ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула | Дело № А23-5122/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.05.2019
Постановление изготовлено в полном объеме 21.05.2019
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., при участии в судебном заседании от истца – открытого акционерного общества «Малоярославецмежрайгаз» (г. Малоярославец, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 22.05.2017, № 163-юр), в отсутствие ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Калужская энергосетевая компания» (г. Боровск, ОГРН <***>, ИНН <***>), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Министерства конкурентной политики Калужской области (г. Калуга, ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Малоярославецмежрайгаз» на решение Арбитражного суда Калужской области от 25.01.2018 по делу № А23-5122/2018 (судья Сидорычева Л.П.),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Малоярославецмежрайгаз» (далее – ОАО «Малоярославецмежрайгаз», истец) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Калужская энергосетевая компания» (далее – ООО «КЭСК», ответчик) о взыскании задолженности по договору на услуги по транспортировке газа от 29.12.2017 № 60 в размере 947 459 руб. 43 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство конкурентной политики Калужской области.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 25.01.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ОАО «Малоярославецмежрайгаз» просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
ООО «КЭСК» возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Министерство конкурентной политики Калужской области отзыв на жалобу не представило.
Ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, между ОАО «Малоярославецмежрайгаз» (газораспределительная организация (ГРО)) и ООО «КЭСК» (потребитель) заключен договор на услуги по транспортировке газа от 29.12.2017 № 60, согласно пункту 1.1 которого ГРО осуществляет транспортировку газа от ГРС до сетей (объектов) потребителя по своим газопроводам в согласованных объемах (млн. м3), определенных разрешением на доступ к газораспределительным сетям, согласно указанным годовым объемам поставки газа отдельно по каждой точке подключения потребителя.
Согласно пункту 3.1 договора дифференцированные тарифы на услуги по транспортировке газа устанавливаются приказами Федеральной службы по тарифам и Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области в зависимости от объемов потребления газа по группам конечных потребителей.
В соответствии с пунктом 3.2 договора расчетный период для оплаты услуг устанавливается в один календарный месяц.
Пунктом 3.3 договора определено, что оплата стоимости транспортировки газа производится по фактическим объемам транспортировки газа на основании счета, счета-фактуры (для плательщиков НДС) и акта о количестве транспортируемого газа, с указанием номера и даты договора на транспортировку газа. Потребитель вправе произвести оплату транспортировки газа авансовым платежом.
По условиям пункта 3.4 договора оплата стоимости транспортировки газа производится потребителем в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, на основании акта, оформленного в соответствии с пунктом 5.1 договора.
Договор заключен сроком с 01.01.2018 по 31.12.2022 включительно (пункт 6.1).
Во исполнение обязательств по договору истец в марте 2018 года оказал ответчику услуги по транспортировке газа в объеме 3840676 куб. м согласно акту от 31.03.2018 № 000023606.
По расчету истца стоимость транспортировки газа составила 4 262 164 руб. 36 коп. с учетом тарифа на транспортировку газа, установленного приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 31.03.2015 № 63-э/8, и специальной надбавки, установленной приказом Министерства конкурентной политики Калужской области от 02.04.2018 № 23-РК.
Ответчик, не оспаривая объем транспортированного газа, не принял к оплате стоимость специальной надбавки в размере 947 459 руб. 43 коп. и по платежному поручению от 24.04.2018 № 902 перечислил истцу в счет оплаты оказанных услуг денежные средства в размере 3 314 704 руб. 93 коп.
Направленная истцом претензия от 19.06.2018 № 250-юр об уплате долга в размере 947 459 руб. 43 коп. (4 262 164 руб. 36 коп. – 3 314 704 руб. 93 коп.) оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для предъявления иска в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьями 21, 23 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» осуществляется государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа. Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет и определяет порядок их применения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, определяющие принципы формирования тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации по газораспределительным сетям.
Согласно Методическим указаниям по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденным приказом ФСТ России от 15.12.2009 № 411-э/7, тариф на транспортировку газа по газораспределительным сетям ГРО до сетей конечного потребителя должен обеспечивать субъекту регулирования (ГРО) получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с транспортировкой, обеспечения получения обоснованной нормы прибыли, возможность своевременной выплаты всех налогов и иных обязательных платежей.
В зависимости от объемов потребления газа конечными потребителями размер тарифа на транспортировку устанавливается дифференцированно по группам конечных потребителей и (или) отдельно по точкам подключения сетей, (пункт 49 Методики)
Приказом ФСТ России от 31.03.2015 № 63-э/8 с 01.06.2015 утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Малоярославецмежрайгаз», которые действуют по настоящее время.
Статьей 17 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено развитие газификации территорий Российской Федерации на основании региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций. Для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут быть введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительным организациям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 № 335 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительным организациям для финансирования программ газификации» установлено, что органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждаются специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программы газификации.
Размер специальной надбавки определяется по Методике определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программы газификации, утвержденной приказом ФСТ России от 21.06.2011 № 154-э/4. Специальные надбавки устанавливаются к тарифам на транспортировку газа для конечных потребителей.
Постановлением Правительства Калужской области от 22.03.2018 № 172 утверждена региональная программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Калужской области на 2018-2022 годы, в которой имеется перечень объектов строительства, финансируемых за счет специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям по каждой ГРО. Кроме того, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 23.03.2018 № 98 утвержден Перечень объектов реконструкции, объемы их финансирования за счет специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям.
Специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программы газификации Калужской области на 2018 год, утверждены приказом Министерства конкурентной политики Калужской области от 02.04.2018 № 23-РК (далее – Приказ № 23-РК).
Названным Приказом для ОАО «Малоярославецмежрайгаз» установлена специальная надбавка в размере 209,06 руб. за 1000 куб. м.
Приказ от 02.04.2018 № 23-РК вступил в силу со дня его официального опубликования на сайте газеты Калужской области «Весть» httn://www.vest-news.ru 03.04.2018 (пункт 2 Приказа).
В силу пункта 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Из анализа указанной нормы следует, что исключение, установленное законодателем, позволяющее придавать обратную силу актам гражданского законодательства, действует только в отношении законов и не распространяется на иные нормативные правовые акты.
При этом под законом в соответствии с пунктом 2 статьи 3 ГК РФ понимается только федеральный закон.
Пунктом 2 статьи 4 ГК РФ предусмотрено, что по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 данного Кодекса.
Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1). Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункт 2).
В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах» разъяснено, что согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ закон, принятый после заключения договора и устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, распространяет свое действие на отношения сторон по такому договору лишь в случае, когда в законе прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В силу пункта 2 статьи 4 ГК РФ это правило применяется как к императивным, так и к диспозитивным нормам.
В рассматриваемом случае истцом предъявлена ко взысканию с ответчика задолженность за оказанные услуги по транспортировке газа за март 2018 года.
К моменту окончания указанного периода (31.03.2018) у потребителя (ответчика) сформировалась (возникла) обязанность по оплате газораспределительной организации (истцу) фактического объема транспортированного газа по цене, действовавшей на дату окончания этого периода (3 314 704 руб. 93 коп.)
Придание обратной силы нормативным актам, регулирующим размер специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа, федеральными законами не предусмотрено.
Следовательно, специальная надбавка к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенная для финансирования программы газификации Калужской области, на 2018 год, должна включаться в тариф на транспортировку газа не ранее даты вступления в силу приказа Министерства конкурентной политики Калужской области от 02.04.2018 № 23-РК, то есть 03.04.2018.
При таких обстоятельствах спора суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерности включения истцом в стоимость оказанных ответчику услуг по транспортировке газа за март 2018 года указанной специальной надбавки, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя апелляционной жалобы о подписании ответчиком акта о количестве транспортированного газа от 31.03.2018 № 000023606, в котором стоимость оказанных истцом услуг определена с учетом спорной надбавки и составила 4 262 164 руб. 36 коп., отклоняется судебной коллегией, так как из содержания пункта 3.3 договора от 27.12.2017 № 60 следует, что этим актом подтверждается количество транспортированного газа в рамках действующего договора, но не стоимость оказанных услуг.
Ссылка истца на протокол заседания комиссии по тарифам и ценам Министерства конкурентной политики Калужской области от 02.04.2018 № 8, в котором указано на применение специальной надбавки с 01.03.2018, также отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данный протокол не является нормативным правовым актом, применяемым в соответствии с положениями статьи 13 АПК РФ при рассмотрении дел.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 25.01.2018 по делу № А23-5122/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Судьи | Д.В. Большаков В.Н. Стаханова Е.Н. Тимашкова |