ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-1500/2016 от 21.06.2016 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

27 июня 2016 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail:info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело № А62-4880/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2016

Постановление изготовлено в полном объеме   27.06.2016

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  судьи Рыжовой Е.В., судей Волковой Ю.А., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ращепкиной О.А., при участии представителей от истца – публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала ПАО «МРСК Центра» – «Смоленскэнерго» (город Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 01.06.2015 № Д-см/01/68), ФИО2 (доверенность от 03.06.2015 № Д-см/01/197); ФИО3 (доверенность от 03.06.2015 № Д-см/01/43) и от ответчика – акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» (город Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО4 (доверенность от 02.11.2015 № 352); в отсутствие третьего лица – Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике (город Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании проводимом посредством видеоконференц-связи с Арбитражным судом Смоленской области апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала ПАО «МРСК Центра» – «Смоленскэнерго» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.01.2016 по делу № А62-4880/2015 (судья Печорина В.А.), установил следующее.

Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала ПАО «МРСК Центра» – «Смоленскэнерго» (далее – ПАО «МРСК Центра») обратилось в арбитражный суд с заявлением к акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт» в лице филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» (далее – АО «АтомЭнергоСбыт») о взыскании задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии за май 2015 года в размере 861 050 рублей 47 копеек (с учетом уточнения заявленных требований) (т. 1, л. д. 4 – 7, 58 – 61).

Уточненные требования приняты судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1, л. д. 109).

Определением Арбитражного суда Смоленской области от 07.12.2015 по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике (т. 2, л. д. 91 – 94).

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 26.01.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. ПАО «МРСК Центра» возвращена из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в размере 260 рублей (т. 2, л. д. 110 – 119).

Судебный акт мотивирован тем, что услуги истца по передаче электрической энергии ответчиком оплачены по единому (котловому) тарифу, установленному для уровня напряжения СН1 (точка присоединения к сетям ПАО «МРСК Центра» сетей ООО «Гнездово»), ВН (точка присоединения сетей ООО «Ярцевский хлопчатобумажный комбинат»), СН1 (точка присоединения сетей ЗАО «Монтажник»), ВН (точка присоединения сетей ОАО «Смоленский ДОК»), ВН (точка присоединения сетей ОАО «Смоленский завод «Кентавр»), в связи с чем задолженность перед истцом в предъявленном ко взысканию размере у ответчика отсутствует. 

Не согласившись с указанным судебным актом, в апелляционной жалобе ПАО «МРСК Центра» просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований (т. 2, л. д. 124 – 129). Заявитель жалобы полагает, что монопотребитель кроме оплаты услугтерриториальной сетевой организации (далее – ТСО), обслуживающей преимущественно одного потребителя по установленному для такого ТСО индивидуальному тарифу, должен оплачивать услуги по передаче электрической энергии ПАО «МРСК Центра» по единым (котловым) тарифам, установленным на территории Смоленской области по расчетным уровням напряжения, порядок применения которых определен пунктом 15.2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861). Считает, чтоТСО, обслуживающая преимущественно одного потребителя, в отношении этого потребителя не лишена статуса ТСО; граница разграничения балансовой принадлежности между такой ТСО и монопотребителем проходит по низкой стороне трансформаторной подстанции ТСО с высшим питающим напряжением 6 – 10 кВ.

Указывает на то, что расчетный уровень напряжения применяется к величине той полезно отпущенной электрической энергии, которая должна быть оплачена, как оказанная услуга по передаче электрической энергии. По мнению заявителя жалобы, к межсетевому перетоку электрической энергии не может применяться термин «расчетный уровень напряжения», поскольку эта величина используется сетевым организациями для формирования баланса электрической энергии и определения величины ее потерь в сетях каждой сетевой организации. Полагает, что стоимость оказанных услуг должна рассчитываться согласно утвержденным единым (котловым) тарифам по уровню напряжения, определенному в точке присоединения монопотребителей к сетям ТСО. Указывает на то, что при формировании единых (котловых) тарифов на 2015 год затраты ТСО на передачу электрической энергии своим монопотребителям не учитывались, в связи с чем считает, что единые (котловые) тарифы для потребителей Смоленской области были снижены на величину затрат ТСО в части монопотребителей, что соответствует требованиям действующего законодательства. Утверждает, что для расчета по единым (котловым) тарифам к монопотребителю должен применяться расчетный уровень напряжения СН2, двойной учет затрат сетевых организаций для монопотребителя отсутствует, так как затраты ТСО на передачу электрической энергии монопотребителю исключены из расчета «котла», а затраты остальных потребителей, подключенных от электрических сетей моно ТСО в силу методики расчета единых (котловых) тарифов должны пропорционально делиться на всех потребителей Смоленской области, в том числе, и на монопотребителя. Считает, что, поскольку точкой поставки, а значит и местом исполнения обязательств по договору с АО «АтомЭнергоСбыт» является энергопринимающее устройство монопотребителя, подключенное к электрическим сетям моно ТСО, на расчетном уровне напряжения СН2, соответственно, услуга по передаче электрической энергии ПАО «МРСК Центра» должна быть оплачена в этой точке на согласованном сторонами классе напряжения.       

В отзыве на апелляционную жалобу АО «АтомЭнергоСбыт» просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения (т. 3, л. д. 1 – 5). Ответчик указал на то, чторазногласия между сторонами возникли в связи с тем, что истец рассчитывает стоимость оказанных услуг согласно утвержденным тарифам по уровню напряжения, определенному в точке присоединения монопотребителей к сетям ТСО, а ответчик рассчитывает стоимость услуг по уровню напряжения в точке присоединения электросетевого хозяйства истца и электросетевого хозяйства ТСО.

Считает, что стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения, заключенному между ответчиком и монопотребителем, включает в себя стоимость услуг по передаче электрической энергии, рассчитанную с учетом единых (котловых) тарифов по уровню напряжения в точке балансового разграничения электрических сетей истца и ТСО, обслуживающей преимущественно одного потребителя, а также цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных непосредственно для ТСО. По мнению ответчика, истец, оказывая услуги по передаче электроэнергии только до границы сетей ТСО, должен применять расчетный уровень напряжения в данных точках согласно пункту 15(2) Правил № 861 и пункту 45 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию, на розничном рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2) (далее – Методические указания № 20-э/2), то есть высший уровень питающей подстанции, от которой подключены сети ТСО. Обращает внимание на то, что позиция АО «АтомЭнергоСбыт» подтверждена письмом Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике от 17.03.2015, направленным в его адрес на запрос о порядке расчетов с монопотребителями. 

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей истца и ответчика, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что между истцом и ответчиком заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 18.06.2014 № 67528-1УП (т. 1, л. д. 13 – 26), по условиям пункта 2.1 которого исполнитель (истец) обязуется оказывать заказчику (ответчику) услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании исполнителю и (или) организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, и (или) ТСО, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.

В соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 к договору заказчик оплачивает фактически оказанные в интересах обслуживаемых им потребителей услуги по передаче электрической энергии в расчетном периоде, определенном в соответствии с разделом 3 настоящего приложения, в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным.

В мае 2015 года ОАО «МРСК Центра» оказаны АО «АтомЭнергоСбыт» услуги по передаче электрической энергии, о чем составлен акт от 31.05.2015 № 67/05/2015 (т. 1, л. д. 27).

Письмом от 15.06.2015 № МР1-СМ/32-2/4333 ОАО «МРСК Центра» направило акт, счет, счет-фактуру в адрес АО «АтомЭнергоСбыт». Акт подписан ответчиком с разногласиями (письмо от 17.06.2015 № См/27/1136) (т. 1, л. д. 28 – 32).

Разногласия между истцом и ответчиком возникли в связи с тем, что истец рассчитывает стоимость оказанных услуг согласно утвержденным единым (котловым) тарифам по уровню напряжения, определенному в точке присоединения монопотребителей к сетям ТСО, а ответчик рассчитывает стоимость услуг по уровню напряжения в точке присоединения электросетевого хозяйства истца (котлодержателя) и электросетевого хозяйства ТСО. При этом разногласия между сторонами по объему услуг по передаче электрической энергии отсутствуют, указанный объем определяется сторонами в точке присоединения монопотребителей к сетям ТСО.

Ссылаясь на наличие у ответчика задолженности по оплате оказанных услуг по передаче электрической энергии в размере 874 054 рубля 75 копеек, исполнитель обратился в арбитражный суд с иском (т. 1, л. д. 4 – 7, 58 – 61).

Вынося обжалуемый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики помимо прочих являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

В целях реализации указанных принципов правоотношения между субъектами розничных рынков регулируются нормативными правовыми актами и договорами, опосредующими куплю-продажу электроэнергии, оказание услуг по ее передаче и прочих услуг, неотъемлемо связанных с процессом поставки электроэнергии. Законодательством правоотношения урегулированы таким образом, что потребители (покупатели), участвующие в сфере обращения электрической энергии на розничных рынках, приобретают и оплачивают как электроэнергию, так и весь комплекс услуг, связанный с ее обращением.

Так, в частности, приобретая электроэнергию у поставщиков, потребители оплачивают услуги по ее передаче либо поставщикам электроэнергии с последующим расчетом между поставщиками и сетевыми организациями в рамках заключенных между ними договоров (если правоотношения поставщиков и потребителей регулируются договором энергоснабжения), либо непосредственно сетевым организациям по отдельным договорам (если правоотношения поставщиков и потребителей регулируются договором купли-продажи электроэнергии) (пункт 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике, пункты 6, 27-30, 40-43, 78 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442), пункты 69, 73 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования). В договорах, опосредующих правоотношения по поставке электроэнергии, указываются точки поставки, которые являются местами исполнения обязательств и используются для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам (в том числе в части услуг по передаче электроэнергии). По общему правилу места нахождения точек поставки предопределяются условиями технологического присоединения объектов электроэнергетики к объектам электросетевого хозяйства (пункты 2, 40, 41 Правил № 442, пункт 2 Правил № 861). Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, при исполнении которого сетевая организация обязана обеспечить передачу электроэнергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) (пункт 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункт 2, подпункт «а» пункта 15 Правил № 861). В силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 6, 46 – 48 Правил № 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования. Цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, далее – Правила № 1178).

Принцип недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории), законодательством гарантируется равенство тарифов на услуги по передаче электрической энергии (пункты 3, 42 Правил № 861).

Реализация этого принципа осуществляется через котловую экономическую модель, в рамках которой денежные средства, оплаченные потребителями по единому (котловому) тарифу, впоследствии распределяются между участвовавшими в оказании услуг сетевыми организациями по индивидуальным тарифам, установленным для пар смежных сетевых организаций (пункт 42 Правил № 861, пункт 49 Методических указаний № 20-э/2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2014 № 179 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам электроэнергетики» установлены критерии отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя или потребителям, входящим в одну группу лиц и (или) владеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, которые используются ими в рамках единого технологического процесса (далее – монопотребитель), и (или) гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах таких потребителей.

Отнесение сетевой организации к «моносети» возможно при условии соответствия одному из следующих критериев: доля суммарной максимальной мощности энергопринимающих устройств, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании монопотребителю и технологически присоединенных в установленном порядке к электрическим сетям такой сетевой организации, составляет не менее 80 процентов суммарной максимальной мощности всех
энергопринимающих устройств, технологически присоединенных в установленном порядке к электрическим сетям такой сетевой организации; суммарный объем электрической энергии, отпущенной из электрических сетей такой сетевой организации в отношении монопотребителя без учета перетока иным потребителям, за последний календарный год, за который имеются отчетные данные, составляет не менее 80 процентов суммарного объема электрической энергии, отпущенной из электрических сетей такой сетевой организации за указанный период.

Согласно пункту 15 (4) Правил № 861, в случае если сетевая организация, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены энергопринимающие устройства потребителя, соответствует установленным Правительством Российской Федерации критериям отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, потребитель оплачивает: 1) услуги по передаче электрической энергии указанной сетевой организации по установленному для нее тарифу и 2) услуги по передаче электрической энергии прочим сетевым организациям, объекты электросетевого хозяйства которых используются для передачи электрической энергии такому потребителю. В случае если прочими сетевыми организациями, объекты электросетевого хозяйства которых используются для передачи электрической энергии такому потребителю, являются в том числе территориальные сетевые организации, оплата оказываемых ими услуг осуществляется по установленному на территории соответствующего субъекта Российской Федерации единому (котловому) тарифу на услуги по передаче электрической энергии.

Пунктом 81 Основ ценообразования предусмотрено, что расчеты за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, с потребителями, энергопринимающие устройства которых присоединены к территориальным сетевым организациям, соответствующим критериям, предусмотренным приложением № 3 к настоящему документу, производятся по единым (котловым) тарифам и ценам (тарифам) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя.

Таким образом, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2014 № 179 исполнение обязанности по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказанных территориальной сетевой организации, обслуживающей преимущественно одного потребителя, возложено непосредственно на потребителя, пользующегося такими услугами, во избежание несения затрат иными потребителями. При этом, указанная оплата осуществляется по двум составляющим: 1) услуги сетевой организации-котлодержателя по единому котловому тарифу, 2) услуги ТСО по индивидуальному тарифу, установленному уполномоченным органом. При заключении потребителем договора электроснабжения с гарантирующим поставщиком указанные услуги в рамках заключенного договора оплачиваются гарантирующему поставщику, который в свою очередь рассчитывается с сетевыми организациями.

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке: цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая: единые (котловые) тарифы; тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя. Указанные цены (тарифы) устанавливаются в отношении сетевых организаций, соответствующих критериям отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, утвержденных указанным постановлением.

Единые (котловые) тарифы в Смоленской области дифференцируются по следующим уровням напряжения: высокое напряжение (ВН) – объекты электросетевого хозяйства 110 кВ и выше; среднее первое напряжение (СН1) – объекты электросетевого хозяйства 35 кВ; среднее второе напряжение (СН2) – объекты электросетевого хозяйства 20 – 1 кВ; низкое напряжение (НН) – объекты электросетевого хозяйства ниже 1 кВ.

В соответствии с пунктом 43 Методических указаний от 06.08.2004 № 20-э/2 расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются: передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников); поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии.

В соответствии с пунктом 49 указанных Методических указаний расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, производится на основе необходимой валовой выручки (далее – НВВ), рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.

Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются необходимая валовая выручка (НВВ) всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.

Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг.

В пункте 48 указанной Методики приведены формулы расчета единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии по уровням напряжения, согласно которым единые (котловые) тарифы по уровням напряжения рассчитываются с учетом затрат сетевой организации, относящихся на указанный уровень напряжения, отнесения электросетевого имущества (также расчет условных единиц) в соответствии с Приложением 2 указанной методики к соответствующим уровням напряжения.

Согласно абзацу 4 пункта 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861: при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитываются затраты сетевой организации, обслуживающей преимущественно одного потребителя, на оплату потерь пропорционально объему электрической энергии, передаваемой указанной организацией потребителям, не относящимся к потребителям, которым преимущественно оказывает услуги по передаче электрической энергии сетевая организация, и затраты на содержание сетей сетевой организации, обслуживающей преимущественно одного потребителя, пропорционально объему мощности, передаваемой указанной организацией потребителям, не относящимся к потребителям, которым преимущественно оказывает услуги по передаче электрической энергии сетевая организация; при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитываются затраты сетевой организации пропорционально объему электроэнергии, передаваемой указанной организацией потребителям, не относящимся к потребителям, которым преимущественно оказывает услуги по передаче электрической энергии сетевая организация, соответствующая установленным Правительством Российской Федерации критериям отнесения сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя.

Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике указал, что с учетом вышеизложенных нормативных положений затраты (объекты электросетевого хозяйства) сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя в расчет единого (котлового) тарифа на территории Смоленской области не включались, при этом филиал ПАО «МРСК Центра» – «Смоленскэнерго» как «котлодержатель» несет ответственность за качество и надежность электроснабжения конечных потребителей только до границы балансового разграничения сетей МРСК и сетей ТСО, обслуживающей преимущественно одного потребителя                    (далее – моноТСО).

В соответствии с положениями абзаца третьего пункта 15 (2) Правил № 861 при расчете и применении цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированной по уровням напряжения в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, уровень напряжения в отношении каждой точки поставки определяется в следующем порядке: если граница раздела балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств и (или) иных объектов электроэнергетики потребителя электрической энергии (мощности) установлена на объектах электросетевого хозяйства, на которых происходит преобразование уровней напряжения (трансформация), принимается уровень напряжения, соответствующий значению питающего (высшего) напряжения указанных объектов электросетевого хозяйства.

Аналогичные положения установлены пунктом 42 Методических указаний, в соответствии с которым при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения центра питания (подстанции) независимо от уровня напряжения, на котором подключены электрические сети потребителя.

На основании изложенного затраты моноТСО в расчет единого (котлового) тарифа не включаются; монопотребитель оплачивает услуги по передаче (в том числе и гарантирующему поставщику в рамках договора энергоснабжения) по единому (котловому) тарифу и индивидуальному тарифу моноТСО; котлодержатель (в данном случае истец) оказывает услуги по передаче до точки присоединения своих сетей к сетям моноТСО), суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения верно исходил из того, что при расчетах значение котлового тарифа в таком случае должно быть принято по высшему уровню напряжения в точке присоединения сетей «котлодержателя» к сетям моноТСО.

При этом именно таким образом осуществляет расчеты с монопотребителями гарантирующий поставщик в рамках договоров энергоснабжения.

Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике на 2015 год ТСО, обслуживающим преимущественно монопотребителей, установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии: постановлением от 05.12.2014 № 245 для ООО «Гнездово», постановлением от 05.12.2014 № 249 для ООО «Ярцевский хлопчатобумажный комбинат», постановлением от 05.12.2014 № 247 для ЗАО «Монтажник», постановлением от 05.12.2014 № 248 для ОАО «Смоленский ДОК», постановлением от 05.12.2014 № 246 для ОАО «Смоленский завод «Кентавр» (т. 2, л. д. 5 – 14).

Как следует из материалов дела, с указанными ТСО АО «АтомЭнергоСбыт» заключены договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии для монопротребителей: с ООО «Гнездово» для МУП «Смоленсктеплосеть», с ООО «Ярцевский хлопчатобумажный комбинат» для ООО «Промэкс», с ЗАО «Монтажник» для МУП «Смоленсктеплосеть», с ОАО «Смоленский ДОК» для ЗАО «Фаянс», с ОАО «Смоленский завод «Кентавр» для ООО «Типография Михайлова-С » (т. 2, л. д. 15 – 51, 54 – 84).

При этом согласно актам балансового разграничения (т. 1, л. д. 83 – 105) уровень напряжения в точке присоединения МРСК – ООО «Гнездово»: СН1, МРСК – ООО «Ярцевский хлопчатобумажный комбинат»: ВН, МРСК – ЗАО «Монтажник»: СН1, МРСК – ОАО «Смоленский ДОК»: ВН, МРСК – ОАО «Смоленский завод «Кентавр»: ВН.

Уровень напряжения в точке присоединения ООО «Гнездово» – МУП «Смоленсктеплосеть»: СН2, ООО «Ярцевский хлопчатобумажный комбинат» – ООО «Промэкс»: СН2, ЗАО «Монтажник» – МУП «Смоленсктеплосеть»: СН2, ОАО «Смоленский ДОК» – ЗАО «Фаянс»: СН2, ОАО «Смоленский завод «Кентавр» – ООО «Типография Михайлова-С»: СН2.

Услуги истца по передаче электрической энергии в указанной части ответчиком оплачены по единому (котловому) тарифу, установленному для уровня напряжения СН1 (точка присоединения к сетям МРСК сетей ООО «Гнездово»), ВН (точка присоединения сетей ООО «Ярцевский хлопчатобумажный комбинат»), СН1 (точка присоединения сетей ЗАО «Монтажник»), ВН (точка присоединения сетей ОАО «Смоленский ДОК»), ВН (точка присоединения сетей ОАО «Смоленский завод «Кентавр»), в связи с этим суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что задолженность перед истцом в предъявленном ко взысканию размере у ответчика отсутствует, правомерно оставив заявленные требования без удовлетворения.

Апелляционный суд отклоняет возражения истца в апелляционной жалобе относительно порядка расчета стоимости оказанных услуг, на основании следующего.

Согласно пункту 15(4) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (ред. от 30.09.2015) для потребителя услуг (потребителей услуг, входящих в одну группу лиц и (или) владеющих на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, которые используются ими в рамках единого технологического процесса), объем оказываемых услуг по передаче электрической энергии которому является преимущественным для территориальной сетевой организации, соответствующей установленным Правительством Российской Федерации критериям отнесения сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя (покупателя, действующего в интересах такого потребителя), стоимость услуги по передаче электрической энергии определяется и оплачивается исходя из объема (объемов) оказанных услуг по передаче электрической энергии, определяемого в соответствии с пунктом 15(1) настоящих Правил, цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для сетевой организации, обслуживающей преимущественно одного потребителя, и цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии прочих сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых используются для передачи электрической энергии такому потребителю. В случае если прочими сетевыми организациями, объекты электросетевого хозяйства которых используются для передачи электрической энергии такому потребителю, являются в том числе территориальные сетевые организации, оплата оказываемых ими услуг осуществляется по установленному на территории соответствующего субъекта  Российской  Федерации  единому  котловому тарифу  на услуги  по передаче электрической энергии.

При этом пунктом 42 указанных правил определено, что при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитываются затраты сетевой организации, на оплату потерь пропорционально объему электрической энергии, передаваемой указанной организацией потребителям, не относящимся к потребителям, которым преимущественно оказывает услуги по передаче электрической энергии сетевая организация, и затраты на содержание сетей сетевой организации, обслуживающей преимущественно одного потребителя, пропорционально объему мощности, передаваемой указанной организацией потребителям, не относящимся к потребителям, которым преимущественно оказывает услуги по передаче электрической энергии сетевая организация.

Таким образом, при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии не учитываются затраты сетевой организации, обслуживающей преимущественно одного потребителя, на оплату потерь и содержание сетей, при передаче электрической энергии указанным потребителям.

В связи с этим стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения, заключенному между ответчиком и монопотребителем, включает в себя стоимость услуг по передаче электрической энергии, рассчитанную с учетом единых (котловых) тарифов по уровню напряжения в точке балансового разграничения электрических сетей истца и ТСО, обслуживающей преимущественно одного потребителя, а также цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных непосредственно для ТСО.

При этом пунктом 15(2) установлено, что при расчете и применении цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированной по уровням напряжения в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, уровень напряжения в отношении каждой точки поставки определяется в следующем порядке: в иных случаях, если граница раздела балансовой принадлежности объектов электросетового хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств и (или) иных объектов электроэнергетики потребителя электрической энергии установлена на объектах электросетевого хозяйства, на которых происходит преобразование уровней напряжения (трансформация), принимается уровень напряжения, соответствующий значению питающего (высшего) напряжения указанных объектов электросетевого хозяйства. Данное условие также определено в пункте 45 Методических указаний № 20-э/2, согласно которому, при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения центра питания (подстанции) независимо от уровня напряжения, на котором подключены электрические сети потребителя (покупателя, ЭСО). Данная позиция также подтверждается письмом Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 17.03.2015 в ответ  на запрос ответчика о порядке расчетов с монопотребителями (т. 1, л. д. 115 – 116). Таким образом, монопотребители в рамках договоров энергоснабжения с ответчиком оплачивают стоимость услуг по передаче электрической энергии, рассчитанную с учетом единых котловых тарифов по уровню напряжения в точке балансового разграничения электрических сетей истца и ТСО, обслуживающей преимущественно одного потребителя, а также цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных непосредственно для ТСО.

В ином случае указанные потребители обязаны будут оплачивать услуги по передаче электрической энергии по одному уровню напряжения за один и тот же объем электроэнергии, как услуги ТСО, так и услуги истца, при этом иные потребители, подключенные в той же точке будут оплачивать только услуги истца, что противоречит общим принципам экономических отношений в сфере электроэнергетики, так как ставит монопотребителей в заведомо невыгодные условия, обязавывая оплачивать дополнительно стоимость услуг ТСО.

В связи с этим истец, оказывая услуги по передаче электроэнергии только до границы сетей ТСО, должен применять расчетный уровень напряжения в данных точках согласно пункту 15(2) Правил № 861 и пункту 45 Методических указаний         № 20-э/2, то есть высший уровень питающей подстанции, от которой подключены сети ТСО. Таким образом, оплата услуг истца по высшему уровню напряжения питающей подстанции на границе с ТСО и оплата услуг ТСО до точки присоединения согласно пункту 15(2) Правил № 861 и пункту 45 Методических указаний № 20-э/2 является законной и экономически обоснованной для монопотребителей.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.01.2016 по делу № А62-4880/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ПАО «МРСК Центра» – «Смоленскэнерго» (город Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                                                     Е.В. Рыжова

Судьи                                                                                                               Ю.А. Волкова

                                                                                                                          Е.Н. Тимашкова