ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-1702/2013 от 23.05.2013 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

30 мая 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел. (4872)36-32-71, факс (4872)36-20-09

e-mail:info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула                                                                                                           Дело № А09-9926/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 23.05.2013

Постановление в полном объеме изготовлено 30.05.2013

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Байрамовой Н.Ю., судей Заикиной Н.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Е.А., при участии от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Ритейл» (г. Брянск, ИНН 3254004420,                              ОГРН 1063254003174) – Иванниковой О.И. (доверенность от 11.12.2012), в отсутствие заинтересованного лица – Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Брянской области (г. Брянск, ИНН 3250056989,  ОГРН 3250056989), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственность «Ритейл» на решение Арбитражного суда Брянской области от 15.02.2013 по делу № А09-9926/2012 (судья Копыт Ю.Д.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Ритейл» (далее – заявитель, общество, ООО «Ритейл») обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Главному управлению МЧС России по Брянской области (далее – управление) о признании недействительным в части пунктов 2 и 3 предписания от 07.09.2012 № 27/3/1-3.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 15.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заявитель является субъектом правоотношений, на которого в силу закона возложена обязанность по разработке плана основных мероприятий по вопросам гражданской обороны на год, а также его согласования с органами местного самоуправления, разработке плана гражданской обороны, обеспечению работников организации средствами индивидуальной защиты.

В апелляционной жалобе общество просит данное решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, поскольку организации, не отнесенные к категории по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), собственные планы гражданской обороны не разрабатывают, а мероприятия по защите работников таких организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований, вследствие чего заявитель не может являться субъектом указанных правоотношений.

В отзыве на апелляционную жалобу управление, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, в связи с чем просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

   Как установлено судом, управлением проведена плановая проверка на предмет соблюдения обществом требований действующего законодательства в области гражданской обороны, по результатам которой составлен акт от 07.09.2012 № 27.

По итогам проверки 07.09.2012 заявителю выдано предписание об устранении нарушений требований норм и правил гражданской обороны № 27/3/1-3, которым на общество возложена обязанность совершить ряд действий для устранения нарушений, допущенных в области гражданской обороны, а именно: разработать план основных мероприятий на год и согласовать его с органом местного самоуправления, разработать план гражданской обороны, обеспечить средствами индивидуальной защиты работников организации (противогазы из расчета 100% общей численности работников организации).

Не согласившись в части пунктов 2 и 3 с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200,                  частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон № 28-ФЗ) осуществляется правовое регулирование в области гражданской обороны.

В силу статьи 1Закона № 28-ФЗ гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно статье 2 Закона № 28-ФЗ мероприятия по гражданской обороне организуются в муниципальных образованиях (организациях) в рамках подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях (организациях).

В соответствии со статьей 9 Закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (далее – Положение № 804), пунктом 2 которого установлено, что подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне (пункт 3 Положения № 804).

Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны: в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством (пункт 4 Положения № 804).

Пунктом 5 Положения № 804 предусмотрено, что ведение гражданской обороны осуществляется: в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях – на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (далее – Положение № 687) подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых и перспективных планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – план основных мероприятий) муниципального образования (организации) (пункт 3 Положения № 687).

План основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 Положения № 687).

Ведение гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и осуществляется на основании планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований и планов гражданской обороны организаций (пункт 5 Положения № 687).

Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 6 Положения № 687).

Согласно пункту 8 приказа Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 21.12.2005 № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» (далее – Положение № 993) накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения: для работников РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), – противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности и другие СИЗ в соответствии.

Из материалов дела установлено, что основанием для вынесения управлением оспариваемого в части пунктов 2 и 3 предписания послужил вывод государственного органа исполнительной власти о том, что ООО «Ритейл» не соблюдаются нормы и требования действующего законодательства в области гражданской обороны, а именно:

не разработан план основных мероприятий по вопросам гражданской обороны на год, а также не согласован с органами местного самоуправления;

не разработан план гражданской обороны;

не обеспечины средствами индивидуальной защиты работники организации (противогазы из расчета 100 % от общей численности работников организации).

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как установлено судом, предметом плановой выездной проверки явилось соблюдение ООО «Ритейл» требований и ном Закона № 28-ФЗ.

Данная проверка общества по соблюдению законодательства в области гражданской обороны, в том числе, организациями проведена управлением после согласования ее проведения с прокуратурой Брянской области (законность включения заявителя в ежегодный план проверки на 2012 год рассматривалось прокуратурой области).

В силу статьи 12 Закона № 28-ФЗ государственный надзор и контроль в области гражданской обороны осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 (далее – Положение № 868), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Министерство осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Согласно пункту 1 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06.08.2004 № 372, территориальный орган осуществляет функции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что управление является специально уполномоченным органом в области решения задач гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий, следовательно, оспариваемое предписание принято уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий.

Кроме того, согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне», отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Ритейл» является коммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность по розничной торговле продовольственными и непродовольственными товарами в стационарных торговых объектах под торговой маркой «Журавли».

Численность работников составляет 1 290 человек.

Объекты торговой деятельности ООО «Ритейл» расположены в городе Брянске и в Брянской области, которая в свою очередь отнесена к территории по гражданской обороне (зона возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО «Ритейл» является субъектом правоотношений, на который в силу закона возложена обязанность по разработке плана основных мероприятий по вопросам гражданской обороны на год, а также его согласования с органами местного самоуправления; разработке плана гражданской обороны; обеспечению работников организации средствами индивидуальной защиты (противогазы из расчета 100 % от общей численности работников организации).

При этом, постановлением мирового судьи судебного участка № 20 Фокинского района г. Брянска от 22.10.2012, оставленным без изменения решением Фокинского районного суда г. Брянска от 25.01.2013 должностное лицо ООО «Ритейл» – начальник штаба гражданской обороны – Быстрицкая Л.П. – признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение правил гражданской обороны, а именно: не разработан план основных мероприятий по вопросам гражданской обороны на год, а также не согласован с органами местного самоуправления; не разработан план гражданской обороны; не обеспечины средствами индивидуальной защиты работники организации (противогазы из расчета            100 % от общей численности работников организации.

При таких обстоятельствах, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое обществом предписание в части пункта 2 и пункта 3 ГУ МЧС России по Брянской области не нарушает прав и интересов ООО «Ритейл» в сфере экономической деятельности, поскольку основано на законе и отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводам, изложенным в апелляционной жалобе, дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции. Основания для ее непринятия у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4                    статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

  ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 15.02.2013 по делу № А09-9926/2012    оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течении двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме.            В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                                                            Н.Ю. Байрамова

Судьи                                                                                                                     Н.В. Заикина

                                                                                                                                Е.Н. Тимашкова