ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-2225/07 от 23.07.2007 Двадцатого арбитражного апелляционного суда


ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Тула                                                                                                            Дело №А09-1198/07

«17 » августа  2007 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2007 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2007 г.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                                      Тучковой О.Г.                                                  

судей                                      Тиминской О.А., Стахановой В.Н.                                                            

по докладу судьи                                            Тучковой О.Г.

при ведении протокола судебного заседания судьей   Тучковой О.Г.                           

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-2225/2007) индивидуального предпринимателя ФИО1

на решение Арбитражного суда Брянской области 

от 07.05.2007  по делу № А09-1198/07    (судья  Копыт Ю.Д.)

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1

к Брянской городской администрации 

о признании недействительным ч.2 п.14 распоряжения от 29.08.2006  №555-р           

при участии в заседании представителей: 

от заявителя:  не явились, извещены надлежащим образом

от ответчика: не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании недействительным ч.2 п.14 распоряжения №555-р от 29.08.2006, принятого Брянской городской администрацией (далее - Администрация).

Решением суда от 07.05.2007  в удовлетворении заявленного требования отказано.

Суд прекратил производство по требованию о признании незаконными действий Брянской городской администрации по организации проведения конкурса на право заключения договора по выполнению перевозок пассажиров на коммерческом маршруте №44 в отношении 1 единицы транспортного средства вместимостью до 20 посадочных мест в связи с отказом от иска в этой части.

В апелляционной жалобе Предприниматель просит принятый по делу судебный акт отменить, ссылаясь на  неправильное применением судом норм материального права.

         Стороны, надлежащим образом извещенные  о месте и времени судебного разбирательства, в судебное  заседание апелляционной инстанции не явились, направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

         Апелляционная инстанция находит возможным провести судебное разбирательство  без участия представителей сторон в порядке ст.ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы жалобы, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Частью 1 ст.198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом ненормативный правовой акт может быть признан недействительным только при наличии одновременно двух условий, а именно несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Как следует из материалов дела,  22.06.2006 в газете "Наш город" № 25 (178) опубликовано извещение о проведении открытого конкурса с предварительным квалификационным отбором на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров на коммерческих маршрутах № № 44, 34, 57, 31 (дополнительный объем) г. Брянска.

В связи с тем, что ИП ФИО1 в установленный срок заявку на участие в конкурсе не подал, распоряжением от 29.08.2006 №555-р Администрация отменила ранее принятое распоряжение от 27.08.2004 №617-р.

Полагая, что указанное распоряжение от 29.08.2006 №555-р нарушает законные интересы заявителя в области предпринимательской деятельности,  Предприниматель обратился в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация транспортного обслуживания населения находится в ведении муниципальных образований и отнесена к вопросам местного значения.

В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктом 6 статьи 72 Закона Российской Федерации от 06.07.91 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" городская администрация руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности; осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города; утверждает маршруты и графики движения местного транспорта; привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города; обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в городе; организует и контролирует обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах.

Таким образом  из указанных  норм в совокупности следует, что на органы местного самоуправления возложены организационные и контролирующие функции в сфере транспортного обслуживания населения.

Постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 29.04.2004 N 746-п были приняты Правила организации транспортного обслуживания населения в г. Брянске (далее - Правила) и Положение о конкурсе на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров на маршрутах г. Брянска (далее - Положение).

Согласно пункту 4.1.1 Правил для организации транспортного обслуживания населения г.Брянска перевозчик обязан иметь соответствующую лицензию, договор на транспортное обслуживание пассажиров автобусами, а также лицензионные карточки на автобусы, находящиеся в собственности на правах владения, пользования и распоряжения имуществом.

Таким образом, исходя из буквального толкования приведенных Правил видно, что перевозка пассажиров на коммерческих маршрутах без наличия, в том числе лицензионных карточек на автобусы Правилами запрещена и хозяйствующие субъекты, желающие осуществлять коммерческую деятельность в сфере пассажирских перевозок на коммерческих маршрутах г. Брянска, обязаны иметь соответствующие лицензионные карточки.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

В статье 2 названного Закона указано, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, распоряжением Администрации от 27.08.2004 №617-р, ИП ФИО1 предоставлено право осуществления транспортных услуг по перевозке пассажиров по маршруту №44, используя транспортное средство – микроавтобус марки «Газель», гос. номер <***>.

Однако согласно ответу лицензионного органа от 16.04.2007 №УГАДН-765 следует, что лицензионная карточка на транспортное средство микроавтобус ГАЗ-322132, гос. номер <***> 12.04.2005 аннулирована.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях лицензиат - юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель - обязан не позднее чем через пятнадцать дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающего наличие лицензии.

Однако Предприниматель в установленный законом срок лицензионную карточку не переоформил, следовательно  правовые основания для  осуществления транспортных услуг по перевозке пассажиров у ИП ФИО1 отсутствовали.

В связи с чем, не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции довод заявителя жалобы о  том, что отсутствие лицензионной карточки на транспортное средство не могло явиться основанием для отмены выданного ранее распоряжения от 27.08.2004 №617-р. 

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что ч.2 п.14 распоряжения Администрации от 29.08.2006 №555-р об отмене распоряжения от 27.08.2004 №617-р не нарушает права и законные интересы Предпринимателя.

Пунктом 3 постановления Брянского городского Совета народных депутатов от 29.04.2004 N 746-п предусмотрено, что до проведения конкурсов на право заключения договоров на выполнение перевозок по маршрутам, предложенным на конкурсы, перевозки по данным маршрутам осуществляются на основании распоряжений Администрации о разрешении осуществления транспортных услуг по перевозке пассажиров, принятых ранее.

В связи с тем, что конкурс на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров на коммерческом маршруте №44 был объявлен, Администрация правомерно приняла оспариваемое распоряжение, которым отменила ранее выданные разрешения на осуществление перевозок пассажиров.

Тот факт, что Предприниматель не подал заявку на участие в конкурсе, так как думал, что в этом нет необходимости, не может служить основанием для признания ненормативного акта недействительным, поскольку  в силу ст.2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность. В связи с чем Предпринимателю необходимо было получить разъяснения в Администрации по вопросу о необходимости  участия в конкурсе.

Таким образом, обжалуемое постановление принято в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий Брянской городской администрации и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Следовательно, основания, предусмотренные п.1 ст.198, п.4 ст.200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным отсутствуют.

Довод заявителя о том, что суд первой инстанции при рассмотрении дела и вынесении решения вышел за пределы предмета заявленных требований, апелляционной инстанцией не принимается как противоречащий материалам дела.

Ссылка в жалобе на неправомерное проведение конкурса по маршруту №44 не может быть принята во внимание, поскольку Предприниматель отказался от заявленных требований в этой части (л.д.37) и указанные требования не были предметом рассмотрения в арбитражным суде первой инстанции. В связи с чем, в силу ч.7 ст.268 АПК РФ не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.   

При таких обстоятельствах  оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

         Решение суда Брянской области от 07.05.2007 по делу № А09-1198/07-20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в установленный законом срок.

Председательствующий                                                                                             О.Г. Тучкова

Судьи                                                                                                                            О.А. Тиминская  

                                                                                                                                        В.Н. Стаханова