ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-2722/14 от 10.07.2014 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

17 июля 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула

Дело № А68-9878/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 10.07.2014

Постановление изготовлено в полном объеме 17.07.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Мордасова Е.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко О.А., при участии от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Ломинцево» (г. Тула, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 31.03.2014), заинтересованного лица – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Тульской области (г. Тула, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО2 (доверенность от 09.01.2014 № 04-21/00023), ФИО3 (доверенность от 09.01.2014 № 04-21/00024), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 04.04.2014 по делу № А68-9878/2013 (судья Чубарова Н.И.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Ломинцево» (далее – ООО «Ломинцево», общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Тульской области (далее – МИФНС России № 5 по Тульской области, инспекция) о привлечении ООО «Ломинцево» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.06.2013 № 24028 в части доначисления налога, пени и штрафа, а именно пунктов 1, 2, 3.1, 3.3 – 3.5 резолютивной части данного ненормативного акта.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 04.04.2014 заявленные обществом требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции признал незаконным решение МИФНС России № 5 по Тульской области от 25.06.2013 № 24028 о привлечении ООО «Ломинцево» к налоговой ответственности, за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога в сумме 554 599 рублей, пени в сумме 39 191 рубля 09 копеек, штрафа в сумме 92 938 рублей, предложения уплаты налога, пени, штрафа в указанных суммах. При этом суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для применения в отношении земельного участка с кадастровым номером 71:22:000000:0234 ставки земельного налога в размере 1,5 %.

Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит проверить законность и обоснованность указанного решения в части удовлетворения заявленных требований, находя его принятым с нарушением норм материального и процессуального права, а также считая, что при вынесении решения судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значения для дела.

Заявитель апелляционной жалобы считает неправомерным применение налогоплательщиком пониженной ставки земельного налога в размере 0,3 %, установленной для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного использования, в связи с чем полагает, что общество должно уплачивать земельный налог по ставке для прочих земельных участков – 1,5 %.

В обосновании своей позиции инспекция указывает, что представленные ООО «Ломинцево» налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, книга учета доходов и расходов за 2012 год с отраженной суммой дохода 1 380 000 рублей, статистический отчет по форме 29-СХ с отраженными сведениями о сборе сена, товарные накладные на отпуск сена № 1, № 2 не могут являться доказательствами фактического использования обществом спорных земельных участков для сельскохозяйственного производства.

МИФНС № 5 России по Тульской области обращает внимание на тот факт, что за период 2012 года ООО «Ломинцево» не принимало меры к агрохимическому обследованию земель, не закупало удобрения, не осуществляло реализации какой-либо сельскохозяйственной продукции, не имеет в штате наемных работников, какой- либо материально-технической базы, сельскохозяйственной техники, в спорном периоде составлялись акты, протоколы, выдавались предписания органами земельного контроля, содержащие сведения о неиспользовании земли в сельскохозяйственных целях.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Ломинцево» просит отказать в удовлетворении жалобы, указывая, что применение инспекцией при расчете земельного налога за 2012 год ставки 1,5 % , является необоснованным, поскольку налоговый орган не наделен полномочиями по изменению целевого назначения земельных участков с учетом их фактического использования.

В пояснениях к отзыву на апелляционную жалобу ООО «Ломинцево» ссылается на то, что в материалы дела налоговым органом не представлено доказательств совершения перевода земель и соответствующей регистрации уполномоченным органом на дату начала проверки.

В соответствие со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании распоряжения председателя первого судебного состава от 07.07.2014 в связи с отпуском судьи Еремичевой Н.В. произведена ее замена на судью Федина К.А. Судебное разбирательство производится с самого начала.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании поддержали свои позиции по апелляционной жалобе.

Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Поскольку МИФНС № 5 России по Тульской области оспаривает решение в части признания незаконным решения от 25.06.2013 № 24028 о привлечении ООО «Ломинцево» к налоговой ответственности за совершения налогового правонарушения в части доначисления налога в сумме 554 599 рублей, пени в сумме 39 191 рублей 09 копеек, штрафа в сумме 92 938 рублей, а лица, участвующие в деле, не заявили возражений относительно его проверки в другой части, законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта в указанной части.

Как следует из материалов дела, 01.02.2013 в МИФНС России № 5 по Тульской области была представлена налоговая декларация ООО «Ломинцево» по земельному налогу за 2012 год.

Налоговым органом с 01.02.2013 по 30.04.2013 проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО «Ломинцево» налоговой декларации, по результатам которой составлен акт от 07.05.2013 № 25000.

В ходе проверки установлено, что в налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 71:22:000000:234, 71:22:030601:56, 71:22:030501:145 (разрешенное использование – для ведения сельского хозяйства) ООО «Ломинцево» применена налоговая ставка – 0,3 %, установленная решением Собрания депутатов муниципального образования Ломинцевское Щекинского района от 23.09.2011 № 39-3 «Об установлении земельного налога на 2012 год» в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства.

После рассмотрения акта камеральной налоговой проверки и возражений налогоплательщика заместителем начальника инспекции 25.06.2013 принято решение № 24028 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с указанным решением ООО «Ломинцево» привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 95 742 рублей за неполную уплату земельного налога, начислены пени по состоянию на 25.06.2013 в сумме 40 252 рублей 38 копеек, земельный налог в сумме 568 620 рублей, уменьшен на исчисленные в завышенных размерах земельный налог в сумме 89 919 рублей.

Полагая, что решение налогового органа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, ООО «Ломинцево» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеры налоговых ставок, установленных в пункте 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 % в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Согласно решению Собрания депутатов муниципального образования Ломинцевское от 23.09.2011 №39-3 «Об установлении земельного налога на 2011 год» налоговая ставка 0,3 % установлена в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

В силу пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из приведенных норм следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% правомерно при соблюдении двух условий: отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использования для сельскохозяйственного производства, согласно целевому назначению земель.

Как следует из устава общества, основными видами деятельности ООО «Ломинцево» является разведение крупного рогатого скота, свиней, сельскохозяйственной птицы, а также прочих животных, выращивание кормовых культур, заготовка растительных кормов, выращивание зерновых и зернобобовых культур, картофеля, столовых корнеплодных и клубнеплодных культур, масличных культур, сахарной свеклы, овощеводство и прочее сельскохозяйственное производство.

В силу статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации при проведении камеральных проверок налоговые органы используют сведения, поступающие в базу данных налогового органа из органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органов муниципальных образований.

Из оспариваемого решения следует, что вывод о нецелевом использования земельных участков (для сельскохозяйственных целей) с кадастровыми номерами: 71:22:000000:234, 71:22:030601:56, 1132:030501:145 (и, соответственно, о необходимости применения иной ставки земельного налога) сделан налоговым органом на основании постановления Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям от 31.05.2012 № ТЗЕМ-45-11 по делу об административном правонарушении, которым ООО «Ломинцево» в отношении указанных земельных участков признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного часть 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей.

Данное постановление административного органа ООО «Ломинцево» не обжаловало.

Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, – в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, основывая выводы только на материалах административного дела, возбужденного в отношении общества, налоговая инспекция не учла иных обстоятельств, которые не свидетельствуют о неиспользовании либо нецелевом использовании спорного земельного участка.

В частности, Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям прямо указано, что земельные участки с кадастровыми номерами 71:22:030501:145, 71:22:030601:56 не используются по целевому назначению.

Однако в отношении земельного участка с кадастровым номером 71:22:000000:0234 суд первой инстанции правомерно учел следующее.

Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям при осмотре земельного участка с кадастровым номером 71:22:000000:0234 обшей площадью 1392 га, состоящим из 64 обособленных земельных участков, установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером 71:22:000000:0234 (земельном участке с учетным номером части 71:22:030801:165) сторонней организацией проводятся работы по замене водопроводных труб. В западной части земельного участка размещены два котлована глубиной от 1,5 до 2 м. размером 100 кв. метров каждый, бетонные плиты, трубы. Снятый плодородный слой почвы перемешан с глиной.

Часть земельного участка с кадастровым номером 71:22:000000:0234 (земельные участки с учетными номерами части 71:22:030801:166, 71:22:03801:167, 71:22:03801:169 –71:22:03801:176) общей площадью 483,58 га заросла сорными многолетними растениями щавель конский, полынь горькая, пырей ползучий и др.), отдельно растущими деревьями (клен американский, рябина, береза и др.) высотой до 2 м, кустарниками (акация) высотой до 1.5 м. Часть земельного участка с учетным номером части 71:22:030801:167 в северной части и часть земельного участка с участка с учетным номером части 71:22:030801:166 в восточной и юго-восточной частях заняты свалкой промышленных и твердых бытовых отходов. Площадь захламленного земельного участка составляет 17 га. По краю свалки имеется обваловка.

Часть земельного участка с кадастровым номером 71:22:000000:0234 (земельные участки с учетными номерами части 71:22:030801:182, 71:22:03801:183) общей площадью 86,8 га заросла сорными многолетними растениями (пырей ползучий, щавель конский, пижма обыкновенная и др.), с северной стороны - деревьями (густой порослью берез) высотой до 3 м.

Часть земельного участка с кадастровым номером 71:22:000000:0234 (земельные участки с учетным номером части 71:22:030801:177, 71:22:030804:178, 71:22:03810:83) общей площадью 189,9 га заросла многолетними сорными растениями (пырей ползучий, щавель конский, пижма обыкновенная и др.), отдельно растущими деревьями (береза, рябина и др.) высотой свыше 5 м, покрыта муравьиными кочками высотой до 30 см по всей площади.

На часть земельного участка с кадастровым номером 71:22:000000:0234 (земельный участок с учетным номером части 71:22:030601:47) осуществляется сброс сточных вод п. Ломинцевский. Часть земельного участка заболочена.

Часть земельного участка с кадастровым номером 71:22:000000:0234 (земельные участки учетным номером части 71:22:030601:41, 71:22:03601:42) общей площадью 169,94 га заросла сорными многолетними растениями (полынь горькая, пижма обыкновенная и др.).

На вышеуказанном земельном участке не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, не производится сенокошение, не производится выпас скота.

ООО «Ломинцево» не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по сохранению почв и их плодородия, улучшению, защите земель и предотвращению процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, не проводит мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от заболачивания, загрязнения химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

Вместе с тем, как верно установлено судом, указанные выше факты выявлены в отношении не всей площади земельного участка с кадастровым номером 71:22:000000:0234, а только в отношении 947,22 га (а также по 100 кв. метров на 2 котлована), то есть на отдельных земельных участках с учетными номерами.

Согласно пункту 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Так, из постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 года и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13.12.2013 по делу № А68-10861/2012, представленных заявителем, следует, что на части земельного участка с кадастровым номером 71:22:000000:0234 (земельном участке с учетным номером части 71:22:030801:165) проводились работы по рекультивации после производства работ по замене водопроводов от ЩГРЭС до Первомайской ТЭЦ.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для вывода о нецелевом использовании земельного участка с учетным номером части 71:22:030801:165

В отношении остальной площади земельного участка с кадастровым номером 71:22:000000:0234 суд первой инстанции правомерно учел, что факт нецелевого использования указанного земельного участка не установлен органом государственного земельного контроля, в компетенции которого находится выявление таких фактов (территориальным органом Росреестра по Тульской области); соответствующие документы не представлены, а Управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям таким органом не является (последним установлены только нарушения мероприятий по охране земель).

С учетом изложенного довод налогового органа о наличии оснований для применения налоговой ставки 1,5 %, установленной решением Собрания депутатов муниципального образования Ломинцевское Щекинского района от 23.09.2011 № 39-3, не может быть принят во внимание, поскольку земельный участок с кадастровым номером 71:22:000000:0234 является единым объектом, имеет единый кадастровый номер и подлежит налогообложению как единый объект, в связи с чем право на применение пониженной ставки налога по данному участку распространяется на весь спорный участок.

Отклоняя довод налогового органа о том, что налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, книга учета доходов и расходов за 2012 год с отраженной суммой дохода 1 380 000 рублей, статистический отчет по форме 29-СХ с отраженными сведениями о сборе сена, товарные накладные на отпуск сена № 1, № 2 не могут являться доказательствами фактического использования обществом спорных земельных участков для сельскохозяйственного производства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, который указал, что налоговым органом в ходе рассмотрения дела не опровергнуты внесенные ООО «Ломинцево» в налоговую декларацию и статистический отчет форма 29-СХ сведения о наличии дохода в сумме 1 380 000 рублей за 2012 год, связанного с реализацией сена, что не исключает его сбора с земельного участка с кадастровым номером 71:22:000000:0234 (но не с иных двух указанных выше участков, относящихся к пашне).

Иных доводов, способных повлечь отмену обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.

Вместе с тем фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тульской области от 04.04.2014 по делу № А68-9878/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий В.Н. Стаханова

Судьи Е.В. Мордасов

К.А. Федин