14 июля 2015 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail:info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А09-966/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 14.07.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Федина К.А., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой И.С., при участии от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Регион ТРЦ» (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) –ФИО1 (доверенность от 10.02.2015), от заинтересованного лица – Правительства Брянской области (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО2 (доверенность от 31.12.2014 № 1- 9266и), от третьих лиц – Департамента экономического развития Брянской области (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО3, (доверенность от 29.01.2015), от Департамента финансов Брянской области (г. Брянск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО4 (доверенность от 10.02.2015), ФИО5 (доверенность от 10.02.2015), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.03.2015 по делу № А09-966/2015 (судья Черняков А.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Регион ТРЦ» (далее – общество, заявитель, ООО «Регион ТРЦ») обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Правительству Брянской области (далее – правительство) о признании незаконными действий по отмене ООО «Регион ТРЦ» с 01.01.2015 налоговой льготы по налогу на имущество и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль, подлежащих зачислению в Брянский областной бюджет, а также устранения выявленных нарушений посредством признания заключенным договора об инвестировании от 30.12.2014 в предложенной Правительству редакции.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.03.2015 требования общества с ограниченной ответственностью «Регион ТРЦ» удовлетворены. Признаны незаконными действия Правительства Брянской области, выразившиеся в отмене с 01.01.2015 налоговых льгот по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль, предоставленных ООО «Регион ТРЦ» решением инвестиционного совета при губернаторе Брянской области (протокол № 13/7 от 19.12.2013) и договором об инвестировании № 45 от 30.12.2012, а также признан заключенным с 30.12.2014 договор об инвестировании между ООО «Регион ТРЦ» и Правительством Брянской области, в редакции предложенной обществом.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Правительство Брянской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы указало, что поскольку Законом Брянской области от 19.08.1996 № 29-З «Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области» отменены льготы по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль, то у правительства отсутствовали основания для заключения с ООО «Регион РТЦ» договора инвестирования. Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Общество в письменном отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Департамент экономического развития Брянской области и Департаментов финансов Брянской области в отзывах поддержали доводы апелляционной жалобы правительства.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО «Регион ТРЦ» осуществляет строительство торгово-развлекательного центра «АЭРО-Парк» в городе Брянске со сроком строительства с 2012 года по 2020 год.
30 декабря 2013 г. между ООО «Регион ТРЦ» и Правительством Брянской области был заключен договор инвестирования № ДС-89, по условия которого в 2014 году на период реализации инвестиционного проекта предоставлена государственная поддержка в форме предоставления налоговой льготы по налогу на имущество и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль, подлежащих зачислению в областной бюджет Брянской области. Указанная государственная поддержка предоставлена по фактически начисленным суммам налогов при реализации инвестиционного проекта «Строительство торгово-развлекательного центра «АЭРО-Парк», реализуемого в период 2012-2020 годов.
27.11.2014 Брянской областной думой в региональное законодательство, а именно в Закон Брянской области «Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области» от 19.08.1996 № 29-З, Закон Брянской области от 27.11.2003 № 79-З «О налоге на имущество организаций» и Закон Брянской области от 26.11.2004 № 73-З «О понижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков» внесены изменения касающиеся предоставления налоговых льгот субъектам предпринимательской деятельности. Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2015.
Данные нормативно-правовые акты с момента их вступления в законную силу не предусматривают для такой категории налогоплательщиков, к которой относится заявитель, каких-либо форм государственной поддержки.
В связи с чем, письмом № Э-4-2826 от 26.12.2014 Департамент экономического развития Брянской области сообщил заявителю о принятии решения об отмене с 01.01.2015 налоговых льгот.
В ответ на письмо № Э-4-2826 от 26.12.2014 заявитель направил в адрес ответчика и третьего лица проект Договора об инвестировании от 30.12.2014 срок его действия определен следующим образом: «Настоящий Договор вступает в силу с «01» января 2015 года и действует до «31» декабря 2020 года включительно».
Полагая, что у правительства отсутствуют законные основания для отмены, предоставленной в 2014 году заявителю на период реализации им инвестиционного проекта государственной поддержки, в виде льготы по налогу на имущество и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль, подлежащих зачислению в Брянский областной бюджет и данные действия нарушают права и законные интересы заявителя, создавая препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, последний обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что редакции законов Брянской области ухудшают с 01.01.2015 условия инвестирования в части отмены льготы по налогу на имущество и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль, подлежащих зачислению в Брянский областной бюджет для отдельных категорий налогоплательщиков, в связи с чем обязал правительство заключить договор об инвестировании с ООО «Регион РТЦ» с 2015 г. по 2020 г.
Выводы суда являются неверными по следующим основаниям.
При рассмотрении любых заявленных требований суд обязан установить применимое материальное и процессуальное право к рассматриваемым правоотношениям.
В порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают споры, вытекающие из административных и иных публичных правоотношений. Для отнесения действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц к указанной сфере необходимо установить, что указанные действия (бездействие) совершены при осуществлении (неосуществлении) предусмотренных законодательством публично-правовых функций указанных органов и должностных лиц. Такие действия (бездействие) должны быть совершены в отношении конкретного лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность и создавать ему препятствия в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом деле оспариваемые действия ООО «Регион РТЦ» по настоящему делу направлены на заключение с Правительством Брянской области договора инвестиций с 2015 года по 2020 год. Данные правоотношения регулируются статьей 421 ГК РФ, относятся к сфере гражданско-правового регулирования. Защита гражданских прав в таком случае осуществляется способами, поименованными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Рассмотрение споров должно осуществляться в порядке искового производства, при котором судом рассматриваются только заявленные истцом исковые требования и положения статьи 201 АПК РФ не применимы.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных ли оспариваемых прав и законных интересов.
Требования формируются истцом с целью обеспечения восстановления нарушенного права.
Апелляционная инстанция находит, что обществом не представлены относимые и допустимые доказательства, бесспорно подтверждающие нарушение его прав и законных интересов именно оспариваемым действием.
Требования о признании незаконными действия по отмене налоговой льготе и действия по принуждению к заключению договора, не направлены на восстановление каких-либо прав ООО «Регион РТЦ». Даже в случае удовлетворения требований заявленных обществом, никакие правовые последствия для него не наступают. Никаких требований, направленных на восстановление прав ООО «Регион РТЦ» не заявил, и кто обязан будет восстановить нарушенные, по его мнению права.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ООО «Регион РТЦ» фактически понудило правительство Брянской области заключить договор инвестирования с 01.01.2015 по 31.12.2020, а не оспаривало действия государственного органа в порядке главы 24 АПК РФ.
В связи с указанным судом апелляционной инстанции сделан вывод о ненадлежащем способе защиты нарушенного права, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных обществом требований.
Избрание ненадлежащего способа защиты, само по себе является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции не усматривает наличие совокупности приведенных оснований для удовлетворения требований заявителя, а именно незаконность оспариваемого действия при установленных фактических обстоятельствах, а соответственно нарушение его права.
Поскольку обжалуемое решение принято при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют конкретным обстоятельствам дела, и в связи с этим решение суда является неправильным, его следует отменить с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в (пункты 2 и 3 части 1 статьи 270 АПК РФ).
При этом следует отметить, что заявитель не лишается возможности заключения договора инвестирования в суде по гражданскому делу и представлять в подтверждение этого довода соответствующие доказательства, которые подлежат исследованию и оценке в совокупности с другими доводами и доказательствами по правилам искового судопроизводства.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 27.03.2015 по делу № А09-966/2015 отменить.
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Регион ТРЦ» о признании незаконными действий Правительства Брянской области по отмене ООО «Регион ТРЦ» с 01.01.2015 налоговой льготы по налогу на имущество и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль, подлежащих зачислению в Брянский областной бюджет, а также устранения выявленных нарушений посредством признания заключенным Договора об инвестировании от 30.12.2014 в предложенной Правительству редакции, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательтсвующий К.А. Федин
Судьи Н.В. Заикина
Е.В. Мордасов