ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-218/07 от 26.02.2007 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Тула                                                          дело № А09-5980/06-25-33

«05»   марта    2007 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 5 марта 2007 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе председательствующего  Игнашиной Г.Д.                        

судей  Тимашковой Е.Н., Тучковой О.Г.                                             

по докладу судьи Игнашиной Г.Д.                                                     

при ведении протокола судебного заседания судьей  Игнашиной Г.Д. 

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Финансового управления Брянской области

на решение Арбитражного судаБрянской области  от 12.12.2006 г.        

по делу  №   А09-5980/06-25-33  (судья В.В. Халепо)

по заявлению  Отряда ГПС МЧС России по Брянской области

к Комитету гражданской защиты и пожарной безопасности по Брянской области, Финансовому управлению Брянской области

3-е лицо: БОГУ «Брянский пожарный спасательный центр»

о  взыскании 4015000 руб.

при участии в заседании:       

от Отряда ГПС МЧС России по Брянской области – ФИО1 по доверенности

от Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности по Брянской области – не явился

от Финансового управления Брянской области – ФИО2 по доверенности

от БОГУ «Брянский пожарный спасательный центр» - не явился

У С Т А Н О В И Л:

Судом объявлялся перерыв до 12 часов 30 минут 26.02.2007 года. После перерыва в судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом.

Отряд ГПС МЧС России по Брянской области (далее - ОГПС) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Комитету гражданской защиты и пожарной безопасности по Брянской области (далее - Комитет) о взыскании денежных средств.

К участию в деле в качестве ответчика судом привлечено Финансовое управление администрации Брянской области, а  в качестве третьего лица-  государственное учреждение «Брянский пожарно-спасательный центр» (далее - БОГУ).

В порядке статьи 49 АПК РФ ОГПС уточнил заявленные требования, просил взыскать с Комитета и  Финансового управления 4015000 руб. компенсации в связи с недофинансированием. Уточненные требования судом приняты.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 12 декабря 2006 г.  требования ОГПС удовлетворены частично. С Комитета за счет средств бюджета Брянской области взыскана компенсация в размере недофинансирования за 4 квартал 2005 года в сумме 515000 руб. В удовлетворении остальных требований  отказано.

Финансовое управление обжаловало решение суда в апелляционном порядке в части удовлетворенных требований ОГПС и просит его отменить, в связи с неполным выяснением судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

В соответствии с п. 5 ст. 268 АПК РФ и в связи с отсутствием возражений лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции проверяется решение в обжалуемой части.

Комитет и БОГУ поддержали доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции. 

Как следует из материалов дела по Соглашению между МЧС России и  Администрацией Брянской области, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2004г. № 776, органам исполнительной власти области были  переданы  полномочия в решении вопросов организации тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий.

На основании указанного Соглашения и в соответствии с Приказом МЧС России от 30.12.04г. № 631  создан Отряд Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Брянской области   (приказ начальника ГУ МЧС по Брянской области № 267 от 05.05.05г.). ОГПС зарегистрирован в качестве юридического лица 08 июля 2005г

Приказом начальника ГУ МЧС по Брянской области № 267 от 05.05.05г.  утверждено штатное расписание аппарата управления и подчиненных подразделений ОГПС, согласно которому штатная численность сотрудников ОГПС, финансируемая за счет средств  бюджета области, составила 477 единиц.

Статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  установлено поэтапное в течение 2005-2008 годов увольнение лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, принятых на службу в территориальные подразделения Государственной противопожарной службы.

 Во исполнение указанной нормы Приказом МЧС России от 30.12.04г. был утвержден план поэтапного увольнения сотрудников ГПС МЧС России, содержащихся за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе по Брянской области на 477 единиц: в 2005 году на 37 единиц; в 2006 году на 128 единиц, в 2007 году на 200 единиц и в 2008 году на 112 единиц.

Для обеспечения противопожарной защиты населенных пунктов Брянской области  Постановлением Администрации Брянской области от 22.09.2005г. №516 предусмотрено поэтапное увеличение лимита численности работников БОГУ, за счет сокращения 477 штатных единиц ОГПС в 2005 году на 37 единиц; в 2006 году на 128 единиц, в 2007 году на 200 единиц и в 2008 году на 112 единиц.

Пунктом 2 указанного Постановления было предусмотрено осуществлять расходы, связанные с увеличением численности БОГУ, за счет средств, выделенных БОГУ по смете расходов на соответствующие годы.

Главным распорядителем средств областного бюджета, предназначенных для финансирования ОГПС и БОГУ, является Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности по Брянской области, созданный на основании Постановления Администрации Брянской области № 242 от 06.05.05г.

31 октября 2005г. Комитет обратился в  Финансовое управление с предложением  внести изменения  в сводную бюджетную роспись на 2005 год, согласно которым предполагалось  уменьшение в 4 квартале  расходов на выплату денежного содержания сотрудников ОГПС на сумму 515 тыс. рублей и одновременное увеличение расходов по оплате труда гражданского персонала БОГУ на эту же сумму.

Изменения в сводную бюджетную роспись внесены. В адрес ОГПС направлена справка-уведомление № 3506 от 02 ноября 2005г.  об уменьшении лимитов бюджетных обязательств на 4 квартал 2005г. на сумму 515000рублей (т.1 л.д. 111).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОГПС в арбитражный суд с заявлением о взыскании денежных средств.

Суд первой инстанции правомерно исходил из положений  ч.1 ст. 223, ч.1,2 ст.224, ст. 228, ст.229, ч. 1,2 ст. 230, ч.1,2 ст. 231 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом судом установлено, что Комитетом, как главным распорядителем бюджетных средств, не применялись положения ст. 233 БК РФ.

Судом также учтено, что в соответствии с Порядком исполнения сводной бюджетной росписи областного бюджета в 2005 году и внесения изменений в нее, утвержденным Приказом Финансового управления администрации Брянской области № 17 от 10.02.05г., внесение изменений в сводную бюджетную роспись производится по представлению главных распорядителей средств областного бюджета.

Согласно п.4.1 указанного Порядка в таком представлении должны быть указаны основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись, а также должно содержаться письменное обязательство о недопущении образования кредиторской задолженности по уменьшаемым расходам, что Комитетом сделано не было.

  Для проведения мероприятий по сокращению 37 штатных единиц в ОГПС  в Приказе МЧС России от 30.12.04г. и Постановлении Администрации Брянской области № 516 от 22.09.05г был установлен срок - 2005год. Следовательно, ОГПС имел право  провести соответствующие организационно-штатные мероприятия до 31.12.05г., а  лимит бюджетных обязательств уменьшен на 4 квартал 2005 года, то есть до окончания названного срока.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для изменения бюджетных ассигнований, установленных статьей 228 БК РФ, что в силу ч.1 ст. 238 БК РФ дает заявителю право на компенсацию в размере недофинансирования.

Ссылка в жалобе на несвоевременное составление и утверждение сметных расчетов руководством Отряда не влияет на выводы суда первой инстанции о неправомерности уменьшения лимитов бюджетных обязательств, поскольку в силу ст. 228 БК РФ не является основанием для изменения бюджетных ассигнований. Учитывая установленные сроки проведения мероприятий по сокращению штата и период, за который произведено уменьшение лимита бюджетных обязательств, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о неисполнении руководством отряда  законодательства о сокращении численности штата.

Несостоятельным  является довод подателя апелляционной жалобы о том, что,  действия Комитета были правомерны, поскольку изменения в сводной бюджетной росписи были утверждены  Законом Брянской области от 08.12.2005 № 85-ФЗ «О внесении изменений в Закон Брянской области «Об областном бюджете на 2005 год». Названный Закон вступил в силу с 8 декабря 2005 года, то есть после фактического изменения лимита бюджетных обязательств.

Перечень нормативных правовых актов, приведенный Управлением в качестве оснований для изменения бюджетных ассигнований, по мнению суда апелляционной инстанции  напротив подтверждает выводы суда первой инстанции. Так,  статья  154  ФЗ №122-ФЗ предусматривает поэтапное в течение 2005-2008 г.г. увольнение лиц, принятых на службу в территориальные подразделения.  Статья 228 БК РФ устанавливает исчерпывающий перечень оснований для изменения бюджетных ассигнований, и как правильно указывает суд в своем решении, ответчики не представили  доказательств наличия хотя бы одного из них. Закон Брянской области «Об областном бюджете на 2005 год» с внесенными в него изменениями Законом  № 85, не может выступать в качестве правового основания для изменения лимита по мотивам, изложенным выше. Комитетом также не выполнены требования п. 4.1. Порядка исполнения сводной бюджетной росписи областного бюджета в 2005 году (приказ  Финансового управления № 17 от 20.02.2005г.).

Ссылка в жалобе на письмо прокуратуры Брянской области № 7-23-16-06 от 29.05.06 об отсутствии нарушений бюджетного законодательства при перемещении бюджетных ассигнований и выявленных КРУ Брянской области нарушениях законодательства со стороны ОГПС является несостоятельной.

В силу ст. 68 АПК РФ письмо прокуратуры не является доказательством по данному делу.

Судом исследовался вопрос о перемещении  Финансовым управлением бюджетных ассигнований в порядке ч.3 ст. 234 БК РФ. Суд правильно указал в своем решении, что названная норма устанавливает лишь предельные изменения бюджетных ассигнований, а не основания для их изменения.

 Ссылка в письме прокуратуры на выявленные КРУ нарушения не нашла своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Судом установлено, что результаты проверки КРУ оформлены служебной запиской, в которой нет выводов об  использовании  ОГПС бюджетных средств не по целевому назначению.

Противоречат  имеющимся в деле доказательствам, доводы жалобы о   финансировании ОГПС в полном объеме.

Финансирование ОГПС на второе полугодие 2005г. по виду расходов «Военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания» (КВР 239) первоначально было установлено в размере 23016114 руб., в том числе на 3 квартал 2005г. - 12851126 руб. и на 4 квартал 2005г. - 10164988 руб.

Согласно расходным расписаниям № 11 от 22.07.05г., № 12 от 12.07.05г., № 26 от 17.08.05г., № 30 от 16.09.05г., № 46 от 19.10.05г., № 58 от 16.11.05г., № 73 от 16.12.05г. (т.6, л.д.32-38) фактически ОГПС был профинансирован на 22501114 руб., в том числе за 3 квартал 2005г. на сумму 12851126 руб. и за 4 квартал 2005г. на сумму 9649988 руб.

Таким образом, размер недофинансирования за 4 квартал 2005г. составил 515000руб. (10164988 руб. - 9649988 руб.).

То обстоятельство, что бюджетные ассигнования не были уменьшены для главного распорядителя бюджетных средств, не является безусловным основанием для выводов о полном финансировании отряда. Согласно уведомлению № 3505 изменение бюджетных ассигнований вызвано «передвижкой ассигнований между кодами и получателями бюджетных средств», уменьшение денежного содержания сотрудников ОГПС и увеличение расходов по оплате труда гражданского персонала БОГУ на ту же сумму. Главным распорядителем бюджетных средств по ОГПС  и   БОГУ являлся Комитет.

Ссылка в жалобе на ст. 83 БК РФ применительно к отношениям, возникшим в результате вступления в силу ФЗ № 122-ФЗ,  не имеет отношения к рассматриваемому делу. Пункт 1  названной статьи распространяет ее действие на случаи увеличения финансирования по существующим видам расходов или введения новых расходов бюджета, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом. Федеральный закон № 122-ФЗ принят 22.08.2004 года, до принятия Закона области  о бюджете  на 2005 год.

Указание в жалобе на то, что судом первой инстанции не было дано никакой оценки представленному Управлением проекту федерального бюджета на 2007 год, во внимание не принимается, поскольку указанный документ не  является нормативным правовым актом и в силу ст. 13 АПК РФ не может быть положен судом в основу своего решения.

Доводы жалобы о нарушении руководством ОГПС ст.ст. 221,225 БК РФ, о трактовке судом писем Финансового управления, о предполагаемой экономии бюджетных средств, об истребовании доказательств о кредиторской задолженности перед личным составом отряда во внимание не принимаются, поскольку не являются основаниями для изменения бюджетных ассигнований.

Несостоятельной является ссылка Управления на нарушение судом норм процессуального права, поскольку заявление ОГПС рассматривалось в порядке производства по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, в силу чего на него распространяются требования ст. 199 АПК РФ.

Являются ошибочными выводы Управления об отсутствии у заявителя права требовать компенсации за пределами финансового года без утверждения данных расходов в  законе о бюджете области. Право на получение компенсации в размере недофинансирования возникает именно после окончания финансового года, поскольку только тогда для получателя бюджетных средств становится очевидным, что финансирование не произведено в полном объеме.

  Довод подателя жалобы о невозможности исполнения решения суда противоречит закону. В соответствии со статьей 238 БК РФ компенсация в размере недофинансирования осуществляется в соответствии с судебным актом.

Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24.1 БК РФ. Нормы названной главы не содержат ограничений для взыскания  на средства бюджетов периодом финансового года.

Необоснованной является ссылка  на необходимость привлечения  к участию в деле Управления Федерального казначейства по Брянской области, так как  ОГПС    не предъявлял требований к УФК, и судебное решение не влияет на его права и обязанности.

Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам п.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Брянской области  от 12.12.2006 г.        по делу  №   А09-5980/06-25-33 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без  удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий                                                                Г.Д.  Игнашина

Судьи                                                                                                 Е.Н. Тимашкова

                                                                                                            О.Г. Тучкова