ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула | Дело № А62-10012/2019 |
20АП-1858/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2020 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шамыриной Е.И., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.02.2020 по делу № А62-10012/2019 (судья Бажанова Е.Г.), принятое по заявлению администрации Вязгинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (Смоленская область, Смоленский район, д. Вязгино, ОГРН <***>, ИНН <***>) к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>), с участием прокурора Смоленского района Смоленской области, о признании незаконным уведомления № КУВД-001/2019-12320178/1 от 08.10.2019 о приостановлении государственного кадастрового учета и о восстановлении нарушенного права путем постановки на государственный кадастровый учет жилого дома по адресу: <...>;
лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
администрация Вязгинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением признании незаконным уведомления № КУВД-001/2019-12320178/1 от 08.10.2019 управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее - управление) о приостановлении государственного кадастрового учета и о восстановлении нарушенного права путем постановки на государственный кадастровый учет жилого дома по адресу: <...>.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 17.02.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что государственный кадастровый учет спорного объекта недвижимого имущества, согласно нормам ст. 15 Закона № 218-ФЗ осуществляется по заявлению собственника здания.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, в собственность муниципального образования Вязгинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (далее - Вязгинское сельское поселение) постановлением главы муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области «О передаче жилищного фонда, объектов для электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения из собственности муниципального образования «Смоленский район» в собственность муниципальных образований сельских поселений» № 1110 от 06.09.2005, решением Смоленской районной Думы «Об утверждении перечня имущества, передаваемого из муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области в собственность сельских поселений Смоленского района Смоленской области» № 188 от 30.12.2005, постановлением администрации Смоленской области «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными сельскими поселениями, входящими в состав муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, и муниципальным образованием «Смоленский район» Смоленской области» № 604 от 24.10.2008 передан восьмиквартирный жилой дом по адресу: <...>, введенный в эксплуатацию решением исполнительного комитета Смоленского районного Совета депутатов трудящихся № 291/2 от 29.10.1966.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на государственный кадастровый учет поставлены объекты недвижимости, расположенные по адресу: <...>:
- квартира № 3 (К№ 67:18:1380101:179; дата постановки на кадастровый учет 19.10.2016), зарегистрировано право общей долевой собственности (доля в праве по 1/4) ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 на основании договора купли-продажи от 14.07.2018;
- квартира № 5, образованная в результате фактического объединения квартир № 5 и № 6 (К№ 67:18:1380101:176; дата постановки на кадастровый учет 14.09.2016), зарегистрировано право общей долевой собственности (доля в праве по 1/3) ФИО5, ФИО6, ФИО7 на основании договора о бесплатной передаче в собственность граждан занимаемых квартир (жилых домов) в государственном и муниципальном жилищном фонде от 26.07.2016;.
Остальные квартиры, принадлежащие Вязгинскому сельскому поселению, и сам многоквартирный жилой дом по адресу: <...> на кадастровый учет не поставлены. По информации ОГБУ «Смоленское областное БТИ» (письмо от 20.08.2019 № исх - 119) в архивных материалах сведения об объекте жилой дом по адресу: <...> отсутствуют.
По сведениям администрации:
- собственники квартиры № 3: ФИО4 умерла 18.09.2019 (свидетельство о смерти от 19.09.2019, данные о лицах, принявших наследство отсутствуют); остальными сособственниками являются дети ФИО4 - ФИО3 - ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ г.р., их место жительства и данные опекунов (отцов) неизвестны;
- собственники квартиры № 5 ФИО5, ФИО6, ФИО7 постоянно работают в другом регионе.
Решением Смоленского районного суда от 22.03.2018 по иску прокурора Смоленского района Смоленской области на администрацию возложена обязанность в течении 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности на жилые помещения, принадлежащие Вязгинскому сельскому поселению.
Определением Смоленского районного суда от 20.03.2019 предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 22.03.2018 в связи с приостановлением государственного кадастрового учета в отношении ряда квартир, в том числе в жилом доме по адресу: <...>.
Администрацией были изготовлены технические планы в отношении квартир, принадлежащих Вязгинскому сельскому поселению, и поданы заявления в управление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
Уведомлениями от 20.08.2019 администрация была извещена о приостановлении государственного кадастрового учета этих объектов по мотивам отсутствия в технических планах квартир кадастрового номера здания, в котором они расположены.
Администрацией был изготовлен технический план многоквартирного жилого дома, расположенного в отношении по адресу: <...>, и подано в управление заявление об осуществлении государственного кадастрового учета этого объекта.
Уведомлением от 08.10.2019 № КУВД-001/2019-12320178/1 от 08.10.2019 администрации сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении многоквартирного дома, поскольку с заявлением о кадастровом учете обратились не все собственники объекта учета; кроме того, было указаны замечания к техническому плану.
Замечания к техническому плану носят технический характер (описки, опечатки) и были администрацией устранены.
Учитывая тот факт, что возможность обращения с заявлениями о государственном кадастровом учете многоквартирного дома всеми собственникам дома отсутствует, а неисполнение администрацией решения Смоленского районного суда от 22.03.2018 влечет привлечение администрации и ее должностных лиц к ответственности и порождает правовую неопределенность в отношении здания, неполноту и некорректность сведений государственного кадастрового учета, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям гл. 24 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции обоснованно посчитал указанные требования подлежащими удовлетворению.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом № 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Однако, как справедливо отметил суд первой инстанции, названное основание не в полной мере соответствуют указанным в оспариваемом уведомлении замечаниям.
Так, главным и неустранимым основанием для приостановления явилось указание управления на необходимость обращения с заявлением о государственном кадастровом учете многоквартирного дома всем собственникам этого дома.
Удовлетворяя заявленные администрацией требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался тем, что круг лиц, которые вправе обращаться в орган регистрации с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета определен ч. 2 ст. 15 Закона № 218-ФЗ.
Федеральным законом от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрены переходные положения в отношении порядка кадастрового учета имущества, входящего в общее имущество многоквартирного дома, кадастровый учет которого не осуществлен на дату вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ, ст. 16).
Прямое правовое регулирования допустимости обращения администрации за осуществлением кадастрового учета имущества, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, при наличии иных собственников части жилых помещений в таком доме, отсутствует.
Однако системный анализ положений Закона № 218-ФЗ и Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» позволяет сделать вывод, что закон в принципе наделяет органы местного самоуправления на такое обращение.
Часть 6 ст. 13 АПК РФ предусмотрено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
В этой связи суд области пришел к правильному выводу, что в настоящем деле по аналогии подлежат применению положения ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», предусматривающей порядок осуществления кадастрового учета в отношении земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию (построенного) до даты вступления в силу ЖК РФ, по заявлению (обращению) органа местного самоуправления.
В рассматриваемом случае в результате обращения администрации не только отсутствует факт распоряжения либо создания препятствий во владении и пользовании общим имуществом многоквартирного дома со стороны администрации в нарушение прав собственников квартир № 3 и № 5, но и фактически будет устранена ранее допущенная органом кадастрового учета некорректность кадастровых сведений (полное отсутствие в кадастровом учете данных об общем имуществе жилого дома).
Также судом учтено, что администрация уведомила собственников квартир № 3 и № 5 об осуществлении кадастрового учета по адресам этих квартир (иными адресами не располагает), возражения собственников в администрацию не поступали.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование администрации и возложил на управление обязанность по осуществлению государственного кадастрового учета многоквартирного жилого дома по адресу: <...>.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.02.2020 по делу № А62-10012/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья Судьи | Е.В. Мордасов Д.В. Большаков Е.Н. Тимашкова |