ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-2933/08 от 23.09.2008 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

24 сентября 2008 года

Дело № А23-937/08А-9-65

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2008 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Полынкиной Н.А.,

судей Игнашиной Г.Д., Тимашковой Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником Соколовой Т.А.,

при участии:

от истца – Бабицын В.Н. – ордер от 18.09.2008 №5, удостоверение №07 от 22.11.2002 (до перерыва, объявленного 18.09.2008),

от других лиц, участвующих в деле, представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;

рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Калужской области в лице Жуковского отдела на решение Арбитражного суда Калужской области от 25.06.2008 по делу № А23-937/08А-9-65 (судья Храпченков Ю.В.),

установил  : муниципальное образование сельское поселение деревня Верховье обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Калужской области в лице Жуковского отдела (далее – УФРС по Калужской области) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора от 23.11.2006 №07/2006-012 аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 40:07:10 36 03:0016, расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, в районе д.Верховье, общей площадью 280 400 кв.м, заключенного между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калужской области и заявителем сроком на 49 лет.

Определением Арбитражного суда Калужской области от 25.04.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калужской области (далее – ТУ ФАУФИ по Калужской области).

Решением Арбитражного суда Калужской области от 25.06.2008 исковые требования удовлетворены полностью.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, УФРС по Калужской области в лице Жуковского отдела обратилось с апелляционной жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Оспаривая решение суда первой инстанции, заявитель ссылается на то, что представленный на регистрацию договор аренды был подписан от имени заявителя главой администрации сельского поселения деревня Верховье, в то время как согласно уставу муниципального образования без доверенности от имени заявителя уполномочен действовать глава сельского поселения деревня Верховье. Кроме того, заявитель указывает, что представленный на регистрацию договор аренды не соответствует по содержанию требованиям действующего законодательства, поскольку, по его мнению, муниципальное образование не вправе арендовать земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в федеральной собственности.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его отмены, предусмотренные ст.270 АПК РФ.

Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам организованного ТУ ФАУФИ по Калужской области аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 40:07:10 36 03:0016, расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, в районе д.Верховье, общей площадью 280 400 кв.м, победителем было признано муниципальное образование деревня Верховье, с которым ТУ ФАУФИ по Калужской области на основании распоряжения от 23.11.2006 №509-р был заключен договор аренды этого земельного участка от 23.11.2006 №07/2006-012 сроком до 20.11.2055.

19.10.2007 сельское поселение обратилось в УФРС по Калужской области в лице Жуковского отдела с заявлением о государственной регистрации вышеуказанного договора аренды.

08.11.2007 государственная регистрация была приостановлена сроком на один месяц до 08.12.2007.

08.12.2007 УФРС по Калужской области в лице Жуковского отдела отказало в государственной регистрации договора аренды земельного участка, указав в качестве оснований для отказа проведение торгов с нарушением Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 №808; отсутствие у муниципального образования права выступать арендатором земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в федеральной собственности; неподтверждение полномочий главы администрации сельского поселения деревня Верховье на подписание договора аренды от имени муниципального образования.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем в регистрационный орган были представлены все необходимые документы, предусмотренные ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для государственной регистрации договора, в связи с чем отказ от его регистрации противоречит ст.17,20 и 26 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом арбитражного суда первой инстанции, исходя из следующего.

Из пункта 5 статьи 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следует, что отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд.

В рассматриваемой ситуации заинтересованным лицом, имеющим в соответствии со статьей 4 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов, является муниципальное образование, поскольку именно указанному субъекту было отказано в государственной регистрации возникшего права.

Согласно статье 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, и договоры в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством.

Статья 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает, что документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и вид регистрируемого права, и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Таким образом, при решении вопроса о признании недействительным отказа в госрегистрации суд обязан проверить только те документы, которые были представлены регистратору, после чего решить, были ли представлены обществом все необходимые документы и имелись ли у регистрирующего органа основания, предусмотренные п.1 ст.20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», для отказа в регистрации. Согласно расписке о получении документов на государственную регистрацию (л.д. 100) заявителем были представлены следующие документы: заявление, платежное поручение, договор аренды земельного участка №07/2006-012 от 23.11.2006, протокол заседания комиссии по проведению торгов, распоряжение №509-р от 23.11.2006 «О предоставлении в аренду земельного участка», решение Сельской Думы муниципального образования сельское поселение деревня Верховье №48 от 16.08.2007 «О назначении кандидата на должность главы администрации сельского поселения деревня Верховье».

Таким образом, документов, подтверждающих полномочия главы администрации сельского поселения деревня Верховье Суржикова Николая Николаевича, подписавшего договор аренды земельного участка от имени муниципального образования сельского поселения деревня Верховье, на подписание данного договора, на государственную регистрацию представлено не было.

Поскольку документы, представленные на регистрацию, не подтверждали полномочия лица, подписавшего договор аренды земельного участка от имени заявителя и волеизъявление самого заявителя на получение земельного участка в аренду, после приостановления государственной регистрации такие документы в УФРС по Калужской области также представлены не были, регистрирующий орган правомерно отказал в регистрации договора аренды.

Сам факт существования доверенности от 01.11.2006, выданной главой сельского поселения деревня Верховье главе администрации сельского поселения деревня Верховье Суржикову Николаю Николаевичу на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка и подписание данного договора от имени заявителя, не свидетельствует о незаконности отказа УФРС по Калужской области в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 23.11.2006, поскольку регистрирующий орган проводит правовую экспертизу и принимает решение о государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации только на основании тех документов, которые были представлены на регистрацию. В рассматриваемом случае доверенность от 01.11.2006 на имя Суржикова Н.Н. в регистрирующий орган представлена не была, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию и не оспаривается самим заявителем.

Указанное обстоятельство не лишает заявителя права повторно представить на государственную регистрацию первоначально представленные им документы, приложив к ним доверенность от 01.11.2006 на имя Суржикова Н.Н. на право подписания договора аренды земельного участка, что повлечет обязанность регистрирующего органа зарегистрировать представленный договор аренды земельного участка от 23.11.2006, поскольку иные доводы, указанные регистрирующим органом в качестве основания для отказа в государственной регистрации договора аренды от 23.11.2006, являются несостоятельными. Довод регистрирующего органа о том, что сельское поселение не вправе арендовать земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в федеральной собственности, необоснован, поскольку каких-либо ограничений на предоставление земельных участков, в том числе из земель сельскохозяйственного назначения, в аренду муниципальному образованию – сельскому поселению действующее федеральное законодательство не содержит. Нельзя признать правомерным и довод УФРС по Калужской области о том, что торги, по результатам которых был заключен спорный договор аренды земельного участка, были проведены с нарушением требований действующего законодательства, поскольку п.1 ст.20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации и не содержит такого основания, как оценка торгов, по результатам которых был заключен представленный на регистрацию договор, с точки зрения порядка их проведения и оформления результатов этих торгов. Проведение торгов с нарушением правил, установленных действующим законодательством, может служить основанием для подачи иска о признании их недействительными любым заинтересованным лицом, однако не является основанием для отказа в государственной регистрации заключенного по результатам таких торгов договора.

При таких обстоятельствах, поскольку документы на государственную регистрацию договора от 23.11.2006 были поданы без приложения доверенности, подтверждающей полномочия лица на подписание данного договора от имени муниципального образования сельское поселение деревня Верховье, регистрирующий орган правомерно принял решение об отказе в государственной регистрации данного договора.

С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Калужской области подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.

Руководствуясь ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Калужской области от 25 июня 2008 года по делу № А23-937/08А-9-65 отменить.

В удовлетворении требований о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора от 23.11.2006 №07/2006-012 аренды земельного участка с кадастровым номером 40:07:10 36 03:0016, расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, в районе д.Верховье, общей площадью 280 400 кв.м, заключенного между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калужской области и муниципальным образованием сельское поселение деревня Верховье, отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Н.А. Полынкина

Судьи

Г.Д. Игнашина

Е.Н. Тимашкова