ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула | Дело № А23-8503/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.08.2020
Постановление изготовлено в полном объеме 02.09.2020
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Еремичевой Н.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной В.В., при участии в судебном заседании от заявителя – конкурсного управляющего ФИО1 (Московская область, г. Королев), действующего в интересах должника открытого акционерного общества Агростроительная компания «Калугаагрострой» (г. Калуга, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО2 (доверенность от 20.11.2019), от заинтересованного лица – инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги (г. Калуга, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО3 (доверенность от 05.01.2020 № 13-12/00355), от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – общества с ограниченной ответственностью «Калужский институт по проектированию объектов агропромышленного комплекса» (г. Калуга, ОГРН <***>, ИНН <***>), исполняющего обязанности ликвидатора общества с ограниченной ответственностью «Калужский институт по проектированию объектов агропромышленного комплекса» ФИО4 – ФИО5 (доверенность от 27.11.2019), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего ФИО1, действующего в интересах должника открытого акционерного общества Агростроительная компания «Калугаагрострой», на решение Арбитражного суда Калужской области от 21.02.2020 по делу № А23-8503/2019 (судья Сахарова Л.В.),
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий открытого акционерного общества Агростроительная компания «Калугаагрострой» (далее – ОАО Агростроительная компания «Калугаагрострой», общество) ФИО1 (далее – конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги (далее – ИФНС России по Ленинскому округу г. Калуги, регистрирующий орган) о регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью «Калугаагропромпроект» (далее – ООО «Калугаагропромпроект») и обязании исключить из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) запись о государственной регистрации ликвидации ООО «Калугаагропромпроект».
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Калужский институт по проектированию объектов агропромышленного комплекса» (далее – ООО «Калужский институт по проектированию объектов агропромышленного комплекса»), ликвидатор ООО «Калужский институт по проектированию объектов агропромышленного комплекса» ФИО4
Решением Арбитражного суда Калужской области от 21.02.2020 в удовлетворении заявленных требованиях отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, конкурсный управляющий общества обжаловал его в апелляционном порядке.
ИФНС России по Ленинскому округу г. Калуги, третьи лица возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, представителем по доверенности от ООО «Калугаагропромпроект» 07.06.2019 вх. № 5788А в инспекцию представлено уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» с приложением решения № 3 единственного участника ООО «Калугаагропромпроект» от 05.06.2019.
Согласно представленным документам ООО «Калугаагропромпроект» принято решение о ликвидации указанного юридического лица. Подпись заявителя на уведомлении засвидетельствована в нотариальном порядке. В уведомлении подтверждается, что содержащиеся в нем сведения достоверны.
Сообщение о ликвидации ООО «Калугаагропромпроект», о порядке и сроке заявления требований его кредиторами было опубликовано в «Вестнике государственной регистрации» от 03.07.2019 часть 1 № 26 (742).
В инспекцию 08.10.2019 вх. №10849А представлены документы для внесения в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, а именно уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001. Подпись заявителя на уведомлении засвидетельствована в нотариальном порядке. В уведомлении подтверждается, что содержащиеся в нем сведения достоверны.
Согласно представленным документам ООО «Калугаагропромпроект» принято решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.
В инспекцию 08.10.2019 вх. № 10850А представлены документы для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией:
1. заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001. Подпись заявителя на уведомлении засвидетельствована в нотариальном порядке. В уведомлении подтверждается, что содержащиеся в нем сведения достоверны. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральном законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
2. ликвидационный баланс;
3. решение участника;
4. документ об уплате государственной пошлины.
Согласно представленным документам ООО «Калугаагропромпроект» принято решение об утверждении ликвидационного баланса юридического лица.
Указанные уведомления и заявления были рассмотрены в соответствии с действующим порядком государственной регистрации.
По результатам рассмотрения документов инспекцией приняты решения о государственной регистрации от 17.06.2019 № 5788А, от 15.10.2019 № 10849А и № 10850А и в ЕГРЮЛ внесены записи за государственными регистрационными номерами 2194027161470, 2194027259810 и 2194027259875.
Не согласившись с решениями инспекции о государственной регистрации ликвидации ООО «Калугаагропромпроект», конкурсный управляющий ОАО Агростроительная компания «Калугаагрострой» ФИО1 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) и абзацу второму пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется налоговыми органами.
Налоговые органы при осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, которое в соответствии со статьей 1 Закона № 129-ФЗ состоит из ГК РФ, Закона № 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридического лица в связи с его ликвидацией, регулируются главой VII Закона № 129-ФЗ.
Основанием для внесения записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (пункт 1 статьи 11 Закона № 129-ФЗ).
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 2 статьи 11 Закона № 129-ФЗ).
Основания для отказа в государственной регистрации указаны в статье 23 Закона № 129-ФЗ.
Согласно пункту 5 статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» порядок ликвидации общества определяется ГК РФ и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. Также юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ, порядок ликвидации общества определяется ГК РФ и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона № 129-ФЗ сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется посредством представления в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (по форме Р15001) с приложением такого решения в письменной форме.
Согласно пункту 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 63 ГК РФ после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Пунктом 3 статьи 20 Закона № 129-ФЗ руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса посредством представления в регистрирующий орган уведомления (по форме Р15001).
В соответствии с пунктом 6 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ, а именно:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, обществом в регистрирующий орган подано уведомление о ликвидации, опубликованы сведения о ликвидации, представлены документы, необходимые для завершения процедуры ликвидации.
В силу пунктов 4, 4.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Законом № 129-ФЗ.
Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом № 129-ФЗ.
Уведомление по форме Р15001 и заявление по форме Р16001 представлены обществом в инспекцию с декларацией о достоверности содержащихся в них сведений.
Установленный Законом № 129-ФЗ порядок ликвидации юридических лиц не предусматривает и не предполагает активности регистрирующего органа в выявлении непогашенной задолженности, судебных споров или иных признаков недостоверности представляемых ликвидирующимся лицом документов.
Довод заявителя о том, что ООО «Калугаагропромпроект», как кредитор, о предстоящей ликвидации не уведомлялось, ликвидатором не были предприняты все меры для выявления и погашения кредиторской задолженности, что свидетельствует о незаконности оспариваемого решения регистрирующего органа, правомерно отклонен судом первой инстанции в связи со следующим.
В силу положений пункта 4 статьи 51 ГК РФ заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящего включения данных в ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в сроки, которые предусмотрены Законом № 129-ФЗ.
Публикация о ликвидации общества была размещена в журнале «Вестнике государственной регистрации» от 03.07.2019 часть 1 № 26 (742).
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2016 № 1033-О само по себе положение пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не может рассматриваться как противоречащее Конституции Российской Федерации, поскольку направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, осуществляемых во исполнение предписаний статьи 21.1 налоговыми органами, является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав законных интересов заинтересованных лиц.
Взыскатель, осуществляющий добросовестно свои права, не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении должника как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.01.2012 № 143-О-О, пункты 1 - 3 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Закона № 129-ФЗ подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из реестра.
Неблагоприятные последствия бездействия кредитора при отслеживании информации о контрагенте не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший при принятии решения на основании статьи 21 Закона № 129-ФЗ каких-либо нарушений.
Запись о принятии ООО «Калугаагропромпроект» решения о ликвидации и назначении ликвидатора внесена в ЕГРЮЛ 17.06.2019.
Из представленной в материалы дела копии заявления конкурсного управляющего ОАО Агростроительная компания «Калугаагрострой» от 24.07.2019 по делу № А23-5981/2019 к ООО «Калугаагропромпроект» о взыскании задолженности в размере 17 917 664 руб. 38 коп. и приложенной к нему выписки из ЕГРЮЛ на 23.07.2019, усматривается, что последнее находится в стадии ликвидации, ликвидатор ФИО4.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно заключил, что с 23.07.2019 заявитель знал о том, что ООО «Калугаагропромпроект» находится в стадии ликвидации. В связи с этим с указанной даты заявитель мог воспользоваться своим правом на направление в регистрирующий орган заявления о том, что ликвидацией ООО «Калугаагропромпроект» затрагиваются права и законные интересы ОАО Агростроительная компания «Калугаагрострой», между указанными лицами имеется спор относительно наличия задолженности.
Однако данным правом ОАО Агростроительная компания «Калугаагрострой» не воспользовалось.
Ссылки заявителя на то, что ликвидатор ООО «Калугаагропромпроект», являющийся его бывшим руководителем и единственным участником, должен был знать об имеющейся задолженности, обоснованно не приняты судом области.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2014 № 18558/13, в промежуточный ликвидационный баланс подлежат включению требования, не оспариваемые сторонами как по праву, так и по размеру, поскольку иное влечет предоставление в регистрирующий орган ликвидационных балансов, содержащих недостоверные сведения.
В возражениях от 14.06.2019 на досудебную претензию заявителя от 17.05.2019 № 4 генеральный директор ООО «Калугаагропромпроект» не признал наличие задолженности по договорам займа от 17.07.2014, от 25.07.2014, от 26.02.2015, от 05.03.2015, от 25.05.2015, от 26.06.20115, от 27.07.2015, а также просил представить копии данных договоров.
В силу положений пункта 1 статьи 63 ГК РФ процедура ликвидации и порядок удовлетворения требований кредиторов предусматривают обращение кредитора в установленный срок с требованием к ликвидационной комиссии (ликвидатору) ликвидируемого юридического лица, а при уклонении от рассмотрения требования – оспаривание такого уклонения в суд.
Если же кредитор не реализует свое право, действующим законодательством предусмотрен риск наступления неблагоприятных последствий в виде утраты кредитором своего статуса.
Как было указано выше, сведения о начале процедуры ликвидации внесены в ЕГРЮЛ 17.06.2019.
Между тем, из материалов дела не следует, что заявитель, зная о начале ликвидации ООО «Калугаагропромпроект», обращался к ликвидатору с требованием рассмотреть его требование, а последний уклонился от рассмотрения данного требования или отказал в его удовлетворении.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что вступившем в законную силу судебным актом с ООО «Калугаагропромпроект» в пользу ОАО Агростроительная компания «Калугаагрострой» взыскана какая-либо задолженность.
В рассматриваемом случае требования заявителя не являются бесспорными, их размер документально не подтвержден, в связи с чем ликвидатор ООО «Калугаагропромпроект» не имел оснований включать их в промежуточный ликвидационный баланс.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований полагать, что ликвидатор общества не исполнил свою обязанность по принятию мер по выявлению кредиторов должника, а порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный статьей 63 ГК РФ, не соблюден, ликвидационный баланс недостоверен.
При этом суд по праву отклонил довод заявителя о том, что ликвидатору ООО «Калугаагропромпроект» было известно о возбуждении дела № А23-5981/2019, поскольку, как следует из почтового уведомления о вручении заказного письма с определением суда о принятии искового заявления к производству от 30.08.2019, данное письмо вручено 03.09.2019 ФИО6 Однако из представленного в материалы дела приказа № 13-лс следует, что трудовой договор с указанным лицом расторгнут 02.09.2019.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что порядок ликвидации юридического лица регистрирующим органом соблюден, обстоятельства, исключающие возможность принятия решения о ликвидации и внесения на его основании соответствующей записи в ЕГРЮЛ, отсутствуют, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Приведенный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 29.08.2018 по делу № А48-4083/2017.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя, изложенные в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте.
Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
ОАО Агростроительная компания «Калугаагрострой» в соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 1500 руб., излишне уплаченная по платежному поручению от 17.03.2020 № 35.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 21.02.2020 по делу № А23-8503/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу Агростроительная компания «Калугаагрострой» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 17.03.2020 № 35.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Судьи | Д.В. Большаков Н.В. Еремичева Е.Н. Тимашкова |