ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1
www.20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело №А23-5687/09А-3-284
08 апреля 2010 года
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дорошковой А.Г.,
судей Стахановой В.Н., Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Солдатовой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-1089/2010) индивидуальных предпринимателей ФИО1 и Спирина Евгения Сергеевича
на решение Арбитражного суда Калужской области от 21.01.2010
по делу №А23-5687/09А-3-284 (судья Носова М.А.), принятое
по заявлению ИП ФИО1 и ИП ФИО2
к администрации города Обнинска
о признании незаконным установленного ограничения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений в чертеже градостроительного плана земельного участка №RU40302000-47/09,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителей: ИП ФИО1, паспорт выдан ОВД г. Обнинска Калужской области 23.03.2005, ФИО3 - по доверенности от 10.11.2009 №40-01/312179, ФИО4 – по доверенности от 10.11.2009,
от ответчика: ФИО5, заместитель главного архитектора, доверенность от 11.01.2010 №01-23/17, ФИО6, юрист-главный специалист, доверенность от 22.12.2009 №01-23/2783,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальные предприниматели ФИО1 и ФИО2 обратились с заявлением к администрации города Обнинска о признании незаконным установленного ограничения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений в чертеже градостроительного плана земельного участка №RU40302000-47/09, просили обязать внести изменения (выполнить корректировку) в чертеж градостроительного плана земельного участка №RU40302000-47/09 в соответствии с установленными с требованиями.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 21.01.2010 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, индивидуальные предприниматели подали апелляционную жалобу, в которой просят его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Как следует из материалов дела, на основании заявления индивидуальных предпринимателей ФИО1 и ФИО2 администрацией города Обнинска изготовлен и постановлением от 22.07.2009 №993-п (т.1 л.д.9) утвержден градостроительный план земельного участка под здание аптеки и магазина продовольственных и непродовольственных товаров в кадастровым номером 40:27:030302:50, расположенного по адресу: <...> № RU40302000-47/09 (т.1 л.д. 128-133). Площадь земельного участка составляет 3 163 кв.м. Чертеж градостроительного плана земельного участка разработан Управлением архитектуры и градостроительства в 2009 году на топографической основе, выполненной МП «УКС города» в 2007 году.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Обнинск», утвержденными решением Обнинского городского Собрания 12.03.2007 №01-40, установлен градостроительный регламент рассматриваемого земельного участка – зона застройки многоэтажными домами (Ж-3).
На чертеже градостроительного плана земельного участка (приложение №1, т.1 л.д. 129) штриховкой выделено действие публичного сервитута, установленного администрацией города Обнинска 22.12.2008 №1998-п (т.1 л.д. 95). Место возможного размещения здания аптеки и магазина указано штриховкой №2.
В границах земельного участка указан объект капитального строительства №1 – здание аптеки и магазина продовольственных и непродовольственных товаров с инвентаризационным или кадастровым номером 40:27:03 03 02:0050:3197/1:1000, технический паспорт КП БТИ инвентарный номер 3197.
30 июля 2009г. предприниматели обратились в администрацию с заявлением о внесении изменений в чертеж градостроительного плана земельного участка, установив размеры отступов от границ земельного участка до мест допустимого размещения зданий, сооружений в соответствии с градостроительными и техническими регламентами в области архитектуры градостроительства (т.1 л.д.17).
Получив отказ администрации от 11.09.2009 о пересмотре условий градостроительного плана земельного участка (т.1 л.д.16 ФИО1 и ФИО2 обратились с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Предприниматели просили обязать администрацию внести в вышеуказанный градостроительный план следующие изменения: 1) в соответствии с табл.8 СНиП 2.07.01-90 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» отступ от границы проезжей части второстепенного проезда (со стороны жилого дома по пр. Маркса, 57) до мест размещения зданий, строений, сооружений на участке вместо 5 метров уменьшить до 0,75 м, равной ширине тротуара; 2) исключить треугольник видимости, установленный со стороны жилого дома по пр. Маркса, 57 с нарушением п.6.23* СНиП 2.07.01-89; 3) в соответствии с требованиями пунктов 1 и 3 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ минимальное расстояние от торца жилого дома по пр. Маркса, 57 до мест размещения зданий, строений, сооружений с 8 метров уменьшить до 4,8 м; 4) исключить ограничение зоны мест размещения зданий, строений, сооружений с южной стороны (со стороны проезда вдоль жилого дома по пр. Маркса, 53) створом соседнего жилого дома №57 по пр. Маркса.
Суд апелляционной инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как установлено ч. 1 ст. 198 АПК РФ, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решения, действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых ненормативных актов, решений и действий (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Возражая против определения ограничений места допустимого размещения строения, заявители указали, что введенные ограничения не позволят им использовать земельный участок в полном объеме при реконструкции существующего объекта недвижимости.
Состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования муниципального образования, устанавливаются Градостроительным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Проект планировки территории является основой для разработки пректов межевания территорий.
После проведения планировки территории и ее межевания готовятся градостроительные планы земельных участков. Эта деятельность осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Частью 3 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Форма градостроительного плана утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 №840.
Заполнение данной формы должно осуществляться в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской федерации от 11.08.2006 №93.
Проект застройки 52 жилого микрорайона города Обнинска согласован решением Исполнительного комитета Обнинского городского Совета народных депутатов Калужской области от 04.09.1986г. №13-375 (л.д.55-57).
Градостроительный кодекс РФ (п.9 ст.1) вводит ограничение использования земельных участков посредством установления градостроительных регламентов, под которыми понимаются: устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются для каждой территориальной зоны и являются составляющими правил застройки – нормативно правового акта органа местного самоуправления, устанавливающего порядок градостроительной деятельности на соответствующих территориях. Данные правила разрабатываются на основе генерального плана населенного пункта (п.2 ст. 39, ст. 57 ГРК РФ).
Градостроительные регламенты в отличие от технических регламентов, определяют параметры и виды использования территории поселения в части застройки (внешнюю форму строительной деятельности в поселениях) и утверждаются актом органа местного самоуправления. Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Обнинск» утверждены решением Городского собрания от 12.03.2007 №01-40. Статьей 4 указанных Правил предусмотрено, что положения и требования градостроительных регламентов, содержащихся в настоящих Правилах, обязательны для соблюдения наряду с техническими регламентами, нормативами градостроительного проектирования и иными обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством.
Проект генерального плана г. Обнинска утвержден решением Исполкома Калужского областного Совета депутатов трудящихся от 03.12.1971г. №737.
С учетом изложенного рассматриваемые правоотношения регулируются положениями Градостроительного и Земельного кодексов и Правилами землепользования и застройки МО «Город Обнинск» от 12.03.2007г., содержащими отсылочную норму к техническим регламентам и иным обязательным требованиям в сфере проектирования, строительства и землепользования.
Оспаривая положения градостроительного плана в части включения в раздел 1 (чертеж градостроительного плана) обозначения минимальных отступов от границ земельного участка, предприниматели исходили от назначения проезда, имеющего второстепенное значение. С учетом этой категории проезда расчетной скоростью движения 30 км/час таблицей 8 СНиП 2.07.01-89 предусмотрена одна полоса движения шириной 3,5 м и ширина пешеходной части тротуара составляет 0,75 м.
Администрация признала проезд категорией основного значения с расчетной скоростью движения 40 км/час, поскольку проезд имеет 2 полосы шириной 2,75 каждая, и ширина тротуара составляет 1,0 метр.
Между тем пунктом 2.9 СНиП 2.07.01-89 установлены следующие требования: для подъезда к группам жилых зданий, крупным учреждениям и предприятиям обслуживания, торговым центрам следует предусматривать основные проезды, а к отдельно стоящим зданиям – второстепенные проезды, размеры которых следует принимать в соответствии с названной таблицей.
Рассматриваемый проезд предназначен для подъезда транспорта к жилым и общественным зданиям микрорайона, в том числе грузового транспорта к торговому центру, а также магазину «Копейка» (предприятиям обслуживания), расположенному в доме №65 в по пр. Маркса. Таким образом, по своему статусу он является основным проездом.
Кроме того заявителем не учтено, что при непосредственном примыкании тротуаров к стенам зданий, подпорным станкам или оградам их ширину следует увеличить не менее чем на 0,5 м (Примечания к табл. 8). Кроме того, статья 67 главы 15 «Требования пожарной безопасности при градостроительной деятельности» Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусматривает, что ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6 метров.
В силу пункта 1 статьи 40 ГК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Таким образом, суд обоснованно указал, что минимальные отступы от границ земельного участка в градостроительном плане определены с учетом существующего объекта недвижимости, доказательства того, что установление минимальных границ препятствует использованию земельного участка, в материалы дела не представлено.
В пределах треугольника видимости на нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог не допускается размещение зданий, сооружений, передвижных предметов (косков, фургонов, реклам, малых архитектурных форм и др.), деревьев и кустарников высотой более 0,5 м.
Согласно требованиям, предъявляемым пунктом 6.23* СНиП 2.07.01-89 условия треугольника видимости и размеры сторон треугольника на нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог, а также пешеходных переходах зависят от категории проезда и скорости движения по нему.
Поскольку рассматриваемый проезд является основным с условиями «транспорт-транспорт», то размеры сторон равнобедренного треугольника должны быть при скорости движения 40 км/ч 25 м, при скорости движения 60 км/ч – 40 метров. Поэтому заявитель неправомерно применил условия проезда «пешеход – транспорт» (по второстепенному проезду) с размером прямоугольного треугольника 8х40. Довод апелляционной жалобы о том, что согласно справке ГИБДД (л.д.71) скорость движения транспортных средств на дворовой территории составляет не более 20 км/час, следует признать необоснованным, поскольку основным критерием для определения категории проезда, что в конечном итоге влияет на треугольник видимости, является не скорость движения, а назначение проезда.
Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями установлены таблицей 11 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ в зависимости от степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности. В свою очередь степень огнестойкости здания определяется огнестойкостью его строительных конструкций. Класс конструктивной пожарной безопасности здания определяется степенью участия строительных конструкций в развитии пожара и образовании его опасных факторов (п.5.17 СНиП 21-01-97*). Данные характеристики устанавливаются при проектировании здания, строения, сооружения. В соответствии с проектной документацией и техническим решением, принятым в процессе строительства, здание №65в по пр. Маркса имеет 11 степень огнестойкости и СО-класс конструктивной пожарной безопасности здания.
Суд апелляционной инстанции полагает, что противопожарное расстояние с учетом имеющегося жилого дома (№ 65в) и реконструируемым заявителем объектом недвижимости находится в прямой связи от степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности возводимого строения. Поэтому, как верно указал суд первой инстанции, в отсутствие архитектурно-планировочного задания, рассмотрение по существу разногласий по исследуемым параметрам преждевременно.
Ограничение зона места размещения зданий, строений, сооружений с южной стороны створом соседнего жилого дома по пр. Маркса, 57 основано на проекте застройки микрорайона, согласованного решением Исполнительного комитета Обнинского городского Совета народных депутатов Калужской области от 04.09.1986г. №13-375. Архитектурно-планировочное решение и объемно-пространственная композиция, предусмотренные проектом детальной планировки в общем плане застройки поселения в рамках градостроительной деятельности, отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
С учетом изложенного арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что градостроительный план земельного участка №RU40302000-47/09 составлен администрацией в рамках ее полномочий в соответствии с установленной формой и имеющейся инструкцией, а также с учетом баланса частных и публичных интересов.
Дело рассмотрено в судебном заседании 30.04.2010г., продолжено после перерыва - 06.04.2010г.
Руководствуясь п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской от 21.01.2010 по делу №А23-5687/09А-3-284 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий А.Г. Дорошкова
Судьи В.Н. Стаханова
Е.Н. Тимашкова