ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А62-8586/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 24.03.2021
Постановление изготовлено в полном объеме 31.03.2021
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Ю.Н., при участии в судебном заседании отзаявителя – общества с ограниченной ответственностью «ТСЖ+Сервис» (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 10.09.2020), от заинтересованного лица – главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО2 (доверенность от 11.01.2021 № 001), ФИО3 (доверенность от 14.01.2021 № 002), рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТСЖ+Сервис» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.12.2020 по делу № А62-8586/2020 (судья Еремеева В.И.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «ТСЖ+Сервис» (далее – ООО «ТСЖ+Сервис», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области к главному управлению «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» (далее – управление, жилищная инспекция) с заявлением об отмене постановления о назначении административного наказания от 22.09.2020 № 249.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 30.12.2020 постановление управления о назначении административного наказания 22.09.2020 № 249 признано незаконным и изменено в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей, к обществу применено административное наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «ТСЖ+Сервис» обжаловало его в апелляционной порядке.
Управление возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании приказа начальника управления от 30.04.2015 № 108/ОЛ «ООО «ТСЖ+Сервис» предоставлена лицензия от 30.04.2015 № 080 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Приказом от 15.05.2015 № 108/ПЛ в реестр лицензий (перечень адресов многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами) включен многоквартирный дом (МКД) № 29 по ул. Дохтурова в г. Смоленске.
В соответствии с пунктами 7, 8 повестки дня протокола № 1 общего собрания собственников помещений МКД № 29 по ул. Дохтурова в г. Смоленске от 29.04.2015 собственниками указанного многоквартирного дома принято решение о выборе способа управления управляющей организацией (УО) ООО ТСЖ+Сервис».
Пунктами 10, 11 указанного выше протокола утверждена плата за жилое помещение, а также порядок ее изменение, согласно которому плата регулируется не чаще одного раза в год и утверждается на общем собрании дома с учетом предложения управляющей организации. Причем, если собственники помещений дома не приняли решения на общем собрании дома об изменении платы за жилое помещение, то плата устанавливается ниже стоимости размера платы, установленного органом местного самоуправления, и не может быть изменена более чем на 10%.
Пунктами 4.1.3 договора управления от 01.05.2015 установлен размер платы за жилое помещение (включая плату за вывоз ТБО, за обслуживание лифтов, за услуги по обслуживанию внутридомовых и внутриквартирных газопроводов до вводного вентиля в помещении собственника) – 16 руб. 99 коп. за 1 кв.м. общей площади жилого (нежилого) помещения.
Согласно пункту 4.1.5 договора управления плата за жилое помещение регулируется не чаще одного раза в год и утверждается на общем собрании с учетом предложения УО. Если собственники не приняли решения об изменении размера платы за жилое помещение на общем собрании, то плата устанавливается УО не выше стоимости размера платы, установленного органом местного самоуправления, и не может быть изменена более чем на 10%.
Плата за жилое помещение считается измененной в соответствии с названным пунктом с даты, указанной в уведомлении, если собственники на общем собрании МКД до даты изменения платы работ (услуг), указанной в уведомлении, не приняли решение об отказе в изменении стоимости работ (услуг). Срок изменения платы работ (услуг), указанный в уведомлении об изменении платы, не может быть ранее 30 дней с момента направления такого уведомления с предложением по установлению нового размера платы за жилое помещение.
Уведомление об изменении размера платы за жилое помещение размещается на информационном стенде в подъезде дома, а также содержится в квитанции об оплате работ (услуг) за соответствующий месяц. В случае если уведомление об изменении платы работ (услуг) содержится в квитанции на оплату работ (услуг) за соответствующий месяц, то оплата соответствующей квитанции является доказательством факта получения уведомления с предложением УО об установлении нового тарифа (платы за жилое помещение).
Управление в рамках рассмотрения коллективного обращения от 17.08.2020 вх. № 02790 в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» по факту повышения управляющей организацией в одностороннем порядке тарифа на содержание и ремонт дома с 15 руб. за 1 кв.м до 16 руб. 50 коп. за 1 кв.м направило запрос в адрес ООО «ТСЖ+Сервис» с требованием предоставить ряд документов, необходимых для объективного и всестороннего рассмотрения обращения.
Изучив представленные материалы, инспектор в присутствии представителя общества по доверенности, выданной на право представлять интересы по делам об административный правонарушениям в главном управлении «Государственная жилищная инспекция Смоленской области», 14.09.2020 составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
О дате и времени рассмотрения административного дела общество извещено 14.09.2020.
Постановлением о назначении административного наказания от 22.09.2020 № 249 ООО «ТСЖ+Сервис» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с применением наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ) обращение гражданина – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Исходя из пунктов 1, 2 части 1 статьи 10 Закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение, запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия.
Как следует из положений частей 1, 2 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) и положения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 названной статьи.
Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 данного Кодекса. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.
Внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с частью 4.2 статьи 20 данного Кодекса, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки (часть 3 статьи 196 ЖК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
При поступлении в управление коллективного обращения жильцов многоквартирного дома № 29 по ул. Дохтурова в г. Смоленске (кв. № 21, 34, 37) в адрес ООО «ТСЖ+Сервис» был направлен запрос информации по фактам, указанным в обращении.
Положения Закона № 294-ФЗ регулируют отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, проводимых в виде плановых и внеплановых проверок.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, не допускается проведение внеплановых проверок и проверок исполнения ранее выданных предписаний, за исключением внеплановых проверок, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проверок исполнения ранее выданных предписаний о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры.
Таким образом, у управления отсутствовала возможность проведения внеплановой проверки и выдачи предписания об устранении нарушений требований жилищного законодательства.
Между тем, в данном случае административным органом в отношении общества не проводилось проверочных мероприятий, поскольку все действия по обнаружению данных, указывающих на наличие события правонарушения, и по возбуждению дела об административном правонарушении совершены административным органом в порядке, который предусмотрен КоАП РФ.
Поскольку правонарушение было обнаружено непосредственно должностным лицом административного органа, нормативные акты, регламентирующие порядок проведения внеплановых проверок, в данном случае не могут применяться к отношениям, связанным с привлечением к административной ответственности, и не отменяют фактическое основание наступления административной ответственности, так как вопросы возбуждения дела об административном правонарушения, составления протокола и порядка рассмотрения дела об административном правонарушении регулируются нормами КоАП РФ.
Изучив на основании коллективного обращения жильцов многоквартирного дома представленные по запросу материалы (письмо ООО «ТСЖ+Сервис» от 25.08.2020 исх. № 222, протокол № 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 29 по ул. Дохтурова в г. Смоленске от 29.04.2020, договор управления многоквартирным домом от 01.05.2015, заключенный между собственниками помещений в многоквартирном доме и ООО «ТСЖ+Сервис»), инспектор составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, в том числе обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 данной статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу части 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В силу пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), при определении размера платы за содержание жилого помещения управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения, а в случае, если размер такой платы превышает размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установленный органом местного самоуправления, – в том числе обоснование такого превышения, предусматривающее детализацию размера платы с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности их выполнения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя, в том числе, плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Согласно пункта 68 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354), информация об изменении тарифов (цен) и нормативов потребления коммунальных услуг доводится исполнителем до потребителя в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, если иной срок не установлен договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно подпункту «в» пункта 4 Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, к стандартам управления относится подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе:
разработка с учетом минимального перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее – перечень услуг и работ), а в случае управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом – формирование годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ);
подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) многоквартирного дома, а также осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, повышения его энергоэффективности;
обеспечение ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме с проектами подготовленных документов по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и пользования этим имуществом, а также организация предварительного обсуждения этих проектов.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1-6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Из материалов дела усматривается, что в уведомлениях управляющей организации от 27.03.2020, от 27.05.2020 о повышении тарифа на содержание и ремонт дома указано на необходимость проведения текущего ремонта со ссылкой на инфляцию, на раздел 4 договора управления, пункт 68 Правил № 354, на решение 54-й сессии Смоленского городского Совета V созыва от 28.06.2019 № 850 об утверждении тарифа на содержание и ремонт помещений дома.
В уведомлении управляющей организации от 27.03.2020 о повышении тарифа на содержание и ремонт дома предложено провести общее собрание собственников по вопросу установления экономически обоснованного размера платы за содержание жилого помещения – 17 руб. 22 коп. с 1 кв.м жилого помещения на основании решения 54-й сессии Смоленского городского Совета V созыва от 28.06.2019 № 850 с изменениями от 23.06.2020 № 1037.
В уведомлении от 27.03.2020 управляющая организация со ссылкой на пункт 4.1.5 договора управления указала на то, что в случае, если собственники не примут решение на общем собрании об изменении платы за жилое помещение, то плата будет установлена ниже предложенного и будет увеличена на 10% с 01.07.2020 по 30.06.2021 – 16 руб. 50 коп. с 1 кв.м общей площади помещения собственника.
Между тем, как верно указал суд области, в уведомлениях управляющей организации о повышении тарифа на содержание и ремонт дома не содержится расчета (сметы) в обоснование повышения тарифа на содержание жилого помещения с учетом конкретных финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием расценок требуемых работ, источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ), с учетом структуры тарифа на содержание и ремонт помещений дома.
Согласно пункту 3 указа губернатора Смоленской области от 18.03.2020 № 24 «О введении режима повышенной готовности» (в редакции на дату уведомления от 27.03.2020) на период с 19.03.2020 было запрещено проведение культурных, спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий.
Согласно пункту 3.1 указа губернатора Смоленской области от 18.03.2020 № 24 (в редакции на дату уведомления от 27.05.2020) запрещено проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных, публичных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах, на аттракционах и в иных местах массового посещения граждан.
Уведомления от 27.03.2020, от 27.05.2020 о повышении тарифа на содержание и ремонт дома направлены управляющей организации в период действующих запретов на проведение публичных мероприятий с очным присутствием граждан.
Ни собственниками, ни управляющей организацией общее собрание собственников заочно не инициировалось.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта нарушения обществом правил содержания общего имущества, выразившегося в необоснованном повышении тарифа на содержание и ремонт дома, и по праву отклонил довод общества о том, что произведенная им индексация соответствует пункту 4.1.5 договора управления МКД.
При таких обстоятельствах суд правомерно заключил, что обществом допущено ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, ненадлежащим образом исполнены обязанности по договору управления многоквартирным домом, предусмотренные частью 2 статьи 162 ЖК РФ, а, следовательно, при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом нарушены лицензионные требования, что образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения вышеуказанных нормативных требований, в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств невозможности соблюдения обществом данных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
На основании указанного суд обоснованно заключил о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Процедура производства по делу об административном правонарушении административным органом не нарушена, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания соблюдены, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом апелляционной инстанции не установлено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, а равно признаков малозначительности совершенного правонарушения, не выявлено. Срок давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ) не истек. Наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей назначено обществу в пределах санкции части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
В части довода общества о возможности замены административного штрафа на предупреждение (статья 4.1.1 КоАП РФ) суд области обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
В рассматриваемом случае такой совокупности не усматривается, поскольку незаконное повышение управляющей компанией тарифа на содержание и ремонт дома свидетельствует о причинении его жителям имущественного ущерба.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.12.2020 по делу № А62-8586/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Судьи | Д.В. Большаков Е.В. Мордасов Е.Н. Тимашкова |