ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-1644/19 от 11.06.2019 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                        Дело № А09-1238/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 11.06.2019

Постановление изготовлено в полном объеме 19.06.2019

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Еремичевой Н.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., при участии в судебном заседании от заявителя – федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Брянской области» (Брянская область, Брасовский район, п. Каменка, ОГРН 1023202536224,                        ИНН 3206003547) – Башлык А.Н. (доверенность от 11.01.2019 № 9) (до перерыва), Щербаковой Е.В. (доверенность от 11.01.2019 № 7)(до перерыва), Майоровой А.А. (доверенность от 11.01.2019 № 10)(до перерыва), Ващиной Ю.С. (доверенность от 11.01.2019)(до перерыва), в отсутствие ответчика – управления Федерального казначейства по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202746181, ИНН 3234013018), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федерального казначейства по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 21.01.2019 по делу № А09-1238/2018 (судья Фролова М.Н.),

УСТАНОВИЛ:

федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 4 управления Федеральной службы исполнения наказания по Брянской области» (далее – ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к управлению Федерального казначейства по Брянской области (далее – УФК по Брянской области, управление) о признании недействительным предписания от 13.12.2017 № 27-21-04/3695.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 21.01.2019 заявленные требования удовлетворены, предписание УФК по Брянской области от 13.12.2017                       № 27-21-04/3695 признано недействительным.

В апелляционной жалобе УФК по Брянской области просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании 05.06.2019 объявлялся перерыв до 11.06.2019.

Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» путем размещения сведений в информационном сервисе «Календарь судебных заседаний» на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

УФК по Брянской области в судебное заседание представителя не направило, извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, УФК по Брянской области в период с 11.10.2017 по 03.11.2017 проведена плановая выездная проверка соблюдения ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области требований бюджетного законодательства.

В ходе проверки УФК по Брянской области установлено необоснованное расходование ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области в 2016 году средств федерального бюджета, что выразилось в доплате до минимального размера месячной оплаты труда (далее – МРОТ) осужденным, не отработавшим полностью определенную на месяц норму рабочего времени и не выполнившим нормы труда (трудовые обязанности) (нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 2, 3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

По результатам проверки УФК по Брянской области составлен акт от 03.11.2017              № 3 и ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области выдано предписание от 13.12.2017 № 27-21-04/3695, в котором указано в срок до 01.06.2018 устранить выявленные нарушения и возместить необоснованно выплаченные средства в общей сумме 1 904 271 руб. 52 коп., в том числе: средства федерального бюджета в сумме 898 146 руб. 39 коп. в доход федерального бюджета; средства дополнительного финансирования в сумме                           1 006 125 руб. 13 коп. путем уменьшения финансирования по коду классификации расходов бюджетов 320 0305 42 3 08 90048 111 и сторнирования в регистрах бухгалтерского учета.

Не согласившись с предписанием, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно частям 1, 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом; месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Абзацем вторым части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 данного Закона, вводится организациями, финансируемыми из бюджетных источников, – за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из федерального бюджета, – за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (абзац второй части 2 статья 133 ТК РФ).

Частью 1 статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) установлено, что осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

На основании части 2 статьи 105 УИК РФ размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.

В силу части 3 статьи 105 УИК РФ оплата труда осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки.

Частью 1 статьи 129 ТК РФ определено, что заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Следовательно, ежемесячная заработная плата работника складывается из фиксированного размера оплаты труда (тарифная ставка, должностной оклад и т.п.), а также компенсационных и стимулирующих выплат. При этом за отработанную месячную норму рабочего времени (при выполнении норм труда, трудовых обязанностей) работник не может получить оплату менее установленного федеральным законом минимума.

Согласно части 1 статьи 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату (статья 151 данного Кодекса).

В соответствии со статьей 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. При этом размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 данного Кодекса).

Из вышеприведенных норм трудового законодательства следует, что доплата до МРОТ должна рассчитываться независимо от суммы, причитающейся сотруднику за увеличение указанной выше дополнительной работы, так как он выполнял дополнительную работу сверх установленной нормы.

Приказом ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области от 20.11.2015 № 393 утверждено Положение об оплате труда осужденных, которое содержит основные нормы трудового, уголовно-исполнительного законодательства, а также нормы приказа Федеральной службы исполнения наказаний от 13.11.2008 № 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы», приказа Федеральной службы исполнения наказаний от 17.03.2008 № 154 «Об утверждении примерных структур и расчетов штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и методических рекомендаций по разработке их штатных расписаний».

Формами оплаты труда осужденных является сдельная и повременная. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области оплата труда осужденных, трудоустроенных на производственных участках со сдельной оплатой труда и осужденных, трудоустроенных по хозяйственному обслуживанию учреждения с повременной оплатой труда производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Оплата труда работников из числа спецконтингента, которым установлена сдельная система оплаты труда, осуществляется исходя из фактически выполненного ими объема работ на основании установленных сдельных расценок, которые, в свою очередь, устанавливаются исходя из тарифных ставок согласно штатному расписанию. Данные тарифные ставки ниже минимального размера оплаты труда. Поэтому, если работник за определенный период выполнил установленную норму выработки, работодатель обязан произвести доплату до МРОТ. При этом, если на работника возлагаются дополнительные трудовые обязанности, доплату за их выполнение следует производить свыше начисленной заработной платы, включающей МРОТ.

Иными словами, если осужденный выполнил установленную норму выработки на 100 и более процентов, ему согласно части 3 статьи 133 ТК РФ и Положению об оплате труда осужденных производится доплата до МРОТ за выполнение нормы (100%). Оставшаяся часть оплаты сверх нормы осуществляется исходя из объема выполненной работы (свыше 100%) на основании сдельных расценок и не подлежит включению в состав величины МРОТ.

Нормы времени утверждены в соответствии с плановыми калькуляциями на производимую продукцию.

Оплата труда осужденным, привлеченным к оплачиваемому труду, которым установлена сдельная система оплаты труда, осуществляется в соответствии с утвержденными нормами исходя из фактически выполненного ими объема работ на основании установленных сдельных расценок (утверждены Положении об оплате труда осужденных). Данные тарифные ставки рассчитаны исходя из размеров должностных окладов (в зависимости от квалификационного разряда), утвержденных приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 13.11.2008 № 624.

Таким образом, в соответствии со статьей 105 УИК РФ, если осужденный трудится в режиме неполного рабочего времени, оплата его труда производится не ниже МРОТ, исчисленного пропорционально установленному неполному времени.

Так, для осужденного, трудоустроенного в 2016 году дневальным с окладом                   3807 руб., доплата до МРОТ составляет:

на 0,25 ставки:

- (до 01.07.2016 МРОТ 6204 руб.) - заработная плата - 1551 руб. (оклад - 951 руб.  75 коп., доплата - 599 руб. 25 коп.),

- (с 01.07.2016 МРОТ 7500 руб.) - заработная плата - 1875 руб. (оклад - 951 руб.    75 коп., доплата – 923 руб. 25 коп.);

на 0,5 ставки:

- (МРОТ 6204 руб.) - заработная плата 3102 руб. (оклад - 1903 руб. 50 коп., доплата - 1198 руб. 50 коп.),

(МРОТ 7500 руб.) - заработная плата 3750 руб. (оклад – 1903 руб. 50 коп., доплата  - 1846 руб. 50 коп.);

на 0,75 ставки:

- (МРОТ 6204 руб.) - заработная плата 4653 руб. (оклад - 2855 руб. 25 коп., доплата - 1797 руб. 75 коп.),

- (МРОТ 7500 руб.) - заработная плата 5625 руб. (оклад - 2855 руб. 25 коп., доплата - 2769 руб. 75 коп.);

на полную ставку:

(МРОТ 6204 руб.) - заработная плата 6204 руб. (оклад – 3807 коп., доплата               - 2397 руб.),

(МРОТ 7500 руб.) - заработная плата 7500 руб. (оклад - 3807 руб., доплата                - 3693 руб.).

Осужденным, трудоустроенным на промышленной зоне учреждения со сдельной оплатой труда и не выполнившим за месяц установленную норму выработки, заработная плата за фактически выполненные операции начисляется исходя из установленных сдельных расценок и не предусматривает доплату до МРОТ.

Применительно к правилам статьи 151 ТК РФ, если работник выполняет основную работу и в связи с расширением зон обслуживания, увеличением объема работы или исполнением обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, труд его должен оплачиваться следующим образом: по основной работе – исходя из условий оплаты труда (при этом заработная плата работников не может быть ниже МРОТ); за работу в связи с расширением зон обслуживания, увеличением объема работы или исполнением обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы – из расчета доплаты, которая устанавливается по соглашению сторон.

Оплата за выполнение дополнительной работы относится к компенсационным выплатам, она не должна включаться в состав минимального размера оплаты труда, поскольку при прочих равных условиях заработная плата таких работников должна быть выше, чем заработная плата лиц, не выполняющих дополнительную работу. При включении в минимальный размер оплаты труда доплаты за дополнительную работу становится невозможно реализовать право работника на минимальный размер оплаты труда в случае отмены дополнительной работы.

В ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области осужденные привлекаются к труду по совместительству, что подтверждается приказами о трудоустройстве по совместительству. Осужденный не может работать по совмещению, так как ввиду специфики работы на промышленной зоне, осужденные, трудоустроенные по должности швея, не имеют возможности в течение своего рабочего дня, наряду с основной работой, выполнять работы по другой должности (например, уборщик служебных помещений), так как им установлена определенная норма выработки при сдельной форме оплаты труда согласно сменных заданий.

Норма рабочего времени для каждого осужденного определяется индивидуально, так как из нее исключается период нахождения осужденного на краткосрочных или длительных свиданиях, в отпуске либо в период временной нетрудоспособности.

В письме от 25.12.2018 № 14-1/ООГ-10343 Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства министерства труда и социальной защиты Российской федерации указал, что при повременной или повременно-премиальной системах оплаты труда у работника, полностью отработавшего месячную норму рабочего времени, заработная плата должна быть не ниже МРОТ. Если же работник отработал не полное рабочее время, то оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени. В этом случае заработная плата должна быть не ниже МРОТ в пересчете на полную ставку.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае представленными в материалах дела доказательствами (наряды на сдельную оплату труда осужденных, табели учета рабочего времени) подтверждается, что доплата до МРОТ осужденным, не отработавшим полностью определенную на месяц норму рабочего времени и не выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), не производилась.

Доказательств, опровергающих данный факт, УФК по Брянской области не представило ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах спора суд области по праву удовлетворил заявленные требования и признал недействительным оспариваемое предписание от 13.12.2017           № 27-21-04/3695.

Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.

Обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем, выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи  270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 21.01.2019 по делу № А09-1238/2018  оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

    Д.В. Большаков

    Н.В. Еремичева

    Е.Н. Тимашкова