ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула
19 сентября 2007 года | Дело № А62-5848/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2007 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимашковой Е.Н.
судей Тиминской О.А., Тучковой О.Г.
по докладу судьи Тимашковой Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-1651/2007) отделения по Дорогобужскому району УФК по Смоленской области
на решение Арбитражного суда Смоленской области от 02.04.07
по делу №А62-5848/2006 (судья Гращенкова Е.Е.)
по заявлению ФГУ Дорогобужский военный лесхоз Московского военного округа
к отделению по Дорогобужскому району УФК по Смоленской области,
третье лицо: Финансово-экономическое управление Московского военного округа,
о признании незаконными действий, связанных с зачислением без права расходования денежных средств на внебюджетный расчетный счет №<***> и отказом в их расходовании
при участии:
от заявителя: ФИО1 – начальник (доверенность от 07.09.07 №346),
от ответчика: ФИО2 – начальник юротдела (доверенность от 11.09.07 №05-390/1), ФИО3 – руководитель отделения (удостоверение от 21.03.03 №350),
от заинтересованных лиц: не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное учреждение Дорогобужский военный лесхоз Московского военного округа (далее – ФГУ Дорогобужский военный лесхоз МВО, Лесхоз) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Дорогобужскому району Управления Федерального казначейства по Смоленской области (далее – Отделение), которые выразились в зачислении без права расходования на внебюджетный расчетный счет №<***> денежных средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также в отказе расходования указанных средств.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Финансово-экономическое управление Московского военного округа.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 02.04.07 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, Отделение подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением, имеющимся в деле.
Руководствуясь ст.156 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу, что неявка стороны не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие лица, участвующего в деле.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании Разрешения от 24.05.05 №266, выданного главным распорядителем – Финансово-экономическим управлением Московского военного округа, Дорогобужскому военному лесхозу был открыт лицевой счет по учету средств, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Денежные средства от реализации лесопродукции перечислялись Лесхозом на расчетный счет №<***>.
В связи с принятием Федерального закона от 26.12.05 №189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год», статья 14 которого не предусматривала зачисление денежных средств от реализации движимого имущества на лицевые счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, руководителем Отделения 28.07.06 принято решение о зачислении денежных средств на расчетный счет без права расходования и об отказе в приеме платежных поручений и чеков.
При этом основанием для принятия указанных действий явилось, по мнению Отдела, несоответствие Разрешения от 24.05.06 №266 действующему законодательству и то, что источник образования внебюджетных средств не соответствовал источникам, указанным в Разрешении от 31.08.05 №266.
Не согласившись с указанными действиями, полагая, что они не соответствуют действующему законодательству, Дорогобужский военный лесхоз обратился в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу и, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно Уставу ФГУ Дорогобужский военный лесхоз Московского военного округа является федеральным государственным учреждением, находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации, имущество, являющееся федеральной собственностью, закреплено за учреждением на праве оперативного управления.
Учреждение финансируется за счет средств федерального бюджета.
Согласно статьям 49, 50, 298 ГК РФ, ст. ст. 41, 42, 161, 254 Бюджетного кодекса РФ, Лесхоз, осуществляющий в установленном законом порядке предпринимательскую деятельность, приобретает право собственности на полученные от осуществления указанной деятельности доходы в соответствии с нормами гражданского законодательства и вправе распоряжаться полученными доходами в порядке, установленном бюджетным законодательством.
Во исполнение этих норм Бюджетного кодекса РФ и согласно ч. 3 ст. 3 Бюджетного кодекса РФ Министерством финансов РФ издан Приказ от 21.06.01 № 46н "О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов" (далее - Приказ № 46н).
В соответствии с Приказом № 46н, Лесхоз обязан в полном объеме учитывать доходы, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в полном объеме в смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и средства от этой деятельности должны зачисляться и отражаться в лицевом счете бюджетного учреждения в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства.
Пунктом 4 Приказа № 46н предусмотрено, что основанием для открытия получателям средств лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, являются генеральные разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства главному распорядителю средств федерального бюджета и подведомственным ему учреждениям (далее - генеральные разрешения), выданные Федеральным казначейством главным распорядителям средств федерального бюджета (далее - главные распорядители средств) и разрешения на открытие лицевого счета для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства (далее - разрешения), выдаваемые в соответствии с генеральными разрешениями главными распорядителями средств и распорядителями средств федерального бюджета (далее - распорядители средств) получателям средств.
При этом в генеральном разрешении и разрешении указываются источники образования и направления использования внебюджетных средств.
Пунктом 98 Перечня высвобождаемого движимого военного имущества реализуемого федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.10.99 № 1165, лесопродукция отнесена к перечню движимого имущества, подлежащего реализации в установленном порядке.
В соответствии с п.13 Разрешения от 24.05.05 №266, выданного главным распорядителем – Финансово-экономическим управлением Московского военного округа, средства, поступающие в Министерство обороны РФ от реализации вооружений, военной и специальной техники и иного движимого имущества, являются источниками формирования внебюджетных средств на основании Федерального закона от 23.12.04 №173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год», допускавшего учет данных средств на счетах получателей данных средств (л.д. 26).
С 01.01.06 вступил в силу Федеральный закон от 26.12.05 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год», который устанавливал источники формирования средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и направления их использования в 2006 году. При этом ст. 14 данного закона не содержала положений, предусматривающих зачисление доходов от реализации лесопродукции, в качестве источника образования внебюджетных средств.
Вместе с тем, Финансово – экономическое управление Московского военного округа Минобороны РФ письмом от 24.01.06 № 27/6/12 довело до сведения руководителя Отделения по Дорогобужскому району УФК по Смоленской области, что расходование денежных средств по смете доходов и расходов по средствам, получаемым от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, разрешенной законодательством РФ, в 2006 году необходимо производить согласно разрешению № 266 от 24.05.05 и требованию приказа Министра обороны РФ № 300 от 28.06.01 с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Министра обороны РФ № 15 от 17.01.04 и № 43 от 09.02.05. Действие разрешения № 266 от 24.05.05 продолжается и в 2006 году до выхода нового разрешения, которое с момента выхода отменяет действие старого (л.д.30).
Согласно данному письму со 02.03.06 средства Лесхоза зачислялись с правом расходования, осуществлялся расход денежных средств (л.д. 82).
Главным распорядителем средств – Министерством обороны РФ 17.07.06 оформлено дополнение к генеральному разрешению, которым были внесены изменения в пункты 16-17 генерального разрешения, по которым правовым основанием для формирования источников образования и определения направлений использования внебюджетных средств в 2005 году был установлен Федеральный закон от 23.12.04 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год». В пункт 13 генерального разрешения изменения внесены не были. Данное дополнение к генеральному разрешению поступило в Отделение 17.07.06 (л.д. 58), дополнение к разрешению ФГУ Дорогобужский военный лесхоз МВО представлено не было, в связи с чем с этого периода денежные средства Лесхоза стали зачисляться Отделением на лицевой счет без права расходования.
В случае введения в действие законодательных и нормативных правовых актов, упраздняющих или устанавливающих источники образования и (или) направления расходования средств, главные распорядители бюджетных средств оформляют дополнения к генеральным разрешениям и разрешениям.
В соответствии с п. п. 13 - 15 Приказа главные распорядители средств в двадцатидневный срок со дня введения в действие законодательных актов, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, учредительных документов (уставов) получателей средств, упраздняющих или устанавливающих источники образования и (или) направления расходования средств, оформляют дополнения к генеральным разрешениям (приложение N 6). Главные распорядители средств и распорядители средств соответственно на основании дополнений к генеральным разрешениям в десятидневный срок со дня оформления дополнения к генеральному разрешению оформляют получателям средств, находящимся в их ведении, дополнения к разрешениям
Разрешения и дополнения к разрешению для главных распорядителей средств и распорядителей средств оформляются в общеустановленном порядке данными главными распорядителями средств.
Порядок оформления дополнений к генеральным разрешениям, их регистрация и доведение до распорядителей и получателей средств, находящихся в ведении главных распорядителей средств, а также до органов федерального казначейства аналогичен порядку оформления и доведения генеральных разрешений.
В то же время в установленные сроки дополнение к разрешению Лесхоза оформлено не было.
Однако согласно письму Финансово – экономического управления Московского военного округа Минобороны РФ от 30.08.06 № 27/5/1143, направленному в адрес Управления Федерального казначейства по Смоленской области, Министерством обороны РФ проводится работа по приведению разрешения № 266 от 31.08.05 (пункт 13) в соответствие Федеральному закону от 26.12.05 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год».
Как указано в п.23 данной Инструкции, в случае, если в платежном документе отсутствует ссылка на источник образования внебюджетных средств или он не соответствует источникам, отраженным в разрешении, орган федерального казначейства зачисляет сумму поступлений на лицевой счет клиента без права ее расходования до внесения в установленном порядке соответствующих дополнений в разрешение или представления клиентом дополнительной информации об источнике образования внебюджетных средств, заверенной подписями руководителя и главного бухгалтера клиента.
Из буквального толкования данной нормы следует, что зачисление сумм поступлений на лицевой счет клиента без права ее расходования возможно в случае отсутствия в платежном документе ссылки на источник образования внебюджетных средств или не соответствия источникам, отраженным в разрешении, а ни как не в генеральном разрешении.
Как установлено судом, на основании Разрешения от 24.05.05 №266, выданного Финансово-экономическим управлением Московского военного округа Дорогобужскому военному лесхозу был открыт лицевой счет по учету средств, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Денежные средства от реализации лесопродукции перечислялись Лесхозом на расчетный счет №<***>.
При этом в платежных поручениях, представленных в Отделение Дорогобужским военным лесхозом за июль 2006 г. – февраль 2007 г. на общую сумму 2 102 074,17 руб., имеются ссылки на источник образования внебюджетных средств – плата за реализацию иного движимого имущества (пиломатериала), а также указан п.13 Разрешения от 24.05.05 №266. Ссылки в указанном платежном поручении на источник соответствуют источникам, отраженным в разрешении № 266.
Таким образом, поскольку на момент оформления платежных поручений разрешение № 266 действовало, не было отменен, в него не были внесены изменения или дополнения, следует признать, что платежные документы Лесхоза имеют ссылку на источник образования и соответствуют источнику, обозначенному в разрешении.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Отделения по Дорогобужскому району Управления Федерального казначейства по Смоленской области оснований для принятия действий по зачислению денежных средств на расчетный счет без права расходования.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что расчетный счет №<***> является Единым счетом по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, владельцем которого Лесхоз не является, отклоняется апелляционным судом как несостоятельный.
Данное обстоятельство Учреждением не оспаривается. Для учета операций со средствами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности Дорогобужским военным лесхозом в установленном порядке 07.06.02 в Отделении открыт лицевой счет №<***>. При оформлении платежных поручений на приходование и расходование денежных средств указываются вышеупомянутые и расчетный счет и лицевой счет.
Кроме того, как установлено в суде апелляционной инстанции 04.05.07 ФГУ Дорогобужский военный лесхоз МВО представило в Отделение дополнение от 26.04.07 № 266/105 к Разрешению от 24.05.05 № 266, выданное на основании Дополнения к Генеральному разрешению от 200.04.07 № 187029/08.
Пунктом 13 Дополнения к разрешению установлены источники формирования внебюджетных средств и направления их использования в соответствии с Федеральным законом от 19.12.06 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год».
Лесхозом 14.05.07 также представлены в Отделение Смета доходов и расходов на 2007 год и в соответствии с пунктом 23 Инструкции о порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 21.06.01 № 46н, письмо от 14.05.07 б/н об уточнении в платежных документах источника образования внебюджетных средств в соответствии с Разрешением.
Указанные обстоятельства не оспариваются Отделением.
Учитывая сказанное, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 02.04.07 по делу № А62-5848/2007 оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральном арбитражном суде Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий | Е.Н. Тимашкова | |
Судьи | О.А.Тиминская О.Г.Тучкова |