ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-2937/19 от 03.06.2019 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело № А62-11061/2018

Резолютивная часть постановления объявлена   03.06.2019

Постановление изготовлено в полном объеме    05.06.2019

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н.,при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой И.В., при участии представителя ответчика – колхоза «Племенное» (г. Рославль, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 28.10.2018), в отсутствие представителей истца – департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию                                (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию на решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.03.2019 по делу № А62-11061/2018 (судья Еремеева В.И.),

УСТАНОВИЛ:

департамент Смоленской областипо сельскому хозяйству и продовольствию (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к колхозу «Племенное» (далее – ответчик) о взыскании предоставленной субсидии за              2017 год в размере 558 304 рублей 62 копеек.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 04.03.2019 в удовлетворении требования отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов указывает на то, что ответчик не имел права вносить какие-либо изменения в документы на предоставление субсидий, так как такое право ничем не предусмотрено. Полагает, что судом первой инстанции применена норма права, не подлежащая применению. Считает неправильным выводы суда первой инстанции об отсутствии у ответчика обязанности по указанию кадастровых номеров земельных участков, а также о том, что ввиду неустановления истцом недостоверности сведений при рассмотрении заявления и документов ответчика, у истца не имеется оснований для возврата субсидии.

От ответчика в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в целях реализации областной государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области» на 2014 – 2020 годы, утвержденной постановлением администрации Смоленской области от 20.11.2013 № 928, в рамках постановления администрации Смоленской области от 22.02.2017 № 79                       «Об утверждении Порядка предоставления субсидий в рамках реализации областной государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области» на 2014 – 2020 годы сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства» (далее – постановление № 79) ответчику предоставлена субсидия из областного бюджета в 2017 году в целях возмещения части его затрат, связанных с проведением комплекса агротехнологических работ, повышением уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также повышением плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами в размере                        558 304 рублей 62 копеек (платежное поручение от 31.03.2017 № 840855).

Между истцом и ответчиком 28.03.2017 заключено соглашение № 0103 о предоставлении субсидии из областного бюджета в рамках реализации областной государственной вышеуказанной программы (далее – соглашение), в соответствии с разделом 1 которого его предметом является предоставление из областного бюджета в 2017 году получателю (ответчику) субсидии в целях возмещения части его затрат, связанных с проведением комплекса агротехнологических работ, повышением уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также повышением плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами.

В силу пункта 2.1 соглашения субсидия на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства (далее – субсидия) предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными главному распорядителю как получателю средств областного бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе 1 соглашения.

В разделе 3 соглашения установлены условия и порядок предоставления субсидии:

– субсидия предоставляется в соответствии с Порядком;

– соответствие получателя требованиям, установленным Порядком;

– субсидия предоставляется на цели, указанные в разделе 1 соглашения, при представлении получателем главному распорядителю копий документов, указанных в абзаце 3 пункта 11 Порядка;

– субсидия предоставляется при соблюдении иных условий, в том числе указанных в пункте 9 порядка.

Подпунктом 7 пункта 4.1 соглашения указано, что в случае установления главным распорядителем или получения от департамента по осуществлению контроля информации о факте (ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком и настоящим соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с настоящим соглашением, недостоверных сведений, направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в областной бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.

Требование о возврате средств субсидии в областной бюджет подготавливается главным распорядителем в письменной форме с указанием получателя, платежных реквизитов, срока возврата и суммы субсидии, подлежащей возврату.

На основании пункта 4.3 соглашения получатель обязуется:

1) предоставить главному распорядителю документы, установленные в                         пункте 3.3 соглашения;

2) обеспечивать достижение значений показателей результативности, установленных главным распорядителем в соответствии с подпунктом 4                             пункта 4.1 соглашения;

3) представлять главному распорядителю:

в срок до 15.02.2018:

– сопроводительное письмо по форме, установленной в приложении № 1 к соглашению;

– отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в 2017 году по форме, установленной в приложении № 3 к соглашению;

– заверенную сельскохозяйственным товаропроизводителем копию формы федерального статистического наблюдения № 29-СХ «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур» или № 2-фермер «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур» за 2017 год с отметкой о принятии территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области или с подтверждением передачи документа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;

– заверенную сельскохозяйственным товаропроизводителем копию формы «Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год» за 2017 год с отметкой о принятии налоговым органом или с подтверждением передачи документа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (форма КНД 1110018) (за исключением индивидуальных предпринимателей – глав крестьянских (фермерских) хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств);

– заверенную сельскохозяйственным товаропроизводителем копию формы «Расчет по страховым взносам» за 2017 год с отметкой о принятии налоговым органом или с подтверждением передачи документа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (форма КНД 1151111) (за исключением индивидуальных предпринимателей – глав крестьянских (фермерских) хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств);

в срок до 01.03.2018:

– отчет о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей за 2017 год по форме, установленной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

4) направлять по запросу главного распорядителя документы и информацию, необходимые для проведения проверок соблюдения порядка, целей и условий предоставления субсидии, в течение пяти дней со дня получения запроса главного распорядителя;

5) устранять факт (ы) нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидии в сроки, определенные в требовании об обеспечении возврата субсидии в областной бюджет (далее – требование);

6) возвращать в областной бюджет субсидию в сроки и в размере, определенные в требовании;

7) возвращать в областной бюджет средства в размере, определенном по форме в соответствии с приложением № 4 к соглашению, в случае принятия главным распорядителем решения о применении к получателю штрафных санкций в соответствии с подпунктом 8 пункта 4.1 соглашения в срок, установленный главным распорядителем в уведомлении о применении штрафных санкций;

8) обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых главному распорядителю в соответствии с соглашением;

9) выполнить иные обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, Порядком и соглашением, в том числе, не препятствовать осуществлению главным распорядителем и департаментом по осуществлению контроля обязательных проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В соответствии с пунктами 5.2 и 5.3 соглашения иные положения об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств по соглашению:

– в случае выявления в течение текущего финансового года нарушений условий, установленных при предоставлении субсидии, средства субсидии подлежат добровольному возврату на лицевой счет истца, открытый в департаменте бюджета и финансов Смоленской области, в полном объеме;

– в случае выявления по истечении финансового года нарушений условий, установленных при предоставлении субсидии, средства субсидии подлежат добровольному возврату в доход областного бюджета в полном объеме;

– при отказе от добровольного возврата субсидии возврат производится главным распорядителем в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством.

Получатель субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за недостоверность представляемых данных и нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии.

Истцу от ответчика 13.08.2018 поступило обращение с просьбой об изменении данных об используемых участках с кадастровыми номерами 67:15:0030101:336; 67:15:0030101:333 и 67:15:0030201:989, указанных в реестре участков, используемых в сельскохозяйственном производстве, которые были представлены совместно с заявлением о предоставлении субсидии от 15.03.2017 № 01-01829 на данные участка с кадастровым номером 67:15:0030101:400 в связи с тем, что указанные в реестре земельные участки не обрабатывались.

Ответчику 13.09.2018 направлено требование № 4098-02 о возврате субсидии.

Полагая, что ответчиком не обеспечена достоверность сведений, представляемых главному распорядителю в части данных в реестре земельных участков, используемых в сельскохозяйственном производстве, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.

Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

На основании части 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату предоставления субсидии) (далее – БК РФ) в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе, предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

В силу части 1, а также пунктов 1 –  3 части 2 указанной статьи субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

– из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

– из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

– из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Администрация Смоленской области вынесла постановление от 20.11.2013 № 928 «Об утверждении областной государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области» на 2014 – 2020 годы», которым утвердила областную государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области» на 2014 – 2020 годы (далее – государственная программа).

Целью реализации данной программы является увеличение объемов производства и реализации продукции сельского хозяйства, производимой в Смоленской области, и повышение ее конкурентоспособности на агропродовольственном рынке, обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса, а также устойчивого и комплексного развития сельских территорий Смоленской области, воспроизводство и повышение эффективности использования ресурсного потенциала в аграрном секторе экономики Смоленской области.

Ожидаемыми результатами программы являются увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий; увеличение поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными породами, в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей; повышение среднего уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий); повышение доступности улучшения жилищных условий для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов; повышение уровня комфортности условий жизнедеятельности в сельской местности.

Основные приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации государственной программы определены в соответствии с  целями и задачами Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, с учетом региональных особенностей.

Так, в целях реализации областной государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области» на 2014 – 2020 годы, утвержденной постановлением администрации Смоленской области от 20.11.2013 № 928, постановлением № 79 утвержден Порядок предоставления субсидий в рамках реализации рассматриваемой государственной программы сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.

В соответствии с пунктами 6, 9, 10, 14 и 15 Порядка (в редакции, действующей на дату предоставления субсидии) субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), признанным таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», относящимся к категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство продукции растениеводства на территории Смоленской области, на основании производственных показателей в отрасли растениеводства, полученных в году, предшествующем текущему финансовому году.

Условиями предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства являются:

– отсутствие у сельскохозяйственного товаропроизводителя недоимки по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по месту нахождения сельскохозяйственного товаропроизводителя (месту нахождения его обособленных подразделений, месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества и транспортных средств) на территории Смоленской области (за исключением случаев реструктуризации задолженности, предоставления инвестиционного налогового кредита, отсрочки или рассрочки по уплате налога, сумм налога, приостановленных к взысканию);

– отсутствие у сельскохозяйственного товаропроизводителя просроченной задолженности перед областным бюджетом, за исключением просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставляемых в том числе в соответствии с иными областными нормативными правовыми актами;

– неотнесение сельскохозяйственного товаропроизводителя к иностранному юридическому лицу, а также российскому юридическому лицу, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

– неполучение сельскохозяйственным товаропроизводителем средств из областного бюджета в соответствии с иными областными нормативными правовыми актами на цели предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, указанные в пункте 5 Порядка;

– ненахождение сельскохозяйственного товаропроизводителя в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства;

– заключение сельскохозяйственным товаропроизводителем с истцом соглашения о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, содержащего показатели результативности использования указанной субсидии, формы, порядок и сроки представления отчетности о достижении показателей результативности использования указанной субсидии с учетом типовой формы, установленной департаментом бюджета и финансов Смоленской области. Проект соглашения о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства размещается на официальном сайте истца в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня принятия Порядка;

– наличие земельного(ых) участка(ов) сельскохозяйственного назначения, принадлежащего(их) сельскохозяйственному товаропроизводителю на праве собственности или на ином имущественном праве;

– наличие земельного(ых) участка(ов) сельскохозяйственного назначения, принадлежащего(их) сельскохозяйственному товаропроизводителю на праве собственности и используемого(ых) для производства семенного картофеля и (или) семян сельскохозяйственных культур (для сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство семенного картофеля и (или) семян сельскохозяйственных культур);

– наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей следующей среднесписочной численности работников за календарный год, предшествующий текущему финансовому году: у индивидуальных предпринимателей (за исключением индивидуальных предпринимателей – глав крестьянских (фермерских) хозяйств) –                      2 человека и более, а у юридических лиц (за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств) – 5 человек и более;

– наличие посевных площадей, занятых зерновыми культурами, и (или) зернобобовыми культурами, и (или) кормовыми культурами, и (или) овощными культурами открытого грунта, и (или) семенным картофелем, и (или) посевами кукурузы для производства семян родительских форм гибридов и гибридов первого поколения F1, и (или) семенными посевами подсолнечника для производства семян родительских форм гибридов и гибридов первого поколения F1, а также оригинальных и элитных семян, и (или) семенными посевами сахарной свеклы для производства семян родительских форм гибридов и гибридов первого поколения F1, и (или) маточниками и (или) семенниками овощных культур открытого грунта в году, предшествующем текущему финансовому году;

– наличие документов соответствия партий семян семенного картофеля и (или) семян сельскохозяйственных культур согласно статье 21 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (для сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся производством семенного картофеля и (или) семян сельскохозяйственных культур);

– достижение уровня урожайности зерна не менее 10 центнеров с гектара в году, предшествующем текущему финансовому году (для сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся производством зерна);

– наличие производства и обеспечение реализации семенного картофеля, и (или) семян сельскохозяйственных культур, и (или) овощей открытого грунта (для сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся производством семенного картофеля, и (или) семян сельскохозяйственных культур, и (или) овощей открытого грунта).

Сельскохозяйственные товаропроизводители должны соответствовать требованиям, указанным в абзацах 3 – 6 пункта 9 Порядка, на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.

Сельскохозяйственные товаропроизводители представляют истцу до 15 марта включительно (до 15 июля включительно для сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся производством семенного картофеля или семян сельскохозяйственных культур) текущего финансового года необходимые документы, в том числе:

– заявление о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства (далее – заявление) по форме, утвержденной приказом начальника истца;

– реестр земельных участков, используемых в сельскохозяйственном производстве сельскохозяйственным товаропроизводителем на 1 января текущего финансового года, заверенный сельскохозяйственным товаропроизводителем, по форме, утвержденной приказом начальника истца;

– справку-расчет на предоставление субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства по форме, утвержденной приказом начальника истца (представляется сельскохозяйственными товаропроизводителями, занимающимися производством семенного картофеля и (или) семян сельскохозяйственных культур);

– справку о производственных показателях в отрасли растениеводства, полученных в году, предшествующем текущему финансовому году, по форме, утвержденной приказом начальника истца (представляется сельскохозяйственными товаропроизводителями, занимающимися производством зерновых, зернобобовых и кормовых культур);

– копию статистической формы № 29-СХ «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур» со всех земель или копию статистической формы                    № 2-фермер «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур» за год, предшествующий текущему финансовому году, заверенную сельскохозяйственным товаропроизводителем (представляется сельскохозяйственными товаропроизводителями, занимающимися производством зерновых, зернобобовых и кормовых культур);

– справку о посевных площадях, занятых семенным картофелем и (или) семенами сельскохозяйственных культур, и об объеме производства семенного картофеля и (или) семян сельскохозяйственных культур в году, предшествующем текущему финансовому году, и в текущем финансовом году по форме, утвержденной приказом начальника истца (представляется сельскохозяйственными товаропроизводителями, занимающимися производством семенного картофеля и (или) семян сельскохозяйственных культур).

Получатели субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных истцу документах.

Основаниями для отказа в предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства являются:

– непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 10 Порядка, за исключением документа, указанного в абзаце 15 данного пункта;

– несоответствие представленных сельскохозяйственным товаропроизводителем документов требованиям, определенным в пункте 10 Порядка;

– недостоверность представленной сельскохозяйственным товаропроизводителем информации. Проверка достоверности информации, содержащейся в представленных документах, осуществляется путем ее сопоставления с информацией, полученной от компетентных органов или организаций, выдавших документ (документы), а также полученной иными способами, разрешенными федеральным законодательством;

– несоответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя категории, имеющей право на получение субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в соответствии с пунктом 6 Порядка;

– несоблюдение условий предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, установленных пунктом 9 Порядка.

В случае выявления в течение текущего финансового года нарушений условий, установленных при предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, средства указанной субсидии подлежат добровольному возврату на лицевой счет истца, открытый в департаменте бюджета и финансов Смоленской области, в полном объеме.

В случае выявления по истечении финансового года нарушений условий, установленных при предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, средства указанных субсидий подлежат добровольному возврату в доход областного бюджета в полном объеме.

При отказе от добровольного возврата субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства их возврат производится истцом в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством.

Судом первой инстанции установлено, что ввиду самостоятельного выявления ответчиком ошибочного указания в реестре, представленном совместно с заявлением о предоставлении субсидии, участков, используемых в сельскохозяйственном производстве, несоответствующих фактическому кадастровому номеру обрабатываемого участка, им  13.08.2018 приняты меры по уточнению указанных сведений путем изменения данных об используемых участках с кадастровыми номерами 67:15:0030101:336, 67:15:0030101:333 и 67:15:0030201:989 в части изменения кадастровых номеров.

Следовательно, как верно отметил суд первой инстанции, на дату направления  требования о возврате субсидии (13.09.2018) ответчиком обеспечена полнота и достоверность сведений.

Ввиду того, что при рассмотрении заявления от 15.03.2017 № 01-01829 о предоставлении субсидии и документов ответчика истцом не установлено оснований для отказа в предоставлении субсидии, а недостоверность представленной информации не выявлена, суд пришел к правильному выводу о том, что проверка достоверности информации, содержащейся в представленных документах, путем ее сопоставления с информацией, полученной от компетентных органов или организаций, выдавших документы, а также полученной иными способами, разрешенными федеральным законодательством, истцом не проводилась.

Вместе с тем из материалов дела усматривается, что обязательства ответчика, установленные пунктом 4.3 соглашения, исполнены им в полном объеме.

Поскольку ответчиком самостоятельно выявлено ошибочное указание в реестре участков несоответствующей информации в части кадастровых номеров этих участков, приняты меры по устранению выявленного несоответствия, а обязательства, установленные пунктом 4.3 соглашения, исполнены в полном объеме, суд первой инстанции пришел к верному выводу о соблюдении ответчиком порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных пунктом 9 Порядка и раздела 3 соглашения, в том числе условий о наличии земельных участков сельскохозяйственного назначения, принадлежащих ответчику, и наличии посевных площадей.

При этом с учетом буквального смысла содержащихся в пункте 9 Порядка условий суд справедливо согласился с позицией ответчика о том, что обязанность по указанию конкретных кадастровых номеров принадлежащих ему участков не предусмотрена ни Порядком, ни соглашением.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал, что самостоятельное выявление ответчиком ошибочного указания в реестре принадлежащих ему участков несоответствующих кадастровых номеров этих участков и принятие им мер по устранению выявленного несоответствия само по себе не может служить основанием для возврата выделенных денежных средств.

В свою очередь истец в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил надлежащих доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для возврата денежных средств.

В связи со сказанным суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у ответчика не возникла обязанность по возврату субсидии, вследствие чего требование истца оставлено без удовлетворения.

Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик не имел права вносить какие-либо изменения в документы на предоставление субсидий, так как ни соглашением, ни Порядком такое право не предусмотрено, является несостоятельным, поскольку соглашение и Порядок не содержат запрет на внесение таких изменений.

Причем, как указывалось выше, при выявлении несоответствия сведений, содержащихся в документах на предоставление субсидий, истец мог отказать ответчику в предоставлении субсидий, но ввиду отсутствия с его стороны действий по проверке достоверности этих сведений, истец субсидию ответчику предоставил.

В отношении доводов истца о том, что судом первой инстанции применена норма права, не подлежащая применению, ошибочности выводов суда об отсутствии у ответчика обязанности по указанию кадастровых номеров земельных участков и о том, что ввиду неустановления истцом недостоверности сведений при рассмотрении заявления и документов ответчика, у истца не имеется оснований для возврата субсидии, апелляционная коллегия отмечает, что они не имеют правового значения для целей рассмотрения настоящего дела и подлежат отклонению в силу следующего.

Основным обстоятельством, подлежащим доказыванию в рамках рассматриваемого дела, является наличие у ответчика обрабатываемых земельных участков в необходимых для получения субсидии объемах.

Вместе с тем истец, не оспаривая наличие у ответчика достаточной площади земельных участков и достижение требуемого уровня урожайности, т. е. наступления условий, являющихся основанием для предоставления субсидии, требовал вернуть ее только на основании ошибочного указания кадастровых номеров земельных участков.

Причем из материалов дела усматривается, что после выяснения допущенной ответчиком ошибки истец вместо проверки реального объема посевных площадей провел проверку тех земельных участков, которые сам ответчик просил заменить в реестре как необрабатываемые.

При этом истец не оспаривает соблюдение ответчиком целей и условий предоставления субсидии.

Доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.

Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Смоленской области от 04.03.2019 по делу                                   № А62-11061/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.                                  В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

Е.Н. Тимашкова

Н.В. Еремичева

В.Н. Стаханова