ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20АП-2985/2017 от 19.07.2017 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А68-12001/2015

25 июля 2017 года

(20АП-2985/2017)

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2017 года. Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2017 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Григорьевой М.А., судей Волковой Ю.А. и Афанасьевой Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Новиковой А.В.,

в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                            ФИО1 на определение Арбитражного суда Тульской области                 от 18.04.2017 по делу № А68-12001/2015 (судья Воронцов И.Ю.),

установил.

Общество с ограниченной ответственностью «Ново мебель» обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью «Амикан» (далее – ООО «Амикан», должник) несостоятельным (банкротом).

Определением суда от 26.04.2016 в отношении ООО «Амикан» введено наблюдение. Временным управляющим утвержден ФИО2

Решением суда от 20.10.2016 в отношении ООО «Амикан» введено конкурсное производство на шесть месяцев. Конкурсным управляющим должника утверждён ФИО2

Конкурсный управляющий ФИО2 обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением об истребовании от бывшего руководителя должника ФИО1 бухгалтерской и иной документации должника (по 29 пунктам, с учетом уточнения от 09.02.2017).

Определением от 18.04.2017 суд удовлетворил ходатайство конкурсного управляющего об истребовании у ФИО1 следующих документов:

1. Бухгалтерская отчетность за 2015 год, а также формы № 2,3,4,5, пояснительные записки к балансам за период с 01.01.2013 по 01.10.2016.

2. Материалы аудиторских проверок, отчеты оценщиков за 3 года до введения процедуры наблюдения.

3. Договоры на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг за 3 года до введения процедуры наблюдения.

4. Накладные на поставку товаров, акты выполненных работ, оказанных услуг за 3 года до введения процедуры наблюдения.

5. Счета фактуры за 3 года до введения процедуры наблюдения.

6. Оборотно-сальдовые ведомости по сету 50 и счету 51 за 3 года до введения процедуры наблюдения.

7. Документы по кассовым операциям организации за 3 года до введения процедуры наблюдения.

8. Кредитные договоры, договоры займа.

9. Положение об учетной политике.

10. Договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской и дебиторской задолженности, иные документы о финансово-хозяйственной деятельности должника за 3 года до возбуждения производства по делу о банкротстве.

11. Расшифровка основных средств должника по состоянию на последнюю отчетную дату, с указанием балансовой стоимости, остаточной стоимости и процент износа по каждому ОС. Перечень имущества, приобретенного и отчужденного за 3 года до введения процедуры наблюдения, указать наименование поступивших или выбывших основных средств, их балансовую и остаточную стоимость на момент поступления (выбытия).

12. Договоры, отчеты об оценке имущества, приказы органов управления должника и т.д., на основании которых производилось отчуждение и приобретение имущества должника (либо предоставить заверенную главным бухгалтером и директором предприятия справку об их отсутствии).

13. Сведения о дочерних предприятиях или филиалах.

14. Документы на имеющиеся объекты гражданской обороны, мобилизационные мощности и имущество ограниченного оборота.

15. Документы об исполнение государственного оборонного заказа.

16. Расшифровку незавершенного строительства на последнюю отчетную дату, с указанием степени готовности объектов (в %).

17. Расшифровку запасов предприятия по номенклатурным позициям на последнюю отчетную дату.

18. Документы, подтверждающие необходимость в осуществлении дорогостоящих природоохранных мероприятий.

19. Документы по ФОТ (фонду оплаты труда) и средней заработной плате, трудовые договора и прочие документы по личному составу.

20. Документы, подтверждающие наличие долгосрочных и/или краткосрочных кредитов и займов.

21. Расшифровку прочих операционных и внереализационных доходов и расходов за 3 года до введения процедуры наблюдения.

22. Расшифровку коммерческих и управленческих расходов за 3 года до введения процедуры наблюдения.

23. Документы, устанавливающие порядок ценообразования цен на продукцию, работы, услуги.

24. Расшифровку «Расходы будущих периодов» и «Доходы будущих периодов» по состоянию на последнюю отчетную.

25. Расшифровку себестоимости проданных товаров (выполненных работ) по основным статьям затрат за 3 года до введения процедуры наблюдения.

26. Сведения об основных поставщиках и потребителях продукции и услуг предприятия за 3 года до введения процедуры наблюдения.

27. Расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату (по состоянию на 31.09.2016 г.).

28. Сведения об объемах и номенклатуре реализованной и выпущенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг за 3 года до введения процедуры наблюдения.

29. Общие оборотно-сальдовые ведомости за 2013 г., 2014 г., 2015 г., 2016 г.

Не согласившись с указанным определением, ФИО1 обратился с апелляционной жалобой, в которой просил определение от 18.04.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы ссылался на то, что ФИО1 были направлены оригиналы документов почтовым отправлением. Обращал внимание на то, что представить бухгалтерскую отчетность ООО «Амикан» за 2015 год не возможно по причине того, что хозяйственная деятельность в 2015 и 2016 году не велась. Указывал, что документы по аресту имущества должника находятся в службе судебных приставов, аудиторские проверки не проводились, отчетов оценщиков не было, кредитные договора были погашены, договоров займа за 2012 – 2015 годы не заключалось. Полагал, что копии договоров по отчуждению имущества конкурсному управляющему следует запросить в Росреестре и ГИБДД. Ссылался на то, что у должника отсутствуют: филиалы, незавершенные строительства, документы на имеющиеся объекты гражданской обороны, мобилизационной мощности и имущество ограниченного оборота; документы государственного оборонного заказа; запасы. Обращал внимание на то, что документы, в том числе по фонду оплаты труда остались в складском помещении, аренда которого прекращена в связи с отсутствием у должника денежных средств. Ссылался на утрату документов по независящим от него причинам. 

Конкурсный управляющий в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить обжалуемое определение без изменения.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в пределах доводов жалоб в порядке                                            статей 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, конкурсным управляющим 25.10.2016 вручил бывшему руководителю должника – ФИО1 запрос № 035 о представлении документации на основании абзаца 2 пункта 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2012 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), который оставлен без ответа.

Неисполнение бывшим руководителем должника требований пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве явилось основанием для обращения управляющего в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции заявление управляющего удовлетворил, указав на непредставление ФИО1 доказательств надлежащего исполнения требования статьи 126 Закона о банкротстве.

Суд апелляционной инстанции полагает, что заявление управляющего подлежит частичному удовлетворению, а определение суда изменению, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 223 АПК РФ и статье 32 Закона о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

В соответствии с пунктом 2 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему (абзац 2 пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве).

Данная норма закрепляет обязанность руководителя должника в установленный срок вне зависимости от поступления либо непоступления соответствующего запроса представить конкурсному управляющему перечисленные документы и материальные ценности.

Согласно пункту 2 статьи 129 Закона о банкротстве на конкурсного управляющего возложена обязанность по принятию в ведение имущества должника, проведению его инвентаризации и оценки, по принятию мер по обеспечению сохранности имущества должника, по проведению анализа его финансового состояния, по предъявлению к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании, по предъявлению возражений относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику, по принятию мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.

Для возможности исполнения указанных обязанностей конкурсный управляющий должен располагать бухгалтерской и иной документацией.

Поскольку в силу положений пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве передача конкурсному управляющему бухгалтерской и иной документации является обязанностью руководителя предприятия, исполнявшего обязанности на момент утверждения конкурсного управляющего (который несет ответственность и за организацию хранения такой документации в соответствии с Федеральным законом от 06.11.2011 № 402-ФЗ             «О бухгалтерском учете»), то и обязанность доказывания надлежащего исполнения данной обязанности в силу статьи 65 АПК РФ лежит на бывшем руководителе должника.

Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 3 пункта 47 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35                    «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», в случае отказа или уклонения указанных лиц от передачи перечисленных документов и ценностей арбитражному управляющему он вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об их истребовании по правилам частей 4 и 6 – 12 статьи 66 АПК РФ (при этом для временного управляющего истребуются заверенные руководителем должника копии документов, а для конкурсного управляющего – оригиналы документов и сами ценности). В определении об их истребовании суд указывает, что они должны быть переданы арбитражному управляющему; в случае неисполнения соответствующего судебного акта суд вправе выдать исполнительный лист, а также наложить на нарушивших свои обязанности лиц штраф (часть 9 статьи 66              АПК РФ). В случае необходимости суд вправе также истребовать их и у бывших руководителей должника, а также у других лиц, у которых имеются соответствующие документы.

В силу статей 9, 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, и несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий.

Из приведенных норм и разъяснений следует, что при обращении управляющего с соответствующим требованием в суд, на бывшего руководителя должника возлагается бремя доказывания надлежащего выполнения требования статьи 126 Закона о банкротстве.

Суд апелляционной инстанции полагает, что требование управляющего об истребовании документов судом первой инстанции удовлетворено правомерно в следующей части.

Для исполнения своих обязанностей конкурсный управляющий должен располагать бухгалтерской и иной документацией должника.

На основании пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

В соответствии со статьей 29 ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.

При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации (пункт 4 статьи 29 ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Истребование документов возможно при условии, что лицо, к которому предъявлено требование о передаче документов, располагает данными документами.

При этом из содержания статьи 16 АПК РФ следует необходимость суда исследовать вопрос фактического нахождения всех истребуемых документов у лица, требования к которому о возложении обязанности передать документы предъявлены, так как судебный акт, обязывающий передать документы, отсутствующие у лица, не может обладать признаками неисполнимости.

В отзыве и апелляционной жалобе ФИО1 ссылался на то, что конкурсный управляющий истребуемые формы № 2, 3, 4, 5 пояснительные записки к бухгалтерским балансам за период с 01.01.2013 – 01.10.2016 может запросить в налоговом органе, документы по аресту имущества должника в службе судебных приставов, копии договоров по отчуждению недвижимого имущества в Росреестре, транспортных средств в ГИБДД. ФИО1 также указал, что документы по фонду оплаты труда должника находились в ранее арендуемом офисе, а кредитные обязательства погашены предприятием.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что должник располагал указанными документами. 

Поскольку на руководителя должника в силу закона возложена обязанность по ведению первичного учета, а ФИО1 доказательств передачи управляющему такой документации не представил, то требования последнего правомерно удовлетворены судом первой инстанции в части:

1. Бухгалтерская отчетность за 2015 год, а также формы № 2, 3, 4, 5, пояснительные записки к балансам за 2013, 2014, 2015 годы.

2. Договоры на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг за 3 года до введения процедуры наблюдения.

3. Накладные на поставку товаров, акты выполненных работ, оказанных услуг за 3 года до введения процедуры наблюдения.

4. Счета фактуры за 3 года до введения процедуры наблюдения.

5. Оборотно-сальдовые ведомости по счету 50 и счету 51 за 3 года до введения процедуры наблюдения.

6. Документы по кассовым операциям организации за 3 года до введения процедуры наблюдения.

7. Договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской и дебиторской задолженности, иные документы о финансово-хозяйственной деятельности должника за 3 года до возбуждения производства по делу о банкротстве.

8. Расшифровка основных средств должника по состоянию на последнюю отчетную дату, с указанием балансовой стоимости, остаточной стоимости и процент износа по каждому ОС. Перечень имущества, приобретенного и отчужденного за 3 года до введения процедуры наблюдения, указать наименование поступивших или выбывших основных средств, их балансовую и остаточную стоимость на момент поступления (выбытия).

9. Документы по фонду оплаты труда и заработной плате, трудовые договора и прочие документы по личному составу.

10. Сведения об основных поставщиках и потребителях продукции и услуг предприятия за 3 года до введения процедуры наблюдения.

11. Расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату (по состоянию на 31.09.2016).

12. Общие оборотно-сальдовые ведомости за 2013, 2014, 2015 годы.

Утверждение заявителя жалобы о том, что документы по фонду оплаты труда находились в ранее арендуемом офисе, предприятие признано банкротом и аренда прекращена, а директор на хранение данные документы забрать не мог, не может быть принято во внимание, поскольку носит голословный характер, соответствующие доказательства в подтверждение данных обстоятельств суду апелляционной инстанции не представлены.

Наличие у бывшего руководителя предприятия иной документации ФИО1 отрицает. Доказательства обратного материалы дела не содержат, определение апелляционного суда от 14.06.2017 конкурсным управляющим не исполнено.

Учитывая бремя доказывания обстоятельств по данному спору, конкурсный управляющий не представил доказательства того, что истребуемые им документы находятся у ФИО1 и они являются обязательными в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, в связи с чем ходатайство об истребовании документации в остальной части удовлетворению не подлежит.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 32.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», на определения распространяется порядок обжалования судебных актов, установленный пунктом 3 статьи 61 Закона о банкротстве, который предусматривает возможность обжалования судебных актов в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение четырнадцати дней со дня их вынесения, при этом пересмотр постановления суда апелляционной инстанции в порядке кассационного производства в рамках такого порядка законодательством не предусмотрен. Поскольку возможность обжалования определения об истребовании у руководителя должника документов Законом о банкротстве не предусмотрена, по результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции принимает постановление, которое является окончательным.

Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел государственная пошлина не уплачивается.

Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Тульской области от 18.04.2017 по делу                              № А68-12001/2015 изменить.

Обязать ФИО1 передать конкурсному управляющему общества с ограниченной ответственностью «Амикан» (ИНН <***>,                             ОГРН <***>) ФИО2 следующие документы:

1. Бухгалтерская отчетность за 2015 год, а также формы № 2, 3, 4, 5, пояснительные записки к балансам за 2013, 2014, 2015 годы.

2. Договоры на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг за 3 года до введения процедуры наблюдения.

3. Накладные на поставку товаров, акты выполненных работ, оказанных услуг за 3 года до введения процедуры наблюдения.

4. Счета фактуры за 3 года до введения процедуры наблюдения.

5. Оборотно-сальдовые ведомости по счету 50 и счету 51 за 3 года до введения процедуры наблюдения.

6. Документы по кассовым операциям организации за 3 года до введения процедуры наблюдения.

7. Договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской и дебиторской задолженности, иные документы о финансово-хозяйственной деятельности должника за 3 года до возбуждения производства по делу о банкротстве.

8. Расшифровка основных средств должника по состоянию на последнюю отчетную дату, с указанием балансовой стоимости, остаточной стоимости и процент износа по каждому ОС. Перечень имущества, приобретенного и отчужденного за 3 года до введения процедуры наблюдения, указать наименование поступивших или выбывших основных средств, их балансовую и остаточную стоимость на момент поступления (выбытия).

9. Документы по фонду оплаты труда и заработной плате, трудовые договора и прочие документы по личному составу.

10. Сведения об основных поставщиках и потребителях продукции и услуг предприятия за 3 года до введения процедуры наблюдения.

11. Расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату (по состоянию на 31.09.2016).

12. Общие оборотно-сальдовые ведомости за 2013, 2014, 2015 годы.

В остальной части ходатайство оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, является окончательным и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

ФИО3

Судьи

Ю.А. Волкова

Е.И. Афанасьева