ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-1523/10 от 12.05.2010 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

12 мая 2010 года Дело № А68-13229/09

 Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2010 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
 председательствующего Тучковой О.Г.,
 судей Полынкиной Н.А., Стахановой В.Н.,

по докладу судьи Тучковой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Тучковой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Тульской области

на решение Арбитражного суда Тульской области

от 24.02.2010 по делу № А68-13229/09 (судья Чубарова Н.И.), принятое

по заявлению ЗАО «Узловский машиностроительный завод»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Тульской области,

к Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области,

3-е лицо: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государтвенное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области,

о признании недействительным решения от 12.08.2009 года № 11-800;

при участии:

от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 14.04.2010 №14,

от ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Тульской области: ФИО2 – начальника юридического отдела по доверенности от 09.11.2009 №04-47/12029,

от ответчика - Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области: не явились, извещены надлежаще,

от третьего лица: не явились, извещены надлежаще,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Узловский машиностроительный завод» (далее -ЗАО «Узловский машиностроительный завод», Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России №1 по Тульской области (далее – Инспекция, налоговый орган) от 12.08.2009 № 11-800 в части уплаты недоимки но единому социальному налогу за 2008 год, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 702 240,38 рублей, а также в части пени в размере 30 761,65 руб. (с учетом уточнения).

Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.02.2010 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, Инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда.

Третье лицо и Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, ответчик направил ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст.ст.266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.

Судом установлено, что Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по ЕСН за 2008 год, представленной ЗАО «Узловский машиностроительный завод» в налоговый орган 06.05.2009.

По результатам проверки составлен акт от 29.07.2009 № 641, которым доначислен единый социальный налог и пени.

Инспекцией принято решение от 12.08.2009 № 11-800 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ЗАО «Узловский машиностроительный завод» предложено уплатить недоимку по ЕСН по установленному сроку уплаты 20.04.2009 в сумме 702 240 рублей. Начислены пени по состоянию на 12.08.2009 в сумме 30 761 рубль.

ЗАО «Узловский машиностроительный завод» подало апелляционную жалобу на решение № 11-800 от 12.08.2008 в Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области от 30.09.2009 № 273-А решение МИФНС России № 1 по Тульской области оставлено без изменения.

Не согласившись решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

На основании п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.

В силу п.п. 1 п. 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации (абз. 6 п. 2 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ).

Основанием для доначисления Инспекцией единого социального налога послужили следующие обстоятельства.

При исчислении единого социального налога за 2008 год, зачисляемого в Федеральный бюджет, налогоплательщиком применен налоговый вычет в сумме 16 317 612 рублей.

ЗАО «Узловский машиностроительный завод» за 2008 год исчислило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 16 377 612 рублей. Фактически налогоплательщиком уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2008 год в сумме 15 615 371,62 рублей, что подтверждается выпиской из карточки расчета с бюджетом по «Страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии».

В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 243 НК РФ разница между суммой примененного налогового вычета и суммой фактически уплаченного страхового взноса за 2008 год в сумме 702 240,38 рублей признана налоговым органом занижением единого социального налога за 2008 год, подлежащего уплате в федеральный бюджет (16 317 612-15615371,62=702240,38).

В связи с этим доначислен единый социальный налог за 2008 год, зачисляемый в Федеральный бюджет, в сумме 702 240 рублей по сроку уплаты 20.04.2009 года.

При этом в перечень платежных поручений на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2008 год налогоплательщик включил два платежных поручения: № 70 (на сумму 697 290,59 рублей) и № 71 (на сумму 8 480,38 рублей) от 09.02.2009 года, где в графе «наименование платежа» указано «ТП МC.01.2009», то есть не относящиеся к уплате 2008 года.

В Инспекцию налогоплательщиком 14.07.2009 было представлено письмо с просьбой страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, перечисленные по платежным поручениям № 70 и № 71 от 09.02.2009, распределить на платежи за декабрь 2008 года и январь 2009 года.

В ответ на письмо Инспекция сообщила налогоплательщику, что согласно Приказу Минфина Российской Федерации от 24.11.2004 №106н «Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» платежи по платежным поручениям от 09.02.2009 года зачислены в соответствии с реквизитами в полях платежных документов и соответственно зачтены в счет начислений за период, указанный в платежных документах. По оперативным данным Пенсионного фонда по городу Узловая и Узловскому району данное перераспределение неправомерно, так как все сведения за 2008 год разнесены и 2008 год закрыт, в связи с чем перераспределить суммы по платежным поручениям от 09.02.2009 не представляется возможным.

Налоговый орган также указал, что на основании совместного письма от 13.05.2009 № 12-52/05148@ (вх. № 07369) Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области и Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации, в целях реализации временного механизма по осуществлению зачетов (возвратов) ошибочно (излишне) уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с письмом Федеральной налоговой службы России от 01.12.2008г. №ММ-6-1/873@, зачет (возврат) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов производится по решению налогового органа на основании письменного заявления страхователя, согласованного с территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Управление (Отделы) ПФР на заявлении страхователя в налоговые органы на проведение зачета (возврата) сумм ошибочно (излишне) уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов должно произвести соответствующую запись.

Налогоплательщик в Отделение Пенсионного фонда для согласования заявления не обращался.

Указанная позиция налогового органа является ошибочной в силу следующего.

В силу абз.2 п. 2 1 ст. 243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Согласно п. 3 ст. 243 НК РФ в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков -физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период,

такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.

Налоговые органы обязаны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации копии платежных поручений налогоплательщиков об уплате налога, а также иные сведения, необходимые для осуществления органами Пенсионного фонда Российской Федерации обязательного пенсионного страхования, включая сведения, составляющие налоговую тайну. Налогоплательщики, выступающие в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию, представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения и документы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в отношении застрахованных лиц.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации представляют в налоговые органы информацию о доходах физических лиц из индивидуальных лицевых счетов, открытых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктом 7 статьи 45 НК РФ установлено, что поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Как обоснованно отметил суд первой инстанции, при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

По предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Согласно пункту 8 статьи 45 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Таким образом, налоговое законодательство предоставило налогоплательщику (плательщику страховых взносов) возможность вносить исправления (уточнения) в платежные поручения, в частности, уточнять налоговый период платежа.

Следовательно, довод апелляционной жалобы о том, что к спорным правоотношениям нормы статьи 45 НК РФ неприменимы, основан на неверном толковании норм материального права.

Статьей 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что Министерство Финансов Российской Федерации утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.

Как следует из Приложения № 6 к Федеральному закону от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов», главным администратором доходов федерального бюджета с кодом 182 является Федеральная налоговая служба.

Следовательно, налоговый орган, как администратор платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (в 2008, 2009 годах), должен самостоятельно установить совместно с территориальным органом Пенсионного фонда все фактические обстоятельства, связанные с начислением и уплатой страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Узловский машиностроительный завод» 14.07.2009 направило в Инспекцию письмо с просьбой страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, перечисленные по платежному поручению от 09.02.2009 № 70 на сумму 697 290,50 рублей, распределить следующим образом: 694 091,81 рубль – платеж за декабрь 2008 года, а 3 198,78 рублей – платеж за январь 2009 года.

Страховые взносы, перечисленные по платежному поручению от 09.02.2009 № 71 на сумму 84 850,38 рублей, распределить следующим образом: 84 813,09 рублей – платеж за декабрь 2008 года, а 37,29 рублей – платеж за январь 2009 года.

В указанных платежных поручениях (№ 70 – страховые взносы на страховую часть пенсии, № 71 – страховые взносы на накопительную часть пенсии) был указан период -январь 2009 года (МС.01.2009).

Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, ЗАО «Узловский машиностроительный завод» до принятия решения от 12.08.2009 № 11-800 по результатам выездной налоговой проверки реализовало предоставленное ему пунктом 7 статьи 45 НК РФ право на уточнение в платежных поручениях периода, за который уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Однако налоговый орган, в нарушение вышеуказанных норм, несмотря на заявление налогоплательщика, не учел его волеизъявление, не принял решение об уточнении платежа и не направил суммы 694 091,81 рубль и 84 813,09 рублей в счет уплаты страховых взносов за иной период - за 2008 год.

При направлении указанной суммы платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, произведенных в феврале 2009 года, в счет уплаты страховых взносов за 2008 год пени начислению не подлежат.

Кроме того, как следует из письма Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государтвенное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области от 15.02.2010 №02-22/68, задолженности перед пенсионным фондом у налогоплательщика не имеется (т.2, л.д.14).

Ссылка Инспекции на письмо Минфина РФ и ФНС РФ от 01 12.2008 № ММ-6-1/873@ «О механизме действий по осуществлению зачетов (возвратов) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, поскольку не относится к рассматриваемому спору.

Доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тульской области от 24.02.2010 по делу № А68-13229/09 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.


 Председательствующий О.Г. Тучкова

Судьи Н.А. Полынкина

В.Н. Стаханова