ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Староникитская, д. 1, Тула, 300041; info@20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Тула Дело № А62-5468/2011
22 июня 2012 года
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Дорошковой А.Г., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шульгач И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-2618/2012) Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 10 апреля 2012 года по делу № А62-5468/2011 (судья Бажанова Е.Г.).
В заседании приняли участие представители:
от ИП ФИО1: ФИО2 – представитель по доверенности;
от Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области: ФИО3 – представитель (доверенность от 26.04.2012 № 17);
от администрации города Смоленска: ФИО4 – представитель (доверенность от 12.01.2012 № 1-86).
Изучив материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель ФИО5 (далее – предприниматель, заявитель; ОГРН <***>; ИНН <***>) обратился в суд с заявлением о признании незаконными отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в предоставлении земельного участка расположенного по адресу: <...> возле дома 16, для оборудования автостоянки (уведомление № 11691/08 от 14.07.2011), обязав Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя (с учетом уточнения требований).
Определением арбитражного суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Смоленска.
Решением арбитражного суда от 10.04.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение судом норм материального права.
На основании постановления главы администрации г. Смоленска от 28.11.1997 № 1249 ФИО6 на праве бессрочного пользования принадлежал земельный участок площадью 856 кв. м по адресу: <...>, на котором расположен магазин (т. 1, л. д. 78-79).
Впоследствии постановлением администрации г. Смоленска от 30.03.2007 № 1395-адм право бессрочного пользования прекращено и земельный участок с кадастровым номером 67:27:001 30 05:0008 площадью 856 кв. передан в собственность ФИО6, о чем заключен договор купли-продажи от 27.06.2007 № 202 (т. 1 л. д. 123).
В целях расширения магазина автозапчастей ИП ФИО5 31 августа 2010 года обратился в Департамент с заявлением о выделении ему дополнительно на праве аренды земельного участка площадью 851 кв. м по ул. Кашена в г. Смоленске возле дома № 16 для размещения на нем бесплатной автостоянки (т. 1, л.д.8).
Департамент 29.09.2010 сообщил о направлении заявления предпринимателя Администрации г. Смоленска для рассмотрения по существу (т. 1, л. д. 9).
Из ответного письма администрации 27.10.2010 следует, что по испрашиваемому земельному участку проходит пешеходный тротуар, ведущий к пригородному и железнодорожному вокзалу, имеются зеленые насаждения, а также расположены подземные инженерные коммуникации. Испрашиваемая территория частично накладывается на земельный участок насосной станции (ФГУП «Московская железная дорога» МПС России). Кроме того, данная территория входит в границы заповедной зоны исторического ядра г. Смоленска (Заднепровский ареал) и охранной зоны истории (охранная зона церкви Петра и Павла и церкви великомученицы Варвары), расположена на территории памятника археологии – мощного археологического слоя, участок находится в санитарно-защитной водозабора, водоохранной зоне и зоне подтопления реки Днепр. Из церковных зданий должен быть свободный подход посетителей Испрашиваемый земельный участок согласно Генеральному плану г. Смоленска расположен в рекреационной зоне (Р1). С учетом изложенного размещение автостоянки на испрашиваемом земельном участке не представляется возможным (т. 1, л. д. 10).
Департамент 29.10.2010 сообщил предпринимателю о невозможности размещения автостоянки на земельном участке (т. 1, л. д. 11).
27.01.2011 администрация г. Смоленска направила предпринимателю заключение о разрешенном использовании из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Смоленска (ИСОГД), указав, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне ОД (общественно-деловая зона – зона размещения объектов общественно-делового назначения с включением объектов инженерной инфраструктуры) (т. 1, л. д. 12).
Рассмотрев повторное заявление ИП ФИО5, Департамент оспариваемым письмом от 14.07.2011 № 11691/08 отказал в удовлетворении заявления, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка, формируемого Департаментом для предоставления с аукциона для озеленения территории (т. 1, л. <...>).
Удовлетворив заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В статье 34 ЗК РФ определен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, где указывают цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии с Законом Смоленской области от 08.02.2007 № 1-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области – городе-герое Смоленске», постановлением администрации Смоленской области от 09.12.2008 № 690 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе рассмотрение заявлений о заключении договоров аренды земельных участков, осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
В силу раздела 6 постановления администрации
Смоленской области от 27.04.2009 № 243 «Об утверждении Порядка
организации работы уполномоченного органа исполнительной власти
Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области – городе-герое Смоленске» лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, подает заявление в уполномоченный орган. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В случае отсутствия возможности предоставления земельного участка уполномоченный орган в тридцатидневный срок уведомляет заявителя об отказе в предоставлении земельного участка.
Земельные участки предоставляются без проведения торгов при условии заблаговременной публикации сообщения о таком предоставлении, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком.
При поступлении на один и тот же земельный участок более одной заявки такой земельный участок предоставляется в собственность или в аренду на торгах в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
При наличии одного заявления о предоставлении земельного участка заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Решение о предоставлении земельного участка принимается уполномоченным органом в двухнедельный срок после представления заявителем кадастрового паспорта земельного участка.
Какие-либо претензии к оформлению заявления предпринимателя в письме от 17.07.2011 отсутствуют.
Департаментом был издан приказ от 17.04.2099 № 490 о формировании для предоставления с аукциона земельного участка, расположенного в г. Смоленске в районе ул. Кашена, для целей, не связанных со строительством – озеленения территории (т. 1, л. д. 56-57).
На основании приказа Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области (государственный заказчик) и ООО «БИНОМ» (исполнитель) заключили государственный контракт 19.08.2009 № 15-КОН на выполнение кадастровых работ в отношении испрашиваемого земельного участка (т. 1, л. д. 58-64). Сведения о том, что во исполнение указанного приказа земельный участок сформирован, в материалы дела не представлены. Действие государственного контракта №15-КОН истекло 30.11.2009. Как пояснил представитель департамента в судебном заседании, администрацией г. Смоленска не предоставлено согласие для формирования земельного участка для проведения указанных работ.
Лица, участвующие в судебном заседании, не оспаривали, что на испрашиваемом заявителем земельном участке имеется асфальтовое покрытие, которое используется в качестве бесплатной автостоянки клиентами магазина автозапчастей ФИО5, посетителями церквей Петра и Павла и Великомученицы Варвары и экскурсионных автобусов и пр.; какие-либо работы по удалению асфальтового покрытия и озеленению данной территории до настоящего времени не велись; территория не огорожена, находится в общем пользовании. Заявителем для организации автостоянки получено положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы (т. 2, л.д. 19), схема автостоянки согласована с приходом ФИО7.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей. Заявитель жалобы не подтвердил, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок находится в зоне, в которой исключено ведение такого вида хозяйственной деятельности, как организация автостоянки.
Испрашиваемый ФИО5 земельный участок в соответствии Правилами землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденными решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010 № 193 расположен в территориальной зоне ОД- общественно-деловая зона. Градостроительными регламентами данной зоны основным видом использования предусмотрено размещение стоянок автотранспорта. Данные Правила в настоящее время действительны, не отменены и не изменены.
Учитывая, что заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка за плату во временное владение и пользование, Департамент не привел убедительных доказательств, что Генеральный план города Смоленска, определяющий перспективное планирование и развитие города, препятствует предоставлению заявителю земельного участка в аренду для организации автостоянки с использованием имеющегося асфальтового покрытия.
Исходя из изложенного, оснований для отмены оспариваемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда 10.04.2012 по делу № А62-5468/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
А.Г. Дорошкова
В.Н. Стаханова
Е.Н. Тимашкова