ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула | Дело № А62-6883/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.05.2019
Постановление изготовлено в полном объеме 17.05.2019
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., при участии в судебном заседании от заявителя – закрытого акционерного общества «Олертра» (UAB Olertra) – ФИО1 (доверенность от 24.08.2018), ФИО2 (доверенность от 24.08.2018), от ответчика – Смоленской таможни (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО3 (доверенность то 15.01.2019), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.12.2018 по № А62-6883/2018 (судья Еремеева В.И.),
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество «Олертра» (UAB Olertra) (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Смоленской таможне (далее – таможня) о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административного наказания от 29.06.2018 № 10113000-1166/2018, от 13.07.2018 № 10113000-1310/2018, от 13.07.2018 № 10113000-1311/2018.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 24.12.2018 постановления Смоленской таможни о назначении административного наказания от 29.06.2018 № 10113000-1166/2018, от 13.07.2018 № 10113000-1310/2018, от 13.07.2018 № 10113000-1311/2018 признаны незаконными и отменены.
Не согласившись с решением суда, таможня обжаловала его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы указывает на то, что при принятии решения судом неверно истолкован пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 29.07.2015 № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».
Общество возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 29.06.2018 постановлением Смоленской таможни №10113000-1166/2018 общество привлечено к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением административного штрафа в размере 50 000 руб.
В ходе проведения административного расследования установлено, что 16.04.2018 в зону таможенного контроля т/п МАПП ФИО6 Курган Таганрогской таможни с территории РФ, прибыл а/м «Mercedes Benz» рег. № EOS 136 с полуприцепом «KRONE», рег. № DT200 под управлением гр-на Республики Литвы ФИО4, на котором вывозился товар с таможенной территорииЕвразийского экономического союза (ЕАЭС).
Согласно представленным товаросопроводительным документам – транзитной декларации № 11216404/100418/0142836, CMR № NL 2243035 от 06.04.2018, счету-фактуре серии 2018 № ВМ025 от 06.04.2018, ветеринарному сертификату от 06.04.2018 № 151352887 в грузовом отделении транспортного средства находился товар – сало свиное боковое замороженное, код ТН ВЭД ЕАЭС 0209, страна происхождения Нидерланды, вес брутто - 20586 кг; отправитель - «VION FOOD INTERNATIONAL», Нидерланды (по заказу UAB «Baltica шегх», Литва); получатель - ООО «Мастер-торг», Украина; перевозчик – УАБ «Олертра», Литва.
Товар – сало свиное боковое замороженное, код ТН ВЭД ЕАЭС 0209, страна происхождения Нидерланды, вес брутто – 20586 кг был помещен под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД № 11216404/100418/0142836 таможенным органом р. Беларусь ТПО Каменный Лог Гродненской таможни, место доставки - т/п МАПЛ ФИО6 Курган Таганрогской таможни.
В соответствии с отметкой должностного лица Россельхознадзора по Брянской и Смоленской области на сертификате от 06.04.2018 № 151352887 товар ввезен на территорию Российской Федерации 10.04.2018 через т/п Краснинский Смоленской таможни.
В рамках системы управления рисками принято решение о проведении таможенного досмотра товаров, перемещаемых в грузовом отделении автомобиля «Mercedes Benz» рег. № EOS 136, с полуприцепом «KRONE», рег. № DT200.
В ходе таможенного досмотра установлено, что на деревянных паллетах находятся брикеты с замороженным салом. Каждое грузовое место обтянуто упаковочной пленкой, на которой имеется маркировка со сведениями о производителе данного товара – «Вион Фуд ФИО5 Нидерланды», а также указаны отправитель, получатель и условия хранения. Количество грузовых мест и наименование товара соответствует заявленному в товаросопроводительных документах, фактический вес брутто составил 20 586 кг (АТД № 10319060/170418/000279).
Согласно перечню товар – сало свиное боковое замороженное, код ТН ВЭД ЕАЭС 0209101100, страной происхождения являются Нидерланды.
В рамках таможенного контроля было получено объяснение от водителя ФИО4, согласно которому 06.04.2018 в г. Ольст (Нидерланды) на складе, размещенном на территории фирмы отправителя «VION FOOD INTERNATIONAL», состав транспортных средств EOS136/DT200 был загружен товаром – сало свиное боковое замороженное, весом брутто 20 586 кг. При погрузке ФИО4 присутствовал, но находился все время в кабине транспортного средства, так как техника погрузки товара не предусматривает доступ водителя в грузовой отсек транспортного средства. После погрузки товара ФИО4 закрыл двери грузового отсека, при этом он видел, что в транспортное средство было погружено, судя по этикеткам на паллетах, замороженное сало. После окончания погрузки грузовой отсек транспортного средства был сразу опломбирован ветеринарной службой Нидерландов. После погрузки транспортного средства ФИО4 получил документы – CMR № NL 2243035 от 06.04.2018, инвойс серия 2018 № ВМ025 от 06.04.2018, ветеринарный сертификат № 151352887 от представителей отправителя. После погрузки ФИО4 направился на таможенный пост ТПО Каменный Лог Гродненской таможни (Республика Беларусь), там он подал имеющиеся у него документы для оформления процедуры таможенного транзита. Процедура таможенного транзита по ТД № /100418/0142836 была оформлена 10.04.2018. Местом доставки товара в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита был установлен таможенный пост МАПЛ ФИО6 Курган. На территорию РФ товар – сало свиное ввезен ФИО4 10.04.2018 на т/с рег. номер EOS136/DT200 в регионе деятельности Смоленской таможни по а/д M1. ФИО4 10.04.2018 подал имеющиеся у него транспортные документы и ветеринарный сертификат сотруднику ветеринарной службы Россельхознадзора по Брянской и Смоленской области в ППУ «Красна горка» на а/д M1. На ветеринарном сертификате сотрудником ветеринарной службы Россельхознадзора по Брянской и Смоленской области была проставлена отметка «въезд на территорию РФ 10.04.2018 19:00». О том, что товар – сало свиное боковое без шкуры, код ТН ВЭД 0209101100, страна происхождения Нидерланды запрещен к ввозу на территорию РФ в соответствии Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 и попадает в Перечень сельскохозяйственной продукции, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2015 № 625 ФИО4 не знал.
В соответствии с письмом директора УАБ «Олертра» Генрика Дайлидки от 25.04.2018 загрузка транспортного средства «Mercedes Benz» рег. № EOS136, с полуприцепом «KRONE», рег. № DT200 товаром – сало свиное боковое замороженное, весом брутто 20 586 кг, код ТН ВЭД ЕАЭС 0209101100, страна происхождения Нидерланды происходила 05.04.2018 на складе фирмы «VION FOOD INTERNATIONAL». При погрузке транспортного средства присутствовал водитель. CMR № NL 2243035 от 06.04.2018, инвойс серия 2018 № ВМ025 от 06.04.2018, ветеринарный сертификат № 151352887 были получены от представителя поставщика. Международной перевозке подлежал товар согласно инвойсу серия 2018 № ВМ025 от 06.04.2018. Водителю были даны указания следовать согласно пунктам, указанным в ветеринарном сертификате. О мерах по ограничению ввоза некоторых товаров на территорию РФ УАБ «Олертра» было известно. Водители перед рейсом получают инструкции о соблюдении законодательства и выполнения международных норм.
Непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, явилось поводом для возбуждения Ростовской таможней 19.10.2017 дела об административном правонарушении № 10319000-493/2018 по статье 16.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении № 10319000-493/2018 направлено в Смоленскую таможню для рассмотрения.
Согласно материалам дела товар, являющийся предметом административного правонарушения, убыл с территории РФ на территорию Украины.
Постановлением Смоленской таможни от 13.07.2018 № 10113000-1310/2018 общество было привлечено к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 50 000 руб.
В ходе проведения административного расследования установлено, что 09.05.2018 в зону таможенного контроля т/п МАПЛ Весело-Вознесенка Таганрогской таможни с территории РФ, прибыл а/м «Mercedes Benz» рег. № FRC009, с полуприцепом «KRONE», рег. № EJ900, под управлением гражданина Республики Литва - Еуданаса Иванаса, вывозящее товар с таможенной территории ЕАЭС.
Согласно представленным товаросопроводительным документам - транзитной декларации (далее ТД) № 11216404/070518/0156333, CMR № 2243498 от 02.05.2018, инвойсу серия 2018 № ВМ049 от 02.05.2018, ветеринарному сертификату от 02.05.2018 № 152809455, в грузовом отделении транспортного средства находился товар - свиное сало боковое без шкуры, код ТН ВЭД ЕАЭС 0209101100, страна происхождения Нидерланды, вес брутто – 20 416 кг. Отправитель - «VION FOOD INTERNATIONAL», Нидерланды (по заказу UAB «BALTICA MERX», Литва). Получатель - ООО «МАСТЕР-ТОРЕ» (Украина). Перевозчик - УАБ «Олертра», Литва.
Как следует из представленных перевозчиком УАБ «Олертра» товаротранспортных документов, товар - свиное сало боковое без шкуры, код ТН ВЭД ЕАЭС 0209101100, страна происхождения Нидерланды, вес брутто – 20 416 кг, был помещен под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД № 11216404/070518/0156333 таможенным органом Республики Беларусь - ПТО Каменный Лог Еродненской региональной таможни, место доставки - т/п МАГТП Весело-Вознесенка Таганрогской таможни.
В соответствии с отметкой должностного лица Россельхознадзора по Брянской и Смоленской области на сертификате от 02.05.2018 № 152809455 товар был ввезен на территорию Российской Федерации 07.05.2018 через Краснинский т/п Смоленской таможни.
В рамках системы управления рисками принято решение о проведении таможенного досмотра товаров, перемещаемых в грузовом отделении автомобиля «Mercedes Benz» рег. № FRC009, с полуприцепом «KRONE», рег. № EJ900.
В ходе таможенного досмотра установлено, что на деревянных паллетах находятся брикеты с замороженным салом. Каждое грузовое место обтянуто упаковочной пленкой, на которой имеется маркировка со сведениями о производителе данного товара - «VION FOOD INTERNATIONAL», Нидерланды, а также указаны отправитель, получатель и условия хранения. Количество грузовых мест и наименование товара соответствует заявленному в товаросопроводительных документах, фактический вес брутто составил 20 416 кг (АТД № 10319050/110518/000615).
В рамках таможенного контроля было получено объяснение от водителя Гуданаса Иванаса. Согласно его объяснению 02.05.2018 в г. Ольст, Нидерланды, на складе, размещенном на территории фирмы отправителя «VION FOOD INTERNATIONAL» в грузовой отсек т/с рег. № FRC009/EJ900 был загружен товар - свиное сало боковое без шкуры, весом брутто 20 416 кг. При погрузке ФИО7 присутствовал, но находился все время в кабине транспортного средства, так как техника погрузки товара не предусматривает доступ водителя в грузовой отсек транспортного средства. После погрузки товара водитель закрыл двери грузового отсека, при этом он видел, что в транспортное средство было погружено, судя по этикеткам на паллетах, замороженное сало. После погрузки транспортного средства ФИО7 получил документы - CMR от 02.05.2018 № 2243498, инвойс серия 2018 от 02.05.2018 № ВМ049, ветеринарный сертификат от 02.05.2018 № 152809455 от представителей отправителя. После погрузки ФИО7 направился на таможенный пост ПТО Каменный Лог Гродненской региональной таможни (Республика Беларусь), там он подал имеющиеся у него документы для оформления процедуры таможенного транзита. Местом доставки товара в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по ТД № 11216404/070518/0156333 был установлен таможенный пост МАПП Весело-Вознесенка. На территорию РФ товар - сало свиное ввезен ФИО7 07.05.2018 на т/с рег. FRC009/EJ900 в регионе деятельности Смоленской таможни по а/д M1. ФИО7 07.05.2018 подал имеющиеся у него транспортные документы и ветеринарный сертификат сотруднику ветеринарной службы Россельхознадзора по Брянской и Смоленской области в 11ПУ «Красна горка» на а/д M1. На ветеринарном сертификате сотрудником ветеринарной службы Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям была проставлена отметка «въезд на территорию РФ 07.05.2018». О том, что товар - свиное сало боковое без шкуры, код ТН ВЭД ЕАЭС 0209101100, страной происхождения которого являются Нидерланды, запрещен к ввозу на территорию РФ в соответствии Указом Президента РФ от 06.08.2014 № 560 и попадает в Перечень сельскохозяйственной продукции, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 и Постановлением Правительства РФ от 25.06.2015 № 625 ФИО7 не знал.
В соответствии с письмом директора УАБ «ОЛЕРТРА» от 15.05.2018 вх. № 0416 загрузка в грузовой отсек т/с рег. № FRC009/EJ900 товара - свиное сало боковое без шкуры, код ТН ВЭД ЕАЭС 0209101100, страна происхождения Нидерланды, вес брутто – 20 416 кг, происходила 02.05.2018 на складе фирмы «VION FOOD INTERNATIONAL». При погрузке транспортного средства присутствовал водитель. CMR № 2243498 от 02.05.2018, инвойс серия 2018 № ВМ049 от 02.05.2018, ветеринарный сертификат от 02.05.2018 № 152809455 были получены водителем от представителя поставщика. Международной перевозке подлежал товар согласно инвойсу серия 2018 № ВМ049 от 02.05.2018. Водителю были даны указания следовать согласно пунктам, указанным в ветеринарном сертификате. О мерах по ограничению ввоза некоторых товаров на территорию РФ УАБ «Олертра» было известно. Водители перед рейсом получают инструкции о соблюдении законодательства и выполнения международных норм.
Непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, явилось поводом для возбуждения Таганрогской таможней 15.05.2018 дела об административном правонарушении № 10319000-541/2018 по статье 16.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении № 10319000-541/2018 направлено в Смоленскую таможню для рассмотрения.
Согласно материалам дела товар, являющийся предметом административного правонарушения, убыл с территории РФ на территорию Украины.
Постановлением Смоленской таможни от 13.07.2018 № 10113000-1311/2018 УАБ «Олертра» привлечено к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 50 000 руб.
Как установлено в ходе проведения административного расследования, 09.05.2018 в зону таможенного контроля т/п МАЛИ Весело-Вознесенка Таганрогской таможни с территории РФ, прибыл а/м «Mercedes Benz» рег. № JSE365, с полуприцепом «KRONE», рег. № GC365, под управлением гражданина Республики Литва - Тубиса Збигневаса, вывозящее товар с таможенной территории ЕАЭС.
Согласно представленным товаросопроводительным документам – ТД № 11216404/040518/0155118, CMR № 2243440 от 30.04.2018, инвойсу серия 2018 № ВМ047 от 30.04.2018, ветеринарному сертификату от 30.04.2018 № 152783544, в грузовом отделении транспортного средства находился товар - свиное сало хребтовое без шкуры замороженное, код ТН ВЭД ЕАЭС 0209101100, страна происхождения Нидерланды, вес брутто – 20 119 кг. Отправитель - «VION FOOD INTERNATIONAL», Нидерланды (по заказу UAB «BALTICA MERX», Литва). Получатель - ООО «МАСТЕР-ТОРГ» (Украина). Перевозчик - УАБ «ОЛЕРТРА», Литва.
Как следует из представленных перевозчиком УАБ «ОЛЕРТРА» товаротранспортных документов, товар - свиное сало хребтовое без шкуры замороженное, код ТН ВЭД ЕАЭС 0209101100, страна происхождения Нидерланды, вес брутто – 20 119 кг, был помещен под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД № 11216404/040518/0155118 таможенным органом Республики Беларусь - ПТО Каменный Лог Гродненской региональной таможни, место доставки - т/п МАНИ Весело-Вознесенка Таганрогской таможни.
В соответствии с отметкой должностного лица Россельхознадзора по Брянской и Смоленской области на сертификате от 30.04.2018 № 152783544, товар был ввезен на территорию Российской Федерации 07.05.2018 через Краснинский т/п Смоленской таможни.
В рамках системы управления рисками принято решение о проведении таможенного досмотра товаров, перемещаемых в грузовом отделении автомобиля «Mercedes Benz» рег. № JSE365/GC365.
В ходе таможенного досмотра, установлено, что на деревянных паллетах находятся брикеты с замороженным салом. Каждое грузовое место обтянуто упаковочной пленкой на которой имеется маркировка со сведениями о производителе данного товара - «VION FOOD INTERNATIONAL», Нидерланды, а также указаны отправитель, получатель и условия хранения. Количество грузовых мест и наименование товара соответствует заявленному в товаросопроводительных документах, фактический вес брутто составил 20035 кг (АТД № 10319050/110518/000615).
Согласно Перечню товар - свиное сало хребтовое без шкуры замороженное, код ТН ВЭД ЕАЭС 0209101100, страна происхождения Нидерланды, является запрещенным к ввозу в Российскую Федерацию.
В рамках таможенного контроля было получено объяснение от водителя Тубиса Збигневаса. Согласно его объяснению 30.04.2018 в г. Ольст, Нидерланды, на складе, размещенном на территории фирмы отправителя «VION FOOD INTERNATIONAL» в грузовой отсек т/с рег. № JSE365/GC365 был загружен товар - свиное сало хребтовое без шкуры замороженное, страна происхождения Нидерланды, вес брутто – 20 119 кг. При погрузке Тубис 3. присутствовал, но находился все время в кабине транспортного средства, так как техника погрузки товара не предусматривает доступ водителя в грузовой отсек транспортного средства. После погрузки товара водитель закрыл двери грузового отсека, при этом он видел, что в транспортное средство было погружено, судя по этикеткам на паллетах, свиное сало хребтовое без шкуры замороженное. После погрузки транспортного средства Тубис 3. получил документы - CMR № 2243440 от 30.04.2018, инвойсу серия 2018 № ВМ047 от 30.04.2018, ветеринарному сертификату от 30.04.2018 № 152783544, от представителей отправителя. После погрузки Тубис 3. направился на таможенный пост ПТО Каменный Лог Гродненской региональной таможни (Республика Беларусь), там он подал имеющиеся у него документы для оформления процедуры таможенного транзита. Местом доставки товара в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по ТД № 11216404/040518/0155118 был установлен таможенный пост МАПП Весело-Вознесенка. На территорию РФ товар - свиное сало хребтовое без шкуры замороженное ввезен Тубисом 3. 07.05.2018 на т/с рег. № JSE365/GC365 в регионе деятельности Смоленской таможни по а/д M1. Тубис 3. 07.05.2018 подал имеющиеся у него транспортные документы и ветеринарный сертификат сотруднику ветеринарной службы Россельхознадзора по Брянской и Смоленской области в ППУ «Красна горка» на а/д M1. На ветеринарном сертификате сотрудником ветеринарной службы Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям была проставлена отметка «въезд на территорию РФ 07.05.2018». О том, что товар - свиное сало хребтовое без шкуры замороженное, код ТН ВЭД ЕАЭС 0209101100, страна происхождения Нидерланды, запрещен к ввозу на территорию РФ в соответствии Указом Президента РФ от 06.08.2014 № 560 и попадает в Перечень сельскохозяйственной продукции, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 и Постановлением Правительства РФ от 25.06.2015 № 625 Тубис 3. не знал.
В соответствии с письмом директора УАБ «Олертра» от 14.05.2018 вх. № 0413 загрузка в грузовой отсек т/с рег. № FRC009/EJ900 товара - свиное сало хребтовое без шкуры замороженное, код ТН ВЭД ЕАЭС 0209101100, страна происхождения Нидерланды, вес брутто – 20 119 кг, происходила 30.04.2018 на складе фирмы «VION FOOD INTERNATIONAL». При погрузке транспортного средства присутствовал водитель. CMR № 2243440 от 30.04.2018, инвойсу серия 2018 № ВМ047 от 30.04.2018, ветеринарному сертификату от 30.04.2018 № 152783544 были получены водителем от представителя поставщика. Международной перевозке подлежал товар согласно инвойсу серия 2018 № ВМ047 от 30.04.2018. Водителю были даны указания следовать согласно пунктам, указанным в ветеринарном сертификате. О мерах по ограничению ввоза некоторых товаров на территорию РФ УАБ «Олертра» было известно. Водители перед рейсом получают инструкции о соблюдении законодательства и выполнения международных норм.
Непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, явилось поводом для возбуждения Таганрогской таможней 15.05.2018 дела об административном правонарушении № 10319000-542/2018 по статье 16.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении № 10319000-542/2018 направлено в Смоленскую таможню для рассмотрения.
Согласно материалам дела товар, являющийся предметом административного правонарушения, убыл с территории РФ на территорию Украины.
Общество, не согласившись с постановлениями о назначении административных наказаний от 29.06.2018 № 10113000-1166/2018, от 13.07.2018 № 10113000-1310/2018, от 13.07.2018 № 10113000-1311/2018, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав на то, что Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» не распространяет свое действие на транзит товаров по территории Российской Федерации в адрес получателей в третьих странах.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Согласно части 1 статьи 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита – таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 143 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита для их перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза являются, в том числе соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» (далее – Закон № 281-ФЗ) специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения (часть 2 статьи 3 Закона № 281-ФЗ).
Таким образом, Российской Федерации, как государству - члену ЕАЭС, нормами международного договора предоставлено право введения ограничительных (запретных) мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, в одностороннем порядке.
В целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с Федеральными законами от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» и от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» принят Указ Президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», пунктом первым которого запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» Правительство Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации о применении специальных экономических мер устанавливает перечень конкретных действий, на совершение которых вводится запрет и (или) в отношении которых вводится обязанность совершения, и иных ограничений.
Несоблюдение правовых норм национального законодательства – Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560, Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 и от 24.06.2015 № 320, направленных на защиту экономики и интересов Российской Федерации, не могут вводить ограничения на внешнеэкономическую деятельность для третьих лиц, которые не относятся к государствам, против которых направлены санкции Российской Федерации, а следовательно, не распространяются на ввоз товаров на территорию Российской Федерации в режиме таможенного транзита.
В преамбуле Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 определено, что данный акт издан в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах». Данный Закон направлен на защиту экономики России, а не на введение ограничений для третьих стран даже в том случае, если товары, следующие из одного иностранного государства, в другое, перемещаются по территории Российской Федерации в режиме таможенного транзита.
Указом Президента Российской Федерации от 29.07.2015 № 391 были внесены изменения в Указ № 560, где в пункте 2 указано, что положения настоящего Указа не применяются в отношении товаров, ввезенных физическими лицами для личного пользования либо помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозимых в третьи страны, при условии подлинности ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов, соответствия их грузу, а также наличия у государственных контролирующих органов достаточных оснований полагать, что доставка товаров будет завершена в месте, расположенном за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 24.06.2015 № 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 29.06.2016 № 305 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 30.06.2017 № 293 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и от 12.07.2018 № 420 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560, от 24.06.2015 № 320, от 29.06.2016 № 305, от 30.06.2017 № 293 и от 12.07.2018 № 420».
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 введен по 31.12.2019 запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, по перечню согласно приложению.
Установлен перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31.12.2019 запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.
В соответствии с Перечнем товары из товарной позиции 0209 ТН ВЭД ЕАЭС (свиной жир, отделенный от тощего мяса, и жир домашней птицы, не вытопленные или не извлеченные другим способом, свежие, охлажденные, замороженные, соленые, в рассоле, сушеные или копченые) запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.
Товар «замороженный свиной шпик» (код ТН ВЭД ЕАЭС - 02091011), страна происхождения Нидерланды, ввезенный УАБ «Олертра» на территорию Российской Федерации и помещенный под таможенную процедуру таможенного транзита, попадает под Перечень и запрещен к ввозу в Российскую Федерацию.
Исходя из смысла приведенных выше положений части 1 статьи 4 Закона № 281-ФЗ, а также поскольку Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560, Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 являются актами национального законодательства Российской Федерации и их действие пространственно и персонально ограничено, введенные указанные нормативными правовыми актами специальные экономические меры могут распространяться лишь на товары, ввоз которых на территорию Российской Федерации является следствием внешнеэкономических операций, подпадающих под юрисдикцию Российской Федерации.
В рассматриваемом случае 16.04.2018 в зону таможенного контроля т/п МАПП ФИО6 Курган Таганрогской таможни с территории РФ прибыл а/м «Mercedes Benz» рег. № EOS 136 с полуприцепом «KRONE», рег. № DT200 под управлением гр-на Республики Литвы ФИО4, с таможенной территории ЕАЭС вывозящее товар - сало свиное боковое замороженное, код ТН ВЭД ЕАЭС 0209, страна происхождения Нидерланды, вес брутто - 20586 кг. Отправитель - «VION FOOD INTERNATIONAL», Нидерланды (по заказу UAB «Baltica шегх», Литва). Получатель - ООО «Мастер-торг», Украина. Перевозчик - УАБ «Олертра», Литва.
Товар помещен под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД №11216404/100418/0142836 таможенным органом р. Беларусь ТПО Каменный Лог Гродненской таможни, место доставки - т/п МАПЛ ФИО6 Курган Таганрогской таможни.
В соответствии с отметкой должностного лица Россельхознадзора по Брянской и Смоленской области на сертификате № 151352887 от 06.04.2018 товар ввезен на территорию Российской Федерации 10.04.2018 через т/п Краснинский Смоленской таможни.
В зону таможенного контроля 09.05.2018 т/п МАПЛ Весело-Вознесенка Таганрогской таможни с территории РФ прибыл а/м «Mercedes Benz» рег. № FRC009 с полуприцепом «KRONE», рег. № EJ900 под управлением гражданина Республики Литва - Еуданаса Иванаса, вывозящее с таможенной территории ЕАЭС товар - свиное сало боковое без шкуры, код ТН ВЭД ЕАЭС 0209101100, страна происхождения Нидерланды, вес брутто - 20416 кг. Отправитель - «VION FOODINTERNATIONAL», Нидерланды (по заказу UAB «BALTICA MERX», Литва). Получатель - ООО «МАСТЕР-ТОРЕ» (Украина). Перевозчик - УАБ «ОЛЕРТРА», Литва.
Товар помещен под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД № 11216404/070518/0156333 таможенным органом Республики Беларусь - ПТО Каменный Лог Еродненской региональной таможни, место доставки - т/п МАГТП Весело-Вознесенка Таганрогской таможни.
В соответствии с отметкой должностного лица Россельхознадзора по Брянской и Смоленской области на сертификате от 02.05.2018 № 152809455, товар был ввезен на территорию Российской Федерации 07.05.2018 через Краснинский т/п Смоленской таможни.
В зону таможенного контроля 09.05.2018 т/п МАЛИ Весело-Вознесенка Таганрогской таможни с территории РФ прибыл а/м «Mercedes Benz» рег. № JSE365 с полуприцепом «KRONE», рег. № GC365 под управлением гражданина Республики Литва - Тубиса Збигневаса, вывозящее с таможенной территории ЕАЭС товар - свиное сало хребтовое без шкуры замороженное, код ТН ВЭД ЕАЭС 0209101100, страна происхождения Нидерланды, вес брутто – 20 119 кг. Отправитель - «VION FOOD INTERNATIONAL», Нидерланды (по заказу UAB «BALTICA MERX», Литва). Получатель - ООО «МАСТЕР-ТОРГ» (Украина). Перевозчик - УАБ «ОЛЕРТРА», Литва.
Товар помещен под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД № 11216404/040518/0155118 таможенным органом Республики Беларусь - ПТО Каменный Лог Гродненской региональной таможни, место доставки - т/п МАНИ Весело-Вознесенка Таганрогской таможни.
В соответствии с отметкой должностного лица Россельхознадзора по Брянской и Смоленской области на сертификате от 30.04.2018 № 152783544, товар был ввезен на территорию Российской Федерации 07.05.2018 через Краснинский т/п Смоленской таможни.
С учетом того, что товар - сало свиное, код ТН ВЭД ЕАЭС 0209, страна происхождения Нидерланды, помещен под таможенную процедуру таможенного транзита, отправитель - «VION FOOD INTERNATIONAL», Нидерланды (по заказу UAB «BALTICA MERX», Литва), получатель - ООО «МАСТЕР-ТОРГ» (Украина), перевозчик - УАБ «Олертра», Литва, товар был ввезен не с целью выпуска его в обращение на территории Российской Федерации, а с целью перемещения через территорию РФ для дальнейшего ввоза на территорию Украины.
Следовательно, по отношению к товарам, являющимся предметом сделок, совершенных между лицами иностранного государства, лицами без гражданства, проживающими на территории иностранного государства, место совершения и исполнения которых находится за пределами Российской Федерации, положения ТК ЕАЭС, направленные на соблюдение указанных ограничений и запретов, применены быть не могут.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно указал, что при ввозе спорного товара на таможенную территорию РФ перевозчиком были представлены все необходимые фитосанитарные документы, подтверждающие происхождение и качество товара, оснований сомневаться в выполнении процедуры таможенного транзита у таможенного органа не имелось, так как в силу положений таможенного законодательства товар, помещенный под указанную процедуру, находится под таможенным контролем до ее завершения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доказательства вины в совершении правонарушения являются необходимым условием для привлечения лица к административной ответственности.
В силу положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Согласно части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии отсутствие события административного правонарушения, состава административного правонарушения.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно положениям статей 65 и 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Обосновывая свою позицию, таможня сослалась на имеющуюся практику ввоза запрещенных товаров на территорию Российской Федерации под видом помещения под таможенную процедуру таможенного транзита в целях реализации на территории РФ, указав на возможность перевозчика выбора иного маршрута.
Не соглашаясь с таким мнением, суд первой инстанции справедливо указал, что такая практика не свидетельствует о недобросовестности заявителя при помещении спорных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита и не может являться основанием для привлечения общества к административной ответственности и для выбора иного маршрута при перевозке товаров - отправитель - «VION FOOD INTERNATIONAL», Нидерланды (по заказу UAB «BALTICA MERX», Литва), получатель - ООО «МАСТЕР-ТОРГ» (Украина).
Доказательства, свидетельствующие о наличии у таможенного органа достаточных оснований полагать, что доставка товаров будет завершена не в месте поставки, а на территории Российской Федерации, отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции по праву признал незаконными постановления таможни о назначении административного наказания от 29.06.2018 № 10113000-1166/2018, от 13.07.2018 № 10113000-1310/2018, от 13.07.2018 № 10113000-1311/2018.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.12.2018 по делу № А62-6883/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Судьи | Д.В. Большаков Н.В. Еремичева Е.В. Мордасов |