 000 руб. в целях финансового обеспечения затрат, связанных с мероприятием «Развитие семейных животноводческих ферм» (далее – Грант СЖФ) в рамках мероприятия «Содействие достижению целевых показателей региональных программ агропромышленного комплекса» (пункты 1, 2 соглашения) и исполнения постановление Правительства Брянской области от 26.12.2016 № 729-п «Об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование                            рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2017 – 2020 годы)».

На основании приказа департамента № 404 от 24.12.2018 бюджетные средства гранта в размере 5 000 000 руб. перечислены на лицевой счет главы КФХ ФИО2 Управления Федерального казначейства по Брянской области, что подтверждается платежным поручением № 2338417 от 27.12.2018.

11.01.2021 ответчиком представлен в департамент отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых являются средства гранта, в соответствии с которым КФХ ФИО2 приобретены: нетели в количестве 5 ед. на сумму 208 872 руб., нетели в количестве 5 ед. на сумму 230 760 руб., трактор «Беларус 82.1» стоимостью 1 002 000 руб., трактор «Беларус 1221.2-220» стоимостью 2 269 002 руб., оборудование для животноводческой фермы стоимостью 960 000 руб., а также документы о достижении значений показателей результативности и копии отчетных документов по созданию в году получения гранта трех новых рабочих мест.

Неиспользованный остаток гранта в сумме 329 366 руб. возвращен главой КФХ ФИО2 в доход областного бюджета, что подтверждается платежным поручением от 24.12.2020 № 1

Истец, полагая неисполненными главой КФХ ФИО2 условий предоставления гранта, выразившихся в нарушении обязательства по выполнению показателей результативности по созданию рабочего места (82 500 руб. субсидии), отсутствие доказательств приобретения трактора «Беларус 1221.2-220» в размере 2 269 002 руб. и оборудования для животноводческой фермы стоимостью 960 000 руб., обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте сельского хозяйства Брянской области, утвержденного Указом губернатора Брянской области от 29.01.2013               № 67, департамент является исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим государственное регулирование в агропромышленном комплексе области, обеспечивающим проведение на территории области единой государственной аграрной политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.

Департамент осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, направляемых на финансирование программ и мероприятий подведомственной сферы деятельности в соответствии с законом Брянской области об областном бюджете               на соответствующий финансовый год, утверждает и доводит до распорядителей                              и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств (пункты 2.1.11, 2.1.12 Положения).

В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы                                 и безвозмездные поступления. К безвозмездным поступлениям относятся дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования (пункт 4 статьи 41 БК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам                                   (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам                       (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 – 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми                                  в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу положений пункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ порядок возврата субсидий                  в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных                                       при их предоставлении должны определять нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам                                   (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг.

Таким образом, государственному органу субъекта Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок и условия предоставления субсидий за счет средств областного бюджета, а также средств, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета на создание собственного бизнеса.

В целях предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Брянской области постановлением Правительства Брянской области № 729-п от 26.12.2016 (далее – Постановление № 729-п) утверждена Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2017-            2020 годы)».

В 2018 году департаментом реализовывалось одно из мероприятий Государственной программы мероприятие «Развитие семейных животноводческих ферм» в форме предоставления грантов сельскохозяйственным товаропроизводителям Брянской области, являющимся главами крестьянских (фермерских) хозяйств, деятельность которых на дату подачи заявки превышает 24 месяца со дня их регистрации, в целях развития семейных животноводческих ферм по следующим направлениям: разработка проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкция или модернизация животноводческих ферм; строительство, реконструкция или модернизация производственных объектов по переработке продукции животноводства; комплектация семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж; приобретение сельскохозяйственных животных.

В приложении № 13 постановления Правительства Брянской области № 729-п                     от 26.12.2016 (в редакции от 09.11.2018, действовавшей в период спорных отношений) утвержден Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Брянской области, которым установлены требования                                    к получателям грантов, цели, условия и порядок предоставления грантов в 2018 году.

Из пункта 4 приложения № 13 Постановления № 729-п следует, что главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на выплату субсидий, указанных                 в пункте 2 настоящего Порядка, является департамент сельского хозяйства Брянской области, который организует работу по предоставлению субсидий на основании соглашений о предоставлении субсидии, заключаемых между департаментом, государственными казенными учреждениями Брянской области – районными управлениями сельского хозяйства и сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Положениями подраздела 3.5 Приложения № 13 Постановления № 729-п «Мероприятие «Развитие семейных животноводческих ферм» установлены требования (условия) при соблюдении, которых предоставляется грант, а также обязательства главы хозяйства по использованию гранта.

Положением пункта 3.1.13. подраздела 3.5 Приложения № 13 Постановления                     № 729-п предусмотрена обязанность главы хозяйства использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет главы хозяйства и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие семейной животноводческой фермы.

Имущество, приобретаемое семейной животноводческой фермой с участием средств гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, обмену или взносу                  в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 5 лет со дня получения гранта.

В силу пункта 3.1.14. хозяйство планирует создание не менее трех новых постоянных рабочих мест в году получения гранта. При этом заявитель обязуется сохранить созданные новые постоянные рабочие места в течение не менее 5 лет после получения гранта (п. 3.1.15. подраздела 3.5 Приложения № 13 Постановления № 729-п).

Получатели грантов на развитие семейной животноводческой фермы в сроки, установленном соглашением, заключенным с департаментом, направляют в департамент документы о целевом использовании полученного гранта (пункт 5.1). При этом                             для комплектации ферм оборудованием и техникой такими документами являются: копии договоров на приобретение техники или оборудования, копии договоров (контрактов)                    на проведение работ по монтажу оборудования; копии актов о приемке выполненных работ по монтажу оборудования (форма КС-2); копии справок о стоимости выполненных работ и затрат по монтажу оборудования (форма КС-3); копии документов, подтверждающих оплату оборудования и техники (копии платежных поручений, квитанции к приходным кассовым ордерам, копии чеков).

Из материалов дела усматривается, что в рассматриваемом случае грант в размере 5 000 000 руб. предоставлен ответчику на условиях соглашения № 26 о предоставлении субсидии из областного бюджета, заключенного 24.12.2018 с департаментом.

Как следует из пунктов 1.1, 3.1.1, 3.3 соглашения грант из средств областного бюджета предоставлялся главе КФХ ФИО2 исключительно на цели финансового обеспечения затрат получателя на мероприятия по развитию семейных животноводческих ферм с обязательством получателя обеспечения показателей результативности получения субсидии (п.4.50), предоставления отчета и документов по расходованию,                                   а также возврата в областной бюджет средств субсидии при наличии фактов нарушений                 и применения к получателю штрафных санкции (пункты 4.5.9.1, 4.5.10 соглашения).

В качестве документов, подтверждающих выполнение главой КФХ показателя результативности, а именно создание не менее трех новых постоянных рабочих мест                      в году получения Гранта СЖФ, главой КФХ ФИО2 в отдел департамента представлен отчет от 14.01.2019 и документы о трудоустройстве (приказы, трудовые книжки) гражданина ФИО4 на должность скотника (приказ от 26.12.2018 № 3), гражданина ФИО5 на должность тракториста (приказ от 26.12.2018 № 2), гражданина ФИО6 на должность менеджера по продажам (приказ                             от 01.02.2018 № 1).

Как установлено судом (т. 1 л.д. 42, 49), одно рабочее место из трех создано 01.02.2018 задолго до подачи заявки на получение гранта (06.12.2018).

Таким образом, как справедливо заключил суд первой инстанции, создание данного рабочего места не отвечает требованиям положения пункта 3.1.14 подраздела 3.5 Приложения № 13 Постановления № 729-п, не является планируемым в качестве нового при получении гранта, так как создано до волеизъявления главы КФХ ФИО2                      на участие в отборе для получения субсидии. В спорном случае обязательство                                   по созданию новых рабочих мест возникло у ответчика после заключения им соглашения от 24.12.2018 № 26.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае главой КФХ ФИО2 нарушены обязательства по достижению показателей результативности в создании новых рабочих мест, в связи с чем подлежит взысканию с ответчика субсидия (штраф) в размере                         82 500 руб., рассчитанная по правилам пункта 4.1.9 соглашения о предоставлении субсидии № 26, заключенного 24.12.2018 между истцом и департаментом.

Кроме того, как следует из материалов дела, между главой КФХ ФИО2 (покупатель) и ООО «АгроСнабжение» (поставщик) заключен договор от 27.03.2019                        № 348/19 на поставку трактора «Беларус 1221.2-220» стоимостью 3 781 670 руб.        (пункт 1.1 договора, т. 1 л.д. 133-135).

Порядок оплаты товара в пункте 2.1 договора предусматривает оплату в размере  40 % от общей цены товара – 1 512 668 руб. за счет собственных средств покупателя производится в течение 10 банковских дней с момента подписания сторонами договора,                 и в размере 60 % – 2 269 002 руб. – в течение 3 банковских дней с момента получения товара на основании данного договора и товарно-транспортной накладной, подписанной обеими сторонами.

Из пояснений ответчика следует, что указанный выше товар фактически мог быть поставлен ООО «АгроСнабжение» на условиях предварительной оплаты. Вместе с тем такой порядок оплаты не соответствовал пункту 3.4. соглашения № 26, заключенного 24.12.2018 между ответчиком и департаментом, и пунктом 6 Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом                                 «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», утвержденных постановлением Правительства № 1722 от 30.12.2017, предусматривающего оплату казначейством фактически поставленных товаров                             при условии предоставлении документов.

Для этой цели между главой КФХ ФИО2 и ООО «Агроснабжение» составлена товарно-транспортная накладная (т. 2 л.д.20) от 01.04.2019, подтверждающая документальную поставку трактора «Беларус-1221.2-220», без ее фактического осуществления, что явилось основанием для перечисления 01.04.2019 платежным поручением № 1 УФК по Брянской области 2 269 002 руб. за КФХ ФИО2                         на расчетный счет ООО «Агроснабжения» (т. 1 л.д.136).

Однако, получив сумму предварительной оплаты, продавец поставку трактора «Беларус 1221.2-220» ответчику не произвел.

Аналогично, заключая договор 25.04.2019 на поставку молочного оборудования                   (т. 1 л.д. 129-131) глава КФХ ФИО2 и ООО «МолСнаб» согласовали в пунктах 2.1, 2.2 оплату товара в размере 1 600 000 руб. в течение 10 дней с момента отгрузки товара.

29.04.2019 ответчиком подписана товарная накладная № 18 (т. 2 л.д. 21), подтверждающая поставку оборудования от ООО «МолСнаб», без его фактической поставки, что явилось основанием для перечисления УФК платежным поручением                       от 29.04.2019 № 1 денежных средств в размере 960 000 руб. на расчетный счет                            ООО «МолСнаб» (т. 1  л.д.132).

Поставка в полном объеме и монтаж оборудования поставщиком не произведены.

Довод ответчика, продублированный в апелляционной жалобе, о принятии мер                 по возврату бюджетных средств субсидии (обращение в правоохранительные органы                      о возбуждении уголовного дела по части 5 статьи 159 УК РФ в отношении                                 ООО «АгроСнабжение», в арбитражные суды с заявлением о включении требований                     в размере 2 269 002 руб. в реестр требований кредиторов должника                                             ООО «АгроСнабжение», с исковым заявлением к ООО «МолСнаб» об исполнении обязательств), правомерно отклонен судом первой инстанции в виду следующего.

Из анализа статей 1, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации следует,                     что юридические лица и индивидуальные предприниматели свободны в заключении договора, что означает свободный выбор стороны договора, условий договора, волеизъявления на его заключение на определенных сторонами условий, а также выбор контрагента. Участники гражданского оборота, являясь субъектами предпринимательской деятельности, имеющей рисковый характер, несут риск наступления неблагоприятных последствий.

Таким образом, выбор контрагентов и условий заключаемых договоров зависел                  от главы КФХ ФИО2, который должен был осознавать условия заключаемых                     им договоров, а также понимать последствия их неисполнения.

Кроме того, в действиях главы КФХ ФИО2, выразившихся в подписании товарных накладных без факта поставки техники и предоставлении их к УФК по Брянской области для целей перечисления средств субсидии, усматриваются признаки заведомо недобросовестного поведения и злоупотребление своими правами.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции  соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае ответчиком в нарушение условий соглашения от 24.12.2018 №26 и положений постановлением Правительства Брянской области № 729-п от 26.12.2016 допущено нецелевое использование средств гранта на приобретение трактора и оборудования,                   не достигнута цель (показатели результативности) получения и использования субсидии.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу                      об обоснованности заявленных департаментом исковых требований о взыскании бюджетных средств, предоставленных в качестве субсидий, в связи с чем правомерно взыскал с  главы КФХ ФИО2 в пользу истца 3 311 502 руб. средств субсидии.

Доводы заявителя жалобы об отсутствие с его стороны нарушений условий соглашения от 24.12.2018 № 26 и положений постановления Правительства Брянской области № 729-п от 26.12.2016, отклоняются судом апелляционной инстанции,                                 как противоречащие материалам дела, а также основанные на неверном толковании положений настоящего соглашения, а также норм действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального                    и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами,                      что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии                 с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Поскольку определением суда апелляционной инстанции от 14.02.2022                              по настоящему делу главе КФХ ФИО2 предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы до принятия судебного акта по результатам ее рассмотрения, то с  ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3000 руб.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Брянской области от 01.12.2021 по делу № А09-4154/2021     оставить без изменения, а апелляционную жалобуиндивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Рыбкина Юрия Борисовича –                                без удовлетворения.

Взыскать синдивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (Брянская область, Дятьковский район, д. Будочки, ОГРНИП<***>, ИНН<***>) в доход федерального бюджета                         3000 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа    в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.                                  В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

                  В.Н. Стаханова

                  ФИО7

                  Е.Н. Тимашкова